Основные инструкции и описание экспериментальных материалов

Не обязательно предъявлять за один раз задания всех шести шкал или соблюдать последовательность в их предъявлении. Для удержания внимание и интереса ребёнка желательно смешивать тестовые задания из разных шкал. Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание следует предложить ему другое, а необходимое задание выполнить позже.

Не является строго необходимым тестирование ребёнка по всем шкалам, но желательно предъявлять все задания шкалы, хотя допустимо использование лишь отдельных видов заданий. При этом следует предъявлять тестовые задания нескольких последовательных ступеней шкалы для правильного определения уровня развития ребенка.

В инструкция к каждому заданию указано, что она должно быть повторено определенное количество раз. Следует учесть, что эти повторения важны не сами по себе, а для прояснения действий ребенка. Если действия ребенка неоднозначны, то ситуация должна быть повторена, даже если в инструкции об этом не сказано.

В тексте представлены специальные указания по организации каждого задания, которые определяют размещение ребенка при выполнении опыта; необходимые предметы; инструкция к действию экспериментатора; необходимое количество повторений ситуации; предполагаемые действия детей. Те действия, по которым можно судить об уровне развития ребенка как соответствующем возрасту при анализе шкал, отмеченные звездочкой.

Для каждого задания предположены специальные игрушки. Однако они не являются строго обязательными. Если данная игрушка не вызывает интереса у ребенка, ее можно заменить. Игрушки, которые не используется в опыте, лучше убрать из поля зрения ребенка. Целесообразно дать ребенку новую игрушку перед тем, как убрать старую.

Материалы к тестовым заданиям

1. Кусочки алюминиевой фольги размером 10 х 15 см.

2. Мяч яркого цвета 10 сантиметров в диаметре.

3. Колокольчик 5 см в диаметре и 10 см высотой с чистым звоном.

4. Кубики разного цвета 10 штук размером 2, 5х 2, 5х и 2,5 см.

5. Флакон из прозрачного пластика.

6. Картонная коробка размером 10 х 10 х 10 см.

7. Красная машинка длиной 12, 5 см.

8. Кусочки картона размером 15 х 20 см.

9. Шахматные доски размером 10 х 10 см.

10. Контейнер высотой 15 см.

11. Пластиковая чашка с ручкой высотой 7, 5 см.

12. Две куклы: одна с закрывающимися глазами, но не пищащая, высотой 12, 5 см другая с подвижной головой, руками и ногами, высотой 7,5 см.

13. Двигающиеся игрушки яркого цвета (например, птичка, зайчик).

14. Механическая игрушка (фигурка животного) размером 10 -15 см.

15. Разноцветные пластиковые погремушки 16 штук.

16. Неваляшка 12, 5 см в диаметре.

17. Музыкальная шкатулка.

18. Ожерелья, бусы длиной 80 см.

19. Подушка нейтрального цвета размером 30 х 30 см.

20. Юла яркого цвета.

21. Фигурки животных из пластика, например, собака, корова, лошадь, рыбка, утка и другие. Размером от 5 до 12 см.

22. Пластиковый шар 5 сантиметров в диаметре.

23. Игрушки- животные на веревочке размером 12 см.

24. Пластиковая трещетка.

25. Салфетки для прикрытия размером 45 х45 см.

26. Кукольные туфельки около пяти сантиметров в длину.

27. Хлопушка. 28. Катушка.

29. Пирамидка высотой 15 см.

30. Круглая палочка длиной 45 см.

31. Веревка.

32. Мягкая игрушка- животное собака или кошка в сидячей позе высотой 10 см.

33. Двигающиеся пластиковая собака или кошка высотой 6 см.

34. Ткань.

Шкала 1. Последовательность развития визуального слежение за объектом и представление о его постоянстве

Месяц

Восприятие объекта предполагает попытку длительного визуального слежения за ним.

Ситуация: ребенок плавно следит за медленно движущимся объектом, описывающий в дугу в 180 градусов.

Размещение: ребенок может лежать на горизонтальной поверхности или находится в коляске, кроватке.

Предмет: какой-нибудь яркий предмет который привлекает внимание младенца, но и не издает звуков при движении, например цветное кольцо.

Указания: держите предмет на расстоянии 25 см от глаз ребенка до тех пор, пока он не сосредоточиться на нём. При необходимости можно легко потряси предмет для того, чтобы привлечь внимание малыша, или изменить расстояние от его глаз младенцы в 2 предмета. Если ребенок склонен сосредоточиться скорее на экспериментаторе, чем на предмете, в таком случае нужно встать позади малыша. Как только ребенок сосредоточиться на предмете медленно передвигайте предмет по горизонтальной дуге 180 градусов туда - сюда.

