Вопрос 6: Система УВД, характерные особенности и задачи
ОрВДпредставляет собой динамичный и комплексный процесс ОВД, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
Задачей организации воздушного пространства, осуществляемой органами ОВД в соответствующих зонах и районах, является определение либо согласование границ элементов структуры воздушного пространства и классификации воздушного пространства, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138.
При определении границ элементов структуры органы ОВД учитывают: -государственные приоритеты в использовании воздушного пространства; -возможности органа ОВД по обеспечению приемлемого уровня безопасности полётов и безопасности использования воздушного пространства при обслуживании воздушного движения; -интересы пользователей воздушного пространства.
Элементы структуры ВП, предусматривающие запрещение или ограничение движения потока ВС, а также период их действия учитываются органом ОВД при его организации и обслуживании воздушного движения.
Организация потоков воздушного движенияпредставляет собой деятельность по организации безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности органов ОВД и соответствия объемов воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом ОВД.
Основными задачами организации потоков воздушного движения являются: -максимальное удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на использование воздушного пространства; -защита органов ОВД от превышений пропускной способности; -обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения.
Меры по регулированию организации потоков воздушного движения не применяются:
-к ВС, подвергшимся незаконному вмешательству;
-к ВС, выполняющим поисково-спасательные полеты, полеты с целью оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в медицинских и других гуманитарных целях;
-к полетам ВС под литером «А» и «К»;
-к ВС, выполняющим специально заявленные государственными органами полеты.
Пропускная способность для диспетчерских пунктов (секторов) выражается количеством ВС в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве.
При оценке (расчете) пропускной способности учитываются следующие факторы:а) вид предоставляемого обслуживания воздушного движения;б) сложность структуры диспетчерского района, диспетчерского пункта (сектора);в) рабочая нагрузка на диспетчера, включая выполняемые задачи по обслуживанию воздушного движения и координации;г) типы используемых систем связи, навигации и наблюдения, степень их технической надежности и готовности, а также готовности резервных систем;д) наличие автоматизированных систем и комплексов обслуживания воздушного движения, а также функций предупреждения;е) любой другой фактор или элемент, обуславливающий рабочую нагрузку на диспетчера.
Количество ВС, обслуживаемых органом ОВД, не должно превышать числа ВС, управление полетом которых может безопасно обеспечиваться органом ОВД в превалирующих условиях.
С тем чтобы определить максимальное количество ВС, которое может безопасно обслуживаться, соответствующему поставщику аэронавигационного обслуживания следует оценить (рассчитать) и заявить пропускную способность для диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов).
Пропускная способность выражается соответствующими нормативами пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), которые рассчитываются по методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), утверждаемой руководящим органом Единой системы.
Поставщики аэронавигационного обслуживания периодически проводят оценку пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов). Нормативы пропускной способности рассчитываются с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала ОВД. Нормативы пропускной способности используются на этапах стратегического, предтактического и тактического планирования, а также при ОВД для принятия оперативных решений по устранению возможных перегрузок органов ОВД.
В том случае, когда потребности воздушного движения регулярно превышают пропускную способность органов ОВД, вызывая продолжительные и частые задержки, поставщик аэронавигационного обслуживания:
а) применяет меры, нацеленные на максимальное использование пропускной способности;
б) разрабатывает планы по повышению пропускной способности, рассчитанные на фактические или прогнозируемые потребности.
Орган ОВД при фактическом превышении пропускной способности имеет право ограничить вход в конкретный объем (сектор) воздушного пространства.
В целях обеспечения безопасности полётов при ОВД не допускается планирование ИВП с превышением заявленной органом ОВД пропускной способности.
Задачами ОВД в зависимости от вида обслуживания являются:
а) предотвращение столкновений между воздушными судами;
б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;
в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.