Структура пояснительной записки к курсовой работе
За основу рекомендуется принять следующую структуру (состав основных разделов) курсовой работы [7]:
· титульный лист;
· задание на выполнение курсовой работы;
· реферат (аннотация);
· содержание;
· введение;
· основные разделы курсовой работы, содержащие теоретическую, расчетную и аналитическую части;
· заключение;
· список использованной литературы;
· приложения.
Форма и содержание титульного листа приведено в приложении Г.
Задание на курсовую работу содержит тему работы, её структуру, рекомендуемые преподавателем литературные источники, срок сдачи курсовой работы на проверку, дату выдачи задания в соответствии с установленным графиком работы.
Задание должно быть подписано выдавшим его преподавателем и студентом, принявшим его на исполнение.
Реферат (аннотация) должны содержать:
1) сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;
2) перечень ключевых слов;
3) объект исследования;
4) предмет исследования;
5) цель исследования;
6) основные выявленные проблемы;
7) рекомендуемые пути решения проблем.
Содержание включает все составные части документа, идущие после него, т.е. введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, заключение, список использованных источников, приложения с их названиями.
Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу (несколько страниц).
Во вводной части курсовой работы должна быть раскрыта актуальность проблемы в соответствии с выбранной темой, изложены цели и задачи работы.
Теоретическая часть является результатом работы студента над литературными источниками. В данной части студент должен показать умение критически подходить к рассмотрению проблемы, вытекающей из целей и задач, обобщать, анализировать и систематизировать собранный материал, раскрывать сущность рассматриваемого вопроса.
Расчетная часть курсовой работы должна показать умение студента проводить необходимые расчеты в соответствии с заданием, тем самым, практически использовать полученные и изложенные в теоретической части знания по данной дисциплине. При проведении расчетов рекомендуется использовать примеры решения типовых задач, приведенные в источниках из списка литературы, например, [2, 3, 6, 9].
В аналитической части студент должен проанализировать полученные результаты расчетов и иные исходные данные, разработать конкретные предложения для достижения поставленной цели курсовой работы.
Заключение должно содержать итоговые выводы и отражать основные результаты, которые были получены в результате выполнения курсовой работы в целом.
В курсовой работе должен быть представлен список использованной литературы, оформленный в соответствии с установленными требованиями.
Приложения могут включать в себя исходные данные, графический материал, машинные распечатки программ, документов, форм и т.п.
В основной части работы не должны применяться сокращения слов, кроме общепринятых по ГОСТ 7.12–93. Если в тексте приводятся цитаты, заимствованные из литературы, то обязательно дается ссылка на источник путем указания номера источника в квадратных скобках по списку литературы.
В курсовой работе подлежат обязательному применению единицы физических величин Международной системы единиц (СИ) в соответствии с ГОСТ 8.417–2002, а также десятичные кратные и дольные этих единиц [ 5 ]. Соотношения между основными и производными единицами системы СИ и аналогичными им внесистемными единицами приведены в приложении Д. При оформлении текстовой и расчетной частей проекта рекомендуется применять русские обозначения единиц.
Приведенные в тексте иллюстрации (чертежи, графики, схемы, блок-схемы и т.д.) объединяются единым названием «рисунок», должны иметь название и быть пронумерованы. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Все таблицы, графики и рисунки должны иметь сквозную нумерацию и свое название. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка под ним.
Список используемой литературы должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе выполнения работы и составления пояснительной записки. На каждый источник в тексте должна быть ссылка. По каждому литературному источнику указывается: его автор, полное название источника, место и наименование издательства, год издания. Для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер.
5. организационные вопросы при выполнении курсовой работы
Для оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы кафедра выделяет руководителя, который ведет постоянное наблюдение за ходом выполнения курсовой работы и оказывает студенту необходимую помощь на всех этапах его выполнения.
Ритмичное выполнение курсовой работы определяется обязательными консультациями, согласованными с группой, как правило, вне сетки расписания.
Руководитель курсовой работы проверяет решения, расчеты и графический материал, подготовленные студентом по этапам выполнения ими работы. Все ошибки, неясности и недоработки должны быть указаны студенту с необходимыми разъяснениями. После проверки выполнения студентом одного этапа работы, руководитель визирует ее и разрешает перейти к следующему этапу.
Подведение итогов выполнения курсовой работы включает следующие этапы [7]:
· сдача курсовой работы на проверку руководителю;
· доработка курсовой работы с учетом замечаний руководителя;
· предъявление готовой курсовой работы к защите;
· защита курсовой работы.
