Тема: РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПОЛНОТЫ АССОРТИМЕНТА РЫБНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Цель работы:

-Научиться рассчитывать коэффициенты ассортимента, для проведения анализа ассортиментной политики и принятия мер для улучшения деятельности торгового предприятия.

- выработать навыки решения ситуационных задач на примере рыбных товаров;

- рассчитать коэффициент широты ассортимента рыбных изделий.

Учебное время: 2 часа

Материальное обеспечение работы:

- нормативно-технические документы на рыбные товары;

- прайс-листы.

Порядок выполнения работы:

1.​ Изучите характеристику показателей ассортимента.

1.​ Запишите основные формулы расчета коэффициентов ассортимента.

1.​ Рассчитайте коэффициенты ассортимента по предложенным заданиям, сделайте выводы о правильности проведения ассортиментной политики, предложите мероприятия, позволяющие улучшить деятельность торгового предприятия.

Ассортимент товара – это совокупность видов, подвидов, сортов, объединенных или сочетающих по определенному признаку.

Ассортимент различают:

​ ¨промышленный (производственный) – выпускается промышленностью;

​ ¨торговый – это совокупность товара, реализуемых в торговой сети и включающий товары разных производителей за исключением фирменных магазинов.

Основными показателями ассортимента являются следующие:

​ ¨Структура

​ ¨Широта

​ ¨Полнота

​ ¨Глубина

​ ¨Устойчивость

​ ¨Новизна

Структура ассортимента – это отношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству (в процентах). Показатели структуры могут иметь стоимостное и натуральное выражение.

Широта ассортимента - определяется количество товарных групп, оценивается коэффициентом широты

Коэффициент широты определяется по формуле:

Кш. = Гф/Гн,

Где Кш – коэффициент широты ассортимента товаров в магазине;

Гф – фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже;

Гн – количество групп товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Глубина ассортимента – определятся числом разновидностей товаров по каждому наименованию

Коэффициент глубины ассортимента товаров в магазине определяется :

Кгл. = Рф/Рн,

Где Кгл. – коэффициент глубины ассортимента товаров в магазине;

Рф – фактическое количество разновидностей группы товара, имеющихся в магазине;

Рн – количество разновидностей группы товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент широты может быть меньше 1, а коэффициент глубины не должен быть меньше 1, лучше, если он будет от 2 до 5.

Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

Полнота ассортимента– это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем товаров магазина:

Кп = Вф/Вн

Где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Вф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже в момент проверки;

Вн – количество видов товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Устойчивость ассортимента- способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида, разновидности в продаже.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:

К уст. = (Рф1 + Р ф2+ … + Р ф n ) / Рн n,

Где К уст. –коэффициент устойчивости;

Рф1, Р ф2, … Р ф n - фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок;

Рн- количество разновидностей( видов) товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;

n - количество проверок

Коэффициент устойчивости определяется за конкретный период (месяц, квартал, год)

Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем более правильно он формируется.

Обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, характеризует появление новых разновидностей за определенный период времени;

Кн = Рн ф;

Где Кн – коэффициент новизны;

Рн – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки

Р ф - общее количество разновидностей товаров

Задание № 1

Рассчитайте структуру ассортимента колбасных изделий в натуральном и денежном отношении

Вид рыбных консервов Количество (шт) Средняя цена (руб) Сумма Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении
  натуральном денежном
Голец ж/б 240 гр 90,30 руб.      
Горбуша нат ж/б (245гр.) 95,30 руб.      
Горбуша нат ж/б РЫБСНАБ (245гр.) 80,30 руб.      
Икра Минтая ж/б (130гр/108с/к) Галас 60,30 руб.      
Лососевый Фарш 240 гр 70,30 руб.      
Печень трески ж/б (с ключом) (230гр.) Мурманск 150,30 руб.      
Сайра РЫБСНАБ с д/м ж/б (245гр) 70,30 руб.      
Сайра(Доброфлот) нат ж/б (245гр) 80,30 руб.      
Салат Восточный ж/б (220гр) 50,30 руб.      
Салат Дальневосточный ж/б (220гр) 40,30 руб.      
Сельдь натуральная ж/б (245гр) 70,50 руб.      
Сельдь т/о филе копченая ж/б (210гр) 91,50 руб.      
Скумбрия натуральная ж/б (245гр) 65,30 руб.      
Форель Радужная ж/б 250 гр 100,30 руб.      
итого      

Задание № 2

Рассчитать коэффициент широты

Отдел торгует рыбными консервами. Всего групп консервов 3 (натуральные, закусочные, из нерыбного водного сырья). В ассортиментном перечне определено 5 разновидности натуральных, 10 разновидностей - закусочных и 3 разновидности консервов из нерыбного водного сырья. Фактически - 5 разновидностей натуральных, 8 – закусочных, 4 – из нерыбного водного сырья.

ЗАДАНИЯ

Решить ситуационные задачи, не менее 3 вариантов:

1. В магазин поступила соленая сельдь слабосоленая 1 сорта в количестве 200 кг. При приемке по качеству было обнаружено, что поверхность сельди чистая, без наружных повреждений, имеется незначительная сбитость чешуи, слегка лопнувшее брюшко без обнажения внутренностей-у рыбы в количестве 10 кг., разделка правильная, консистенция нежная, сочная. Вкус свойственный соленой рыбе, без посторонних привкусов и запахов.

​ ¨Определите, соответствует ли фактическое качество соленой сельди, поступившей в магазин, качеству, указанному в сопроводительных документах.

​ ¨Изменится ли сорт, если при приемке было бы обнаружено, что соленая сельдь имеет слегка ослабевшую консистенцию и потускневшую поверхность?

.

2. На оптовый склад поступила партия сельди соленой жирной тихоокеанской. Длина неразделанной сельди 30 см., содержание соли 11,5%. Обнаружено подкожное пожелтение, консистенция плотная, незначительное покраснение мышечной ткани у хребта. Определите вид рыбы по размеру, содержанию соли, товарный сорт сельди, причину дефекта пожелтения.

3. В адрес торгового объедения поступила партия рыбных консервов «Горбуша в собственном соку». Маркировка банок:

В банках целые куски, покрытые заливкой, содержание заливки составляет 25%, соли- 2,5 %. Расшифруйте маркировку консервов и определите их соответствие требованиям стандарта.

Сделать заключение.

Наши рекомендации