Шкала 4. Последовательность в развитии представлений об операциональной причинности
Месяца
В результате координации двух схем становится возможен кратковременный контроль за источником воспринимаемого явления.
Ситуация: ребенок наблюдает за манипуляцией своих рук.
Размещение: ребенок может находиться на любой поверхности, где в его поле зрения отсутствуют привлекательные предметы.
Указания: понаблюдайте, будет ли младенец следить за своими руками, когда они некоторое время находятся перед его глазами. Выясните у матери, наблюдала ли она, чтобы младенец подносил свои ручки к глазам и двигал ими, пока их видел. Понаблюдайте за малышом в течение нескольких минут.
Действия ребенка:
а) наблюдение за движениями рук отсутствует;
*б) наблюдает за движениями своих рук.
3 месяца
В результате немедленного повторения эффективных действий становится возможен более определенный контроль за источником воспринимаемого явления.
Ситуация: ребенок немедленно повторяет действие, в результате которого происходит интересное для него явление.
Размещение: ребенок может находиться в полусидячем положении в специальном креслице для младенцев.
Предмет: любой предмет, который может быть активизирован путем применения ранних двигательных схем на основе зрительного и слухового восприятия. Например: яркая погремушка с ручкой или набор красочных звучащих шариков (колец) на резинке.
Указания: подберите какую-либо звучащую яркую игрушку, которая могла бы заинтересовать младенца, когда он будет с ней действовать. Держите игрушку таким образом, чтобы малыш мог легко коснуться ее рукой, но не мог бы схватить. Если ребенок не касается игрушки и не ударяет по ней в течение 15 секунд после ее предъявления - легонько ударьте игрушкой по руке младенца, позволяя тем самым ему увидеть, что это дает интересный эффект. Затем держите игрушку снова в первоначальном положении 15-20 секунд.
Действия ребенка:
а) проявляет интерес к игрушке, только смотря на нее;
б) усиливает движения руки в направлении к предмету и иногда приводит его в действие, но не постоянно;
в) систематически повторяет движения рукой и постоянно заставляет предмет служить источником интересного впечатления;
г) старается только схватить предмет.
Месяца
Обобщение эффективных действий предполагает определенные действия ребенка.
Ситуация: прекращение интересного явления вызывает определенные действия ребенка.
Размещение: такое же. Важно, чтобы руки и ноги малыша были свободными для движений.
Предмет: любой предмет, который производит интересный для младенца эффект, когда с ним действуют. Это могут быть: неваляшка, которая звучит, когда ее толкают или раскачивают; собачка, которая прыгает, когда ее тянут за веревочку; юла, которая «поет», когда ее крутят.
Указания: держите предмет в поле зрения ребенка и, пока малыш смотрит на него, активизируйте игрушку, а затем резко прекратите ее действие. Проделайте так 3-4 раза. Понаблюдайте, совершает ли ребенок во время пауз какие-либо действия, например: настойчиво вокализирует; двигает ножками; машет руками; ударяет рукой по поверхности и т.п.
Повторение: 1-2 разных предмета.
Действия ребенка:
а) проявляет интерес к предмету только во время его действия;
б) проявляет возбуждение и высокий уровень активности на протяжении всей ситуации;
в) настойчиво совершает какие-либо действия во время пауз, как бы вызывая прекратившееся действие предмета;
г) тянется, чтобы схватить предмет, но не действует с ним после схватывания.
Месяцев
Определение ребенком источников причинности вне себя предполагает прямое действие на эти источники.
Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора после того, как тот прекращает ударять кубиком о кубик.
Предмет: 2 деревянных ярких кубика.
Размещение: ребенок может находиться в детском креслице.
Указания: постучите двумя кубиками друг о друга перед малышом некоторое время, а затем наблюдайте за его поведением.
Действия ребенка:
а) не проявляет интереса к действию экспериментатора;
б) реагирует на процедуру стучания кубиками;
в) берет кубики из рук экспериментатора, но ничего не делает ими;
г) дает кубики экспериментатору для совершения повторного действия ими;
д) берет кубик и стучит им по кубику в руке экспериментатора.
ИЛИ:
Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора или до коробки после того, как экспериментатор продемонстрировал трясение коробки, в которой находятся предметы.
Указания: возьмите несколько кубиков, положите в коробку и потрясите ее некоторое время. Поставьте коробку и понаблюдайте за поведением ребенка.
