Пятый из посещённых мной миров в звёздном небе
Его духи и жители.
168. В другой раз я был перенесён в ещё один мир, находящийся за пределами солнечной системы. Путешествие происходило посредством изменений внутреннего состояния почти двенадцать часов без перерыва. Меня сопровождало множество духов и ангелов нашего мира, с которыми я беседовал, пока мы продвигались в направлении цели нашего путешествия. Я двигался то наклонно вверх, то наклонно вниз, но всё время направо, что в духовном мире значит на юг. Только в двух местах я видел каких-то духов, и в одном разговаривал с ними. Это путешествие позволило мне увидеть, насколько огромны ангельские небеса. Их необитаемые области позволили мне предположить, что они настолько огромны, что если бы даже было много десятков тысяч миров, каждый из которых содержал бы такое же население, как наш, то даже при этом там всегда найдётся достаточно места для всех. Да так, что можно жить там вечно, и никогда не заполнить этого пространства. Я пришел к этому заключению, сравнивая размеры этих необитаемых территорий с размерами небес, окружающих наш мир и предназначенных для него, которое настолько мало по сравнению, что не равняется и одной стомиллионной части необитаемого пространства.
169. Когда появились ангельские духи того далёкого мира, они обратились к нам, спрашивая, кто мы такие и чего хотим. Мы сказали, что мы - путешественники, остановившиеся возле их обители, и им нечего нас бояться. Потому что они боялись, что мы принадлежали к числу тех, которые разрушают их представления о Боге, веру и тому подобное. Чтобы избежать встречи с таковыми, они отступили в направлении своего мира, ища, где бы им укрыться от встречи с ними. На вопрос, какие представления эти посетители имели обыкновение разрушать, они ответили, что речь идёт о понятии о трёх Личностях, и о Боге, не имеющем человеческой формы, в то время, как сами они знают, что Бог един, и что Он - человек. Тогда мы поняли что те нежеланные посетители были духами нашего мира. Очевидным также было и то, что это были те духи нашего мира, которые в следующей жизни путешествуют повсюду из любви к путешествиям, которую они приобрели, живя в мире, и ради удовольствия, приносимого этими путешествиями. Поскольку в других мирах никто не путешествует подобным образом. Позже мы узнали, что это были монахи, путешествовавшие в своё время по земному шару с целью обращения в веру язычников. Мы также сказали, что жители этого мира правильно делают, избегая их, так как их цель - не учить истинам, а показать своё преимущество и взять под контроль. Сначала, сказали мы, они стремятся затмить умы народа различными средствами, а заканчивают тем, что делают людей рабами, исполняющими их распоряжения. Кроме того, сказали мы, они правильно делали, не позволяя таким людям изменять свои представления о Боге.
Они добавили, что те посетители также смущали их, говоря, что они должны иметь веру и верить в то, что те сказали. Они отвечали, что они не знали, что значит вера, так как могли внутренне понимать, что истинно, а что нет. Они принадлежат к Господнему небесному царству, где внутреннее восприятие позволяет каждому знать истины, которые мы называем предметами веры. Они озаряемы Господом, и этим отличаются от ангелов духовного царства. Ещё одним знаком того, что ангельские духи того мира принадлежат небесному царству, была видимость пламени, которое является источником их понятий. Ведь свет в небесном царстве подобен пламени, а в духовном царстве он чисто белый.
Принадлежащие небесному царству в разговоре о истинах никогда не говорят больше чем “да, да” или “нет, нет”. Они никогда не рассуждают о том, так это или нет. Они - те, про кого Господь говорит:
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:37).
Вот, почему те духи сказали, что они не знают о том, что значит иметь веру или верить. Они расценивают это, как если бы кто-то сказал своему товарищу, который мог видеть здания или деревья своими собственными глазами, что тот должен иметь веру или полагать, что это были здания или деревья, когда он и так может ясно видеть, что это они. Такова сущность принадлежащих Господнему небесному царству и этих ангельских духов*.
