Вахтенные помощники капитана

6.15. Вахтенные помощники капитана подчиняются старшему помощнику капитана , а во

время несения вахты — капитану . Они должны обладать компетентностью и

профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным

функциям — судовождения, обработки и размещения грузов и судовым операциям . Вахтенные

помощники капитана несут ходовые ( навигационные ) и стояночные вахты и отвечают за

безопасность судна во время своей вахты .

Вахтенные механики

6.16, Вахтенные механики с традиционно или периодически безвахтеннообслуживаемым

машинным помещением подчиняются старшему ( главному ) механику, а во время несения

вахты — вахтенному помощнику капитана . Они должны обладать компетентностью и

профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным

функциям — управления судовыми механическими установками, технического обслуживания и ремонта и судовым операциям . Вахтенные механики несут вахты в машинном помещении и отвечают за технико - эксплуатационную надежность и

безопасность судовых механических установок. Они должны осуществлять руководство всеми

видами машинных работ, подготовкой машинной команды к борьбе за живучесть и среди

прочего обеспечивать постоянную готовность к действию основных, резервных и аварийных

судовых механизмов, систем и устройств.

Электромеханик

6.17. Электромеханик (старший электромеханик ) должен обеспечить исправное

состояние, постоянную готовность к действию, надежную и безопасную эксплуатацию судовой

электростанции , электрических сетей, распределительных устройств, электроприводов судовых

механизмов и устройств, источников электропитания технических средств и электрической

гребной установки ( на электроходах ).

Судовая команда

6.18. Судовая команда выполняет свои обязанности на вспомогательном уровне

ответственности под контролем командного состава, работающего на уровне эксплуатации или

управления . Лица судовой команды , входящие в состав ходовой навигационной или машинной

вахты с традиционно или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным помещением,

для выполнения возложенных на них функций должны по компетентности и

профессионализму, как минимум, удовлетворять требованиям , предусмотренным

Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-

78/95).

Устав службы на морских судах РФ: судовая служба; вахтенная служба; судовое заведование.

СУДОВАЯ СЛУЖБА

7.1. Судовая служба устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном в

соответствии с требованиями международных и национальных правил и норм по безопасности

и предотвращению загрязнения с учетом назначения , типа , технико -эксплуатационных

характеристик, условий и особенностей эксплуатации судна. Она организуется и

обеспечивается капитаном . Структурную основу судовой службы составляют :

1) судовые заведования, определяющие ответственность членов судового экипажа за

обеспечение постоянной готовности к действию, технико-эксплуатационной надежности

и безопасности закрепленных за ними судовых технических средств и конструкций ( или

выполнения возложенных на них общесудовых функций );

2) судовые функциональные службы — служба эксплуатации , радиослужба , техническая

служба и пассажирская служба ( на пассажирских судах), организующие и

обеспечивающие безопасную эксплуатацию и нормальную жизнедеятельность судна и

морские перевозки; в службу эксплуатации входят вахтенная служба ( вахта), медико-

санитарная служба и служба быта;

3) судовая служба борьбы за живучесть, организующая и обеспечивающая подготовку

судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях и борьбе за живучесть судна.

СУДОВОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ

8.1. Все основные судовые технические средства , конструкции и общесудовые функции

распределяются в заведование членам судового экипажа . Распределение по заведованиям по

представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика утверждается

капитаном и отражается в должностных обязанностях ( инструкциях ) судового экипажа . Капитан вправе , если сочтет необходимым , в процессе

эксплуатации изменить распределение по заведованиям с учетом сложившейся на судне

ситуации , не нарушая при этом международные и национальные правила и нормы по

безопасности и предотвращению загрязнения.

8.2. Члены судового экипажа , ответственные за заведования, должны в совершенстве

знать принцип действия , устройство , технико -эксплуатационные характеристики ,

конструктивные элементы и особенности закрепленных за ними судовых технических средств и

конструкций и обеспечить :

1) проверку состояния и готовность к действию судовых технических средств и

конструкций своего заведования;

2) техническое обслуживание и снабжение сменно-запасными частями, материалами и

инструментом;

3) контроль сроков действительности судовых документов, своевременное их

возобновление органами надзора, ведение технической документации и регистрации в

судовых журналах;

4) составление ремонтных ведомостей и подготовку к ремонту .

8.3. Все судовые технические средства должны использоваться по прямому назначению и

эксплуатироваться в соответствии с правилами и инструкциями заводов-строителей или

изданных судовладельцем . У основных ( наиболее ответственных) судовых технических средств

должны быть вывешены краткие инструкции ( желательно на русском и английском языках ) по

подготовке к действию, пуску, контролю за режимами работы, остановке и выводу из действия .

