Прочности в соответствии с Нормами АЭУ
Совершенно ясно, что возникающие при эксплуатации конструкции состояния должны быть в достаточной мере дистанцированы относительно предельных (см. Введение). С этой целью, как известно, вводят различного рода коэффициенты запаса - по нагрузкам, деформациям, долговечности, температуре и, пожалуй, наиболее распространенные в инженерной практике - по напряжениям (по пределу текучести, пределу прочности, пределу длительной прочности и т.п.). Коэффициенты запаса регламентируются соответствующими нормативными документами, имеющими, как правило, отраслевую принадлежность. Полученное с их помощью допускаемое напряжение используется при записи условия прочности - основы любой прочностной оценки. Приведем в качестве примера порядок определения допускаемого напряжения, установленный в Нормах расчетов на прочность атомных энергетических установок [1].
В основу Норм положены расчетные оценки по следующим предельным состояниям:
1) кратковременное разрушение (вязкое и хрупкое);
2) разрушение в условиях ползучести при статическом нагружении;
3) пластическое течение по всему сечению детали;
4) накопление деформации ползучести;
5) циклическое накопление неупругой деформации, которое приводит к формоизменению детали;
6) возникновение макротрещин при циклическом нагружении;
7) потеря устойчивости сжатых элементов
и некоторые другие.
При проведении проверочного расчета действующие напряжения делят на категории:
m | – общие мембранные напряжения – средние напряжения по поперечному сечению детали; |
mL | – местные мембранные напряжения (средние напряжения в зонах краевых эффектов); |
b | – общие изгибные напряжения, вызванные силовыми воздействиями; |
bL | – местные изгибные напряжения; |
T | – температурные напряжения; |
TL | – местные температурные напряжения; |
k | – напряжения компенсации и др. (напряжения, обусловленные кинематическими воздействиями). |
Расчет по критериям статической прочности проводят для следующих расчетных случаев (приведены также соответствующие условия прочности):
1) НУЭ – нормальные условия эксплуатации:
m [], m+ b 1,3 [];
2) ННУЭ – нарушение нормальных условий эксплуатации:
m= 1,2 [], m+ b 1,6 [];
3) АС – аварийная ситуация:
m 1,4 [], m+ b 1,8 [].
Основное допускаемое напряжение [] определяют из условия
здесь – минимальное значение предела прочности Bпри расчетной температуре;
– минимальное значение предела текучести 0,2при расчетной температуре;
– минимальное значение предела длительной прочности, соответствующее расчетному ресурсу конструкции при расчетной температуре.
Гарантированные с определенной вероятностью минимальные значения расчетных сопротивлений определяют по средним значениям этих величин и коэффициентам вариации в предположении, что распределение механических характеристик подчиняется нормальному закону, параметры которого приводятся в справочной литературе (например, [7]).
Анализ имеющихся данных свидетельствует, что для конструкционных сталей и сплавов можно принять следующие средние значения коэффициентов вариации:
= 0,1; = 0,05,
где D0,2– среднее квадратическое отклонение предела текучести 0,2 ;
m0,2– математическое ожидание 0,2 ;
DB– среднее квадратическое отклонение предела прочности В;
mB– математическое ожидание В .
Поскольку почти у всех рассматриваемых в Работе материалов при заданных температурах сколь либо существенной ползучести не наблюдается, длительная прочность в этих условиях не является актуальным предельным состоянием. Соответственно, в дальнейшем предел длительной прочности не принимается во внимание.
Для нормального закона распределения минимальное значение величины Riс вероятностью 0,997 будет равно
min Ri = Ri ср- 3DRi.
При указанных значениях коэффициентов вариации получим
Rm= mВ- 3(0,05 mВ) = 0,85 mВ;
R p0,2= m0,2- 3(0,1 m0,2) = 0,7 m0,2,
что позволяет определить величину допускаемого напряжения [].
При оценке статической прочности заданных конструктивных элементов A¼F в нормальных условиях эксплуатации условие прочности согласно Нормам имеет вид
m []; m+ b 1,3[],
где – среднее по поперечному сечению напряжение, связанное с нормальной силой N;
– максимальное напряжение изгиба, определяемое изгибающим моментом M;
max,min – наибольшее и наименьшее (с учетом знака) напряжения в опасном сечении.