Повторение: 3 4 раза.

Действие ребенка:

а) не следит за предметом;

б) прерывисто следить за предметами на одном каком-то участке дуги;

в) плавно следит за предметами на одном каком-то участке другим г плавно следит за объектом по всей длине дуги.

Месяца

Способность воссоздать отсутствующий в восприятии предмет предполагает сохранение ориентации в том направлении, где предмет был введен в последний раз.

Ситуации: ребенок задерживает взгляд в том месте где предмет исчез.

Размещение: с такой же.

Предмет: такой же.

Указания: как только ребенок сосредоточился на предмете медленно передвигайте предмет в сторону от ребенка таким образом, чтобы он исчез под краем поверхности, на которой находится младенец. Через несколько минут верните предмет в прежнюю позицию и чуть выше глаз ребенка. Все время передвигаются предмет в одном и том же направлении так, чтобы он исчезал в одном в одной и той же точке.

Повторение: 3 -4 раза.

Действие ребенка:

а) не прослеживается предмет до места его исчезновения.

б) теряет интерес к предмету, как только он исчезает глаза ребенка начинает блуждать и затем сосредотачиваются на каком-либо заинтересовавшем его предмете, попавшим в поле зрения.

в) задерживает взгляд на месте исчезнувшего предмета.

г) после нескольких повторений возвращают взгляд значение. Движение декабристов вторичного появление предмета немного выше линии глаз.

д) ищет глазами вокруг того места, где предмет исчез.

Примечание.

Если ребенок склонен поворачивает голову только в одном направлении и сохрани это положение в течение всего заданий, то через какое-то время необходимо повторить опыт, сделать так, чтобы предмет из числа на противоположной стороне.

Месяцев

Формирование представления о перспективно не воспринимаемом предмете предполагает его конструкцию на основе небольшой видимой части этого предмета.

Ситуация: поиск спрятанного предмета.

Размещение: ребенок должен сидеть, его руки должны быть свободны для манипуляции с предметами. Рабочая поверхность располагается перед ребенком или сбоку от него. Это может быть сиденье детского стульчика или пространство на ковре вокруг ребенка, если он сидит на полу. Может быть также использован детский обеденный стол со стулом для младенцев.

Предмет: используется предмет, к которому ребенок проявляет интерес и к которым пытаются завладеть, для прятания - белая непрозрачная салфетка. Важно, чтобы предмет был целостным и никакая бы его часть не выглядела как единый целостный предмет. Может быть использована кукла игрушка, например, рыбка или кошка. Такой предмет, как бусы, не подходит. Использование для прикрытия предметов белой салфетки позволит снизить интерес ребенка к ней.

Указания: чтобы удостовериться в том, что предмет заинтересовал малыша, положите его на поверхность и наблюдайте, потянет ли ребенок к нему. Удостоверившись в том, что ребенок сосредоточился на предмете, возьмите его и положите в пределах досягаемости малыша, затем накройте салфеткой таким образом, чтобы небольшая часть предмета оставалась видимой (например, ноги куклы или хвост животного). Если при попытке достать предмет ребенок «подпрятывает» его, необходимо предъявить предмет еще раз. Если интерес малыша к предмету вызывает сомнение, предъявите предмет целиком, не накрывая салфеткой, чтобы выяснить, будет ли ребенок еще пытаться достать его.

Повторение: 3 раза.

Действие ребенка:

а) теряет интерес к частично прикрытому предмету;

б) реагирует на исчезновение предмета, но не тянется к нему и не берет, пока предмет частично прикрыт;

в) достает предмет, вытащив его из- под прикрытия или убрав салфетку.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений об отсутствующих в перцепции предметов предполагает направление взгляда в то место, где находится отсутствующий в настоящий момент предмет.

Ситуация: ребенок смотрит туда, откуда первоначально появился предмет, который, медленно двигаясь, исчез.

Указания: те же, что в ситуации для детей двухмесячного возраста.

Месяцев

Дифференциация представлений о не воспринимаемых в данный момент предметов от предшествующих действий с ними предполагает поиск предмета, отсутствующего в восприятии.

Ситуация: ребенок находит предмет, полностью спрятанный под прикрытием.

Размещение: такое же, как в ситуации для детей в возрасте 4- 5 месяцев.