Срок сдачи курсовой работы определяется заданием на курсовую работу (приложение В), но не позднее предпоследней недели учебных занятий в семестре.
Срок доработки устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Выполненная курсовая работа подписывается студентом и представляется на защиту. Курсовая работа, удовлетворяющая предъявленным требованиям, допускается к защите, о чем руководитель делает надпись на титульном листе расчетно-пояснительной записки.
Руководитель курсовой работы устанавливает день и час защиты.
Защита курсовой работы в составе руководителя работы и одного преподавателя кафедры может быть организована разными методами: индивидуально или группой (бригадой, командой), с привлечением оппонентов из числа студентов группы.
Защита курсовой работы, как правило, должна проводиться публично, в присутствии студенческой группы.
Защита курсовой работы, как правило, состоит в решении практических задач или тестовых заданий, аналогичных выполненным в курсовой работе и ответах на вопросы по существу ее содержания.
При защите курсовой работы студент должен уметь:
· четко сформулировать поставленную задачу;
· объяснить, каким методом пользовался при выполнении заданий, входящих в курсовую работу;
· знать основные используемые формулы и определения;
· рассказать последовательность решения задач и объяснить полученный результат;
· отвечать на дополнительные вопросы по теме курсовой работы и отстаивать свою точку зрения при объяснении.
Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе. Оценка записывается в ведомость, а положительная оценка в зачетную книжку за подписью руководителя проекта.
Оценка работы производится с учетом:
· обоснованности и качества расчетов и разработок;
· качества выполнения графического материала и соблюдения требований Государственных стандартов к оформлению пояснительной записки;
· содержания доклада и качества ответов на вопросы, соблюдения установленных сроков проектирования.
Студент, не представивший в уставленный срок готовую курсовую работу по учебной дисциплине или не защитивший её, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Заключение
Механика, наряду с математикой и физикой, имеет огромное общеобразовательное значение: изучение этой дисциплины развивает у студентов логическое мышление, вводит их в понимание широкого круга явлений, относящихся к простейшей форме движения материи – механическому движению. Учебная дисциплина «Механика» является научной базой современной техники, а глубокие и широкие знания по теоретической механике необходимы специалистам различных направлений. На основе теорем и принципов механики решаются многие инженерные задачи и осуществляется проектирование новых машин, конструкций и сооружений, в т.ч., основанных и на новых физических принципах действия.
В то же время данная курсовая работа является для студентов первой самостоятельной работой по решению конкретной инженерной задачи, знакомит их со справочной литературой, Государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, а также с различными методами технико-экономических обоснований принятых решений и их графическим оформлением.
Выполнение курсовой работы позволит студентам изучить механическое поведение реальных твердых тел под нагрузками в различных условиях, освоить общие принципы, методы и способы решения конкретных задач расчета деталей, конструктивных элементов и узлов на внешние силовые и другие воздействия, познакомиться с основами современных кинематических и динамических методов расчета элементов конструкций на работоспособность, прочность, жесткость и т.д.
Результатом обучения становится овладение будущим специалистом практическими умениями и навыками. Он должен знать, на чем основываются общие принципы инженерных расчетов в конструкциях, типовых элементах и узлах, иметь представления о статических, кинематических, динамических и других расчетах.
В результате выполнения курсовой работы студенты должны научиться:
· проводить анализ изучаемого процесса (явления) с целью понять его физическую природу;
· корректно ставить задачу исследования и строить модели изучаемого в этой задаче процесса (явления);
· выбирать рациональные методы решения поставленных задач и выносить практические рекомендации по результатам их решения;
· находить оптимальные решения прикладного характера в задачах по своей специальности.
Умение студентов применять в своей деятельности современные программные средства при решении проектно-конструкторских задач позволит понять им искусство и творческий процесс проектирования инженерных объектов в различных областях: машиностроения, строительства, мостостроения и транспортного строительства, специальных сооружений и др.
Таким образом, выполнение курсовой работы не только тесно связывает теоретическую и практическую части курсов ряда дисциплин, но и является одним из важнейших средств привития студентам навыков самостоятельной работы, умения ориентироваться и по возможности решать возникающие перед ними задачи комплексного характера.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
варианты Заданий для курсовой работы
Настоящие методические указания содержат 8 видов заданий, каждое – в 30 вариантах, соответствующих основным темам учебной программы по дисциплине.