Джнанам парама-гухйам ме йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча грихана гадитам майа

(Бхаг. 2.9.31)

«Сообщая Брахме четыре изначальные шлоки, Я поведал о четырех истинах: о гьяне (знании), вигьяне (мудрости), рахасье (сокровенных темах) и тад-анге (частях, или разных аспектах этих сокровенных тем). Тайный смысл бхакти-таттвы не раскроется в сердце человека до тех пор, пока он должным образом не осознает эти четыре важнейшие истины. Поэтому Я наделяю тебя чистым разумом, который необходим для понимания рахасьи и всех наставлений, связанных с вигьяной. Когда проявляется шуддха-бхакти, вместе с ним приходит беспричинное знание и отречение. Они неизменно сопутствуют любому, кто идет путем бхакти. О Каунтея, это тело именуется кшетрой, а того, кто знает кшетру, называют кшетра-гья».

Текст 3

кшетрагьям чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата

кшетра-кшетрагьяйор гьянам йат тадж гьянам матам мама

ча – и; бхарата – о потомок Бхараты; виддхи – знай; мам – Меня; апи – также; (как) кшетра-гьям – знающего поле деятельности; сарва-кшетрешу – среди всех кшетр; (это) тат – то; гьянам – знание; кшетра-кшетра-гьяйох – о поле деятельности и знающем его; йат – которое; (является подлинным) гьянам – знанием; (таково) мама – Мое; матам – мнение.

О Бхарата, да будет тебе известно, что Я один знаю все тела (кшетры). Эту науку о теле как о кшетре и о дживе и Ишваре как о знатоках кшетры Я, несомненно, считаю истинной.

Бхаванувада

Итак, живое существо именуется кшетра-гья, поскольку оно знает кшетру (тело), но еще большим знанием – причем, обо всех кшетрах – обладает Параматма. Этот стих, начинающийся словами кшетра-гьям, описывает кшетра-гьятву Параматмы, или Ее способность знать кшетру. Верховный Господь говорит: «Знай, что Я, Параматма, являюсь кшетра-гьей, повелевающим всеми кшетрами. Джива знает только свою кшетру, причем ее знание о кшетре неполно. Но Я один в совершенстве и во всей полноте знаю все кшетры. Такова Моя особенность».

А что такое гьяна? Предвосхищая этот вопрос, Господь говорит: «Знание о кшетре (теле) и кетра-гье (дживатме и Параматме) – вот подлинная гьяна. Я считаю ее истинным знанием».

Из двух пуруш, именуемых кшетра-гья, Параматма занимает высшее положение. Некоторые говорят, что существует только одна атма, но эта идея не находит здесь подтверждения и противоречит другим стихам «Гиты» (15.17).

Пракашика-вритти

Хотя в предыдущем стихе слово кшетра-гья было использовано в отношении дживы, пребывающей в материальном теле, здесь Верховный Господь, который обладает такими свойствами, как сарва-антарьями (свидетель в сердце каждого), сарвешвара (всеобщий владыка), сарва-нийанта (Высший Повелитель) и Параматма, определяет словом кшетра-гья именно Себя, а не дживу.

Комментарий, который дает к этому стиху Шрила Баладева Видьябхушана, сводится к следующему: «Хотя душа, пребывающая в материальном теле, обладает определенным знанием о своей кшетре и видит в ней средство наслаждения или обретения мокши, она подобна подданному, над которым стоит царь. Положение царя занимаю Я, ибо Я один повелеваю этой кшетрой и поддерживаю ее существование. Только Я являюсь совершенным кшетра-гья, потому что Мне известны все кшетры».

Похожие утверждения есть и в смрити:

кшетрани хи шарирани биджам чапи шубхашубхе

тани ветти са йогатма татах кшетра-гья учйате

«Тело подобно кшетре, а праведные и греховные поступки сродни посеянным на этой кшетре семенам. Йогатма пуруша (Параматма) знает истину обо всех кшетрах, или телах, поэтому Его называют совершенным кшетра-гья».

В «Шримад-Бхагаватам» (8.3.13) тоже говорится:

кшетра-гьяя намас тубхйам сарвадхйакшайа сакшине

пурушайатма-мулайа мула-пракритайе намах

Комментируя этот стих, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: кшетрам дехадвайам таттвена джанатити кшетрагйо ‘антарйами – «Антарьями знает истину о грубом и тонком теле, поэтому Его называют кшетра-гья». Помимо того, Сам Верховный Господь говорит в «Шримад-Бхагаватам» (8.7.11): кшетра-гьях сарва бхутанам, «Кшетра-гья – это тот, кому ведомы все живые существа».