Мы сказали им, что в нашем мире, очень мало людей, наделённых внутренним восприятием, потому что, когда они молоды, они познают истины, которые затем не прикладывают к жизни. Человек имеет две способности, называемые разумом и волей. Те, кто принимают истины только в память и, таким образом, только разумом, но не в жизнь, то есть не волей, не способны иметь какое-либо просвещение или внутреннее зрение от Господа, и поэтому говорят, что надо верить, или иметь веру. Они также рассуждают об истинах, спрашивая, являются ли они истинными или нет. Фактически, они не желают постигать их каким-либо внутренним зрением или посредством какого бы то ни было просвещения через разум. Они говорят так, потому что истины для них лишены небесного света, а те, кто видит без небесного света, может видеть ложь как истину и истину как ложь. В результате, много людей в нашем мире стали настолько ослепленными, что даже притом, что человек не прикладывает истины к жизни, то есть не живет ими, они все же говорят, что он может быть спасен одной верой. Как будто человечность каждого исходит и зависит не от того, как он живет, а от знания подобных вещей и веры в них, отдельной от жизни.
Впоследствии мы беседовали с ними о Господе, о любви к Нему и к ближнему, и о возрождении. Мы сказали, что любить Господа, означает любить заповеди, которые он дает, и жить согласно им по любви**. Любовь к ближнему - это желать и, следовательно, делать добро для своего друга, страны, церкви и Господнего царства не ради себя, своего доброго имени или ради заслуги, а из чувства добра***. О возрождении мы сказали, что те, кто возрождены и претворяют истины сразу в жизнь, становятся способными постигать их внутренне. Но те, которые сперва принимают истины в память, а затем желают и делают то, что они требуют - имеют веру, поскольку они действуют по вере, которая тогда называется совестью. Духи сказали, что это действительно так, и следовательно могли видеть, что такое вера. Я говорил с ними посредством духовных понятий, которые позволяют представлять и уяснять такие вопросы более чётко.
170. Духи, с которыми я только что беседовал, были из северной части того мира. После этого я был отведён к другим, которые жили в его западной части. Они очень хотели выяснить, кто я такой и что собой представляю. Они, не раздумывая, сказали, что во мне нет ничего, кроме зла. Они думали, что это удержит меня от того, чтобы подойти ближе. Я понял, что они сначала говорят это всем посетителям; но я ответил, что хорошо знал то, что в них тоже нет ничего, кроме зла, так как каждый приобретает зло при рождении. В любом случае, сам по себе человек, дух или ангел есть ни что иное, как зло. Все добро в каждом исходит только от Господа. Из этого они поняли, что я был вооружен истиной, и разрешили мне разговаривать с ними.
Они продемонстрировали мне свои представления о зле в человеке и добре от Господе, показывая, как они сохраняются обособленно. Они находятся одно рядом с другим, почти соприкасаясь, но все же сохраняют свою индивидуальность. Они были связаны вместе таким образом что я не могу описать, так что добро управляло злом и ограничивало его, не давая действовать, как тому хотелось бы. И добро так направляло зло, что то об этом и не подозревало. Вот как они представляли контроль добра над злом, и в то же время свободу.
Затем они спросили, как Господь является ангелам нашего мира. Я сказал, что он является им в солнце, как человек, окруженный солнечным пламенем, которое является источником всего небесного света. Тепло, которое исходит от него - Божественное Добро, и свет, исходящий от него - Божественная Истина. Оба они исходят от Божественной Любви, которая и является тем пламенем, которое окружает Господа в солнце. Но это солнце видят только ангелы в небе, но не духи, находящиеся ниже неба, так как они более удалены от восприятия добра любви и истины веры, чем ангелы на небесах (смотри п. 40). Ответ на их вопрос о Господе и Его явлении ангелам нашего мира был дарован им, потому что Господу было угодно проявить Себя перед ними, и восстановить то, что было нарушено злыми духами, на которых они жаловались. И я был перенесён туда, чтобы быть свидетелем этого.
