Эвристическое и эвристичное как оценки научной теории
Остановимся на некоторых оценках творческих процедур в качестве элементов эвристической составляющей проблемно - эвристической системы научной теории. В неё кроме эвристических процедур входят всякого рода гипотезы, идеи, а также эвристические принципы, модели, понятия и любые другие элементы теории, мало обоснованные, но обладающие познавательной эффективностью. Их роль особенно эффективна на начальных этапах становления научных теорий, хотя на всём протяжении существования теории они выступают как её существенный и неотъемлемый компонент.
В квантовой механике, например, многие положения и принципы в первоначальной формулировке имели чётко выраженный эвристический характер. В первую очередь это касается принципа соответствия, предложения о том, что формализм в ней должен в предельном случае переходить в формализм классической механики. Н. Бор рассматривал этот тезис в качестве своеобразного приёма, дающего правильный результат, хотя не объясняющий его.
Сейчас существует много различных формулировок квантовой механики, ни одна из которых не может быть принята единственно возможной. И все они могут оказаться на некоторое время эффективными моделями.
В науке различают понятия «эвристическое» и «эвристичное» (или эвристически ценное). «Эвристичное» - это признак, свидетельствующий о возможности системы порождать эвристические результаты, т.е. новые взгляды на устоявшееся какое - либо явление для получения оригинальных и неожиданных результатов. Даже в такой формализованной науке, как математика (с её использованием понятий функции предела, пространства, множества, алгоритма, категории, поля и других) обнаружено проявление (действие) высшей степени эвристичности. Использованием «озарения» с её помощью удалось обосновать новые взгляды на многие устоявшиеся и изученные вещи, дало мощный аппарат для получения оригинальных и неожиданных результатов, новых процедур, которые обычно воспринимались вначале недостаточно обоснованными. Другое дело, что и само содержание обоснованности также оказывается исторически изменчивым (оно, конечно, изменяется значительно медленнее, чем развивается отдельная теория).
Эвристические процедуры
Понятие процедуры отражает важные стороны научной деятельности и включается в прагматико – процедурную подсистему научной теории. При определённых условиях некоторые процедуры относятся и к эвристической составляющей проблемно – эвристической подсистемы.
Свойством, на основе которого процедуры включаются в прагматико – процедурную подсистему научной теории, является их деятельностный аспект, а признаком, по которому они причисляются в эвристическую компоненту теории, является их недостаточная обоснованность наряду с познавательной эффективностью.
В научной теории процедуры необходимы для построения моделей объектов на предметной области, создания алгоритмов преобразований, оценки элементов теории и т.д. В зависимости от целей процедур они сами могут получать различные оценки. Среди них: оценка эффективности и оценка обоснованности.При этом сочетание этих свойств может быть разнообразным, иногда с перекосом в одну сторону. Н. Бор по поводу использованию формулы Бальмера, описывающей спектральные свойства атома водорода, писал, что она носит ярко выраженный эвристический характер. Это описание, по мнению Бора, оказалось эффективным, точно описывая известную совокупность спектроскопических измерений. Однако, оно же, с точки зрения классической механики, фактически было никак не обоснованным. Проблема была переведена в иную плоскость.
Под эвристическими процедурами понимаются, таким образом, методы решения особо сложных задач в условиях, когда из - за сложности или недостаточности информации нельзя точно очертить границы их применения и оценить допустимые ошибки.
И это определение не охватывает содержания понятия эвристических методов. Для некоторых методов может быть очерчена граница применяемости, но сами методы не имеют обоснования в классической физике, поэтому они долго оставались эвристическими, вплоть до появления квантовой физики, создавшей свою доказательную базу.
Вот ещё два содержательных понятия эвристичности:
1) Термин эвристический обычно используется в качестве характеристики приёма, сокращающего число возможных вариантов решения;
2) Под эвристическим принципом подразумевается «система правил», представляющая такую тактику решения задачи, которая включает или существенно ограничивает перебор возможных решений.
