Шаг I: Вспомните автоматическую реакцию, которая снова и снова происходит в вашей жизни.

Шаг II: Наблюдайте эту реакцию.

Шаг III: Заметьте автоматические чувства, ассоциации, эмоции, реакции тела, которые как бы “происходят с вами” автоматически. Такое переживание бывает, когда продолжают порождаться созданные наблюдателем реальности.

Шаг IV: Наблюдайте и специально создавайте эту мысль, чувство или воспоминание.

Шаг V: Рассмотрите то, что всплыло (мысль, чувство или воспоминание) как энергию.

Многие терапии подчеркивают то, что произошло в детстве. Лучше рассмотреть, как происшествие застывает во времени и удерживается наблюдателем. Наблюдатель, который не ограничен временем и не линеен, создает это переживание во времени. Время как бы закрепляет переживание. Кажется, что застывшее происшествие существует вечно. Это не так, наблюдатель продолжает создавать происшествие, реакции на происшествие, на данную тему, или в ответ на происшествие. Отсюда следует принцип, что наблюдатель создает субъективное внутреннее переживание, не само событие, а затем наблюдатель делает вид, что не создавал этого внутреннего переживания.

Например, вы возможно много раз гуляли или разговаривали с другом, когда внутри вас появлялась злость или печаль, или неожиданное чувство “неудобства”. Вы спрашиваете себя: “Откуда это?”, “Почему я это чувствую?” Внешне кажется, что чувство “произошло” с вами. Наблюдатель воссоздал это переживание, а затем притворился, что не делал этого, как будто он не имел к этому никакого отношения.

Еще одним примером может быть ссора между мужем и женой. Один из вас реагирует обидой, другой злостью. Каждый считает, что эта эмоция просто произошла с ним; а ведь каждый принимал в этом участие. Один мой друг говорил: “Я понял, что что бы ни происходило со мной в моей жизни, хорошее или плохое, всегда присутствует тот же я (наблюдатель). Я понял, что наверное участвую в этом.”

Вместо того чтобы спрашивать: “Откуда эта злость?”, рассмотрите как создается эта эмоция, отношение, убеждение. Как правило с помощью терапии, духовной практики или ударов жизни мы пришли к принятию и разрешению наших чувств. Самое важное, что я получил от многих лет терапии—это что хорошо чувствовать то, что я чувствую и быть тем, кто есть. Следующий шаг—“взять в толк” (усвоить), что мы ответственны за, создали и построили эти убеждения, приносящие чувства. Мы делаем это осознанно и неосознанно с помощью наблюдения.[12]

Противоречащие убеждения

Почему, когда мы увлекаемся созданием субъективных реальностей и реакций на определенные ситуации, почему так трудно изменить свои реальности или внутренние программы? Многие сторонники терапий новой эры (new age) делают попытки трансформировать сознание, как и сторонники образования или гипноза. Они говорят, что мы можем создать новый образ жизни с помощью визуализаций, силы позитивного мышления, медитаций, позитивных утверждений или действия бессознательного ума . В этих методах часто предлагается не разрешать негативные ассоциации или мысли с помощью позитивных утверждений или перестройки ассоциаций. В этих процессах недостает двух важных частей.

Принцип: Нельзя отстаивать новую реальность в противоположность существующей, ранее созданной реальности.

Такая практика вызывает еще большее сопротивление изменению. Эти реальности становятся противодействующими. Примером может быть попытка поверить в новую реальность “жизнь легка”. К сожалению, старое построение или убеждение, “жизнь тяжела” все еще существует в сознании. Одно построение не может быть преодолено другим. У позитивной мысли, решения или новой ассоциации нет массы или силы отменить негативную мысль, решение, ассоциацию или построение. Нужно разобраться с существующей мыслью, потому что она была создана первой и остается в сознании.

Принцип: Созданное первым убеждение становится для личности точкой отсчета и поэтому несет больше всего силы. Оно становится для личности стандартом оценки переживания.

Следовательно, точка отсчета первоначального убеждения, “Жизнь тяжела”, становится базовой точкой отсчета. И она остается ей, пока наблюдатель не сможет понять, что во-первых он существует до своего убеждения, и что во-вторых он сам выбрал то убеждение, которое стало фильтром для входящих и исходящих восприятий и переживаний. Когда наблюдатель “усваивает” это на опыте, он может в настоящем перестать создавать этот фильтр или убеждение под названием “жизнь тяжела”.

Классический пример, с которым мы все знакомы—чувство неполноценности или глупости (первая созданная решением часть(ица)). После мы пытаемся компенсировать это чувство, напряженно работая, чтобы доказать что мы не неполноценны (создание второй части(цы)). Заметьте, что сколько бы мы ни доказывали или пытались доказать нашу полноценность, мы постоянно чувствуем первое построение, неполноценность. Даже когда мы достигаем успеха, мы всегда сравниваем это чувство с нашим чувством неполноценности. По сути чувство неполноценности становится нашей точкой отсчета !!!

“Вся наша реальность построена из таких постоянных сравнений. Наши чувства, которые описывают нам нашу реальность, все время делают эти сравнения. К сожалению, наши чувства, не имея абсолютной линии отсчета, должны вырабатывать свою собственную относительную линию отсчета. Ведь каждый раз, когда мы что-то воспринимаем, мы всегда воспринимаем только отличия, тепло это или холод, свет или темнота, тихо или шумно, всегда в сравнении с соответствующими количествами. У нас нет абсолютной меры ни для чего в том, что касается нашей повседневной реальности.” (Бентов, 1977:22)

Клиентка, с которой я проводил терапию, подросток, чувствовала неполноценность по сравнению со своей старшей сестрой, которая в связи со своим возрастом, казалось, всегда делает все лучше и успешнее. Моя клиентка проигрывала каждый раз, когда пыталась достичь чего-то самостоятельно. Она начала постоянно сравнивать себя с “эталоном” своей старшей сестры и не могла быть сама собой. Она слилась со своей сестрой, которая стала её внутренним образцом. Каждый раз, когда она пробовала новый образ жизни, она автоматически сравнивала себя с сестрой и чувствовала старые эмоции неполноценности, неудачи и смятения. Ее убеждение “Я хочу быть полноценной” постоянно сравнивалось с её сестрой, которая была полноценной. Короче говоря, наблюдательница взяла картинку сестры и держала её в сознании вместе с чувствами неполноценности по сравнению с ней. Это первое построение. Затем она создала компенсирующую часть(ицу), чтобы доказать что она не неполноценна. Пытаясь отрицать первое построение, и сопротивляясь ему, мы создаем разделение на две части. Наблюдатель видит старые картинки, ассоциации, воспоминания, и не может выбрать новый шаг к более свободному сознанию, потому что делает выбор из предыдущих построений, а не из чистого открытого пространства. Часто мы удерживаем старые картинки для того, чтобы сопротивляться схожести с ними. Требуется энергия и усилия, чтобы постоянно удерживать картинку и сопротивляться схожести с ней, в то же время надеясь выработать другую реальность. Например, если личность решает: “Я не хочу быть такой как мама”, она должна все время удерживать в сознании картинку мамы (первое построение), чтобы знать чем не быть (второе построение). Это значит, что поскольку первое построение сильнее, она становится мамой и сопротивляется сходству с мамой в постоянной внутренней борьбе.

Квантовое упражнение 23

Шаг I: Увидьте два образца или две части(цы) в пространстве. (Например, одна частица—убеждение “Я хочу быть похожей на мою сестру”, другой частицей может быть “Я хочу быть собой, непохожей на мою сестру”.)

Наши рекомендации