О царь, каждый раз, когда я вспоминаю эту поразительную священную беседу Шри Кешавы и Арджуны, меня снова и снова переполняет радость.
Текст 77
тач ча самсмритйа самсмритйа рупам атйадбхутам харех
висмайо ме махан раджан хришйами ча пунах пунах
ча – и; раджан – о царь; самсмритйа самсмритйа – вспоминая вновь и вновь; тат – этот; ати адбхутам – необычайно дивный; рупам – облик; харех – Господа Шри Хари; ме – мое; висмайах – удивление; (становится) махан – великим; ча – и; хришйами – я радуюсь; пунах пунах – опять и опять.
И всякий раз, о царь, вспоминая поразительный образ Шри Хари, я прихожу в величайшее изумление и начинаю трепетать.
Пракашика-вритти
Из этого стиха явствует, что вишварупу Шри Кришны, которую Арджуна видел на Курукшетре, видел и Саньджая, когда находился в царском дворце в Хастинапуре. Это стало возможным для него по милости Шрилы Вьясадевы. Шри Кришна говорил Арджуне, что прежде Он никому не являл этот образ и Арджуна – первый, кто его видит. Однако, поразмыслив, можно понять: вместе с Арджуной, несомненно, вишварупу видели Саньджая и Вьяса. Кроме того, как явствует из слов Арджуны, ее видели еще риши, махариши и полубоги. Шри Ведавьяса является парама бхактой Шри Кришны. Помимо того, он – шактйавеша-аватара Самого Господа. Это значит, что только те, кто принадлежит к парампаре Шрилы Вьясы, способны осознать суть «Бхагавад-гиты».
Текст 78
йатра йогешварах кришно йатра партхо дханурдхарах
татра шрир виджайо бхутир дхрува нитир матир мама
йатра – где бы; (ни был) йога-ишварах – повелитель всей йоги; кришнах – Шри Кришна; йатра – где бы; (ни был) дханур-дхарах – носитель лука; партхах – Партха; татра – там; (будет) дхрува – всегда и неизменно; шрих – богатство; виджайах – победа; бхутих – изобилие; (и) нитих – нравственность; (таково) мама – моое; матих – мнение.
Где бы ни был Шри Кришна, повелитель йоги, и Партха, великий лучник, там непременно будет изобилие, победа, процветание и праведность. Я в этом глубоко убежден.
Пракашика-вритти
В Восемнадцатой главе вкратце описана суть всей «Гиты». В одном ее разделе описывается карма-йога, над которой преобладает дхьяна-йога, приводящая, в свою очередь, к атма-гьяне. В другом разделе описана шуддха-бхакти-йога: она начинается со шраддхи, направленной на Бхагавана. В этом и состоит суть «Бхагавад-гиты». Сокровенное наставление, заключенное в этих двух разделах, гласит: занимаясь нишкама-кармой и в рамках варнашрама-дхармы опираясь на свою индивидуальную природу, человек должен постепенно взойти на уровень гьяны. Более сокровенное наставление призывает человека развивать в этой жизни атма-гьяну, идя путем дхьяна-йоги. И, наконец, самое сокровенное наставление – заниматься бхакти-йогой, всецело предавшись только Сваям Бхагавану Шри Кришне. Такова суть Восемнадцатой главы.
Смысл всей «Бхагавад-гиты» сводится к тому, что адвая-васту, недвойственное Абсолютное Существо, является единственной таттвой. Шри Бхагаван – полное проявление этой таттвы. Все прочие таттвы исходят из Него. Из Его чит-шакти исходят бхагават-сварупа и чид-вайбхава, духовные совершенства. Из Его джива-шакти проявляются два вида бесчисленных джив: освобожденные (мукта) и обусловленные (баддха). А двадцать четыре составляющих материи – от прадханы до ничтожной травинки – проявляются из Его майя-шакти. Сотворение мира, его поддержание и уничтожение на разных уровнях происходит под влиянием кала-шакти, энергии времени. Все виды проявлений берут начало в крия-шакти.
Пять начал – Ишвара, пракрити, джива, кала, и карма – проявляются только из бхагават-таттвы. Брахман, Параматма и прочие ипостаси Абсолютной Истины пребывают в Бхагаване. Хотя названные пять начал отделены друг от друга, они в то же время являют собой единое начало, подчиненное бхагават-таттве, и, хотя единые, они вечно разделены, поскольку обладают разными свойствами. Содержащееся в «Гите» такое объяснение бхеда-абхеда-таттвы, или одновременного единства и различия, неподвластно обыденной человеческой логике. Поэтому махаджаны называют эту таттву ачинтья-бхеда-абхедой, а связанную с ней гьяну – таттва-гьяной.
