Вахтенные помощники капитана
6.15. Вахтенные помощники капитана подчиняются старшему помощнику капитана , а во
время несения вахты — капитану . Они должны обладать компетентностью и
профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным
функциям — судовождения, обработки и размещения грузов и судовым операциям . Вахтенные
помощники капитана несут ходовые ( навигационные ) и стояночные вахты и отвечают за
безопасность судна во время своей вахты .
Вахтенные механики
6.16, Вахтенные механики с традиционно или периодически безвахтеннообслуживаемым
машинным помещением подчиняются старшему ( главному ) механику, а во время несения
вахты — вахтенному помощнику капитана . Они должны обладать компетентностью и
профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным
функциям — управления судовыми механическими установками, технического обслуживания и ремонта и судовым операциям . Вахтенные механики несут вахты в машинном помещении и отвечают за технико - эксплуатационную надежность и
безопасность судовых механических установок. Они должны осуществлять руководство всеми
видами машинных работ, подготовкой машинной команды к борьбе за живучесть и среди
прочего обеспечивать постоянную готовность к действию основных, резервных и аварийных
судовых механизмов, систем и устройств.
Электромеханик
6.17. Электромеханик (старший электромеханик ) должен обеспечить исправное
состояние, постоянную готовность к действию, надежную и безопасную эксплуатацию судовой
электростанции , электрических сетей, распределительных устройств, электроприводов судовых
механизмов и устройств, источников электропитания технических средств и электрической
гребной установки ( на электроходах ).
Судовая команда
6.18. Судовая команда выполняет свои обязанности на вспомогательном уровне
ответственности под контролем командного состава, работающего на уровне эксплуатации или
управления . Лица судовой команды , входящие в состав ходовой навигационной или машинной
вахты с традиционно или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным помещением,
для выполнения возложенных на них функций должны по компетентности и
профессионализму, как минимум, удовлетворять требованиям , предусмотренным
Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-
78/95).
Устав службы на морских судах РФ: судовая служба; вахтенная служба; судовое заведование.
СУДОВАЯ СЛУЖБА
7.1. Судовая служба устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном в
соответствии с требованиями международных и национальных правил и норм по безопасности
и предотвращению загрязнения с учетом назначения , типа , технико -эксплуатационных
характеристик, условий и особенностей эксплуатации судна. Она организуется и
обеспечивается капитаном . Структурную основу судовой службы составляют :
1) судовые заведования, определяющие ответственность членов судового экипажа за
обеспечение постоянной готовности к действию, технико-эксплуатационной надежности
и безопасности закрепленных за ними судовых технических средств и конструкций ( или
выполнения возложенных на них общесудовых функций );
2) судовые функциональные службы — служба эксплуатации , радиослужба , техническая
служба и пассажирская служба ( на пассажирских судах), организующие и
обеспечивающие безопасную эксплуатацию и нормальную жизнедеятельность судна и
морские перевозки; в службу эксплуатации входят вахтенная служба ( вахта), медико-
санитарная служба и служба быта;
3) судовая служба борьбы за живучесть, организующая и обеспечивающая подготовку
судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях и борьбе за живучесть судна.
СУДОВОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ
8.1. Все основные судовые технические средства , конструкции и общесудовые функции
распределяются в заведование членам судового экипажа . Распределение по заведованиям по
представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика утверждается
капитаном и отражается в должностных обязанностях ( инструкциях ) судового экипажа . Капитан вправе , если сочтет необходимым , в процессе
эксплуатации изменить распределение по заведованиям с учетом сложившейся на судне
ситуации , не нарушая при этом международные и национальные правила и нормы по
безопасности и предотвращению загрязнения.
8.2. Члены судового экипажа , ответственные за заведования, должны в совершенстве
знать принцип действия , устройство , технико -эксплуатационные характеристики ,
конструктивные элементы и особенности закрепленных за ними судовых технических средств и
конструкций и обеспечить :
1) проверку состояния и готовность к действию судовых технических средств и
конструкций своего заведования;
2) техническое обслуживание и снабжение сменно-запасными частями, материалами и
инструментом;
3) контроль сроков действительности судовых документов, своевременное их
возобновление органами надзора, ведение технической документации и регистрации в
судовых журналах;
4) составление ремонтных ведомостей и подготовку к ремонту .
8.3. Все судовые технические средства должны использоваться по прямому назначению и
эксплуатироваться в соответствии с правилами и инструкциями заводов-строителей или
изданных судовладельцем . У основных ( наиболее ответственных) судовых технических средств
должны быть вывешены краткие инструкции ( желательно на русском и английском языках ) по
подготовке к действию, пуску, контролю за режимами работы, остановке и выводу из действия .
