Понятие статистической сводки и группировки

Статистическое наблюдение, проведенное на основе офи­циального учета или путем специально организованного изу­чения, дает огромное количество сведений, отраженных в ста­тистических карточках, журналах учета и других первичных до­кументах или в анкетах опроса граждан, изучения уголовных, административных, гражданских дел и других материалах. По­лучаемые сведения, как бы тщательно и научно обоснованно они ни собирались, представляют собой разрозненные «горы данных» о единицах изучаемой совокупности. Представим себе, что у нас в руках находится тысяча статистических карточек на лиц, совершивших преступления. В этих карточках могут содер­жаться тысячи всевозможных сведений о правонарушителе и совершенном им преступлении. Перебирая их, мы можем ви­деть среди этих лиц женщин и мужчин, взрослых и несовер­шеннолетних, ранее судимых и впервые совершивших преступ­ление, людей разных национальностей, образования, места работы и т.д., и т.п. Но этот перебор, каким бы тщательным он ни был, нам не скажет, каково общее число и доля правонару­шителей мужчин, несовершеннолетних или судимых в струк­туре изученных лиц.

Сведения о единицах изучаемой совокупности, собранные при статистическом наблюдении, представляют собой, как образно иногда говорят статистики, только кирпичи, из которых можно построить здание, если соответствующим образом их разложить. Разнообразные сведения о единичных преступлениях, уголовных делах, правонарушителях, гражданских исках и есть те «кирпи­чи», из которых «строят» здание правовой или криминологической характеристики юридически значимых явлений и процессов, применив соответствующие методы.

Научная разработка и систематизация материалов статисти­ческого наблюдения — следующий, второй этап статистического исследования, именуемый статистической сводкой. Он не менее важен, чем этап статистического наблюдения, ибо при непра­вильной разработке материалов можно утратить истинный харак­тер полученных сведений. Поэтому они должны быть обработаны так, чтобы получался ответ, точный, объективный, основанный учете массовых данных.

Статистическая сводка состоит в том, что первичные мате­риалы, которые значатся в статистических карточках, журналах учета, анкетах и т.д., приводятся в определенный порядок, си­стематизируются и сводятся вместе, образуя статистические со­вокупности, которые уже характеризуются итоговыми обобща­ющими показателями (абсолютными и относительными числа­ми, процентами, коэффициентами, средними). На стадии свод­ки многочисленные характеристики индивидуальных проявле­ний отдельных варьирующих признаков конкретных преступле­ний, административных правонарушений и гражданско-право­вых деликтов перерастают в характеристику изучаемой совокуп­ности в целом. Именно на данном этапе начинается «переход» от характеристик случайного и единичного к устойчивому и массово­му, от отдельных преступлений, правонарушений и других единиц изучения ~ к преступности, правонарушаемости или целостному представлению о юридической деятельности как социальным явле­ниям.

В результате сводки мы получаем большой фактический ма­териал, всесторонне и системно характеризующий подытожен­ную социально-правовую реальность. Для того чтобы это полу­чилось, сводка должна проводиться по определенной програм­ме. Последняя содержит необходимый перечень групп, на кото­рые должна быть расчленена совокупность по отдельным при­знакам, и перечень показателей, подсчитанных по каждой группе. Практически такая программа может иметь вид макетов свод­ных статистических таблиц (например, форм статистической отчетности), заполняемых в процессе сведения статистических показателей. Естественно, содержание этой программы должно соответствовать задачам статистического исследования, формам и технике сводки.

Пример такого органичного согласования можно наблюдать между документами первичного учета (статистическими карточ­ками) и содержанием различных форм государственной и ведом­ственной статистической отчетности, между приспособленнос­тью этих карточек для возможной ручной и машинной обработки и компьютерными программами, обслуживающими соответству­ющие формы отчетности. Согласованность содержания статисти­ческого наблюдения и статистической сводки — это координа­ция учета и отчетности в единый процесс, упрощенно именуе­мый иногда сбором данных.

При статистическом наблюдении, проводимом в форме офи­циальной статистической отчетности, этот процесс, как прави­ло, разделен между различными должностными лицами. Напри­мер, учет признаков преступлений, лиц, их совершивших, уго­ловных дел и других показателей уголовно-правовой статистики ведут дознаватели, следователи, прокуроры, а их обобщение -работники информационных служб и центров, где производится первичное, промежуточное и окончательное формирование ста­тистической отчетности. При статистическом наблюдении, про­водимом в форме специально организованного обследования, весь этот процесс может находиться в руках одних и тех же лиц. Одна­ко в любом случае, прежде чем производить сводку статистичес­ких данных, необходимо проверить обрабатываемый материал с точки зрения полноты охвата обследуемых единиц и качества полученных о них сведений.

