Понятие, виды и этапы сводки
Статистическая сводка – это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.
Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. Например, для получения общей численности студентов высших учебных заведений России достаточно сложить данные о численности студентов всех высших учебных заведений (на начало 1995/96 учебного года в государственных вузах страны обучалось 2,66 млн. чел.).
По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной (с помощью компьютеров).
Проведение сводки включает 3 этапа:
- предварительный контроль материалов, т. е. проверку исходных данных;
- группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей;
- оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации.
Программа и план сводки
Статистическая сводка должна проводиться по определенным программе и плану.
Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:
- выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп;
- разработка системы статистических показателей (тема 4) для характеристики групп и объекта в целом;
- разработка макетов статистических таблиц (тема 5) для представления результатов сводки.
План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.
8.Понятие и виды групповых данных
Группировка – разделение единиц совокупности на группы по выбранным варьирующим признакам.
На основе группировки рассчитывают показатели по группам. Появляется возможность их сравнения, анализа причин различия между группами, изучение взаимосвязи между группами. Группировка обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном виде и создаёт основу для последовательного анализа.
Для проведения группировки необходимо определить группировочный признак. Выделяют атрибутивный или количественный признак.
Атрибутивный (качественный) признак определяется его наименованием. Например, группировка по полу, цвету, региону.
Количественный признак имеет цифровое выражение.
Группировки различают:
1. По задачам систематизации данных.
2. По числу группировочных признаков.
3. По используемой информации.
1. По задачам систематизации данных выделяют следующие группировки.
Типологические группировки предназначаются для выявления качественно однородных групп совокупностей, т.е. объектов, близких друг к другу одновременно по всем группировочным признакам (выделение социально-экономических типов явлений). Например, группировка предприятий города по формам собственности.
Структурные группировки – разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по определенному группировочному признаку (изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем). Например, группировка рабочих цеха по квалификации.
Аналитические группировки предназначены для выявления зависимости между признаками. Выделяют результирующий признак, который изменяется, и факторные, зависимость от которых исследуется. Если с увеличением факторного признака происходит увеличение результативного признака, то между ними существует прямая связь. Если с увеличением факторного признака происходит уменьшение результативного признака, то – обратная связь.
2.По числу группировочных признаков различают простые (по одному признаку) и сложные (по нескольким признакам — комбинированные и многомерные).
Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками.
Многомерные – строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в n-мерном пространстве, где каждый объект – точка, т.е. построить многомерную группировку – найти скопление точек.
3.По используемой информации различают первичные и вторичные группировки.
Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений.
Вторичные – результат объединения или расщепления первичной группировки.