Так заканчивается Бхаванувада Сарартхи-Варшини Тики Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Двенадцатой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая дарит радость бхактам и признана всеми святыми.

Пракашика-вритти

В завершение этой главы Господь Шри Кришна говорит: «Те, кто предан Мне и наделен верой, усердно следуют путем этой дхармамриты – возвышенной религии бессмертия – как Я ее описал. Такие бхакты очень дороги Мне». Господу нравится только бхакти. Ему не достаточно, чтобы человек обладал лишь какими-то хорошими качествами. В преданном же под влиянием бхакти сами собой проявляются все добродетели. С другой стороны, хорошие качества не могут проявиться в том, кто не предан Господу Хари.

В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) сказано:

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

харав абхактасйа куто махад-гуна

маноратхенасати дхавато бахих

«Все полубоги с их возвышенными добродетелями проявляются в теле того, кто развил чистую преданность Верховному Господу. Но если человек лишен бхакти и поглощен мирскими делами, у него нет добродетелей. Он идет на поводу собственных измышлений и вынужден повиноваться внешней энергии Господа. Откуда в нем могут быть хорошие качества?»

Шрила Шридхара Свами писал, что цель Двенадцатой главы «Гиты» – определить, какой из видов поклонения Господу выше: ниргуна (поклонение Его безличной ипостаси) или сагуна (поклонение Его личностному образу).

А Шрила Баладева Видьябхушана пишет: «Из всех видов садханы только шуддха-бхакти, которое является самым действенным и безопасным методом, позволяет быстро достичь Верховного Господа. Такова суть этой главы».

Шрила Бхактивинода Тхакур от имени Кришны разъясняет: «Те, кто предан Мне, и кто, идя путем этой дхармамриты (как Я ее описал от начала до конца), занят разными видами духовной деятельности – поклонением, слушанием, изучением и размышлением – несомненно, являются Моими бхактами и они очень дороги Мне. Душа обретает нирупадхика-прему (чистую, бескорыстную любовь ко Мне), если терпеливо, шаг за шагом идет по пути, который Я здесь описал».

Так заканчивается Сарартха-Варшини Пракашика-Вритти Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджи к Двенадцатой главе «Шримад Бхагавад-гиты».

Глава тринадцатая

Пракрити-пуруша-вибхага йога

Постижение разницы между

Материальной природой и наслаждающимся

Текст 1

арджуна увача

пракритим пурушанчаива кшетрам кшетраджнам эва ча

этад ведитум иччхами джнанам джнейанча кешава

арджуна увача – Арджуна сказал; кешава – о Кешава; иччхами – я хочу; ведитум – понять; этат эва – эти особые истины; пракритим – природу; ча – и; пурушам – наслаждающегося; кшетрам – поле деятельности; ча – и; кшетра-джнам – знающего поле деятельности; джнанам – знание; ча – и; джнейам – предмет познания.

Арджуна сказал: О Кешава, я бы хотел понять, что такое пракрити (природа), пуруша (наслаждающийся), кшетра (поле деятельности), кшетра-гья (знающий поле деятельности), гьяна (знание) и гьея (предмет познания).

Бхаванувада

Я склоняюсь перед бхагавад-бхакти, часть которого милостиво присоединяется к таким методам, как гьяна, чтобы позволить им достичь своей цели. В последних шести главах «Гиты», образующих ее третью часть, описывается бхакти-мишра-гьяна, или гьяна, имеющая примесь бхакти. Здесь также косвенно говорится о превосходстве кевала бхакти. Что касается Тринадцатой главы, то в ней речь идет о таких предметах, как тело (кшетра), дживатма и Параматма (кшетрагья), путь обретения знания о них, пуруша (наслаждающийся) и пракрити (природа).

Верховного Господа можно достичь только с помощью кевала бхакти. Об этом говорится в средних шести главах. Там же дается описание трех видов поклонения, в том числе – ахан-граха-упасаны. В первых шести главах «Гиты» говорилось, что нишакама-карма йог обретает мокшу с помощью бхакти-мишра-гьяны (гьяны, смешанной с бхакти). Теперь же начиается третья часть, состоящая из последних шести глав. В ней подробно объясняется, что такое кшетра (поле деятельности), кшетра-гья (знающий поле деятельности) и прочие понятия.

Пракашика-вритти

«Шримад Бхагавад-гита» состоит из восемнадцати глав, которые образуют три части книги. В первых шести главах речь идет о нишкама-карма-йоге, о бхакти-мишра-гьяне и о темах, связанных с постижением дживатмы и Параматмы. Средние шесть глав раскрывают величие кевала бхакти, дают сравнительный анализ пара и апара бхакти, а также описывают сварупу Верховного Господа и сварупу Его преданного. Кроме того, в этих главах говорится об особенностях и превосходстве бхакти над другими видами йоги и приводится много иных подробностей на этот счет. В третьей части «Гиты», или в последних ее шести главах, описывается таттва-гьяна. До этого о ней говорилось лишь вкратце. Здесь затрагиваются такие темы пракрити (материальная природа), пуруша (наслаждающийся), кшетра (поле деятельности) и кшетра-гья (знающий поле деятельности). Самое же сокровенное наставление «Шри Гиты» приводится в Восемнадцатой главе.