171. Затем на востоке появилось темное облако, спускающееся сверху. По мере снижения оно постепенно изменилось, становясь ярким, и принимая человеческую форму, и, наконец, становясь пламенным лучом света, окруженным маленькими звездами того же цвета. Таким образом Господь проявил Себя перед теми духами, с которыми я беседовал. В Его присутствии все духи были собраны вместе отовсюду, и добрые были отделены от злых. Добрые шли направо, а злые налево, и это происходило сразу же, как будто по их собственному согласию. Ушедшие направо, расположились в соответствии с качествами добра, ушедшие налево - в соответствии с качествами зла среди них. Добрые были оставлены, чтобы сотворить из них небесное общество, а злые были ввергнуты в ад.
Впоследствии я увидел, что пламенный луч света спускается весьма глубоко в более низкие части земли. Сначала он был пламенным, затем стал приближающимся к белому, потом потемнел, а затем стал совсем темным. Ангелы сказали мне, что это происходило из-за разного восприятия истины, исходящей от добра, и лжи, исходящей от зла жителями более низких частей этой земли. Поэтому пламенный луч подвергся столь различным изменениям. Они также сказали, что более низкие части этой земли населены и добрыми и злыми людьми, но они очень хорошо отделены друг от друга, так чтобы злые могли управляться Господом посредством добра. Они добавили, что добрые жители время от времени возносятся Господом на небеса, а их место занимают другие, и так продолжается все время. Так как изменения пламенного луча были подобны отделению добрых от злых, то порядок был восстановлен. Потому что злые, при помощи различных уловок и хитростей, проникали в дома добрых и нападали на них. Это было причиной для этого посещения.
Облако, которое, снижаясь, постепенно изменялось, меняя яркость и принимая человеческую форму, а затем опять стало пламенным лучом, было сообществом ангелов с Господом посреди них. Это позволило мне узнать значение слов Господа о Последнем Суде, сказанных в Евангелии, что Он придёт на облаках с силою и славою великой (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27).
172. После этого появились духи монахов, которые при жизни в мире были странствующими проповедниками или миссионерами, как уже упоминалось выше. Мы также увидели множество духов этого мира, большинство из которых были злыми, которых они призывали принять их взгляды и таким образом покоряли их. Они были видны в районе восточных областей этого мира. Они оттуда прогнали добрых жителей, и те переселились в северную часть этого мира, как я сказал прежде. Всё это сборище вместе со своими соблазнителями было собрано вместе. Оно насчитывало несколько тысяч человек. Затем оно было разделено, злые были отделены от добрых и брошены в ад.
Я беседовал с одним из монашеских духов и спросил его, какова была цель его прибытия туда. Он сказал, что его целью было наставлять их о Господе. На вопрос, о чём ещё, он ответил: о небе и аде, о власти отпускать грехи и об открытии и заключении небес. Тогда были испытаны его познания о Господе, истинах веры, прощении грехов, личном спасении, о небе и аде. Выяснилось, что он знал едва что-нибудь, имея неопределенные и ложные понятия о каждом отдельном предмете. Все, что он имел - это желание господствовать над людьми и контролировать их, его он приобрел в мире и принес с собой оттуда. Поэтому ему было сказано, что, руководствуясь этим желанием в своём странствии к этому миру, и будучи настолько некомпетентным в своём учении, он не смог бы ничего сделать для духов этого мира, а только лишить их небесного света и заменить его на адскую тьму, содействуя таким образом тому, чтобы ими руководил ад, а не Господь. Более того, он был коварным совратителем и полным тупицей в небесных вопросах. Поэтому он был затем ввержен в ад. Так духи этого мира были освобождены от налётчиков.
173. Среди прочего духи этого мира сказали, что их посетители, уже упомянутые монахи всячески убеждали их жить вместе, в общине, а не отдельно один от другого. Так как духи и ангелы живут и образуют сообщества таким же образом, как в мире. Те, кто жили в сообществах в мире, продолжают жить в них и в следующей жизни; те, кто были разделены на домашние хозяйства и семейства, продолжают жить отдельно. Когда эти духи были людьми в их мире, они были разделены на маленькие группы - домашние хозяйства, семейства и роды. Следовательно, они не были осведомлены о том, как это, жить вместе в общине. Поэтому, когда им сказали, что те посетители пытались убедить их сделать это, чтобы управлять ими и контролировать их, так как это было единственный способ сделать их своими подчинёнными и рабами, они ответили, что и понятия не имели, что такое господство и контроль. Я наблюдал их отвращение к господству и контролю, когда один из них, сопровождавший нас в нашем обратном путешествии, убежал и скрылся из виду, как только я показал ему город, где я жил.
