Технология производства работ по текущему содержанию, замене и ремонту устройств СЦБ.
Основными видами работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ являются:
· периодическая проверка взаимозависимостей стрелок и сигналов в соответствии с установленными ПТЭ требованиями;
· осмотр, регулировка, чистка, покраска, проверка исправности действия устройств СЦБ;
· измерение электрических параметров и характеристик элементов устройств СЦБ и приведение их к установленным нормам;
· замена приборов на отремонтированные и проверенные в РТУ;
· восстановление исправного действия устройств СЦБ при их отказах;
· выполнение работ по повышению надежности устройств СЦБ и безопасности движения поездов.
Техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ производится с максимальным использованием технологических перерывов, как правило, без движения и соблюдения правил и инструкций по охране труда, а также санитарных правил и норм.
Работы по смене приборов штепсельного типа могут выполняться с устного разрешения ДСП без записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.
Перед началом работ электромеханик должен по принципиальным схемам определить, как смена (изъятие) прибора повлияет на устройства и индикацию на аппарате управления. Об индикации электромеханик предварительно ставит в известность ДСП. При наличии контактов сменяемого прибора в электрических цепях самоблокировки в необходимых случаях следует устанавливать временные перемычки в соответствии с требованиями ЦШ-530. Технические схемные решения по установке временных перемычек должны быть составлены для каждой ж.д. станции и утверждены начальником (зам. начальника) дистанции сигнализации и связи. Сменив прибор, временные перемычки демонтируются.
Работа по смене приборов должна выполняться в свободное от движения поездов время. Время начала работ в каждом случае согласовывается с ДСП. При согласовании с ДСП продолжительности работы следует предусматривать время на проверку работоспособности электрической схемы, в которую включены контакты сменяемого прибора.
О смене прибора и окончании необходимых выполненных поверках сообщают ДСП.
Смена приборов на перегонах должна проводиться в соответствии с требованиями ЦШ-530.
Смена отдельных приборов схемы смены направления движения может проводиться только по согласованию с ДСП двух железнодорожных станций, ограничивающих данный перегон.
Работа по смене приборов в устройствах электропитания следует выполнять в светлое время суток, а в необходимых случаях – и при отключённом напряжении, а также в соответствии с требованиями безопасности при обслуживании электроустановок, Правил техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники железнодорожного транспорта.
При смене приборов в устройствах электропитания на железнодорожном переезде выполняются по согласованию с дежурным по переезду. При нахождении переезда в пределах железнодорожной станции, а также при наличии на ж.д. станции контроля работ переездной автоматики, такие работы должны быть согласованны с ДСП. Смена приборов на железнодорожном переезде, не обслуживаемым дежурным работником, должна производиться в свободное от движения поездов время после выявления поездной обстановки у ДСП железнодорожной станции ограничивающих перегон.
Если смена приборов регистрировалась в Журнале осмотра и выполнялась под руководством старшего электромеханика, то ему разрешается делать общую запись на смену группы приборов. При этом смена каждого прибора должна согласовываться с ДСП, которого следует извещать о порядке пользования устройствами СЦБ на время смены данного прибора и последующей проверке его работоспособности. После окончания работ в Журнале осмотра делают запись в соответствии с требованиями ЦШ-530.
Если в ходе производимой после смены прибора проверки выявлено, что вновь установленный прибор не обеспечивает работоспособность электрической схемы, то его следует изъять и установить другой прибор аналогичного типа. Проверку работы электрической схемы необходимо повторить в полном объеме. Отбракованные приборы направляются в РТУ дистанции сигнализации и связи.
Если при транспортировании или подготовке к смене допущено падение прибора, то эксплуатация его запрещается, и прибор подлежит возврату в ремонтно-технологический участок (РТУ) дистанции сигнализации и связи для его проверки, даже если не обнаружено видимых повреждений корпуса, контактов, якоря и других деталей.