Истинное Я — универсальный целитель
Я сделал ряд сильных заявлений. Одно из наиболее страстных состоит в том, что утрата осознания Истинного Я является единственной причиной людских страданий. А осознание Истинного Я приводит к окончанию страданий. Предлагаю проверить, как эти утверждения подтверждаются на практике.
Выполни опыт первый еще несколько раз. Твоя работа будет вознаграждена возникно-вением более отчетливого — а возможно, и более продолжительного — зазора между мыс-лями. Пусть всего на одну секунду, но этот зазор возникает. Да, возникает, но что он собой представляет? Ну как же, это и есть твое Истинное Я! Ты наблюдал свое Истинное Я.
А теперь вопрос на 64 000 долларов: испытывал ли ты какие-либо тягостные чувства, когда оказался наедине со своим Истинным Я в промежутке между мыслями? Ощущал ли какой-то дискомфорт? Ничего такого не было, верно? И если ты выполнял упражнение добросовестно, то заметил, что после него стал чувствовать себя немного более безмятежно. Попробуй еще раз. Это срабатывает всегда. Невозможно злиться, грустить, беспокоиться, чувствовать себя виноватым или испытывать любые другие негативные чувства, когда ты полностью осознаешь свое Истинное Я. Невозможно!
И это не самообман. Чем больше времени ты проводишь в состоянии не-мышления, тем меньше у тебя дисгармоничных мыслей и чувств. Чем меньше у тебя дисгармоничных мыс-лей и чувств, тем более ясно ты мыслишь, дружелюбнее относишься к людям и легче ре-шаешь повседневные проблемы. Люди, которые регулярно входят в контакт со своим Истинным Я, живут более долго и динамично. И они причиняют меньше проблем окру-жающим.
Хорошо, скажешь ты, но как можно жить не думая? Разве я не буду тогда с бессмыс-ленным взглядом бродить среди людей, натыкаясь на предметы?
А теперь приготовься узнать нечто невероятное. Ты можешь делать все вместе. Ты мо-жешь осознавать свое Истинное Я и в то же время думать, и чувствовать, и работать, и за-ботиться о семье. На самом деле, сочетая деятельность осознанием безмысленного Истин-ного Я, ты будешь получать больше радости от выполнения даже самых обыденных дел. Твое самое сокровенное желание состоит как раз в том, чтобы осознавать Истинное Я во время любой деятельности. И волки сыты, и овцы целы.
Но прежде, чем ты хорошо усвоишь эту идею, нам нужно провести кое-какую подгото-вительную работу. Я хочу, чтобы ты и впредь уделял по одной минуте каждый час опыту номер один (остановке мышления). Обращай внимание на то, как регулярные соприкосно-вения с Истинным Я изменяют твою жизнь. Особенно важно не забывать об этом упражне-нии, если в твоей жизни сейчас много негатива. Однако не пытайся использовать остановку мышления для борьбы с негативом. Из этого ничего не получится. Просто выполняй упраж-нение и обращай внимание на перемены. Не мешай процессу, просто наблюдай его. Эти за-нятия сослужат тебе еще одну хорошую службу: благодаря им ты глубже поймешь материал следующих глав. И тогда ты будешь готов к новым опытам.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
Кто я?
• Безмятежности нельзя добиться при помощи напряженных усилий.
• Чтобы осознать свое Истинное Я, необходимо усвоить лишь один урок.
• Когда человек осознает свою истинную природу, проблемы сами собой раство-ряются.
• Счастье — часть проблемы, а не решение.
• Признаком осознания своего Истинного Я является внутренняя безмятежность.
• Истинное Я недоступно мыслям и физическим чувствам, но его можно легко пе-режить на опыте.
• Маленькое я — это индивидуальная личность, постоянно изменяющаяся в тече-ние жизни.
• Невозможно быть настроенным негативно, когда ты полностью осознаешь свое Истинное Я.
• Осознание Истинного Я — твое самое сокровенное желание.
Глава 2
КАК НАУЧИТЬСЯ СМОТРЕТЬ
НА МИР ПО-НОВОМУ
В свете некоторых фундаментальных концепций,
лежащих в основании нашего понимания природы,
Вселенная больше похожа на великую мысль,
чем на великую машину.
Сэр Джеймс Джинс, астрофизик
Призрак Ньютона
Наш теперешний образ жизни никуда не годится. Внутренняя безмятежность превра-тилась в фантастическую абстракцию — нечто из области мифов и сказок. Предостерегаю-щие знаки окружают нас на каждом шагу. Но мы предпочитаем проходить мимо них, как лунатики, сосредоточив свой взгляд на будущем. Мы уверены: если мы будем усердно трудиться, любить свою семью и исправно платить налоги, то в награду получим все, чего хотим.
Эта разновидность сомнамбулизма распространяется, как эпидемия. Казалось бы, одно-го мимолетного взгляда на положение дел в мире должно быть достаточно, чтобы мы очну-лись от этого бредового сна. Казалось бы, просто пронаблюдав за тем, что творится вокруг, мы должны бы отчетливо увидеть, что привычный способ жизни нам не подходит.