174. Затем я беседовал с ангелами, сопровождавшими меня, о том, что есть два вида господства - господство любви к ближнему и господство любви к себе, или себялюбия. Господство любви к ближнему может быть найдено среди людей, которые живут отдельно, разделившись на домашние хозяйства, семейства и роды, а господство себялюбия среди тех, которые живут вместе, объединившись в общину. У тех, которые разделёны на домашние хозяйства, семейства и роды, правитель - отец рода. Ему подчиняются отцы семейств, а им - отцы каждого домашнего хозяйства. Отец рода - название, данное человеку, который является прародителем семейств, и через семейства всех домашних хозяйств. Но они все управляются любовью, такой же, какую отец испытывает к детям. Он учит их, как жить, одобряет и дает им из того, что имеет, столько, сколько может. Ему никогда не приходит в голову сделать их своими подданными или слугами. Он любит делать так, чтобы они повиновались ему, как сыновья отцу. Поскольку, как известно, любовь увеличивается с увеличением потомства, отец рода действует из более внутренней любви, чем непосредственный отец своих детей. Господство в небе подобно этому, так как такой вид правления осуществляет Господь, поскольку Его правление исходит от Его Божественной любви ко всему человеческому роду.
Господство любви к себе, или самолюбия - противоположность господству любви к ближнему. Оно начинается, когда человек отворачивается от Господа. Так как насколько человек перестаёт любить и почитать Господа, настолько он любит и почитает себя, и также любит мир. Тогда, действуя в интересах безопасности, роды вынуждены объединить все свои семейства и домашние хозяйства вместе, порождая таким образом царства различных видов. С ростом этой любви, зло всех видов, таких как вражда, зависть, ненависть, месть, зверство и обман, направленные против всех противников, усиливается. Потому что зло исходит от соби тех, кто находится во власти себялюбия, поскольку человек сам по себе есть ни что иное, как зло, поэтому собь, являющаяся злом, не может получать никакого добра с небес. Следовательно, господствующее себялюбие - отец всех зол. Кроме того, характерной чертой этой любви является то, что когда ослабевают запреты и ограничения, головокружительная карьера у каждого человека, в котором господствует любовь к себе, заканчивается желанием править всеми в мире и обладать их собственностью. Фактически, не удовлетворенный этим, он хочет править всеми небесами, как это происходило во времена Вавилона. Таково господство себялюбия, которое настолько же удалено от любви к ближнему, насколько небеса - от ада.
Однако, в большинстве своём, господство себялюбия проявляется в обществах, то есть в царствах и империях. А господство любви к ближнему все еще возможно в таких странах, где вера и любовь к Богу сделали людей мудрыми, так как они любят ближнего. Если Господь позволит, я опишу другие места, в которых, как и на небесах, люди живут, разделенные на роды, семейства и домашние хозяйства, а даже если они и сгруппированы в общества, то только по принципу духовного родства, которое происходит от добра любви и истины веры.
175. Позднее я задавал тем духам различные вопросы о мире, из которого они прибыли, начиная с вопросов об их богослужении и откровении. На вопрос о богослужении они ответили, что роды собирают все свои семейства в одном месте каждые тридцать дней, для слушания проповеди. Тогда проповедник поднимается на кафедру, приподнятую немного над землёй, и учит их божественным истинам, которые ведут к праведной жизни. На вопрос об откровении они утверждали, что оно даётся им ранним утром, когда они находятся в состоянии между сном и пробуждением, в то время как они все еще наслаждаются внутренний светом, не прерванным ещё телесными чувствами и мирскими беспокойствами. В это время они слышат ангелов с небес, говорящих о божественных истинах, и как жить в соответствии с ними. Когда они достигают полного пробуждения, они видят ангела, одетого в белое одеяние, стоящего у их постели, который тогда внезапно исчезает. Это показывает им, что то, что они слышали - с небес, и они могут таким образом отличать небесные видения от других, поскольку в других случаях они не видят ангела. Они добавили, что такие откровения получают их проповедники, а изредка и другие жители.
