Определение главных размерений и коэффициентов полноты
А) Уточнение величины осадки
Желательно, чтобы минимальная осадка судна с точки зрения достаточной эффективности движителей была не менее
(6) (М)
где: - суммарная мощность двигателей проектируемого судна, кВт
отношение диаметра винта к осадке (степень туннельности);
Эксплуатируемые буксиры-толкачи имеют следующие значения степени туннельности кормы:
= 0,8-1,00 - суда классов « М» и «О»
= 0,95-1,20 - суда классов « Р» и «Л».
- число винтов;
- частота вращения гребного винта(об/сек)
где: - частота вращения двигателя; -передаточное число редуктора
Если осадка, полученная по выражению (6) оказывается больше допустимой (оговоренной в задании), то следует принять ее равной заданной
Б) Определение коэффициента полноты водоизмещения
можно принять, ориентируясь на прототип, т.е . определить из выражения:
= ; (7)
определив , можно найти величину LBT (проекта):
LBT =
где ( =1т/м3) плотность воды
D- массовое водоизмещение судна (принято в пункте 3.1)
Далее определяется отношение
(8)
Где:
b = 2,75 - для судов при степени туннельности < 1, 05;
b=1,6 - для судов при степени туннельности > 1,05.
Зная величины В/Т и Т, определяют ширину судна В,
а из выражения LBT -длину толкача
В) Высоту борта можно определить из соотношения:
( 9 )
где:
=2,26, =0,28 - для буксиров - толкачей класса «О»;
=2,20, =0,33 - для буксиров - толкачей класса «Р»;
=1,9, =0,33 - для малых судов,
Далее необходимо проверить:
1. Обеспечение минимума надводного борта:
где: - минимальная высота надводного борта, принимается по Правилам Речного Регистра в зависимости длины корпуса и класса судна (Приложение 5);
2. Выполнение требований Речного Регистра в отношении
максимально допустимых значений - L/ Н и В/ Н — с точки зрения прочности (Приложение 6)
Г) Коэффициент полноты конструктивной ватерлинии определяется по выражению
(10)
где: = 0,785 - для полутуннельных судов (при < 0,95);
= 0,815 -для туннельных судов ( > 0,95);
= 0,75 - для нетуннельных судов (буксирных)
Д) Коэффициент полноты мидель - шпангоута определяется по выражению
= 0,306+1,055 ( 0,999)
и проверить по выражению = 1,25+ 0,06
КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Проводится по выражениям
1., (Т) (11)
2. D= + + + +d , (Т) (1)
3. , (Т) (5)
При расхождении полученных результатов на величину более 3% следует проверить арифметические вычисления.
Полученные результаты и данные прототипа свести в таблицу
№ п/п | Проектируемое судно | Прототип | |
1. | Осадка, м | ||
2. | Длина судна расчетная, м | ||
3. | Ширина судна расчетная, м | ||
4. | Высота борта, м | ||
5. | Водоизмещение, т | ||
6. | Автономность плавания (сут.) | ||
7. | Число членов экипажа (чел.) | ||
8. | Масса корпуса, т | ||
9. | Масса механизмов, т | ||
10. | Дедвейт |
Приложение 1
Примерный штат экипажа судов внутреннего плавания при совмещении, профессий и оборудовании средствами комплексной автоматизации
Наименование должностей | Буксиры и толкачи | ||
Мощность, л.с. | |||
Капитан - механик | |||
1 штурман - 1 пом. механика | |||
2 штурман - 2 пом. механика | |||
3 штурман - 3 пом. механика | |||
Помощник механика по электрооборудованию | |||
Ст. моторист - рулевой (боцман) | |||
Моторист - рулевой | |||
Моторист - матрос | |||
Матрос II класса | |||
Повар | |||
ИТОГО: |
Приложение 2
Классификация судов
Все суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного «река - море» плавания применительно к требованиям Санитарных Правил разделяются на три группы:
«группа I - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту свыше 16 ч.;
группа II - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 16 ч.;
группа III - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 8 ч.
Примечание:
Настоящее деление на группы не распространяется на разъездные суда. Санитарно - гигиенические требования на их проектирование в каждом конкретном случае уточняются и согласовываются органами и учреждениями санитарно - эпидемиологической службы.
Группа судов технического флота определяется также в зависимости о i времени непрерывного пребывания членов экипажа (команды или бригады) на ' борту (земснаряда, землесоса и т.д.). (См. выше).
Требования к скоростным судам уточняются в зависимости их классификации по группам в соответствующих разделах настоящих Правил.
Для грузовых судов грузоподъемностью до 300 т., а также для остальных речных и озерных судов длиной менее 25 м. в Санитарных правилах применяется термин: «МАЛОЕ СУДНО».
Согласно действующему законодательству, судовладелец несет ответственность за неправильное эксплуатационное использование судна в зависимости от его группы.
Приложение 3