Почему так получается? Просто потому, что наша жизнь пропитана ложью. Мы ду-маем, что если будем понемножечку решать свои проблемы, то в один прекрасный день они возьмут и закончатся. А дает ли твой опыт основание для таких надежд? Знаешь ли ты хоть одного человека, свободного от проблем? Случалось ли, чтобы деньги, здоровье, занятия благотворительностью или любые другие действия обеспечили кому-то высокий статус «человека, свободного от проблем»? Нет, не случалось. Но, несмотря на бесчисленные свидетельства обратного, мы продолжаем действовать так, будто можем однажды освобо-диться от своих проблем.
Слышал ли ты поговорку: «Чем больше ты знаешь, тем больше видишь того, что не знаешь»? Или вот такую: «Когда я решаю одну проблему, на ее месте возникают две»? За этими словами скрывается понимание, что мы не можем завоевать мир одной только силой интеллекта. Наша склонность собирать все больше данных и пытаться с их помощью решить свои проблемы, обусловлена влиянием ньютоновской физики. Главная идея этой научной парадигмы состоит в то, что мы можем стать хозяевами своей судьбы, если соберем доста-точно много информации. И это означало бы окончание страданий. Такой подход хорош для решения четко обозначенных задач вроде устранения течи в водопроводной трубе, или смаз-ки скрипучих петель (идет ли речь о калитке на задний двор или в ограждении поля для гольфа), или борьбы с перееданием, или изучения японского языка. Однако он не годится для разрешения по-настоящему сложных конфликтов, составляющих нашу жизнь.
Не годится потому, что наша жизнь непостижимо сложна. Невозможно знать все, что нужно знать. Для того чтобы держать эту книгу в руках и читать ее, твоему мозгу приходит-ся ежесекундно активизировать триллионы нервных импульсов. И это только для обеспече-ния физической активности, необходимой для чтения, А можешь ли ты представить себе, какие ресурсы требуются для того, чтобы превратить эти электрические импульсы в пони-мание — в пригодное для практического использования знание? Я — не могу. Это находится за пределами понимания ума — и вообще за пределами ума. А сейчас мы подошли к самой сути проблемы.
В течение более двух сотен лет наши представления о мире и о жизни определялись классической физикой, которая в значительной мере опирается на наработки сэра Исаака Ньютона. Классическая физика описывает мир, как его воспринимают наши органы чувств, — мир, где есть деревья и небо, машины и дома, работа и семья. Однако далеко не все в нашей жизни можно увидеть, услышать или ощутить на вкус. Есть явления слишком боль-шие и слишком крохотные для непосредственного восприятия — кружение галактик в глу-бинах космоса и танец энергии в глубинах атома. Эти миры оказывают на нас не меньшее, а то и большее влияние, чем то, что происходит в семье и на работе. А кто считает, что они не оказывают заметного воздействия на нашу жизнь, тот просто прячет голову в песок.
Дерево, упавшее в лесу...
Квантовая физика исследует жизнь за пределами досягаемости органов чувств. Откры-тия последних лет потрясают и находятся на грани мистицизма. Одно из этих открытий по-может понять нашу проблему с проблемами.
Квантовая механика продемонстрировала, что самим фактом наблюдения за событием мы влияем на его исход. В первый год обучения в университете я записался на начальный курс английского языка. Занятия проходили трижды в неделю и начинались в восемь часов утра. Английский язык мне нравился, но я терпеть не мог вставать так рано. Помню одно насквозь сырое ноябрьское утро. Серые клочья облаков едва не цеплялись за головы прохо-жих. В аудитории было жарко и столь же уныло, как и на улице. Выпив вторую зa то утро чашку кофе, я отыскал себе местечко в заднем ряду. Молодой человек, впервые в жизни получивший в свое распоряжение группу студентов, излучал воодушевление, совершенно непозволительное для учителя английского языка. Или он просто не знал, который час? Озарив нас улыбкой, которая, по-видимому, уже сама по себе должна была полностью стряхнуть с нас сонливость, он спросил без всякого предисловия:
— Представьте себе, что в лесу падает большое дерево. Издает ли оно шум, если за падением никто не наблюдает?
Вначале я подумал, что падающее дерево, несомненно, шумит, даже когда рядом нико-го нет. Что за нелепый вопрос? А потом, активно работая локтями, из задних рядов моего сознания пробилась другая мысль: «А что, если все-таки не шумит?» Откуда мы можем знать? Можно, конечно, оставить в лесу магнитофон, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос. Но что, если некий разум, — например, та же сила, которая этот лес создала,— в состоянии ощутить присутствие рукотворного прибора? Что, если эта сила обеспечит тот эффект, которого ожидают оставившие магнитофон люди? Эта мысль тоже показалась аб-сурдной. Как может медлительная Мать-Природа перехитрить человека? Ведь обретение полного контроля над средой — всего лишь вопрос времени, разве нет? Мы прокладываем дороги и водим машины, строим торгово-развлекательные центры и тратим деньги, возво-дим небоскребы и управляем климатом внутри них. Мы достигли высот в этом деле. А со временем добьемся еще большего. Или у сил Природы и энергий Вселенной есть на нас дру-гие планы?