Предмет: любой предмет небольшого размера, чтобы не было заметного выпячивания при накрытии его салфеткой, к которому ребенок проявляет интерес. Подойдут такие предметы, как машинка, маленькая куколка, бусы. Используйте ту же белую непрозрачную салфетку для прикрытия предмета.

Указания: удостоверьтесь в том, что ребенок очень хочет завладеть предметом. Для этого подержите предмет перед малышом и понаблюдайте, потянется ли он к нему. Если ребенок начинает тянуться к предмету, положите предмет на поверхность перед ним таким образом, чтобы он мог достичь его, и, прежде чем малыш завладеет предметом, накройте его салфеткой. Не расправляйте салфетку, пусть она лежит складками, чтобы предмет не был очень заметен под прикрытием. Если ребенку удается завладеть предметом с первого предъявления, переместите зону прятания и поиска в какую-либо (левую или правую) сторону от малыша и повторите опыт. Здесь важно дифференцировать действие поиска спрятанного предмета от сдергивания салфетки, когда ребенок просто хочет поиграть с прикрытием. Например, если ребенок, приподняв салфетку, удерживает ее в руках довольно-таки долго, прежде чем дотянуться до видимого теперь предмета, возможно, даже рассматривает ее или перебирает в руках, то можно предполагать, что он поднимает салфетку ради игры с ней.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету, как только его прикрыли салфеткой;

б) реагирует на счезновение предмета, но не ищет и не извлекает его из-под салфетки;

в) тянет салфетку, но недостаточно при этом открывает предмет и не извлекает его из-под прикрытия;

г) сдергивает салфетку полностью и овладевает предметом.

Месяцев

Управление поведением с помощью отдифференцированных представлений о предметах предполагает правильный поиск невидимого предмета на фоне, возможно, смущающих ребенка обстоятельств.

Ситуация: ребенок находит предмет, спрятанный под одной из двух салфеток, путем поиска сразу в правильном направлении.

Предмет: те же самые. В качестве второго прикрытия использовать непрозрачную ткань блеклого цвета, отличного от цвета первой салфетки.

Размещение: такое же. Важно работать на звукоизоляционной поверхности, чтобы не создавать шума при прятании предмета, так как шум может служить в качестве подсказки к обнаружению предмета.

Указания: салфетки расположите по обеим сторонам от ребенка в пределах досягаемости. Если малыш успешно обнаружил предмет под первой салфеткой, спрячьте его под вторую. Затем спрячьте еще два раза под второй салфеткой, а потом - под первой. Последнее прятание считается вторым предъявлением опытной инструкции.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету, как только его прячут под вторую салфетку;

б) ищет предмет там, где он был найден ранее, то есть под первой салфеткой во время первого предъявления опытный инструкции;

в) ищет предмет там, где он исчез, то есть под второй салфеткой с первого же раза поиска.

Месяцев

Управление поведением благодаря представлениям о предметах, отдифференцированных от их предшествующего пространственного расположения, предполагает правильный поиск невидимого предмета при наличии большого количества смущающих ребенка обстоятельств.

Ситуация: Ребенок находит предмет, спрятанный под одной из трех салфеток, сразу же начав поиски в нужном направлении.

Размещение: Такое же.

Предмет: Такие же. Использовать в качестве третьего прикрытия непрозрачную ткань, отличную по цвету от двух других. Третью салфетку разместить непосредственно перед ребенком в пределах его досягаемости.

Указания: Прячьте предмет под каждую из трех салфеток таким образом, чтобы при каждом прятании прикрытие использовалось в случайном порядке. Порядок прятания может быть следующим: под второй салфеткой, под первой, под третьей, под первой, под третьей, под второй.

Повторение: 5-7 раз.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет наугад под какой-нибудь одной или всеми салфетками;

в) *ищет непосредственно под той салфеткой, где предмет исчез.

9-10 месяцев. Дальнейшее формирование представлений о предметах предполагает продолжение поиска невидимого предмета, когда с помощью одного поискового действия предмет обнаружить сложно.

Ситуация: Ребенок находит предмет, который прятали под несколькими салфетками.

Размещение: Такое же.

Предмет: Те же.

Указания: Прячьте предмет поочередно под каждую из трех салфеток, расположенных прямо перед ребенком, слева и справа от него, перемещая руку с игрушкой слева направо или справа налево таким образом, чтобы предмет появлялся между салфетками, а затем оказывался спрятанным под одной из них. Убедитесь, что ребенок следит за всеми шагами прятания, за всеми появлениями и исчезновениями предмета. Измените, направление прятания и смените расположение салфеток после нескольких повторений опыта.