176. О домах, в которых они жили, они сказали, что это были низкие деревянные строения с плоской крышей, окруженные рвами. Переднюю часть дома занимает муж с женой, следующая смежная комната - детская, в задних комнатах живут слуги обоих полов. На вопрос о их пище они ответили, что пьют смесь молока и воды. Молоко они получают от коров, которые покрыты шерстью подобно нашим овцам. На вопрос об одежде они ответили, что ходят голыми и не чувствуют никакого стыда от своей наготы. Сфера их контактов ограничивается членами одного семейства.
177. Они сказали, что солнце их мира видится его жителям огненным. Их год содержит двести дней, их день равен девяти нашим часам. Они могли рассчитать это, узнав из моей памяти длину дней в нашем мире. Они также сказали, что весна и лето у них круглый год, так что поля постоянно покрыты цветами, а деревья приносят плоды круглый год. Это происходит потому, что их год настолько короток, что эквивалентен всего лишь семидесяти пять нашим дням. А там, где годы настолько коротки, зимняя стужа и летний зной не продолжительны, поэтому земля постоянно находится как бы в состоянии весны*.
178. На вопрос о помолвках и супружествах в их мире, они ответили, что когда чья-либо дочь достигает брачного возраста, она всё время находится дома и ей не позволяется выходить оттуда до дня её свадьбы. Затем она отводится в специальное помещение, где содержится вместе с другими, достигшими брачного возраста, молодыми женщинами, и там они размещаются за барьером, высотой до талии, из-за которого видны только их лицо и стан, таким образом, чтобы их можно было рассмотреть. Молодые люди приходят туда, чтобы выбрать себе жену. Когда молодой человек увидит девушку, которая ему понравится, и к которой его внутренне притягивает, он берет ее за руку. Если она тогда следует за ним, он ведёт ее в дом, который предварительно был подготовлен, и делает ее своей женой. Они могут сказать по лицам, подходят ли они друг другу, так как лицо каждого человека – есть отражение его характера без притворства и обмана. Для обеспечения того, чтобы всё происходило прилично и достойно, позади девушек помещается старик, а с ними - старуха, чтобы наблюдать за ними. Есть много таких мест, в которых содержатся молодые женщины, и в установленное время молодые люди могут делать свой выбор. Если они не находят подходящую девушку в одном месте, они уходят в другое, а если и там не находят, идут в следующее. Они также сказали, что муж должен иметь только одну жену, и не больше, потому что это противоречило бы Божественному порядку.
* Небо соответствует Господу, и человек каждой частью соответствует небесам, так что в глазах Господа Небо есть человек в общем виде, и может быть названо Большим Человеком (“Тайны неба” 2996, 2998, 3624-49, 4625). Весь предмет соответствия человека и всех его частей Большому Человеку, который есть небо, был описан из опыта (“Тайны неба” 3021, 3624-49, 3741-50, 3883-96, 4039-55, 4218-28, 4318-31, 4403-21, 4523-33, 4622-33, 4652-60, 4791-4805, 4931-53, 5050-61, 5171-89, 5377-96, 5552-73, 5711-27,10030).
* Жители всех миров поклоняются Богу в человеческом облике, то есть Господу (“Тайны неба” 8341-47, 10159, 10736-38). Они восхищаются, слыша, что Господь действительно стал человеком (“Тайны неба” 9361). Невозможно думать о Боге, кроме как в человеческом облике (“Тайны неба” 8705, 9359, 9972). Человек может поклоняться тому и любить того, о ком он имеет некоторое понятие, но не того, о ком он понятия не имеет (“Тайны неба” 4733, 5110, 5663, 7211, 9267, 10067).
** Господь принимает всех, пребывающих в добре и поклоняющихся Богу в человеческом образе (“Тайны неба” 7173, 9359).
*** Духи имеют доступ ко всей памяти человека, но ничто из их памяти не доступно человеку (“Тайны неба” 2488, 5863, 6192-3, 6198-9, 6214). Ангелы имеют доступ к чувствам и целям, которые побуждают человека мыслить, желать и делать. (“Тайны неба” 1317, 1645, 5854).