При этом к характеристике эвристических принципов мы не добавляем в качестве необходимого признака их ненадёжность, но и не требуем противного. Фактически в этих определениях класс эвристических процедур ограничивается принципами выбора решений из класса, заданных каким- либо образом возможных решений.
Иногда эвристические (по Кузюткину Ю.И.) процедуры противопоставляются алгоритмическим в следующем отношении: эвристические процедуры – это некоторые процедуры, приводящие к правдоподобным решениям и выводам лишь с известной степенью вероятности, но не всегда, в отличие от алгоритмов, гарантирующих успех. Эвристические методы и приёмы описываются как процедуры, сокращающие перебор вариантов на пути к решению. Надо иметь в виду, что не всегда и алгоритмы приводят к решению - результату. Поэтому любой алгоритм является эвристическим или строгим не сам по себе, а только с точки зрения решения с его помощью некоторой задачи. Строгим алгоритм по отношению задачи определённого класса будет считаться в том случае, если доказано, что она решается с его помощью во всех случаях, когда это необходимо. Если же алгоритм достаточно часто даёт решение задач некоторого класса, но не всегда известно, когда результат его реализации будет решением, то речь может идти только об эвристическом решении.
Таким образом, различать следует не алгоритмические и эвристические процедуры, а точные и эвристические процедуры (алгоритмы) решения задач.
Оглавление
Введение 3
1. Наука как движущая сила развития современной цивилизации
1.1 Наука и ее содержание. Место аграрной науки в системе знаний. 10
2 Методология науки и ее предмет исследования
2,1 Общая и частная методологии 12
2.2 Моделирование как метод методологии науки 13
2.3 Отношение между моделью и моделируемым объектом 14
2.4 Системы и их свойства 15
2.5 Система научных теорий 17
2.6 Связи – отношения между элементами систем 19
2.7 Модель и её свойства 23
2.8 Полисистемная природа научного знания 26
2.9 Иерархические системы 27
2.10 Системность научного знания 28
2.11 Полисистемность научных теорий 28
2.12 Структура и функции научных теорий 30
2.13 Уровни иерархии научных теорий 32
3 Представление реальности в теории
3.1 Предметная область теории 36
3..2 Модель как способ представления предметной области теории 38
3.3 Первичные модели 40
3.4 Иерархия уровней в модельно - репрезентативной системе 41
3.5 Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий 41
3.6 Иерархия законов 43
4. ЯЗЫК КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО знания
4.1 Строительный материал теорий 44
4.2 Общее представление о языке 45
4.3 Язык как знаковая система общества (семантика) 45
4.4 Язык как знаковая система структурирования деятельности 47
4.5 Язык, речь, речевая деятельность 48
4.6 Иерархия в языке 50
4.7 Семантика языка 51
4.8 Типы супер-языков 53
4.9 Развитие языковых средств науки 53
4.10 Языки предварительного описания предметной области теории 54
4.11 Представление фактов в языках научных теорий 57
4.12 Номологический уровень описания теорий 58
4.13 Функциональная топология языков научной теории 59
4.14 Уровни в логико – лингвинистической системе 60
5 Процедурный характер систем научного знания
5.1 Операции, действия, процессы, процедуры и алгоритмы 61
5.2 Реализуемость и сложность как оценки действий и операций 64
5.3 Операционная сторона логики 65
5 4 Модели понятия алгоритма 66
5.5 Иерархия в прагматико-процедурной подсистеме научной теории 66
6 Проблемность систем научного знания
6.1 Проблемы, задачи, вопросы и задания. 69
6.2 Задачи в системах научного знания 70
6.3 Внешние структуры задач 72
6.4 Уровни задач научного знания 75
6.5 Иерархии в проблемной части системы знаний 75
6.6 Оценочная составляющая научного знания 77
6.7 Научные оценки и структурно – номинативная модель 78
6.8 Типология оценок 80
6.9 Оценки и аксиологические компоненты знаний 83
7 Эвристичность научного знания
7.1 Научная теория в контексте творчества 84
7.2 Эвристическое и эвристичное как оценки научной теории 85
7.3 Эвристические процедуры 86
.