По форме статистическая сводка может быть децентрализован­ной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сдела­на на местах, например в низовых органах внутренних дел, проку­ратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуще­ствляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).

В правоохранительных органах и в суде преобладает смешан­ная форма. Райгорлинорганы внутренних дел, прокуратура или суд на основании документов первичного учета составляют отче­ты в подытоженном виде, в субъектах Федерации они обобщают­ся в объеме республики, края, области или округа, а в Главном информационном центре МВД, Генеральной прокуратуре или Министерстве юстиции Российской Федерации ведомственная сводка данных завершается. Сведения, включенные в государствен­ную отчетность, в окончательном виде обобщаются вместе с другими важнейшими показателями в Госкомстате РФ. К смешан­ной форме статистической сводки в правоохранительных органах прибегают и при широких специально организованных статисти­ческих изучениях разового характера. Она сочетает оперативность исследований с экономным использованием сил и средств в цен­тре, обеспечивая искомой информацией не только центр, но и другие административно-территориальные единицы. Автоматизи­рованные системы информации, которые практически сейчас внедрены во все правоохранительные органы и суды, позволяют оперативно собирать необходимые сведения и при смешанной, и при централизованной системах сводки.

Составными элементами сводки являются: а) разработка си­стемы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы, б) статистическая группировка полученных данных, в) подсчет групповых и общих итогов, г) оформление результатов в статис­тических таблицах и графиках.

Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных — вторым элементом рассматриваемой стадии сводки группировки статис­тических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов все­гда лежит группировка показателей, собранных в процессе на­блюдения. Группировка статистических данных, определяемая за­дачами и целями исследования, предполагает расчленение пока­зателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно од­нородные группы по существенным признакам. Правильный от­бор таких признаков — наиболее важный момент, поскольку один и тот же материал может дать диаметрально противоположные выводы при различных приемах группировки. Поэтому выбор су­щественных (группировочных) признаков требует всестороннего анализа полученных сведений на основе сущности изучаемых яв­лений, теории криминологии, уголовного и гражданского пра­ва, уголовного и гражданского процесса, административного права, криминалистики и других наук. Уголовное право, напри­мер, задает группы и виды преступлений, категории их тяжести; теория криминологии — виды криминальных мотиваций, содер­жание причин и условий; уголовный процесс — стадии уголов­ного судопроизводства, процессуальные фигуры лиц, совершивших преступления (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный); криминалистика — способы совер­шения преступлений и т. д.

Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушите­лей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выде­лить общее количество групп и определить разницу между макси­мальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т. д. Они должны от­ражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.

Например, при группировке правонарушителей по возрас­ту, беря за основу определенные качественно-возрастные осо­бенности, сочетаемые с уголовно-правовыми или уголовно-про­цессуальными положениями, можно наметить несколько групп с разными интервалами: 1) от 14 до 16 лет (малолетняя). Лица этого возраста несут ограниченную уголовную ответственность по видам деяний и мерам наказания. Расследование дел в отно­шении данных лиц имеет множество процессуальных особенно­стей; 2) от 16 до 18 лет (несовершеннолетняя). Эти лица несут уголовную ответственность за любые уголовно-наказуемые дея­ния, но для них есть ряд уголовно-правовых и уголовно-процес­суальных особенностей; 3) от 18 до 25 лет (молодежная). При расследовании дел в отношении данных лиц нет никаких уго­ловно-правовых и уголовно-процессуальных особенностей, но с криминологической точки зрения это наиболее активная в криминальном отношении возрастная группа. Она имеет самый высокий коэффициент поражаемости преступностью; 4) от 25 до 30 лет и т. д. Аналогичные обоснования необходимы при оп­ределении интервалов и по другим количественным группировочным признакам.

Следует однако иметь в виду, что разные интервалы, помогая выявить одни качественно-количественные особенности, могут затушевывать другие. Так, нередко наряду с названными интер­валами выделяется группа 30—49 лет, на которую падает наибо­лее высокий удельный вес совершенных преступлений, хотя пре­ступная активность после 30 лет (если рассматривать по отдельным годам) падает. В сопоставлении разных интервалов этого не видно, так как интервал 30-49 лет включает двадцать возрастных групп, 25-29 — пять, 19-24 — шесть, 16-18 — три, 14—15 — два. Поэтому в целях выявления долевого распределения правонару­шителей по возрастным группам надо использовать равные ин­тервалы, а еще лучше (если позволяют данные) разделить их стро­го по годам: 14, 15, 16, 17, 18 лет и т.д.

