Так заканчивается Бхаванувада Сарартхи-Варшини Тики Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Девятой главе «Шримад Бхагавад-гиты», дарующей радость бхактам и признанной всеми святыми.

Пракашика-вритти

Высшая цель каждой души – кришна-према. И достичь ее можно только с помощью ананья бхакти. Только шуддха-дживы достойны поклоняться Шри Бхагавану, пара-таттве. Сварупа Шри Кришны суть высший предмет поклонения шуддха-джив. Пока человек в совершенстве не осознает эту сиддханту, его попытки прийти к высшей цели (парамартхе) не будут безукоризненными. В Седьмой и Восьмой главах говорилось о шуддха-бхакти, всецело свободном от примесей кармы, гьяны и йоги. В Девятой главе были даны описания наивысшего предмета поклонения. Чтобы описать его, необходимо было также поведать о несовершенствах поклонения полубогам и богиням, которые тоже кажутся достойными поклонения. Таким образом, всесовершенная, вечная природа исполненной сознания сврупы Шри Кришны доказывается научным способом. Гьяни и йоги, а также те, кто совершает ягьи, поклоняются лишь некоторым проявлениям обладающего вечной сварупой Бхагавана, таким как Брахман или Параматма. Но шуддха-бхакта не проявляет склонности к поклонению этим частичным ипостасям Абсолюта; он поклоняется нетленной сврупе Шри Кришны. Только из-за грубого невежества человек может поклоняться полубогам и богиням, не видя их связи с вечным образом Кришны; это действительно невежство, ибо такое поклонение только отчасти приведет человека к его цели. Нужно оставить всякое поклонение дэвам и дэви и поддерживать свою жизнь, занимаясь бхакти-йогой, причем, делая это без корыстных побуждений и с твердой верой. Существует девять видов бхакти, в числе которых– шраванам, киртанам и смаранам, – и все они посвящены только Шри Кришне. Тех, кто идет этим путем, именуют ананья бхактами. Они превосходят всех карми, гьяни и йогов, даже если на начальных стадиях ведут себя недостойно. Их поистине следует считать праведными, ибо буквально за несколько дней они утвердятся в своей экантика-бхаве и станут совершенными во всех отношениях.

Только посвященное Бхагавану шуддха-бхакти может принести описанный здесь плод премы. Чистый преданный Господа никогда не погибнет и не падет, потому что Господь Сам защищает и поддерживает его. Поэтому наиболее разумные люди заботятся о теле только для того, чтобы заниматься чистым преданным служением (шуддха-бхакти) Верховному Господу.

Так заканчивается Сарартха-Варшини Пракашика-Вритти Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджи к Девятой главе «Шримад Бхагавад-гиты».

Глава десятая

Вибхути-йога

Совершенства

Верховного Господа

Текст 1

шри-бхагаван увача

бхуйа эва маха-бахо шрину ме парамам вачах

йат те ‘хам прийаманайа вакшйами хита-камйайа

шри-бхагаван увача – всесовершенный Господь сказал; маха-бахо – о могучерукий воин; бхуйах – снова; шрину – услышь; ме – Мои; эва – даже; парамам – более возвышенные; вачах – наставления; йат – которые; ахам вакшйами – Я произнесу (дам); те - для тебя (тебе); хита-камйайа – ибо Я желаю тебе добра; прийаманайа – тебе, любящему (Меня).

Верховный Господь сказал: О могучерукий, услышь еще раз наставления, которые будут возвышенней тех, что Я дал прежде. Ты любишь Меня, поэтому ради твоего высшего блага Я раскрою тебе это знание.

Бхаванувада

Начиная с Седьмой главы, в «Бхагавад-гите» даются объяснения бхакти-таттвы вместе с айшварьей Верховного Господа. Эта же бхакти-таттва, именуемая еще бхагавад-вибхути, описывается и в Десятой главе, где раскрывается также сокровенная истина о ней.

В Седьмой и последующих главах говорится о том, что айшварья Шри Бхагавана пробуждает в сердце садхаки знание, которое раскрывает ему Господа как высший предмет поклонения. Теперь, на радость тем, кто благословлен преданностью Господу, это знание описывается в деталях. В «Шримад-Бхагаватам» (11.21.35) Кришна говорит: парокша-вада ришайах парокшам ча мама прийам – «Изречения мудрецов (риши) полны скрытого смысла (парокша), и Мне тоже нравится говорить непрямо». Исходя из этих слов, манера Кришны говорить косвенными речами несколько затрудняет понимание Его наставлений. Именно поэтому Он произносит данный стих, желая помочь Арджуне лучше понять то сокровенное знание (раджа-видйа раджа-гухйам идам), о котором Он уже ему поведал. «О могучерукий! Подобно тому как ты проявил величайшую силу своих рук, ты способен проявить и огромную силу своего разума. В отношении тебя, готового слушать, Я использую слово шрину (услышь), ибо ты сохранишь все, что тебе будет сказано». Слово парамам означает, что знание, о котором собирается поведать Господь, еще более возвышенно, чем то, о котором Он говорил прежде.

Пракашика-вритти

В Седьмой, Восьмой и Девятой главах Господь Шри Кришна описывает айшварью высшего объекта поклонения (бхаджания парамешвара-таттвы). В Десятой же главе Он описывает Свои вибхути (величественные совершенства). Как объясняется в «Сандарбхах», парокша-вада означает «не раскрывать каждому наиболее сокровенное и редкое знание, и объяснять его только косвенным путем». Парокша-вада присуща Ведам. Такова и природа Господа (Он не раскрывает Себя каждому). В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 3.88) говорится: «татхапи танхара бхакта джанайе танхаре – «То, что описано в стиле парокша-вады, трудно понять обычному человеку. Кришна всячески старается скрыть Себя, но Он являет Свой образ преданным». Поэтому, чтобы глубоко размышлять над описанной в этой главе вибхути-йогой, нужно идти путем бхакти.

Текст 2

на ме видух сура-ганах прабхавам на махаршайах

ахам адир хи деванам махаршинанча сарвашах

ахам – Я (являюсь); хи – несомненно; адих – первоисточником; сарвашах – во всех отношениях; деванам – полубогов; ча – и; маха-ришинам – великих мудрецов; на – ни; сура-ганах – сонмы полубогов; на – ни; маха-ришайах – великие мудрецы; (не) видух – знают; ме – Моей; прабхавам – истины о Моих чудесных явлениях.

Наши рекомендации