Занятие не только бессмысленное, но и бесперспективное.

Если Бог с чем-то медлит или что-то не выполняет - это значит, что Он

Лучше знает, что является для нас благом, а что нет. Так Он ведет

Думая, что Он обязан их выполнять. Однажды такой Бог нас

Обязательно разочарует.

В одном мы должны быть уверены точно: Бог никогда никого не разочаровывает, потому что Он идеальный во всех отношениях.(См. в разделе «Приложение» «64 трансцендентных качеств Господа».) Он любит нас как тысяча любящих матерей и никогда не преследует того, чтобы «кровь из носу» сделать из нас на одного слугу больше для Своего собственного блага. В этом отношении Он полон и самодостаточен Сам в Себе, и действует определенным образом лишь постольку, поскольку Ему в совершенстве известно, что для нас является в высшей степени благоприятным и как нам это дать. Таким образом, часто наша вера становится шаткой и слабой лишь потому, что обусловлена своими личными ожиданиями. Будучи таковой, она может превратить объект нашей веры даже во врага, мешающего нам исполнять свои планы и материальные желания. Говорится: «Даже верующий может усомниться в том, что находится за пределами его понимания».

Не понимая истинных причин всего происходящего с нами (оставшихся грехов наших прошлых жизней или особого замысла Господа), мы иногда начинаем думать, что ситуации, в которые мы попадаем, либо бесконтрольны, либо несправедливы, либо просто случайны. Основываясь на таких выводах и ставя случайность выше могущества и справедливости Бога, мы тем самым начинаем думать негативным образом обо всем происходящем и заметно терять веру. Но терять веру и разочаровываться в Боге мы можем только из-за собственного невежества и ограниченных знаний. А усомниться в Нем – значит преследовать свои личные интересы и жить в соответствии со своими представлениями о реальности вещей. Таким образом, никто, кроме нас самих, не может подписать нам приговор на духовную смерть. А исход подобного безверия и духовной смерти всегда один: это обида и протест против Бога, полная разуверенность в Нем, и безумное подчинение диктату своих чувств. Говорится: «Когда мы перестаем верить во Всемогущего Бога, всемогущими становятся наши чувства».

Однако, с духовной точки зрения, проходя через страдания или лишаясь каких-то материальных благ и при этом становясь ближе к Богу, человек абсолютно ничего не теряет, а лишь безгранично выигрывает. Говорится, что потерять материальные богатства и оставить свои желания ради обретения Бога, – значит, не потерять абсолютно ничего. Глупо думать, что сейчас я теряю свои временные материальные блага, наличие и приход которых все равно зависит от Бога. И напротив, если взамен этому я приобретаю опыт зависимости от Господа, который не купить ни за какие деньги, – то я обретаю самые ценные богатства этого мира. А это и есть истинный выигрыш, вечное благо, и непреходящая ценность, которых все мы в действительности ищем.

Оставить свои желания ради обретения Бога, – значит, не потерять

Бог не виноват в наших падениях - это мы не спешим делать

Выбор в Его сторону.

Но чаще всего теряется вера, когда мы подвергаемся сильным нападкам, физическим истязанием или попадаем в другие экстраординарные ситуации, которые кажутся противоречивыми с точки зрения защиты и милости Бога к тем, кто стал Его преданным. В связи с этим для множества людей (даже религиозных) до сих пор остается открытым вопрос: почему плохое случается с хорошими людьми, а хорошее не заслуженно приходит к плохим? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо понимать принцип закона кармы (судьбы), далеко выходящий за рамки нашей короткой жизни. Невозможно дать полный и убедительный ответ, не выходя за эти рамки. Наша жизнь – это лишь одна страница одной огромной книги, состоящей из множества таких страниц, постоянно чередующихся рождений и смертей. Не признавая этого факта, мы сразу столкнемся с противоречием: почему дети умирают, не успев совершить греха; почему часто хорошие люди страдают, а грешники «почивают на лаврах»; почему один рождается гением, а второй – недоразвитым глупцом; почему кругом столько войн, безобразия и несправедливости? Не принимая во внимание законов перевоплощения души, мы никогда не сможем дать сколько-нибудь разумного и убедительного ответа на все эти вопросы – как бы это ни противоречило нашим религиозным убеждениям. Как к этому относиться и правильно воспринимать, Веды дают однозначный ответ: довериться справедливому и совершенному Господу и принять все как есть, без обид и возражений. Наиболее полным ответом может послужить история, произошедшая с одним великим святым, попавшим в подобную ситуацию. Ее суть и название отражают то самое негодование или недоумение, которое порой возникает у нас по отношению к Богу: обидеться или поблагодарить?

