Определение типов напряжений в элементах схемы
Для нормальной работы системы анализа схем необходимо определить первичные источники питания системы электроснабжения. В качестве таких источников принимаются все возможные связи подконтрольной энергодиспетчеру системы электроснабжения с внешней системой электроснабжения, а также с системами электроснабжения железных дорог всех смежных участков по всем уровням напряжения (контактная сеть, СЦБ, ПЭ и др.). Для этого при создании электрических схем системы электроснабжения железной дороги необходимо отображать так называемые питающие секции. Предполагается, что на этих секциях постоянно присутствует тот или иной уровень напряжения. Остальные секции получают соответствующее напряжение от питающих уже в зависимости от положения коммутационных аппаратов. Вся необходимая для анализа информация хранится в базе данных независимо от конфигурации схем, хотя сама база и формируется на основе автоматического анализа графической информации всех разновидностей схем. Таким образом, в АРМ создается обобщенная математическая модель всей системы электроснабжения, отраженной в пределах данного энергодиспетчерского пункта. Эвристический анализ выполняется именно на математической модели. Это позволяет правильно отображать результаты анализа и в случае, когда некоторая схема будет изображена слишком упрощенно, например, структурная схема. В предельном случае можно нарисовать только одну секцию, но ее состояние будет правильно отображено на основе анализа полной информации, содержащейся в обобщенной модели.
В качестве питающих секций удобно использовать шины тяговых подстанций, питающие контактную подвеску. Также питающими следует установить участки контактной сети смежных перегонов, откуда также подается напряжение. Признак секции питающая устанавливается на этапе проектирования схемы в графическом редакторе.
По умолчанию установлены следующие цвета секций, используемые для индикации соответствующего уровня напряжения:
· Нет напряжения.
· Неопределённое (неизвестное).
Ситуация, когда секция обрамлена коммутационными аппаратами, положение которых по различным причинам достоверно неизвестно.
· Земля.
· Смешение различных уровней напряжения.
· Линии 220 кВ.
· Линии 110 кВ.
· Линии 35 кВ.
· К/с переменного тока 27,5 кВ фаза A.
· К/с переменного тока 27,5 кВ фаза B.
· Линии ДПР.
· К/с постоянного тока 3,3 кВ.
· Линии ПЭ напряжением 10 кВ.
· Линии СЦБ напряжением 10 кВ.
· Линии ПЭ напряжением 6 кВ.
· Линии СЦБ напряжением 6 кВ.
· Линии 0,4 кВ.
Что касается смешения различных уровней напряжения, то такая ситуация реально может существовать лишь кратковременно и вряд ли будет замечена энергодиспетчером, так как защита должна ликвидировать данную аварийную ситуацию. Тем не менее, такой уровень напряжения введен в АРМ и используется для отображения ситуации, что может произойти, если выполнить неправильные переключения. Смешение напряжений распространяется на всю гальванически связанную часть схемы. Однако на схеме выделяется цветом смешения только небольшой участок схемы, ограниченный питающими секциями. Так сделано для облегчения поиска объекта, включение которого приводит к смешению напряжений. Ссылки на данный уровень могут появляться в сообщениях при предварительном анализе подаваемых команд.
Приведенные выше цвета являются рекомендованными. При необходимости их можно изменить сервисной программой системных установок.
Типы питающих секций
Существует два типа питающих секций:
· с перетеканием через секцию напряжения:
· без перетекания напряжения через секцию.
Обычно используется секция с перетеканием напряжения. Если временно с такой секции снять напряжение, то такая секция все равно может оказаться под напряжением, поступающим от других питающих секций (при наличии гальванической связи). Кроме того, это напряжение транзитом через рассматриваемую секцию поступает (перетекает) на другие участки схемы.
Если же питающая секция имеет тип без перетекания, то при снятии с нее собственного питающего напряжения напряжение с других секций на нее уже попасть не может, хотя схематически гальваническая связь имеется. Данный тип секций введен в первую очередь для изображения шин районных подстанций, от которых отходят ЛЭП внешней системы электроснабжения. Когда диспетчер энергосистемы сообщает об отключении районной подстанции, железнодорожный энергодиспетчер снимает напряжение с изображенных у него на схеме шин районной подстанции. Сразу становится понятным на схеме внешнего электроснабжения, какие ЛЭП питают тяговые подстанции, а какие нет. Возможно, и происходит перетекание напряжения с одной ЛЭП на другую через шины районной подстанции. Но математическая модель эвристического анализа не может для этого случая дать точного ответа. Дело в том, что шины районной подстанции имеют сложную структуру, которая неизвестна. Неизвестно также положение аппаратов, которые коммутируют шины и ЛЭП. На схеме же АРМ шины районной подстанции изображаются упрощенно в виде одной секции. Такого упрощенного изображения недостаточно для анализа. Поскольку целью анализа применительно для схемы внешнего электроснабжения является определение наличия гарантированного питания от внешней системы электроснабжения, принято решение не пропускать питание через шины районной подстанции, когда энергодиспетчер системы сообщает о снятии с этих шин напряжения.
Следует отметить, что остается возможность индивидуального управления наличием напряжения на ЛЭП, используя коммутационные аппараты на подходе ЛЭП к районной подстанции. Однако такие аппараты для железнодорожного энергодиспетчера являются объектами ручного управления и он может для них только проставлять положение по информации от диспетчера энергосистемы. Снятие же напряжения с шин районной подстанции позволяет ускорить процесс внесения изменений в состояние схемы внешнего электроснабжения.
Устанавливать тип питающей секции возможно в настоящий момент только с помощью сервисных программ. Со среды АРМ это сделать невозможно. Такое решение принято из соображений исключения ошибок со стороны энергодиспетчера.