Суть утверждения Шри Кришны заключается в том, что истинное знание подразумевает знание кшетры (тела), того, кто ее сознает (дживатмы – освобожденной или обусловленной), и Параматмы, изначального кшетра-гья, пребывающего в каждом живом существе. При этом надо знать, что природа Параматмы отличается от природы баддха-джив (кшара) и мукта-джив (акшара) и что отношению к ним Параматма занимает высшее положение. Поэтому выдумка о том, будто дживатма и Параматма суть одно противоречит шастрам. В шрути сказано: нитйо нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман. Эти слова описывают Параматму как того, кто стоит над всеми вечными, обладающими сознанием живыми существами и кто повелевает ими и побуждает их действовать. Подтверждение тому есть и во многих стихах «Гиты». Шри Кришна говорит Арджуне: «Поскольку ты – джива, ты снова и снова забываешь о прожитом, но Я, как Парамешвара, никогда ничего не забываю». Согласно утверждению мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах, живое существо является ничтожно малой частицей Бхагавана. Это положение она занимает вечно и никогда не становится равной Бхагавану, даже при слиянии с Ним.

Утверждение о том, будто Брахман Сам стал дживой под влиянием невежества и, избавившись от него, Он снова станет Брахманом, тоже неверно: это противоречит и логике, и шастрам. Невежество не может коснуться Парабрахмана, ибо Он всегда и во всех случаях остается гьяна-сварупой – знанием по самой Своей природе. В шрути сказано: сатйам гьянам анантам брахма – «Парабрахман неподвластен майе и потому никогда не погружается в невежество». Об этом свидетельствуют тысячи утверждений в Ведах. Таким образом, в теле есть два кшетра-гьи: дживатма и Параматма. Параматма – это повелитель, вдохновитель и свидетель поступков всех джив, которые пребывают в разных телах как ограниченные кшетра-гья. Параматма и джива никогда не могут быть абсолютно едины (равны).

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие слова: «Что касается понятий кшетра (поле деятельности) и кшетра-гья (знающий поле деятельности), они подразумевают три начала – Ишвару, дживу и джаду (инертную материю). Как в каждом теле существует один кшетра-гья (дживатма), так Я, Ишвара, являюсь изначальным кшетра-гьей во всем мире материи. С помощью Своей айши-шакти (энергии власти) Я, как Параматма, выступаю в роли кшетра-гьи по отношению ко всем остальным кшетра-гья и целой вселенной. Гьяна тех, кто, размышляя над понятиями кшетра и кшетра-гья, постиг эти три начала, по сути является вигьяной».

Текст 4

тат кшетрам йач ча йадрик ча йад-викари йаташ ча йат

са ча йо йат прабхаваш ча тат самасена ме шрину

шрину – услышь; тат – это; ме – от Меня; самасена – вкратце; йат – что; тат – это (такое); кшетрам – поле деятельности; ча – и; йадрик – какова его природа; ча – и; йат-викари – каковы его изменения; йатах – истоки; ча – и; йат – зачем (оно существует); ча – и; сах йах – тот, кто (является кшетра-гья); ча – а также; йат-прабхавах – каково его влияние.

Услышь от Меня вкратце о кшетре, о ее свойствах и изменениях, о том, почему и откуда она возникает, а также о сварупе (природе) и влиянии кшетра-гья.

Бхаванувада

В этом стихе, начиная со слов тат кшетрам, Верховный Господь приступает к более подробному объяснению того, о чем прежде Он лишь упомянул. Что же такое кшетра, или тело? Это сочетание пяти первоэлементов (махабхуты), жизненного воздуха (праны) и чувств (индрий). «Услышь от Меня о различных свойствах этой кшетры (поля деятельности, состоящего из грубого и тонкого материального тела), а также о присущих ей желаниях и изменениях, таких, как враждебность или дружелюбие. Услышь о том, как она рождается из соединения пракрити (материальной природы) и пуруши (наслаждающегося) и как она по-разному проявляется среди движущихся и неподвижных существ. Кшетра-гья – это дживатма, а также Параматма». Согласно правилам санскритской грамматики, слово кшетра-гья относится к среднему роду, ибо само слово кшетра, «поле», тоже среднего рода.