Повторение: 3-5 раз.

Действия ребенка:

а) не ищет последовательно под каждой салфеткой;

б) ищет только под первой салфеткой, под которой предмет исчезал;

в) ищет под той салфеткой, где предмет был обнаружен при предыдущем предъявлении;

г) ищет наугад под всеми салфетками;

д) ищет под всеми салфетками в том порядке, в котором предмет прятали;

е) ищет непосредственно под той салфеткой, под которой предмет исчез в последний раз.

Примечание: Если ребенок не в состоянии следить за целой серией последовательных перемещений предмета, в таком случае во время прятания малыша можно посадить на некотором расстоянии от салфеток, а затем придвинуть ближе, чтобы он смог до них до тянуться и искать предмет, когда он уже спрятан.

В большинстве случаев лучше последовательно предъявлять 3-7 прятаний предмета для его поиска. Очень важно, чтобы малыш был заинтересован в предмете, выбранном для поиска. Возможно замена предмета. Но следует учесть, что потеря интереса у ребенка к заданию может также свидетельствовать о том, что задание становится слишком трудным. Если экспериментатор подозревает, что ребенок теряет интерес из-за трудности задания, в этом случае тот же самый предмет должен быть спрятан более просто (см. предыдущую ситуацию), чтобы выяснить, будет ли тогда малыш искать предмет. Если ребенок еще заинтересован в предмете, он обычно ищет его, когда поиск облегчается.

Постоянное исчезновение желаемого предмета может привести к фрустрации. Когда, кажется, что потеря интереса возникла вследствие фрустрации, ребенку можно разрешить недолго поиграть с предметом с тем, чтобы восстановить его интерес и сотрудничество. Если фрустрацию вызывает необходимость отдавать предмет после каждой его находки, лучше сразу забирать предмет, как только малыш отодвинет салфетку и потянется за ним, не допуская, чтобы он завладел предметом.

Следует отметить также различия между более старшими и младшими детьми. У более младших детей фрустрация возникает чаще, поэтому необходимо контролировать их внимание и интерес к заданию. Более старшим детям иногда наскучивают простые поиски предмета, и если это ясно видно из эксперимента, то следует уменьшить число прятаний - поисков. Старшим детям задание можно предъявлять в виде игры, в которой ребенку предоставляется возможность самим спрятать предмет, если он захочет.

Месяцев.

Продолжающее развитие ментального построения объектов предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за пространственным перемещением коробки с этим предметом.

Ситуация: После невидимого для ребенка перемещения предмета под прикрытием он ищет его в коробке, а затем-под салфеткой.

Предмет: Используется картонная коробка без крышки, небольшого размера, но достаточно глубокая, с тем, чтобы положенный в нее предмет был невидим ребенку. В качестве предмета для прятанья может быть использована любая миниатюрная игрушка, которая легко помещается в коробке. Для прикрытия используется большая непрозрачная салфетка, что позволит экспериментатору действовать с коробкой незаметно.

Размещение: Ребенок может находиться за детским столом или на полу, на ковре. Опыт проводиться на поверхности, расположенной прямо перед ребенком.

Указания: Заинтересовать ребенка предметом. В то время, когда ребенок наблюдает за вашими действиями, положить предмет в коробку, а коробку спрятать под прикрытие, там ее перевернуть, оставив предмет под салфеткой, и извлечь уже пустую коробку. Если у ребенка обнаруживается потеря интереса предмету - прервать опыт и спрятать тот же предмет непосредственно под салфетку.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б)реагирует на исчезновение предмета, но не ищет его;

в) ищет предмет только в коробке;

г) отодвигает коробку и продолжает поиск предмета под салфеткой, где исчезла коробка;

д) ищет предмет непосредственно под салфеткой, где исчезла коробка.

13 месяцев. Увеличивающаяся продолжительность сохранения представлений об объектах предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за перемещением коробки с предметом в затрудненных условиях.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки под одной из двух салфеток ребенок ищет предмет в коробке, а затем сразу под нужной салфеткой.

Предмет: Использовать вторую салфетку для прикрытия, но она должна цветом отличаться от первой.