Действия ребенка:
а) не проявляет интереса к действию;
б) реагирует на процедуру;
в) дотрагивается до руки экспериментатора;
г) возвращает коробку экспериментатору;
д) старается трясти коробку.
ИЛИ:
Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора или до игрушки после демонстрации ее кружения.
Предмет: музыкальная юла.
Указания: продемонстрируйте малышу, как крутится и звучит юла, а затем понаблюдайте за его поведением
Действия ребенка:
а) не проявляет интереса к игрушке после того, как она остановилась
б) реагирует на процедуру
в) возвращает игрушку экспериментатору для повторения действия;
г) дотрагивается до игрушки или руки экспериментатора после прекращения действия юлы;
д) пытается покрутить игрушку сам.
Месяцев
Дальнейшее выявление причины явления предполагает замену просьбы на прямое действие, обращенное к другому человеку.
Ситуация: возвращает игрушку экспериментатору после ее демонстрации или после остановки ее движения с тем, чтобы ее вновь «завели».
Предмет: любая механическая заводная игрушка, которую приводит в действие экспериментатор. Это может быть курочка, которая начинает клевать, если ее завести, или кукла, которая двигается и поет, когда ее заведут. Наиболее удачной будет такая игрушка, действие которой ребенку трудно произвести самостоятельно.
Размещение: привлечь внимание ребенка и продемонстрировать ему, как действует предмет (двигается, издает мелодию и т.п.). Когда игрушка остановится, нужно обождать немного, оставляя предмет и свою руку в пределах досягаемости малыша. Необходимо, чтобы ребенку была заметна роль экспериментатора в активизации игрушки. Предмет демонстрируется 2-3 раза.
Указания: ребенок и экспериментатор сидят за столом напротив друг друга.
Повторение: 2-3 раза
Действия ребенка:
а) показывает интерес к действиям взрослого, но не делает попыток возобновить их;
б) совершает какие-нибудь действия, когда предмет останавливается;
в) легко касается руки экспериментатора или самой игрушки, когда та останавливается;
г) поднимает игрушку и дает се экспериментатору с тем, чтобы он снова привел ее в действие;
д) старается сам завести игрушку.
Месяцев
Дальнейшая объективация причинности предполагает узнавание правильных способов активизации предметов.
Ситуация: ребенок пытается сам привести в действие механическую игрушку после демонстрации экспериментатором ее действия.
Указания: дайте малышу любую механическую (заводную) игрушку после того, как экспериментатор продемонстрировал ее, приводя в действие, и ребенок это видел. Понаблюдайте за попытками малыша завести игрушку после остановки се действия. Затем снова покажите, как игрушка приводится в движение, и наблюдайте за поведением ребенка.
Действия ребенка:
а) отходит от игрушки;
б) дотрагивается до игрушки и ждет, когда она начнет двигаться;
в) подает игрушку экспериментатору для того, чтобы он завел ее;
г) пытается силой заставить игрушку двигаться;
д) исследует, как заставить игрушку двигаться;
е) пытается завести игрушку правильным способом после показа экспериментатора.
Месяц
Возрастание способности к объективации причинности предполагает спонтанные действия ребенка для активизации предмета.
Ситуация: ребенок пытается сам, без показа экспериментатора, правильно завести механическую игрушку.
Размещение: то же.
Предмет: любая заводная механическая игрушка.
Указания: заведите игрушку, но ребенок не должен видеть, как вы это сделали, и продемонстрируйте ее ребенку. Когда игрушка остановится, понаблюдайте за поведением малыша. Если попытки ребенка привести игрушку в движение безуспешны снова заведите ее незаметно для него. После остановки игрушки снова наблюдайте за поведением малыша. Если и на этот раз попытки ребенка неудачны - покажите ему, как нужно завести игрушку, и опять наблюдайте за ним.
Повторение: 1-2 разные заводные игрушки.
Действия ребенка:
а) играет предметом, забыв о том, что он может двигаться;
б) старается силой заставить игрушку двигаться;
в) дотрагивается до руки экспериментатора и до игрушки во время остановки ее движения;
г) отдает игрушку экспериментатору и ждет, когда он ее заведет;
д) пытается завести игрушку разными способами (может быть и неуспешно) без показа экспериментатора;
е) пытается завести игрушку после показа экспериментатора.