Статистическая отчетность предприятий РФ. Формы и показатели статистической отчетности.
Отчетность организаций и предприятий делится на виды с использованием различных подходов.
А) По своему содержанию формы отчетности различаются на типовые и специализированные.
Типовая ( общая ) отчетность имеет одинаковый состав показателей и форму для всех организаций или предприятий данной отрасли народного хозяйства или по всему народному хозяйству.
В специализированной отчетности состав показателей определяется с учетом особенностей той или иной отрасли производства.
Например, помимо типовой формы отчетности о выпуске продукции (формы №1-П), предприятия рыбной промышленности представляют представляют отчет по специальной форме (форма №1- П [рыба]), в которой содержится фиксированный перечень видов рыбной продукции. Аналогично форма №1-П (связь) для предприятий связи.
Б) По периоду времени (периодичности), за который представляется отчетность. По длительности отображаемого периода различают отчетность текущую и годовую.
Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года называют текущей.
Существует также небольшое число форм отчетности, собираемых один раз в два года и реже, а так же единовременно.
Годовая отчетность представляет собой вид отчетности, которая характеризуется наибольшим богатством получаемых показателей.
В) По способу представлений различают отчетность срочную (когда сведения представляются по телетайпу или телеграфу) и почтовую. Срочная отчетность может иметь любую периодичность. С развитием и совершенствование средств связи и с повышением требований к срокам предоставления отчетных данных в настоящее время все большая часть отчетных данных передается по телеграфу или по более современным и скоростным средствам передачи данных по электронной почте. Поэтому данная классификация в некотором смысле в ближайшее время может потерять свое значение.
Г) По направлению прохождения отчетность делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная отчетность показывает на то, что она поступает и обрабатывается в системе государственной статистики с последующей передачей результатов обработки различным органам управления, в том числе министерствам и ведомствам, в подчинении которых находится отчитывающаяся организация или предприятие. Как правило централизуется отчетность, итоги обработки которой необходимы многим органам управления.
Методы и формы организации статистической отчетности
Среда, Март 26th, 2008
Нецентрализованная отчетность поступает по утвержденным формам и обрабатывается в соответствующих министерствах и ведомствах с последующей передачей необходимых сводных данных в органы государственной статистики. Обычно она является специализированной, т.е. содержит данные, необходимые для решения конкретных задач, прямо входящих в компетенцию данных органов управления. Такой является например, отчетность по сбыту, представляемая органам материально- технического снабжения.
Имеются и другие подходы к классификации отчетности организаций и предприятий.
При переходе к рыночной экономике изменяются органы государственной статистики, ее организационные структуры и функции, отчетность. Например, из всех видов статистической отчетности исключаются плановые показатели с отображением только официальных данных. Ведется сокращение оперативной отчетности, касающейся в первую очередь многих видов внутрипроизводственной информации. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным формам собственности и формам предпринимательства – к государственным, кооперативным, арендным, с привлечением иностранного капитала, а также связанным с индивидуальными видами деятельности.
Обеспечение вышестоящих органов управления необходимой информацией в новых условиях может решаться в рамках устанавливаемого состава гос. отчетности ( переводом части внутриведомственной отчетности в государственную) и на основе договорных отношений при предпосылке равенства сторон. При взаимном интересе предприятия и министерства (ведомства) добровольно(за оплату или бесплатно) могут передавать вышестоящему органу управления любой объем информации. В этом случае органы гос. статистики, в свою очередь, могут отказаться от прав и обязанности разрабатывать и утверждать внутриведомственную отчетность.
Для каждого предприятия (организации) в настоящее время в соответствии с его отраслевой направленностью, выпускаемой продукцией и производственно – технологической структурой устанавливается табель отчетности (т.е. перечень форм, по которым оно должно представлять отчеты.)
Табель отчетности промышленного предприятия может включать до 70-100 форм отчетности в среднем.
Методы сбора статистической информации. Примеры
Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.
Способы получения статистической информации:
Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.
Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.
Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.
Существуют следующие виды опроса:
Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.
Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.
Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.
Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.
Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке
Основные правила обработки статистических данных. Пример.
Статистическая обработка представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество накапливаемых статистических данных, результаты их обработки и осмысления.
Многолетняя практика статистической работы выделила в этом процессе следующие основные этапы:
1) разработка методологии изучения массовых явлений;
2) обоснование системы показателей для характеристики изучаемых явлений (процессов);
3) организационно-методическая подготовка;
4) сбор статистических данных (статистическое наблюдение);
5) сводка и группировка;
6) обработка и анализ статистических данных;
7) обоснование выводов и формулировка предложений.