Обследование навыков соотнесения количества предметов
Сравнение двух групп множеств без пересчета количества предметов.
1. Педагог убирает экран и обращает внимание ребенка на коробки: в одной лежит много шариков, во второй — мало шариков (по сравнению с первой коробкой), в третьей — один шарик, в четвертой — нет шариков. Взрослый предлагает ребенку посмотреть в каждую коробку, потрогать шарики, дотронуться до дна коробки и т. п., то есть провести различные обследовательские действия. Затем он выдвигает по две коробки и говорит ребенку: «Посмотри в коробки. Покажи (скажи), где лежит один шарик, где много шариков, а где мало шариков». «Покажи (скажи), где лежит один шарик, а где много шариков». «Покажи, где лежит много шариков, а где ни одного шарика» и т. д. Варианты заданий с данным дидактическим материалом могут быть различными.
В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращенную к нему речь, умеет ли осуществлять выделение количества по объему, проводить сравнение количества предметов без пересчета на основе зрительного восприятия.
2. Педагог предлагает ребенку три мешочка одного цвета, в которых лежат шарики: в первом мешочке — много шариков, во втором — один шарик, в третьем — Пусто, нет шариков. Педагог просит ребенка опустить руки в первый мешочек, затем во второй и сказать, где много шариков, а где всего один, затем в первый и третий мешочек и сказать, где есть шарики, а где их нет, и т.п.
В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращенную к нему речь, умеет ли осуществлять выделение количества по объему на основе тактильного обследования, проводить сравнение количества предметов без пересчета на основе тактильного восприятия.
3. Педагог предлагает ребенку куклу и одежду для нее — два пальто, три варежки, четыре сапожка, три шапочки и т. п. Затем он обращается к ребенку со словами: «Возьми столько пальто (шапок, варежек и сапог), сколько надо кукле Ане, чтобы одеться на прогулку».
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика) | | Начало формы Стр из 218 Конец формы Начало формы Конец формы |
В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, каким способом он проводит выбор необходимого количества предметов одежды (на основе целостного восприятия, соотнесения количества рук, ног и т. п. куклы; с помощью счета частей тела куклы и количества одежды для нее и т. п.).
4. Педагог предлагает ребенку три непрозрачных стакана одного размера: в первом много воды, во втором мало, а в третьем — пусто. Педагог просит заглянуть в стаканы, достань пальчиком до дна каждого стакана и сказать (показать), где много воды, а где ее мало, а где ее совсем нет (пусто).
В результате выполнения задания фиксируется, принимает ли ребенок задание, понимает ли обращенную к нему речь, умеет ли определять и сравнивать тактильно и зрительно количество воды в стаканах, ее отсутствие, выполнять обследовательские действия по словесной инструкции взрослого.
5. Педагог предлагает ребенку пять кукол, семь тарелок и семь ложек (методика А.М. Леушиной) и просит «накормить» кукол, для чего надо раздать куклам тарелки и ложки.
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, умеет ли сравнивать количества предметов, используя прием приложения предметов друг к другу без пересчета на основе зрительного соотнесения.
6. Учитель-дефектолог дает ребенку карточки с нарисованными пуговицами, расположенными в ряд и в форме геометрической фигуры (квадрата), десять настоящих пуговиц (методика А.М. Леушиной) и предлагает ему взять столько пуговиц, сколько нарисовано на карточке (карточки предъявляются поочередно — одна и вторая):
а) наложить пуговицы на изображение;
б) положить рядом с изображением.
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, принимает ли задание и устанавливает ли в ходе его выполнения равенство дискретных множеств, определяет ли пространственные направления при расположении множеств. Результаты выполнения задания могут быть зарисованы. Это поможет наглядно сравнить результаты выполнения задания до обучения и после него.
7. (Адаптированная методика Ж. Пиаже, Л. Ф. Обуховой). Педагог предлагает ребенку посмотреть, как он будет наливать воду в стаканы и сказать, одинаковое ли количество воды в них. В случае отрицательного ответа вода доливается в тот стакан, где ее меньше, то есть уравнивается. Взрослый просит ребенка подтвердить этот факт. Затем он наливает воду из одного стакана в одну бутылку, а из другого в другую и просит ребенка сказать, поровну ли воды в бутылках. Ребенок дает ответ. Взрослый закрывает одну бутылку крышкой и переворачивает ее, ставя на горлышко, затем спрашивает ребенка, одинаковое ли количество воды в бутылках теперь.
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, принимает ли задание, умеет ли устанавливать в ходе его выполнения равенство непрерывных множеств, понимает ли принцип сохранения непрерывного количества.
Сравнение групп множеств на основе счетных операций на конкретном материале (сложение, вычитание).
1. Взрослый убирает экран и обращает внимание ребенка на игрушки (грибы, фишки, матрешки, палочки). Затем дает задание: «Возьми столько игрушек, сколько у меня. Проверь». Такие задания предлагаются с различным количеством предметов и разнообразным счетным материалом.
2. Перед ребенком располагаются три куклы, у учителя-дефектолога в руке флажки, которые он дает ребенку со словами: «Сосчитай, сколько надо взять флажков, чтобы у каждой куклы было по одному флажку».
3. Педагог дает ребенку карточку, на которой нарисованы квадраты, отдельно лежат круги. Задание: «Положи на каждый квадрат круг. Проверь, одинаковое ли количество кругов и квадратов».
4. Взрослый предлагает ребенку лист с нарисованными контурами грибов, игрушки-грибы, цветные карандаши. Задание: «Раскрась столько грибов, сколько я поставлю перед тобой игрушек (ставит грибы в количестве меньшем, чем нарисовано)».
5. Педагог предлагает ребенку лист бумаги, карандаши, ставит вазу с двумя-тремя яблоками или другими фруктами. Задание: «Сосчитай, сколько яблок лежит в вазе, потом нарисуй столько же».
6. Взрослый предлагает ребенку карточку, на которой нарисованы грибы, выкладывает изображения листьев и просит ребенка: «Положи на нижнюю полоску на один листок больше, чем нарисовано грибов на верхней полоске». Затем предлагается следующее задание: «Положи на нижнюю полоску на один листок меньше, чем нарисовано грибов на верхней полоске».
В результате выполнения заданий 1-6 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, принимает ли задание, соотносит ли количество предметов с соответствующим количеством объемных и плоскостных моделей, используя способы проверки: приложение и наложение.
Сравнение групп множеств на основе отвлеченных счетных операции (для детей старшего дошкольного возраста).
Педагог предлагает эти задания в том случае, если ребенок может выполнить задания на конкретном счетном материале.
Варианты вопросов: «Сколько больше: три стола или два стула, одна машина или две машины?» и т.п.
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, умеет ли выполнять задание на соотнесение количества двух множеств отвлеченно.