Статистические группировки, отражающие качественные (ат­рибутивные) признаки (степень общественной опасности и тя­жести преступлений, вид деяний, содержание мотивации пре­ступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, харак­тер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т. д.) широко распространены в социально-правовых изучениях. Выбор признаков для формирования статистических показателей требу­ет еще более глубокого проникновения в содержание изучаемых явлений, чем при распределении по количественным признакам. Например, какое существенное качество признака необходимо положить в основу группировки условий нравственного форми­рования личности правонарушителей: воспитание в неполной семье, в многодетной семье, в семье с антисоциальными тради­циями, в тяжелых материальных условиях, в неблагоприятных жилищных условиях, в семье с низким уровнем культуры, в се­мье с отягченной наследственностью и т. д.? Ответ требует глу­бокого изучения сущности явления и задач исследования. Если цель исследования — изучение биологических детерминант, при­знак будет один, экономических — другой, психологических -третий и т. д.

Официальные статистические данные правоохранительных ор­ганов группируются по качественным и количественным призна­кам уголовно-правового (по главам и статьям уголовного закона, формам вины, категориям тяжести деяния, видам и размерам уголовного наказания) и криминологического характера (сфе­рам социальной жизни, причинам, мотивам, обстоятельствам совершения преступления, социально-демографическим призна­кам правонарушителей и др.). В данном случае группировочные признаки заложены в соответствующих формах статистической отчетности органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокуратуры, суда. Упорядоченное распределе­ние единиц совокупности по качественным или количественным признакам представляет собой соответственно атрибутивные или вариационные ряды распределения, которые и лежат в основе раз­личных видов статистических группировок.

В криминологической литературе выделяются еще и качествен­но-количественные или «полуколичественные» признаки, по которым обладающие ими объекты могут сравниваться в поняти­ях «больше—меньше». «Полуколичественный» признак, например, является общественная опасность, отраженная в категориях пре­ступлений (ст. 15 УК РФ). По этому признаку все преступления, исходя из их общественной опасности (качественный признак) и максимальных мер наказания в годах лишения свободы (количе­ственный признак), делятся на деяния небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы; преступления средней тяжести — 5 лет; тяжкие — 10 лет; особо тяжкие — свыше 10 лет и более строгое наказание.

В прежнем уголовном законодательстве общественная опас­ность в годах лишения свободы не формализовывалась, но пре­ступления различались по ее степени и характеру в понятиях «боль­ше-меньше». Одни уголовно наказуемые деяния считались более опасными, чем другие. Так, разбой — менее опасное преступле­ние, чем бандитизм и более опасное, чем грабеж. Этот факт ис­толковывался в том смысле, что признак «общественная опас­ность» наиболее сильно выражен у бандитизма, менее сильно — у разбоя и еще слабее — у грабежа.

При сравнении силы выраженности «полуколичественного» признака изучаемые объекты как бы выстраивались по порядку. Первым ставился объект, у которого признак выражен слабее, чем у всех остальных, вторым — объект, у которого признак вы­ражен сильнее, чем у первого, но слабее, чем у последующих, и т. д. Каждому объекту присваивался порядковый номер (ранг). В силу этого объекты ранжировались от меньшего к большему или наоборот.

Такой прием группировки особо распространен при анкети­ровании граждан, когда есть необходимость ранжировать их отве­ты методом суммарных оценок (шкала Лайкерта) по пятибальной системе. В этих случаях при формулировании вопросов ан­кеты одновременно дается веер закрытых ответов, из которых делает выбор анкетируемый: 1 — «полностью не согласен», 2 -«не согласен», 3 — «нейтрален», 4 — «согласен», 5 — «полностью согласен». Или, например, вопрос к осужденному: «Раскаивае­тесь ли вы в совершении преступления?» — может сопровождать­ся таким веером закрытых ответов: 1) раскаиваюсь полностью; 2) больше раскаиваюсь, чем не раскаиваюсь; 3) больше не рас­каиваюсь, чем раскаиваюсь; 4) не раскаиваюсь совсем.

Сравнение объектов по «полуколичественному» признаку по­зволяет зафиксировать лишь тот факт, что у одних из опрошен­ных этот признак выражен сильнее, чем у других. Вопрос о том, насколько сильнее он выражен, остается при этом открытым. Тем не менее, такой способ группировки позволяет выявить некото­рые качественно-количественные сдвиги в структуре изучаемых явлений.

Наши рекомендации