Что показывает нам, что мы продвигаемся в бхакти?

Гаура крипа: Когда люди продвигаются по другим духовным путям, у них проявляются определённые признаки, подсказывающие им, на какой стадии они находятся в данный момент. Однако, в случае Бхакти-йоги всё наоборот. Я имею в виду, что чем больше мы продвигаемся по этому пути, тем более мы думаем, что ни на что не способны, и чувствуем: «Я иду в никуда». Наши махаджаны действительно описали путь от анартха-нивритти (избавления от плохих качеств) до премы, но удивительное дело: преданный, продвигающийся от анартха-нивритти до премы, никогда не верит, что переходит с одной стадии на другую, и на самом деле продвигается вперёд. Чем больше мы продвигаемся, тем больше думаем: «Ох, у меня нет никакого осознания, я великий апарадхи (оскорбитель); куда я иду? Что я делаю?» Мы поглощены сильнейшим смирением. А самое поразительное смирение преданный проявляет, когда достигает стадии премы! Шрила Вишванатха Чакравартипад написал в своей «Мадхурья Кадамбини»:

«Такой преданный считает своих друзей и родных подобными тёмному и опасному колодцу, свой дом – терновым ложем, еда для него подобна яду, когда даже хорошие люди его прославляют, его это жалит, подобно ядовитому кусу змеи, он исполняет ежедневные обязанности так, как будто готовит собственные похороны, а собственное тело кажется ему величайшей обузой. Когда его благожелатели утешают его, он думает, что это ядовитый душ, его бодрствование подобно океану стенаний, а сон – разрушению жизни. Он думает, что Шри Бхагаван отвернулся (не милостив) от него – иначе почему он до сих пор ещё жив? То, что он раньше любил, теперь ему кажется чрезвычайно обременительным, а мысли о Шри Бхагаване кажутся ему убийственными».*

Пойми же, насколько кротким и смиренным чувствует себя преданный в возвышенном состоянии. Как сильно он горит внутри! Если в это время кто-то ему скажет: «Господин, вы знаете, а ведь вы достигли премы!» – преданный почувствует себя так, как будто его укусила змея. Он совершенно не будет счастлив, наоборот: разозлится на того человека. Нет способа заставить его поверить, что он достиг премы. Да что садхак, Шриман Махапрабху – Сваям Бхагаван, Он – олицетворение сильнейшей премы, однако, смотри, насколько он смиренен:

nähi kåñëa-prema-dhana,

daridra mora jévana,

dehendriya våthä mora saba

«У меня нет драгоценного сокровища, именуемого Шри Кришна-премой, и мои тело и чувства ни на что не годятся». (Чч, Мадхья 2.40)

Поэтому у того, кто продвигается в бхакти, главные симптомы – смирение и молитва. И всё же, если мы внимательно изучим себя, мы тоже можем понять, продвигаемся мы или нет.

Мы можем примерно разделить эти признаки (показывающие наше продвижение в бхакти) на две категории:

1. Внутренние признаки.

2. Внешние признаки.

Давай изучим их подробно:

Внутренние признаки продвижения в бхакти

1. Рвение в бхаджане: Чем больше мы продвинуты в бхакти, тем больше у нас будет рвения к бхаджану. Мы не будем удовлетворены количеством кругов, которое мы раньше воспевали, и будем упорно стараться его увеличить. Также, мы будем проводить больше времени в медитации.

2. Неудовлётворённость бхаджаном: Чем больше мы продвигаемся в бхаджане, тем больше мы чувствуем: «Я никуда не иду».

3. Тревога:Когда мы продвигаемся в бхаджане, мы чувствуем всё больше беспокойства. Мы думаем: «О, нет! Врема летит – когда же я обрету Его милость? Он лишает меня её, потому что я падший? Нет-нет, конечно, Он прольёт на меня Свою милость. Он ведь всеочищающий. Он сострадателен ко всем грешникам. Я, несомненно, получу Его милость, и почуствую себя благословенным». Тревога будет увеличиваться пропорционально нашему бхаджану.

4. Ценность времени: Раньше мы тратили время на мирские дела, однако когда мы уходим дальше по пути бхакти, то осознаём, что попусту теряем время на мирские цели. Мы прекращаем тратить время на все дела, не связанные с нашей духовной целью. Постепенно мы попытаемся сократить даже наш сон, потому что поймём, что теряем время, когда спим.

5. Считать себя недостойным: Когда мы продвинемся по пути бхакти, мы будем каждый день думать примерно так: «Я, в самом деле, ни на что не годен. Как я обрету бхакти? У меня нет хороших качеств, наоборот, я с головой погружён во всё плохое. У меня нет ни бхакти, ни бхаджана. Что же со мною будет?»

6. Открыто и легко говорить о собственных недостатках: Чем больше милости мы получим от Бхакти Деви, тем больше мы осознаем свои недостатки. Мы будем думать: «Увы! Увы! У меня так много недостатков! Я самый падший, иначе как случилось, что у меня так много плохих качеств? Я точно не преданный, скорее, я хуже зверей и птиц». Это значит, что мы обрели крипу Бхакти Деви, и совершенствуемся.

7. Незаинтересованность в мирских делах: Когда мы продвинемся в бхакти, мы увидим, что те мирские дела, которые нас раньше интересовали, теперь кажутся обременительными. Это показывает, что Бхакти Деви довольна нами.

8. Волнение:Чем сильнее мы продвинемся в бхакти, тем больше мы будем волноваться о Шри Бхагаване. Когда мы чувствуем себя всё более и более голодными, наши мысли всё больше и больше вращаются вокруг еды – точно так же, когда мы продвигаемся в бхакти, наш внутренний ум становится чистым, и сердце тоскует по Шри Бхагавану.

Наши рекомендации