Действительно ли служение является природой живого существа или его неотъемлемым качеством?

Шрила Прабхупада объясняет это во Введении к Бхагавад-гите (стр. 38):

«…каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим – по-разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие. Животные служат людям, как слуги – хозяевам, А служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и так далее. Мы видим, как служат друг другу друзья, как мать служит сыну, жена – мужу, муж – жене и так без конца. Продолжив это наблюдение, мы убедимся, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат… Таким образом, …можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ…».

Итак, где бы ни находилось живое существо, в материальном или духовном мирах, оно все равно будет оставаться слугой, ибо такова его природа. Попадая в материальный мир, живое существо, в соответствии с уровнем своей веры, принимает различные виды временного долга (дхармы), пытаясь реализовать свою потребность в служении. В духовном же мире оно служит Самому Верховному Господу, окруженному Своими вечными спутниками. Поэтому различают два вида религии или долга живого существа:

· санатана-дхарма – вечная религия, или вечный долг живого существа

· дхарма – временная религия или временный долг живого существа

О разнице между дхармой (временной религией) и санатана-дхармой (вечной религией) говорится во введении к Бхагавад-гите (стр. 37): дхарма от глагольного корня «дхри»- поддерживать

«…Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды невозможно отнять то, что она жидкая, также как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность…».

Итак, дхарма – временный долг живого существа, связан с его пребыванием в материальном мире. Дхарма может изменяться даже в течении одной жизни человека и зависит от сформированной у него разновидности веры (мировоззрения) и степенью само отождествления.(преданные уходят, но прод-т служить. Фалунь-дафа.)

В чем же заключается вечный долг живого существа, - его изначальное положение?

На это вопрос отвечает Шри Чайтанья Махапрабху в Чайтанья Чаритамрите (Мадхья 20, 108):

дживера ‘сварупа’ хайа - кришнера ‘нитья-даса’

кришнера ‘татастха-шакти’ ‘бхедабхеда-пракаша’

Сурйамша-кирана, йаичхе агни-джвала-чайа

свабхавика кришнера тина-пракара ‘шакти’ хайа

«Изначальное положение каждого живого существа – быть вечным слугой Кришны. Являясь проявлением Его пограничной энергии, живое существо одновременно едино и отлично от Него, подобно мельчайшим корпускулам солнечного света или искрам огня. Кришна имеет три различные энергии».

Таким образом, служение Верховной Личности Бога является вечным долгом живого существа, его неотъемлемым качеством. Поскольку игры Кришны исполнены ананды – «блаженства», то живое существо, приобщившееся к этим вечным играм, также погружается в океан блаженства.

Шрила Прабхупада говорит во введении к Бхагавад-гите (стр.39):

«…Другого способа стать счастливыми не существует. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком. Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным преданным служением Верховному Господу…».

Итак, пока мы отделены от служения Кришне, мы будем отделены от океана счастья, которого мы все ищем. Погрузиться в этот океан мы можем, только отдав себя служению Кришне с чистой любовью и преданностью, полностью вручив себя Ему.

Что это означает вручить себя Кришне?

Предаться Кришне, это не означает просто бросить все, оставив активную деятельность. Это практически невозможно. Нет, предаться Кришне, означает все то, что мы делаем и то, с чем мы соприкасаемся, посвящать Кришне. Кришна советует это в Бхагавад-гите 9.27:

Йат кароши йад ашнаси

Йадж джухоши дадаси йат

Йат тапасйаси каунейа

Тат курушва мад-арпанам

«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне».

Того, кто предается Ему, Кришна обещает защитить от всех греховных реакций (Бхагават-Гита 18.66):

Сарва-дхарман паритйаджйа

Мам экам шаранам враджа

Ахам твам сарва-папебхйо

Мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религии (дхармы) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

В заключении можно сказать, что живые существа всегда имеют право выбора. Воспользовавшись этим правом, они оказались в материальном мире. Поскольку они делают свой выбор еще в духовном мире, где не властвует материальное время, их материальное рабство называют «не имеющим начала» - анади, а их самих – «вечно обусловленными» – нитья-баддха. Но тех, кто свободен от материального рабства, называют «вечно освобожденными» – нитья-мукта. Став узниками материального мира, живые существа, в зависимости от степени обусловленности, принимают определенный вид временных обязанностей, которые называются дхарма и постепенно забывают о своём вечном предназначении. Чтобы вырваться из этого обусловленного состояния необходимо принять санатана-дхарму – чистое преданное служение Кришне, которое является вечным долгом каждого живого существа. Однако этому искусству служения Господу необходимо обучиться у истинного духовного учителя и других опытных преданных Кришны.

Так, в этом духовном обществе сознания Кришны, каждый получает возможность обучиться искусству служения Кришне и, пробудив в себе чистую любовь, восстановить свои утраченные отношения с Ним.

Каковы виды обусловленного сознания живого существа и как оно проявляется? Какие существуют разновидности временных обязанностей человека? И как я могу служить Кришне в материальном мире?

ИТОГ ВТОРОЙ ЧАСТИ КУРСА

9. Высшим проявлением Абсолютной Истины является Бхагаван – Верховная Личность Бога, который включает в себя три аспекта – сат (вечность), чит (знание) и ананда (блаженство). До тех пор, пока душа не достигнет реализации Бхагавана, она будет ощущать чувство незавершенности и продолжать поиск счастья (ананды). Бхагавана можно постичь только через практику преданного служения Верховной Личности Бога.

10. Бхагаван – это Кришна (Всепривлекающий), источник всех прочих воплощений. И хотя бесчисленные воплощения, исходящие из Кришны, могут быть очень могущественны, тем не менее, они отражают лишь часть Его качеств и играют подчиненную Ему роль.

Кришна обладает 64 трансцендентальными качествами, четыре из которых присущи только Ему одному. Он является тем героем, которого сознательно или неосознанно ищет каждый. Это стремление к Кришне можно обнаружить в каждом живом существе по наличию трех устремлений: к вечности, знанию и счастью.

12. У Кришны есть два настроения – айшварья (безграничное величие) и мадхурья (бесконечная сладость). Чем более близкие отношения возникают между Кришной и преданными, тем более сладки они и тем большее счастье они приносят. На различных планетах духовного мира настроение мадхурья проявляется в различной степени, и чем выше оно, тем выше считается планета. Самой высшей обителью является Вриндаван, где мадхурья – бесконечная сладость Кришны, проявлена в полной мере. Только во Вриндаване Господь проявлен в Своей изначальной трансцендентальной форме, украшенной всеми 64 качествами. Достичь этой обители можно только по милости Кришны и Его преданного, которую можно заслужить, сосредоточив свое сознание на имени, форме, качествах и играх Кришны во Вриндаване. Проще всего сосредоточить ум на Кришне можно благодаря повторению Харе Кришна маха-мантры:

Наши рекомендации