Состояние и режимы работы судовых технических средств должны контролироваться
штатными и переносными контрольно-измерительными приборами и средствами диагностики,
прошедшими надлежащую ' метрологическую проверку и имеющими , если требуется,
разрешение органов надзора. Средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной
защиты судовых технических средств должны находиться в состоянии постоянной готовности к
действию, которая должна периодически проверяться в соответствии с действующимиинст -
рукциями. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы , проверены и при
необходимости опломбированы . Случаи снятия пломб во время эксплуатации должны быть
зарегистрированы в журнале.
8.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации ,
должны устраняться только после их вывода из действия . Если обстановка этого не допускает,
то должны быть приняты все меры для предупреждения возможных повреждений судовых
технических средств. При самопроизвольной остановке судовых технических средств, а также
при их остановке из -за срабатывания автоматической защиты должны быть приняты срочные
меры для выявления и устранения причин, вызвавших остановку. Запрещается пускать судовые
технические средства до выявления и устранения причин, приведших к остановке.
8.5. Структурно избыточные (резервированные) судовые технические средства , как
правило, должны использоваться поочередно таким образом, чтобы они работали примерно
одинаковое время . Судовые аварийные технические средства , используемые на непостоянной
основе , должны подвергаться периодическим проверкам с их регистрацией в судовых
журналах. Проверки и техническое обслуживание судовых спасательных и противопожарных
средств должны осуществляться согласно конвенционным требованиям .
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА
Основные положения
9,1. Вахтенная служба ( вахта или вахты ) является основным видом выполнения судовым
экипажем служебных обязанностей , требующим повышенного внимания и непрерывного
присутствия на посту или обусловленном рабочем месте. Она организуется и осуществляется в
полном соответствии с требованиями, руководствами и принципами, изложенными в
Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-
78/95). Структура, состав и численность вахтенной службы устанавливаются судовладельцем
по согласованию с капитаном . Вахтенная служба в любой момент времени должна быть
достаточной и соответствовать преобладающим обстоятельствам и условиям. Капитан вправе
усилить вахтенную службу, если по его мнению близость опасностей , ограничения судовых
технических средств, гидрометеорологическая обстановка , состояние видимости или иные
обстоятельства, не позволяют обычным составом вахтенного персонала обеспечить безопасную эксплуатацию и
нормальную жизнедеятельность судна.
9.2. Вахтенная служба является круглосуточной . Расписание по вахтам ( на ходу и
стоянке) по представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика
утверждается капитаном и вывешивается в легкодоступном месте. Распределение судового
экипажа по вахтам осуществляется с учетом компетентности и профессионализма судового
экипажа . К несению вахты могут привлекаться лица надлежаще подготовленные ,
проинструктированные и имеющие необходимую документально подтвержденную
квалификацию. Вахта должна быть организована так, чтобы усталость всего вахтенного
персонала не влияла на эффективность ее несения, а личный состав первой при отходе в рейс и
последующих сменяющихся вахт получил достаточный и полноценный отдых и был пригоден
для несения вахты . Мера достаточности и полноценности отдыха не может быть ниже
предельных норм, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и
дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95).
9.3. Главным вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана . Он
является представителем капитана (mastersrepresentative), подчиняется только капитану и за
время своей вахты несет всю полноту ответственности за безопасную эксплуатацию судна.
Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на
вахту ознакомиться с условиями плавания , режимами работы судна и основных судовых
технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего
начальника . Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик, заступая на вахту, должны
убедиться в том , что весь персонал вахты способен полностью выполнять свои обязанности.
Они не должны передавать вахту сменяющим их лицам , если имеются основания полагать , что
эти лица не способны должным образом выполнять свои обязанности ( о чем немедленно
уведомляется вышестоящий начальник — капитан или старший ( главный ) механик). Вахтенный
помощник капитана и вахтенный механик не имеют права оставить свой пост или передать
кому-либо исполнение своих обязанностей , кроме как по приказанию вышестоящего
начальника ( вахтенный помощник капитана по приказанию капитана , а вахтенный механик по
приказанию старшего ( главного ) механика). Присутствие капитана на мостике, равно как и
старшего (главного ) механика в машинном помещении не снимает ответственности с
вахтенного помощника капитана и вахтенного механика за принятие решений до тех пор пока они примут командование на себя и это будет правильно ( взаимно ) понято , Если в
момент передачи вахты осуществляется важная операция , то она должна быть завершена
передающим вахту лицом командного состава, за исключением случая , когда капитан или
старший (главный ) механик отдали иное приказание . Вахтенный помощник капитана и
вахтенный механик ведут регистрации в судовом и машинном
журналах согласно инструкциям по их ведению .