Текст 5

ришибхир бахудха гитам чхандобхир вивидхаих притхак

брахма-сутра-падаш чаива хетумадбхир винишчитаих

(это знание) гитам – воспето; бахудха притхак – множеством разных способов; ришибхих – мудрецами; вивидхаих – в различных; чхандобхих – ведических стихах; ча – и; эва хетумадбхих – обоснованных; винишчитаих – безукоризненно убедительных выводах; брахма-сутра-падаих – с помощью стихов Веданта-сутры.

Истина о кшетре и кшетра-гья по-разному описана мудрецами во множестве ведических писаний и с помощью совершенных доводов и исчерпывающих заключений изложена в Брахма-сутре.

Бхаванувада

«Чьи объяснения Ты собираешься мне вкратце изложить?» Ожидая такой вопрос от Арджуны, Господь говорит: «Святые, подобные Васиштхе и другим, описали эти истины в своих Йога-шастрах. А слово чхандхобхир означает, что они описаны и в Ведах. Более того, они описаны в Брахма-сутре, в таких ее афоризмах, как атхато брахма джигьяса (1.1.1) – ‘Человеку должно вопрошать об Абсолюте’. Поскольку эти сутры составляют основу описания Высшей Абсолютной Истины, их называют падой (свидетельством, обосновывающим Ее существование)». Какова же природа Абсолюта? Верховный Господь отвечает: «Ее описания прежде всего направлены против возражений хетука-ган – тех, кто изучает материальный мир с позиции причины и следствия». В этом можно убедиться, поразмыслив над смыслом таких утверждений Брахма-сутры, как икшанте нашабдам (1.1.5) – «Верховный Господь не неописуем», или анандамайо ’бхйасат (1.1.12) – «По природе Верховный Господь полон блаженства».

Пракашика-вритти

Истину о кшетре и кшетра-гье, как ее описал Шри Кришна, признают все подлинные философы. Она ясно изложена в автоитетных шастрах – в Ведах, Упанишадах, Брахма-сутре. Веды являются апаурушеей, они не созданы обусловленной душой, и потому авторитетны для каждого. Суть Вед называется Ведантой (Упанишадами).

Шри Кришна Двайпаяна Ведавьяса, воплощение Верховного Господа, разрешил все кажущиеся противоречия в Ведах и изложил их в виде сутр в трактате под названием Веданта-сутра. Такие сутры, как икшате нашабдам (1.1.5) и анандамайо’бхйасат (1.1.12) подтверждают этот вывод. Икшате нашабдам означает, что Брахман можно видеть и воспринимать только с помощью шастр, ибо Он – на ашабдам, Его невозможно (на) познать иначе, как с помощью слов (ашабдам). То есть, шабда, или слово – это единственный способ познания Брахмана. В Брахма-сутре так и говорится: шастра-йонийат (1.1.3) – «Брахман можно познавать и воспринимать с помощью шастр». Брахман – истина, утверждаемая в Ведах, поэтому Он никак не может быть за пределами шабды (слов). Как Его воспринимать? Далее этому дается ответ: анандамайо’бхйасат – «Исполненный высочайшего блаженства парамананда-майа брахман можно узреть с помощью бхакти». Эти утверждения говорят о том, что Парабрахман суть совершенный, абсолютный кшетра-гья, а джива, которая воспринимает Его, или преданно служит анандамайя пуруше, предстает как частичный, или вторичный кшетра-гья. Как сказано в Брахма-сутре (2.3.29), парат ту тач шрутех – «Парабрахман считается совершенным кшетра-гьей, превосходящим дживатму».

В комментируемом стихе слово чханда (размер санскритского стиха) и труды мудрецов, Васиштхи и других, относятся к ведическим писаниям. В разделе Вед, именуемом Риджу, сказано: тасмад ва этасмад атман акашах самбхутах итй адина брахма пуччхам пратиштха итй астенанна-майам пранамайа-мано майа-вигьянамайананда-майахпанча-пурушах патхитас тешв аннамайади-трайам джада-кшетра-сварупам, тато бхинно вигьянамайо дживас тасйа бхоктети джива-кшетрагья-сварупам, тасмач ча бхиннах сарвантара анандамайа итишвара-кшетрагья-сварупам уктам (Тайттирья Упанишад 2.1.2).