Джива.Живые существа, дживы, по своей изначальной природе являются особой таттвой, что существует в виде бесконечно малых частиц, исходящих из чит-сурьи – Кришны, который подобен исполненному духовного сознания солнцу. По природе своей дживы способны жить как в духовном, так и в материальном мире. Они пребывают на границе между духовным миром (чит) и миром материи (ачит). Поскольку дживы обладают сознанием, у них есть определенная независимость. Если они проявляют благосклонность к Кришне и привлекаются духовным миром, то принадлежащая Кришне хладини-шакти, энергия наслаждения, предоставляет им возможность испытывать чистую ананду. Если же джива отворачивается от Кришны и под влиянием майя-шакти привлекается миром иллюзии, ей приходится испытывать мирские радости и несчастья. Дживы, у которых есть чид-рати, или склонность к духовному миру, являются нитья-муктами, вечно освобожденными, а те, что обладают джада-рати, или склонностью к миру мертвой материи, относятся к категории нитья-баддха. Количество и тех, и других джив безгранично.
Забыв о своей изначальной природе, джива погружается в океан материального бытия, рождается среди высших и низших существ – полубогов, людей, червей, деревьев или мелких растений – и терпит множество разных страданий. Порой она испытывает подавленность и отвращение. Тогда она находит прибежище у истинного гуру и с помощью карма-йоги достигает совершенства в дхьяне. Осознав свою сварупу, она обретает прему, чистую любовь к лотосным стопам Верховного Господа. Или же, развив шраддху, веру в повествования о Господе, она предается истинному гуру и начинает практиковать садхана-бхакти. Помимо этих двух путей у атмы нет иного способа осознать свою чистую сварупу.
Из двух упомянутых путей атма-гьяны путь карма-йоги с преобладанием дхьяны больше подходит для обычных людей, ибо он зависит от усилий самого человека. Что касается бхакти-йоги, рождающейся из шраддхи, то она превосходит карма-йогу и ее легче практиковать, но ее невозможно обрести без особой удачи в виде милости Господа или Его бхакты. Поэтому большинство людей в мире склонны практиковать карма-йогу. Наиболее счастливые из таких карма-йогов развивают веру (шраддху) в бхакти-йогу и восходят на уровень безраздельной преданности Господу, о которой шла речь в одном из заключительных стихов «Гиты». Таков путь (абхидея), описанный во всех Ведах.
Путь кармы основан на мирских желаниях. Все его цели – мирское счастье, наслаждение жизнью на четырнадцати планетных системах, мукти – не представляют подлинной ценности для исполненной сознания дживы. С самого начала в «Гите» говорится, что корыстная деятельность и ее плоды, бхукти (чувственные удовольствия), бесполезны. Даже саюджья-мукти, считающееся венцом усилий на пути монизма и обретаемое на уровне свободы от рождения и смерти, не является высшей целью дживы. Об этом тоже не раз говорилось. Высшая прайоджана для живого существа состоит в том, чтобы подняться над уровнем безличного осознания Абсолюта, превзойти четыре вида мукти, в том числе салокью, и, войдя в высшее духовное царство, где разворачиваются божественнные лилы Шри Кришны, обрести чистую любовь к Нему, нирмала-прему.
Объединив в себе сиддханту всех Вед и Веданты, «Бхагавад-гита» провозглашает, что высшей целью души является према к Бхагавану, которую обретают с помощью бхакти-йоги, практикуемой в сознании своих отношений с Ним. Человек неуклонно должен заниматься бхакти-йогой, слушая, воспевая и совершая другие действия, а также следуя дхарме сообразно своим индивидуальным особенностям. Ему надлежит поддерживать жизнь, исполняя свои обязанности, и при этом стремиться развивать в себе бхакти. Развив глубокую шраддху в высший путь, он должен постепенно отказаться от ништхи, направленной на низшие методы. Когда человек прочно утвердится с помощью шаранагати (полной преданности) на уровне бхакти-йоги и будет вести соответствующий образ жизни, Господь очень скоро одарит его шуддха-премой. Так, просто встав на путь очищения своего бытия, человек обретает милость Верховной Личности Бога. Эта милость дарует человеку бесстрашие, делает его бессмертным и избавляет от скорби. Тогда он навечно погружается в прему, чистую любовь к Богу.
Так заканчивается Сарартха-Варшини Пракашика-Вритти Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджи к Восемнадцатой главе «Шримад Бхагавад-гиты».