* Духи каждого мира находятся в окрестностях своего мира, потому что они прибывают из его жителей и имеют ту же природу. Это также происходит для того, чтобы они могли быть полезными им (“Тайны неба” 9968).
** Духи, находящиеся при человеке, имеют контроль над всем, что находится в его памяти (“Тайны неба” 5853, 5857, 5859-60).
* Глаз соответствует уму, так как ум является способностью внутреннего зрения и связан с нематериальными объектами (“Тайны неба” 2701, 4410, 4526, 9051, 10569). Зрение левого глаза соответствует истинам, то есть вопросам разума, зрение правого глаза видам блага, принадлежащего к истине, то есть вопросам мудрости (“Тайны неба” 4410).
* В небесах благо всякого рода общее, так как небесная любовь делится всем, ей принадлежащим, с другими; это - источник ангельской мудрости и счастья (“Тайны неба” 549-50, 1390-1, 1399, 10130, 10723).
* Собственная жизнь каждого остаётся при нём после его после смерти (“Тайны неба” 4227, 7439). Внешние уровни жизни сохраняются закрытыми после смерти, а внутренние уровни открываются (“Тайны неба” 4314, 5128, 6495). Тогда обнаруживаются все частности мышления (“Тайны неба” 4633, 5128).
* Иоганн Христиан фон Вольф – влиятельный германский философ 18-го столетия.
* Греческое слово, означающее “дыхание, дуновение”, переведено на латынь как spiritus – дух.
* Тот, кто при жизни в мире исповедовал веру, согласно учению Церкви, но при этом не жил жизнью веры, вообще не имеет веры (Тайны неба 3865, 7766, 7778, 7790, 7950, 8094). Его внутренние начала противятся истинам веры, хотя при жизни в мире он не знает об этом.
** Небесный свет очень ярок, во много раз ярче, чем солнечный свет в полдень на Земле (“Тайны неба” 1117, 1521, 1533, 1619-32, 4527, 5400, 8644). Весь свет на небесах исходит от Господа, как от солнца (“Тайны неба” 1053, 1521, 3195, 3341, 3636, 3643, 4415, 9548, 9684, 10809). Небесный свет просвещает зрение и разум ангелов (“Тайны неба” 2776, 3138).
* Духи имеют доступ ко всей памяти человека, но ничего не переходит из их памяти в память человека (“Тайны неба” 2488, 5863, 6192-3, 6198-9, 6214). Ангелы имеют доступ к чувствам, целям и намерениям человека, которые побуждают и направляют мысли и действия человека (“Тайны неба” 1317, 1645, 5854).
** Звезды в Слове означают познания добра и истины (“Тайны неба” 2495, 2849, 4697). В следующей жизни истины представлены неподвижными звездами, а ложь - блуждающими звездами (“Тайны неба” 1128).
* Колесницы означают учение церкви (“Тайны неба” 2761, 5321, 8215). Кони означают понимание (“Тайны неба” 2760-2, 3217, 5321, 6125, 6400, 6534, 7024, 8146, 8148, 8381). Белый конь в Книге Откровения означает понимание Слова ( “Тайны неба” 2760). Илия в праобразовательном смысле означает Слово (“Тайны неба” 2762, 5247). Так как Слово - источник учения всей церкви и его понимания, Илия был назван “колесницей Израиля и конницей его” (“Тайны неба” 2762). Поэтому он был вознесен на небо огненной колесницей, запряженной огненными конями (“Тайны неба” 2762, 8029).
** Синий с оттенком красного, или горящий изнутри, соответствует добру небесной любви; синий с оттенком белого, или светящийся изнутри, соответствует добру духовной любви (“Тайны неба” 9868).
*** Первая, то есть Древнейшая церковь в нашем мире была церковь небесная, одна для всех (“Тайны неба” 607, 895, 920, 1121-4, 2896, 4493, 8891, 9942, 10545). Церковь называется небесной, когда в её основании лежит любовь к Господу, а духовной, когда в её основании лежит милосердие, любовь к ближнему и вера (“Тайны неба” 3691, 6435, 9468, 9680, 9683, 9780).