«Есть пять видов пуруш: аннамайя (сознающие только пищу), пранамая (сознающие жизнь), гьянамайя (сознающие только атма-таттву), вигьянамайя (пребывающие в сознании служения одному только Кришне) и анандамайя (пребывающие в сознании блаженной севы Радхе-Кришне). Первые три категории (аннамайя, пранамайя и гьянамайя) пребывают на уровне инертной кшетры (материального тела). В отличие от них, вигьянамайя-пуруша, или душа, знающая кшетру (свое материальное тело), предстает как вторичный кшетра-гья. Что же касается Антарьями, или Сверхдуши каждого живого существа, то Он отличен от обоих категорий пуруш и является анандамайя-пурушей. Анандамайя-пуруша – истинный Парамешвара (Верховный Владыка), сарва-нийанта (Повелитель всего сущего), сакши (Свидетель) и изначальный кшетра-гья».

Тексты 6-7

маха-бхутнй-аханкаро буддхир авйактам эва ча

индрийани дашаиканча панча чендрийа-гочарах

иччха двешах сукхам духкхам сангхаташ четана дхритих

этат кшетрам самасена са-викарам удахритам

маха-бхутани – пять великих стихий; аханкарах – ложное эго (склонность считать себя исполнителем действий); буддхих – разум; авйактам эва ча – и непроявленная природа; даша – десять; индрийани – чувства; ча – и; экам – один (ум); панча ча индрийа-гочарах – и пять объектов чувств (начиная со звука и прикосновения); иччха – желание; двешах – неприязнь; сукхам – счастье; духкхам – несчастье; сангхатах – совокупность всего этого (тело); четана – действия ума, направленные на обретение знаний; дхритих – терпение; (все это) са-викарам – вместе с их видоизменениями; самасена – вместе взятое; удахритам – называется; этат – этим; кшетрам – полем деятельности.

Пять великих стихий, ложное эго, разум, пракрити, одиннадцать чувств, пять объектов чувств, желание, неприязнь, счастье, горе, тело, знание и терпение – вот вкратце то, что образует кшетру и ее материальные видоизменения.

Бхаванувада

Здесь Верховный Господь описывает природу кшетры. Земля, вода, огонь, воздух и пространство, а также их причина (ложное эго), разум в виде научных суждений, махат-таттва (причина ложного эго), пракрити (причина маха-таттвы), пять действущих органов и пять органов познания, ум и пять объектов чувств (звук, прикосновение и т.д.) – все это входит в число двадцати четырех составляющих материи. Что касается желания, злобы, счастья, страдания, тела как сочетания пяти главных стихий (махабхут), сознания как состояния ума, наполненного знанием, терпения и решимости, то они представляют собой различные проявления деятельности ума, а не души, и потому тоже являются частью кшетры и указывают на различные ее свойства (решимость и прочее). В шрути говорится, что желание, решимость, сомнение, вера, безверие, терпение, отрешенность, стыдливость, разумность и страх являются функциями ума. Они, как было сказано, проявляют различные свойства кшетры. Этат кшетрам савикарам – «Эта кшетра претерпевает шесть видов изменений, таких, как рождение и смерть».

Пракашика-вритти

Кшетра состоит из двадцати четырех первоэлементов, к которым относятся пять махабхут (земля, вода, огонь, воздух и пространство), ложное эго, маха-таттва, ее причина – пракрити, десять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа, орган речи, ноги, руки, анус и детородные органы), ум как внутренне чувство и пять объектов чувств (форма, вкус, запах, прикосновение и звук). Таков вывод, следующий из утверждений мудрецов – Васиштхи, Девалы, Аситы, – а также из утверждений Вед и Веданта-сутры. Что представляет собой кшетра и почему ее именно так называют, можно понять, изучив природу этих двадцати четырех составляющих. К разного рода изменениям кшетры относятся желание, злоба, радость, несчастье, всевозможные действия, совершаемые телом и являющиеся резлультатом взаимодействия пяти материальных стихий, различные состояния ума, которые представляют собой отражение духовной функции чит (чид-абхасу), и терпение. Все их следует считать частью кшетры.

Вот схема двадцати четырех составляющих:

Пракрити

|

Махат

|

Аханкара

|

_____________________________________________________

| | | | | | | |

Наши рекомендации