Состояние и режимы работы судовых технических средств должны контролироваться

штатными и переносными контрольно-измерительными приборами и средствами диагностики,

прошедшими надлежащую ' метрологическую проверку и имеющими , если требуется,

разрешение органов надзора. Средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной

защиты судовых технических средств должны находиться в состоянии постоянной готовности к

действию, которая должна периодически проверяться в соответствии с действующимиинст -

рукциями. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы , проверены и при

необходимости опломбированы . Случаи снятия пломб во время эксплуатации должны быть

зарегистрированы в журнале.

8.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации ,

должны устраняться только после их вывода из действия . Если обстановка этого не допускает,

то должны быть приняты все меры для предупреждения возможных повреждений судовых

технических средств. При самопроизвольной остановке судовых технических средств, а также

при их остановке из -за срабатывания автоматической защиты должны быть приняты срочные

меры для выявления и устранения причин, вызвавших остановку. Запрещается пускать судовые

технические средства до выявления и устранения причин, приведших к остановке.

8.5. Структурно избыточные (резервированные) судовые технические средства , как

правило, должны использоваться поочередно таким образом, чтобы они работали примерно

одинаковое время . Судовые аварийные технические средства , используемые на непостоянной

основе , должны подвергаться периодическим проверкам с их регистрацией в судовых

журналах. Проверки и техническое обслуживание судовых спасательных и противопожарных

средств должны осуществляться согласно конвенционным требованиям .

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

Основные положения

9,1. Вахтенная служба ( вахта или вахты ) является основным видом выполнения судовым

экипажем служебных обязанностей , требующим повышенного внимания и непрерывного

присутствия на посту или обусловленном рабочем месте. Она организуется и осуществляется в

полном соответствии с требованиями, руководствами и принципами, изложенными в

Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-

78/95). Структура, состав и численность вахтенной службы устанавливаются судовладельцем

по согласованию с капитаном . Вахтенная служба в любой момент времени должна быть

достаточной и соответствовать преобладающим обстоятельствам и условиям. Капитан вправе

усилить вахтенную службу, если по его мнению близость опасностей , ограничения судовых

технических средств, гидрометеорологическая обстановка , состояние видимости или иные

обстоятельства, не позволяют обычным составом вахтенного персонала обеспечить безопасную эксплуатацию и

нормальную жизнедеятельность судна.

9.2. Вахтенная служба является круглосуточной . Расписание по вахтам ( на ходу и

стоянке) по представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика

утверждается капитаном и вывешивается в легкодоступном месте. Распределение судового

экипажа по вахтам осуществляется с учетом компетентности и профессионализма судового

экипажа . К несению вахты могут привлекаться лица надлежаще подготовленные ,

проинструктированные и имеющие необходимую документально подтвержденную

квалификацию. Вахта должна быть организована так, чтобы усталость всего вахтенного

персонала не влияла на эффективность ее несения, а личный состав первой при отходе в рейс и

последующих сменяющихся вахт получил достаточный и полноценный отдых и был пригоден

для несения вахты . Мера достаточности и полноценности отдыха не может быть ниже

предельных норм, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и

дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95).

9.3. Главным вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана . Он

является представителем капитана (mastersrepresentative), подчиняется только капитану и за

время своей вахты несет всю полноту ответственности за безопасную эксплуатацию судна.

Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на

вахту ознакомиться с условиями плавания , режимами работы судна и основных судовых

технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего

начальника . Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик, заступая на вахту, должны

убедиться в том , что весь персонал вахты способен полностью выполнять свои обязанности.

Они не должны передавать вахту сменяющим их лицам , если имеются основания полагать , что

эти лица не способны должным образом выполнять свои обязанности ( о чем немедленно

уведомляется вышестоящий начальник — капитан или старший ( главный ) механик). Вахтенный

помощник капитана и вахтенный механик не имеют права оставить свой пост или передать

кому-либо исполнение своих обязанностей , кроме как по приказанию вышестоящего

начальника ( вахтенный помощник капитана по приказанию капитана , а вахтенный механик по

приказанию старшего ( главного ) механика). Присутствие капитана на мостике, равно как и

старшего (главного ) механика в машинном помещении не снимает ответственности с

вахтенного помощника капитана и вахтенного механика за принятие решений до тех пор пока они примут командование на себя и это будет правильно ( взаимно ) понято , Если в

момент передачи вахты осуществляется важная операция , то она должна быть завершена

передающим вахту лицом командного состава, за исключением случая , когда капитан или

старший (главный ) механик отдали иное приказание . Вахтенный помощник капитана и

вахтенный механик ведут регистрации в судовом и машинном

журналах согласно инструкциям по их ведению .