**** Небеса соответствует Господу, и человек каждой частью соответствует небесам, так что в глазах Господа небеса есть человек в общем виде, и может быть названо Большим Человеком (“Тайны неба” 2996, 2998, 3624-49, 4625). Весь предмет соответствия человека и всех его частей Большому Человеку, который есть небо, был описан из опыта (“Тайны неба” 3021, 3624-49, 3741-50, 3883-96, 4039-55, 4218-28) и во многих других местах.
* Расстояния в следующей жизни кажутся реальными, и их протяженность зависит от внутреннего состояния ангелов и духов (“Тайны неба” 5605, 9104, 9440, 10146).
* Лица древних народов нашей земли, находились под влиянием мозжечка; на лицах того времени отражались внутренние чувства человека. Но позже они перешли под влияние полушарий мозга, тогда люди начали лгать и показывать на лицах притворные чувства, которых не испытывали. Об изменениях, которые претерпели их лица впоследствии, с течением времени, смотри “Тайны неба” 4325-8.
* Наитие по своей природе духовно. Оно не физическое или природное; таким образом духовный мир воздействует на природный мир, но природный мир никогда не влияет на мир духовный (“Тайны неба” 3219, 5119, 5259, 5427-8, 5477, 6322). В человеке существует кажущееся воздействие внешнего, на его внутреннее, но это обманчиво (“Тайны неба” 3721).
* Природный свет сам по себе не может нести какого-либо знания о Господе, небесах и аде, о том, как люди живут после смерти, или о Божественных истинах, которые являются средствами для достижения человеком духовной и вечной жизни (“Тайны неба” 8944, 10318-20). Это может быть установлено из того факта, что множество людей, включая образованных, не верят в это, несмотря на то, что они родились там, где известно Слово, и были научены относительно этих предметов из Него (“Тайны неба” 10319). Поэтому было необходимо откровение, данное с небес, так как человеческий род существует, чтобы быть источником пополнения небес (“Тайны неба” 1775).
* В следующей жизни язычники обучаются ангелами, и теми, кто жил жизнью добра в соответствии с их собственными религиозными представлениями, принимают истины веры и признают Господа (“Тайны неба” 2049, 2595, 2598, 2600-1, 2603, 2861, 2863, 3263).
** Ангелы в небесах и людях на земле понимают Слово по-разному; ангелы понимают его внутренний или духовный смысл, люди же - его внешний или природный смысл (“Тайны неба” 1769-72, 1887, 2143, 2333, 2395, 2540-1, 2545, 2551). Посредством Слова осуществляется связь между небесами и землей (“Тайны неба” 2310, 2895, 9212, 9216, 9357, 10375). Слово, поэтому, было написано полностью посредством соответствий (“Тайны неба” 1404, 1408-9, 1540, 1619, 1659, 1709, 1783, 8615, 10687). Сокровенный смысл Слова относится исключительно к Господу и Его царству (“Тайны неба” 1873, 2249, 2523, 7014, 9357).
*** Слово природно в его буквальном смысле (“Тайны неба” 8783). Это потому, что природный уровень - самый низкий, на котором духовный и небесный уровни покоятся, как на своей основе. Иначе внутренний или духовный смысл Слова, если бы он был лишен внешнего или природного смысла, был бы подобен дому без фундамента (“Тайны неба” 9430, 9433, 9824, 10044, 10436).
* Слово есть Господь в отношении Божественной истины, и поэтому Божественная истина исходит от Господа (“Тайны неба” 2859, 4692, 5075, 9987). Всё было создано посредством Божественной истины (“Тайны неба” 2803, 2894, 5272, 7835).
* После смерти человек полностью сохраняет всю свою память, вместе со всем, что содержалось в ней во время его жизни в мире (“Тайны неба” 2476-86).
** Движение и изменение местоположения в следующей жизни происходит вследствие изменения внутреннего состояния. Это происходит настолько реально для духов и ангелов, как будто они на самом деле перемещаются, как люди перемещаются по пространству (“Тайны неба” 1273-7, 1377, 3356, 5605, 10734).