В общем, этот мимоходом заданный вопрос стал жить в моей голове собственной жизнью. Вероятно, преподаватель как-то увязал его со вступительным курсом английского языка, однако я не помню больше ни слова из того, что было сказано на той лекции. Учитель сумел разбудить меня, но вовсе не так, как намеревался. Я едва помню, как вышел из ауди-тории и как оказался на улице. Предзимний ветер бодряще отхлестал меня по щекам, и я поднял взгляд в голубое небо, где не осталось и следа облаков.
Немножечко науки
Впервые я услышал этот вопрос почти сорок лет назад. Тогда мы считали, что уже по-лучили большинство возможных ответов, и наш несравненный научный метод скоро даст нам все необходимое, чтобы стать хозяевами своей судьбы. А став себе хозяевами, мы нако-нец обретем счастье и безмятежность... Сегодня мы видим ситуацию уже несколько иначе.
Один из известнейших экспериментов квантовой механики, эксперимент с двумя щеля-ми, продемонстрировал, что сам акт наблюдения за событием влияет на его исход. По су-ществу, новая наука ответила на вопрос, заданный много лет назад преподавателем англий-ского языка. Теперь мы можем быть уверены, что падение дерева в лесу в присутствии наблюдателя происходит иначе, чем без него. А теперь держись за шляпу. Последние иссле-дования дают основания предположить, что любое событие является всего лишь потенци-алом. Иными словами, существует бесконечное число путей реализации любого события. Любая ситуация остается в форме семени и не проявляется до тех пор, пока ее никто не наблюдает!
Однако не переживай, тебе вовсе не обязательно глубоко осваивать квантовую физику. К счастью, интеллектуальное понимание вовсе не является необходимой предпосылкой для обретения внутренней безмятежности. Я упомянул об этой науке лишь для того, чтобы ты по-другому взглянул на свой мир. Ибо, как ты скоро убедишься, изменение угла зрения — первый шаг к освобождению от страданий, к наполнению своей жизни смыслом и к испол-нению своего самого заветного желания.
Два простых правила
Сдвиг восприятия — умственный процесс, позволяющий многое в жизни поставить на свои места. Позволь предложить два простых правила, которые помогут твоему уму совер-шить важный сдвиг и избавиться от многих выдуманных страданий. Я всю свою жизнь ру-ководствовался этими двумя простыми аксиомами. Они дарили мне успокоение и указывали верный путь.
Первая аксиома: «Жизнь есть гармония». Иными словами, во Вселенной всегда при-сутствует порядок — даже тогда, когда кажется, что его нет совсем.
Вторая максима: «Мир не таков, каким я его вижу». Я не могу знать, ощущать или воспринимать какую бы то ни было ситуацию во всей ее целостности, а поэтому мое пони-мание всегда будет неполным.
Эти две аксиомы оказали глубочайшее влияние на мою личную эволюцию. Если бы мир не был гармоничным, я мог бы признать, что страдания и ограничения естественны. Если бы я думал, что вижу полную картину мира, у меня могло бы возникнуть ощущение, будто моя позиция по тому или иному вопросу — »правильная». Всякий раз, когда я попа-даю в тупик или увязаю в повседневной рутине, я напоминаю себе, что жизнь по природе своей исполнена радости, а мое восприятие ныне не отражает ее во всей полноте.
Довольно скоро я начал видеть то, что происходит за кулисами мира. Постепенно эти два простых правила убедили меня ослабить хватку и. воспринимать течение жизни как пе-ременчивую мелодию. Это удачная аналогия. Мы можем лучше всего насладиться музыкой, когда позволяем мелодии протекать через сознание, подобно реке. Если мы пытаемся удер-жаться за какую-то одну ноту, от нас ускользает целостность композиции. Наша жизнь, подобно музыке, должна течь свободным потоком. Попытки цепляться за людей, идеи или вещи нарушают течение и коверкают мелодию.
Мы с тобой одно, и в то же время мы совершенно разные. Наше сходство роднит нас. Различия добавляют сладости нашему сходству. Равновесие этих противоположностей идет на пользу всему. Это всегда было формулой полной и благополучной жизни. Я пишу не по-тому, что думаю, будто ты всего этого не знаешь, но потому, что ты мог забыть. Я руководс-твуюсь своими двумя аксиомами не потому, что пришел к ним в результате каких-то гро-моздких философских построений, но потому, что знаю их с самого детства. Они — маячки того невинного периода в жизни, когда нас еще не обучили считать время и наше пространс-тво еще не наполнилось «необходимыми и удобными» инструментами успешной жизни. Если ты хочешь выяснить, насколько верны эти два простых правила, не начинай с попыток вспомнить забытое. Начни оттуда, где ты есть сейчас, — пока тебя еще не спеленали воспо-минания и надежды.