9.4. При организации вахтенной службы капитан совместно с судовым командным

составом должен проанализировать судовые операции с учетом назначения , особенностей и

условий эксплуатации судна и выделить в их составе критические операции, ошибки в

выполнении которых порождают аварии или создают угрозу судовому экипажу . Выделение

критических операций охватывает весь производственно-замкнутый цикл морских перевозок, включая операции:

1) при стоянке судна в порту;

2) по подготовке судна к рейсу ( выходу в море);

3) при нахождении судна в море;

4) при подходе к порту и входе судна в порт ,

Выполнение критических операций должно осуществляться под строгим контролем

вахтенного персонала, при этом у капитана должна быть полная убежденность в квалификации,

компетентности и профессиональной подготовленности судового экипажа , осуществляющего

эти операции.

Устав службы на морских судах РФ: судовая техническая служба. Назначение и задачи. Планирование ТО. Организация ТО.

СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Назначение и задачи

12.1. Судовая техническая служба должна осуществлять техническое обслуживание

судна в эксплуатации и обеспечивать исправное его состояние и поддержание в требуемых

пределах технико-эксплуатационных характеристик. Техническое обслуживание должно осуществляться по комплексной непрерывной планово-предупредительной

(превентивной ) системе. Все выполняемые работы должны:

. 1 проводится дифференцировано — по состоянию или расписанию ( со строго

установленной периодичностью) с учетом особенностей судовых технических

средств и конструкций , их надежности, условий использования и требований

органов надзора;

.2 осуществляться в процессе эксплуатации судна в максимально возможном

объеме;

.3 предупреждать появление интенсивных износов и проводиться до выхода из

строя судовых технических средств и конструкций .

12.2. Общее руководство судовой технической службой осуществляет старший ( главный )

механик. Он должен обеспечить планирование , организацию и контроль технического

обслуживания судна. Ответственность за контроль состояния, своевременное техническое

обслуживание и обеспечение исправности и надежности судовых технических средств и

конструкций несут лица судового командного состава по своим заведованиям. Техническое обслуживание судов осуществляется членами судовых экипажей, входящих в судовую

техническую службу, направляемыми судовладельцем в рейсы по заявкам капитана бригадами

технического обслуживания ( ремонтными бригадами ) и привлекаемыми береговыми

организациями при стоянках судна в портах . Судовая техническая служба осуществляет

предремонтнуюдефектацию и подготовку ремонтных ведомостей перед постановкой судна на

ремонт.

Планирование технического обслуживания

12.3. Основным судовым документом, определяющим контроль состояния, планирование

и регулирование проверок и технического обслуживания судна является план-

график. Он отражает :

. 1 планирование режимов ( сроков , содержания и объемов ) проверок и технического

обслуживания судовых технических средств и конструкций ;

.2 регулирование ( непрерывную корректировку и изменение) этих режимов на основе

последовательно осуществляемого контроля состояния судовыми штатными

контрольно-измерительными приборами , встроенными средствами

диагностирования и универсальными переносными средствами диагностирования и

неразрушающего ( безразборного) контроля .

План- график должен разрабатываться на основе построечной технической документации,

инструкций предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации ,

классификационного общества, нормативных и инструктивных материалов судовладельца и

опыта судового экипажа .

12.4. План-график технического обслуживания разрабатывается по заведованиям и

ведется лицами судового командного состава, ответственными за свои заведования. Контроль

за ведением план-графика осуществляет старший ( главный ) механик. В составе судового план-

графика выделяются как это предусмотрено Международным Ко-дексрм по управлению

безопасностью (ISM Code), план-графики проверок и технического обслуживания:

. 1 судовых устройств, оборудования и технических систем , внезапный выход из строя

которых порождает опасные ситуации ;

.2 судовых устройств, оборудования и технических систем , не используемых непрерывно

(на постоянной основе ) в том числе аварийных ;

.3 судовых средств измерений , важных для оценки безопасности судового персонала,

судна и сохранности груза;

.4 судовых спасательных и противопожарных средств в регламенте , предусмотренном

Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74).

Критерием определения судовых устройств, оборудования и технических систем ,

внезапный выход из строя которых порождает опасные ситуации , является потеря судном хода ,

управляемости, маневренности, живучести и жизнеобеспечения . Идентификация ( выявление )таких технических средств осуществляется на основе изучения их надежности и опыта

эксплуатации ( на судне должен вестись журнал учета выходов из строя основного судового

оборудования ). На основе судового план-графика капитан представляет судовладельцу заявку

на техническое обслуживание судна на ближайший определяемый условиями эксплуатации

период ( рейс , квартал, полугодие и т. д.). Она должна содержать объем и укрупненный состав

работ по техническому обслуживанию, предложения судовой администрации по исполнителям

этих работ, необходимые средства и материально-техническое обеспечение. Предприятия и

организации, выполняющие техническое обслуживание судна по субконтрактамс

судовладельцем , должны знать и соблюдать требования системы управления безопасностью

при проведении работ на судне.

Наши рекомендации