* Небесный свет очень ярок (“Тайны неба” 1117, 1521-2, 1583, 1619-32, 4527, 5400, 8644). Весь свет в небесах исходит от Господа, который там является солнцем (“Тайны неба” 1053, 1521, 3195, 3341, 3636, 4415, 9548, 9684, 10809). Божественная истина, исходящая от Господа, видна на небесах как свет (“Тайны неба” 3195, 3222, 5400, 8644, 9399, 9548, 9684). Этот свет просвещает зрение и понимание ангелов и духов (“Тайны неба” 2776, 3138). Этот свет также просвещает понимание людей в мире (“Тайны неба” 1524, 3138, 3167, 4408, 6608, 8707, 9128, 9399, 10569).
* Духовная сфера, сфера жизни, исходит от каждого человека, духа и ангела и окружает его (“Тайны неба” 4464, 5179, 7454). Её источник - жизнь их чувств и мыслей (“Тайны неба” 2489, 4464, 6206). В следующей жизни эти сферы определяют формирование и расформирование сообществ (“Тайны неба” 6206, 9606-7, 10312).
* Внешние чувственные способности человека изображены в духовном мире змеями, потому что они относятся к самым низким уровням, и по сравнению с внутренними уровнями человека находятся на земле и ползают. В результате, те, кто основывают свои рассуждения на внешней чувственности названы змеями (“Тайны неба” 195-7, 6398, 6949).
* Небо соответствует Господу, и человек каждой частью соответствует небесам, так что в глазах Господа Небо есть человек в общем виде, и может быть названо Большим Человеком (“Тайны неба” 2996, 2998, 3624-49, 4625). Весь предмет соответствия человека и всех его частей Большому Человеку, который есть небо, был описан из опыта (“Тайны неба” 3021, 3624-49, 3741-50, 3883-96, 4039-55, 4218-28, 4318-31, 4403-21, 4523-33, 4622-33, 4652-60, 4791-4805, 4931-53, 5050-61, 5171-89, 5377-96, 5552-73, 5711-27,10030).
* Духовная сфера (аура), сфера жизни, исходит от каждого человека, духа и ангела и окружает его (“Тайны неба” 4464, 5179, 7454). Её источник - жизнь его чувств и мыслей (“Тайны неба” 2489, 4464, 6206). В следующей жизни эти сферы определяют формирование и расформирование духовных обществ (“Тайны неба” 6206, 9606-7, 10312).
* Из Афанасиевого символа веры.
** Немедленно после смерти человек воскресает снова в духе, и этот дух имеет человеческую форму и есть человек в каждой детали (“Тайны неба” 4527, 5006, 5078, 8939, 8991, 10594, 10597, 10758). Люди воскресают снова в духе, но не телом (“Тайны неба” 10593-4). Только один Господь воскрес не только духом, но и телом (“Тайны неба” 1729, 2083, 5078, 10825).
* Одна германская миля = 6.64 английским милям, то есть 500 германских миль = 3320 английских миль или приблизительно 5300 км.
* Небо разделено на два царства, одно из которых названо небесным, другое духовным (“Тайны неба” 3887, 4138). Ангелы небесного царства имеют бесконечно большие познания и неизмеримо большую мудрость чем ангелы духовного царства (“Тайны неба” 2718). Небесные ангелы не основывают их мысль, и речь на вере, как духовные ангелы, но на внутреннем восприятии истины (“Тайны неба” 202, 597, 607, 784, 1121, 1387, 1398, 1442, 1919, 7680, 7877, 8780). Небесные ангелы говорят о истинах веры “Да, да” или “Нет, нет”, а духовные ангелы спорят, так это или нет (“Тайны неба” 202, 337, 2715, 3246, 4448, 9166).
** Любить Господа, значит жить согласно Его заповедям (“Тайны неба” 10143, 10153, 10310, 10578, 10645).
*** Любить ближнего, значит делать добро и действовать справедливо и правдиво в каждом деле из стремления к добру, правосудию и правде (“Тайны неба” 8120-2, 10310, 10336). Жить в любви к ближнему, значит жить в соответствии с Господними заповедями (“Тайны неба” 3249).
* Такой же эффект наблюдался бы, если наклон оси вращения планеты был бы намного меньше чем у Земли.