9.4. При организации вахтенной службы капитан совместно с судовым командным
составом должен проанализировать судовые операции с учетом назначения , особенностей и
условий эксплуатации судна и выделить в их составе критические операции, ошибки в
выполнении которых порождают аварии или создают угрозу судовому экипажу . Выделение
критических операций охватывает весь производственно-замкнутый цикл морских перевозок, включая операции:
1) при стоянке судна в порту;
2) по подготовке судна к рейсу ( выходу в море);
3) при нахождении судна в море;
4) при подходе к порту и входе судна в порт ,
Выполнение критических операций должно осуществляться под строгим контролем
вахтенного персонала, при этом у капитана должна быть полная убежденность в квалификации,
компетентности и профессиональной подготовленности судового экипажа , осуществляющего
эти операции.
Устав службы на морских судах РФ: судовая техническая служба. Назначение и задачи. Планирование ТО. Организация ТО.
СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Назначение и задачи
12.1. Судовая техническая служба должна осуществлять техническое обслуживание
судна в эксплуатации и обеспечивать исправное его состояние и поддержание в требуемых
пределах технико-эксплуатационных характеристик. Техническое обслуживание должно осуществляться по комплексной непрерывной планово-предупредительной
(превентивной ) системе. Все выполняемые работы должны:
. 1 проводится дифференцировано — по состоянию или расписанию ( со строго
установленной периодичностью) с учетом особенностей судовых технических
средств и конструкций , их надежности, условий использования и требований
органов надзора;
.2 осуществляться в процессе эксплуатации судна в максимально возможном
объеме;
.3 предупреждать появление интенсивных износов и проводиться до выхода из
строя судовых технических средств и конструкций .
12.2. Общее руководство судовой технической службой осуществляет старший ( главный )
механик. Он должен обеспечить планирование , организацию и контроль технического
обслуживания судна. Ответственность за контроль состояния, своевременное техническое
обслуживание и обеспечение исправности и надежности судовых технических средств и
конструкций несут лица судового командного состава по своим заведованиям. Техническое обслуживание судов осуществляется членами судовых экипажей, входящих в судовую
техническую службу, направляемыми судовладельцем в рейсы по заявкам капитана бригадами
технического обслуживания ( ремонтными бригадами ) и привлекаемыми береговыми
организациями при стоянках судна в портах . Судовая техническая служба осуществляет
предремонтнуюдефектацию и подготовку ремонтных ведомостей перед постановкой судна на
ремонт.
Планирование технического обслуживания
12.3. Основным судовым документом, определяющим контроль состояния, планирование
и регулирование проверок и технического обслуживания судна является план-
график. Он отражает :
. 1 планирование режимов ( сроков , содержания и объемов ) проверок и технического
обслуживания судовых технических средств и конструкций ;
.2 регулирование ( непрерывную корректировку и изменение) этих режимов на основе
последовательно осуществляемого контроля состояния судовыми штатными
контрольно-измерительными приборами , встроенными средствами
диагностирования и универсальными переносными средствами диагностирования и
неразрушающего ( безразборного) контроля .
План- график должен разрабатываться на основе построечной технической документации,
инструкций предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации ,
классификационного общества, нормативных и инструктивных материалов судовладельца и
опыта судового экипажа .
12.4. План-график технического обслуживания разрабатывается по заведованиям и
ведется лицами судового командного состава, ответственными за свои заведования. Контроль
за ведением план-графика осуществляет старший ( главный ) механик. В составе судового план-
графика выделяются как это предусмотрено Международным Ко-дексрм по управлению
безопасностью (ISM Code), план-графики проверок и технического обслуживания:
. 1 судовых устройств, оборудования и технических систем , внезапный выход из строя
которых порождает опасные ситуации ;
.2 судовых устройств, оборудования и технических систем , не используемых непрерывно
(на постоянной основе ) в том числе аварийных ;
.3 судовых средств измерений , важных для оценки безопасности судового персонала,
судна и сохранности груза;
.4 судовых спасательных и противопожарных средств в регламенте , предусмотренном
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74).
Критерием определения судовых устройств, оборудования и технических систем ,
внезапный выход из строя которых порождает опасные ситуации , является потеря судном хода ,
управляемости, маневренности, живучести и жизнеобеспечения . Идентификация ( выявление )таких технических средств осуществляется на основе изучения их надежности и опыта
эксплуатации ( на судне должен вестись журнал учета выходов из строя основного судового
оборудования ). На основе судового план-графика капитан представляет судовладельцу заявку
на техническое обслуживание судна на ближайший определяемый условиями эксплуатации
период ( рейс , квартал, полугодие и т. д.). Она должна содержать объем и укрупненный состав
работ по техническому обслуживанию, предложения судовой администрации по исполнителям
этих работ, необходимые средства и материально-техническое обеспечение. Предприятия и
организации, выполняющие техническое обслуживание судна по субконтрактамс
судовладельцем , должны знать и соблюдать требования системы управления безопасностью
при проведении работ на судне.