Указания: Рядом с первой салфеткой положить вторую. Сначала спрятать коробку с предметом под первую салфетку (аналогично предыдущему опыту). Повторить опыт, но теперь спрятать предмет под второй салфеткой и держать руку с коробкой там по времени в два раза дольше, а затем переместить коробку под первую салфетку. На этом опыт закончить.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет только в коробке;

в) ищет только под первой салфеткой, где обнаруживал предмет ранее;

г) ищет правильно под второй салфеткой.

Месяцев.

Сохранность различных ментальных образов объектов предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за перемещением коробки с предметом в различные точки пространства.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки с предметом под несколькими прикрытиями ребенок ищет предмет сначала в коробке, а затем сразу под нужной салфеткой.

Предмет: Такой же.

Размещение: Аналогично предыдущему.

Указания: Прятать предмет, используя коробку для невидимого для ребенка перемещения предмета, под каждой из двух салфеток поочередно. После того, как предмет спрятан, положить пустую коробку в центре между салфетками.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет в случайном порядке;

в) ищет под нужной салфеткой.

Месяцев.

Сохранение образа объекта, отдифференцировать от его пространственного размещения, предполагает способность обнаруживать предмет путем наблюдения за многократным перемещением коробки с предметом в пространстве.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки с предметом под несколькими покрытиями ребенок ищет предмет сначала в коробке, а затем сразу под нужной, одной из трех, салфеток.

Предмет: Такой же. Для прикрытия использовать третью салфетку, отличную от двух других. Коробка для невидимого перемещения предмета.

Размещение: Такое же.

Указания: Прятать коробку в любой последовательности под одной из трех салфеток, оставляя каждый раз под прикрытием предмет из коробки.

Повторение: 5-7 раз.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет наугад под всеми тремя салфетками;

в) ищет именно под той салфеткой ,где исчезала коробка.

Месяцев.

Еще большая устойчивость различных представлений об объектах предполагает способность находить предмет при последовательных перемещениях его под прикрытием, когда кажется, что перемещается только рука, а сопутствующие перемещения предмета не видны ребенку.

Ситуация: После серии невидимых для него перемещений ребенок последовательно под каждой салфеткой, куда исчезала рука с предметом, ищет его.

Предмет: Предмет должен быть достаточно маленьким , чтобы уменьшаться в ладони экспериментатора.

Размещение: Такое же.

Указания: на глазах у ребенка спрятать предмет в свою ладонь. Руку с предметом передвигать только слева направо. Спрятать руку под первую салфетку, вынуть не раскрывая. Затем рука исчезает под второй салфеткой и появляется снова. Не раскрывая руку, спрятать ее под последнею салфетку. Оставить предмет под последним прикрытием и показать ребенку, что в руке ничего нет. Повторяя опыт, следовать каждый раз той же инструкции.

Повторение: 4-6 раз.

Действия ребенка:

а) ищет только в руке экспериментатора или вокруг себя, в комнате;

б) ищет только под первой или второй салфеткой, не находя предмет;

в) ищет предмет под всеми салфетками тем путем, как следовала рука экспериментатора, и обнаруживает его под последним прикрытием;

г) ищет непосредственно под последней салфеткой, по крайне мере, при двух последних поисках, и обнаруживает предмет.

Месяца.

Представления о постоянстве объекта и его мобильности предполагают способность предвидеть пространственное перемещение предмета, спрятанного в руке, в обратном порядке тому, которое наблюдалось.

Ситуация: Ребенок ищет спрятанный предмет после его невидимого последовательно перемещения сначала под последней салфеткой, а потом продолжает поиски под каждым прикрытием, где исчезала рука, что приводит к обнаружению предмета.

Предмет: Тот же. Три салфетки.

Указания: Спрятать руку под первую салфетку, оставив там предмет. При перемещении руки ко второй и третьей салфетке показать ребенку, что рука пустая. Спрятать руку под третью салфетку, вынуть и показать, что рука пуста. (Эта ситуация может быть предъявлена только после предыдущей, для детей в возрасте 17 месяцев). Повторить опыт, перемещая руку теперь в противоположном направлении, таким образом, салфетка, бывшая первой, оказывается последней.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) ищет только под последней салфеткой;

б) ищет наугад под всеми тремя салфетками;

в) ищет последовательно от последней салфетки через среднюю к первой, следуя в обратном порядке, использованном при прятании предмета.

Примечание. Эта ситуация предполагается только тем детям, которые в ситуации «Поиск предмета после серии невидимых перемещений» для детей в возрасте 17 месяцев ищут непосредственно под последней салфеткой, по крайне мере, хотя бы дважды.

Наши рекомендации