В первом стихе Тринадцатой главы Арджуна спрашивает о том, что такое пракрити, пуруша, кшетра, кшетра-гья, гьяна и гьея, однако некоторые комментаторы «Гиты» обходят вниманием этот стих, поднимающий подобные вопросы.

Текст 2

шри бхагаван увача

идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате

этадйо ветти там прахух кшетраджна ити тад-видах

шри бхагаван увача – всесовершенный Господь сказал; каунтейа – о сын Кунти; идам – это; шашрирам – тело; абхидхийате – известно; ити – как; кшетрам – поле деятельности; (а) там – тот; йах – кто; ветти – знает; этат – это (тело); прахух – описан; ити – таким образом; тат-видах – теми, кто постиг эту истину; (как) кшетра-джнах – знающий поле деятельности.

Верховный Господь сказал: О Каунтея, люди, постигшие истину о кшетре и кшетра-гья, называют полем деятельности (кшетрой) тело, а того, кто знает тело, именуют кшетра-гья, знатоком поля.

Бхаванувада

Что такое кшетра, и кто такой кшетра-гья? Отвечая на этот вопрос, Верховный Господь произносит текст, что начинается словом идам. Материальное тело является средоточием всех видов телесных наслаждений, обретаемых с помощью чувств, поэтому его и называют кшетрой. Иначе говоря, оно служит почвой, на которой вырастает древо материального бытия. Обусловленные души пребывают во власти ложных представлений «я» и «мое», и представления эти связаны с телом. Они – порождение ложного эго. Когда же душа достигает уровня освобождения, она избавляется от ложных представлений о своем «я». Другими словами, в освобожденном состоянии она не привязана к телу. Но в обоих случаях душу называют кшетра-гья. Подобно землевладельцу, она одна знает свое поле и пожинает выросшие на нем плоды.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.12.23) Верховный Господь говорит:

аданти чаикам пхалам асйа гридхра

граме-чара экам аранйа-васах

хамса йа экам баху-рупам иджйаир

майа-майам веда са веда ведам

«Невежественные обусловленные души, которые жадно стремятся к объектам чувств, испытывают несчастья, являющиеся плодами на древе материального бытия. В конечном счете, даже жизнь на Сварге приносит страдание. Но подобные лебедям мукта-дживы (освобожденные души), обитая на этом же древе, вкушают совсем иные плоды – радость освобождения (мукти). Таким образом, одно и то же древо – древо материальной жизни – дарует разные плоды, такие, как жизнь в раю, в аду или мукти. Древо это соткано из майи (иллюзии) и, как порождение майя-шакти (энергии иллюзии), оно принимает самые разные очертания. Только тот, кто стал учеником сад-гуру (истинного духовного учителя), способен постичь эту тайну, и только такой человек по-настоящему понимает смысл слов кшетра и кшетра-гья».

Пракашика-вритти

Отвечая на вопросы Арджуны, Господь Шри Кришна говорит, что тело обусловленной дживы вместе с жизненным воздухом и чувствами являет собой место наслаждения и называется кшетрой. Знающий природу материального тела понимает: для обусловленной души это тело является средством наслаждения, а для освобожденных душ – средством обретения мокши. И те, и другие души именуются кшетра-гья. С другой стороны, Шри Баладева Видьябхушана говорит: шариратмавади ту кшетраджно на / на кшетратвена тат джнанабхават – «Душа, которая отождествляет себя с телом, лишена подлинного знания о теле, поэтому она не является кшетра-гьей».

Те, кто принимает свое тело за самого себя, видят в нем лишь средство наслаждения. Опьяненные ложным эго, они пребывают в рабстве самсары (материального бытия). Жизнь за жизнью они терпят одни лишь страдания. В противоположность им, души, которые избавились от ложного эго, продолжая жить в материальном теле и служа Господу Шри Хари, постепенно обретают радость мокши. Познав блаженство служения Верховному Господу, они достигают совершенства. Это подтвоерждается в «Шримад-Бхагаватам» (11.12.23)

аданти чаикам пхалам асйа гридхра

граме-чара экам аранйа-васах

хамса йа экам баху-рупам иджйаир

майа-майам веда са веда ведам

«Люди, привязанные к семейной жизни и жаждущие мирских удовольствий, познают лишь горький вкус плодов телесного бытия. А мудрые, подобные лебедю санньяси, которые не стремятся ни к чему мирскому, обретают желанный плод духовного блаженства».

Шрила Бхактивинода Тхакур, поясняя слова Господа, пишет: «О Арджуна! Чтобы ты лучше понял бхакти-таттву, величайшую из тайн, Я сначала объяснил тебе природу атмы. Потом Я описал разные виды деятельности (кармы) баддха-джив и сварупу (природу) нирупадхика-бхакти (чистого, свободного от всяких обозначений преданного служения). Желая дать ясное понимание высшей цели бытия, Я представил три вида абхидеи (средств): гьяну, карму и бхакти. Сейчас, основываясь на научных доводах, Я описываю тебе гьяну и вайрагью. Эти описания позволят тебе еще больше утвердиться в понимании нирупадхика бхакти-таттвы.

Наши рекомендации