Основные этапы экономико-статистического исследования.
Основные этапы экономико-статистического исследования.
1 этап: с помощью массового научноорганизован-ного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.
Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.
Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.
2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.
После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.
На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.
Атрибуты статистического показателя
статистический показатель - это обобщающая характеристика какого-то свойства совокупности, группы.
Классификация видов статистических показателей
По качественной стороне показателей | По количественнойстороне показателей | По отношению кхарактеризуемому свойству |
1. Показатели свойств конкретныхобъектов | 1. Абсолютные | 1. Прямые |
2. Показатели статистических свойствлюбых массовых явлений и процессов | 2. Относительные | 2. Обратные |
Статистические показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютным показателем является такой, который отражает либо суммарное число единиц,либо суммарное свойство объекта. Например, число крестьянских хозяйств в Ленинградскойобласти на 1 января 1997 г., посевная площадь картофеля в районе, сумма средств,направленных на потребление за конкретный месяц или год, и т. п.
Абсолютные показатели, как правило, выражаются именованными величинами в натуральныхединицах измерения: тоннах, штуках, часах, амперах
Относительным показателем является, показатель, полученный путем сравнения,сопоставления абсолютных или относительных показателей в пространстве (между объектами),во времени (по одному и тому же объекту) или сравнения показателей разных свойствизучаемого объекта.
Относительные статистические показатели, получаемые при сопоставлении абсолютныхпоказателей, могут быть названы относительными показателями первого порядка, аполученные при сопоставлении относительных же показателей -показателями высших(второго, третьего и т. д.) порядков.
Агрегатные индексы Пааше и Ласпейреса
Индекс Пааше
В 1874 г. немецкий экономист Г. Пааше предложил агрегатный индекс цен с отчетными весами. Формула агрегатного индекса цен Пааше определяется так:
Где числитель — фактическая стоимость продукции отчетного периода; Знаменатель - условная стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде по базисным ценам.
Индекс цен Пааше показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, т. е. он показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
В 1864 г. немецкий экономист Э. Ласпейрес предложил индекс, отражающий изменение цен и строится по продукции базисного периода.
Индекс Ласпейреса
Формула агрегатного индекса цен Ласпейреса в контрольных по статистике по индексам цен рассчитывается как отношение:
Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), который можно было бы получить от изменения цен. Индекс цен Ласпейреса также показывает, во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) в результате изменения цен на них в отчетном периоде.
Идеальный индекс цен Фишера
Представляет собой среднюю геометрическую из произведений
двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:
Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым
во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного
периодов получается обратный индекс (величина обратная
величине первоначального индекса).
Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания.
В силу сложности расчета и трудности экономической
интерпретации ипользуется довольно редко
(например при исчислении индексов цен за длительный
период времени для сглаживания
значительных изменений).
Основные этапы экономико-статистического исследования.
1 этап: с помощью массового научноорганизован-ного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.
Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.
Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.
2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.
После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.
На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.