Очень давно жил один санньяси (человек, отрекшийся от мира). Он странствовал по святым местам, никому не причиняя вреда и всегда был умиротворен. Время от времени он захаживал в разные поселения и деревни, напоминая людям о важности преданного служения Господу и давая наставления домохозяевам и обычным людям. В ответ они давали ему какую-то пищу и при необходимости ночлег.

Однажды, проходя мимо одной такой деревни, он постучался в один из домов, где жили молодые домохозяева. Они встретили его, как подобает встречать святого человека, и предложили заночевать, поскольку уже вечерело. Отшельнику отвели место для отдыха на летней веранде возле дома (в Ведах запрещается отдыхать человеку, отрекшемуся от мира, в доме, где живут муж и жена). Ночь была теплой и спокойной, и ничто не предвещало беды. Почтив немного освященной пищи и искренне поблагодарив за это домохозяев, святой лег на простую соломенную подстилку и крепко уснул.

Женщина попросила молодого санньяси, чтобы тот ее выслушал, и стала жаловаться на то, что, как ей кажется, она совершенно не любит своего мужа. Позже она призналась, что, когда омывала отшельнику стопы, безжалостный Купидон, вонзил в ее сердце стрелу, отчего она совсем потеряла голову и теперь не может спокойно спать. Она так сильно воспылала к нему страстью, что, склонив голову и сложа ладони, она предложила отшельнику возлечь с ней.

Санньяси ( тот, кто дал обет отречения от мира ради высшей цели) пришел в полное недоумение. Пытаясь вразумить женщину словами священных писаний, он стал всячески напоминать ей о том, как важно хранить верность своему мужу. После всяческих попыток женщины соблазнить его, санньяси оставался непреклонен.

Когда жена домохозяина поняла, что ее попытки достичь желаемого ни к чему не приведут, ее вожделение постепенно перешло в гнев. Уходя с веранды и разгневавшись на святого, женщина сказала ему, что тот об этом очень пожалеет.

Молодой санньяси хотел было уйти, но, когда женщина вбежала в дом, вдруг послышался какой-то душераздирающий крик. Выбежав через некоторое мгновение из дома, она начала звать на помощь людей. На ее громкие и дикие крики сбежались жители деревни, и та со слезами на глазах стала рассказывать им о том, что обманщик в одежде святого, проникнув ночью к ним в дом, стал упрашивать ее соединиться с ним. Проснувшегося мужа он тут же убил ножом в грудь.

Жители деревни были удивлены и шокированы поведением непорочного санньяси и с трудом могли поверить в случившееся. Но ситуация была настолько правдоподобной, что для ее прояснения они вынуждены были схватить святого и увести в город для прояснения обстоятельств.

Его заточили под стражу, и стражники привели его к царю. Царь, выслушав историю от начала и до конца сказал:

– То, что ты осмелился убить человека ради удовлетворения своего сладострастия, не делает тебе чести, напротив, по закону ты заслуживаешь мучительной смерти. Но так как ты облачен в одежды садху, я не буду убивать тебя. Однако безнаказанным оставить тебя я тоже не могу. Поэтому завтра палач отрубит тебе всего лишь левую руку, чтобы ты, по крайней мере, мог продолжать держать четки своей правой рукой. Это и будет твой приговор и мое последнее слово.

Молодой санньяси, ошарашенный вынесенным приговором, стал вспоминать стихи из священных писаний, где говорилось о том, что ничто в этом мире не происходит без причины. Смирившись с данной ситуацией, он принял случившееся как непреклонную волю Господа и стал смиренно ждать исполнения приговора.

На рассвете его привели на площадь, где при многолюдной толпе палач отрубил ему левую руку. Удрученный своим положением, с мучительной болью и без вины казненный, он был изгнан из города как низший из людей. Голодный, искалеченный, оскорбленный и униженный, он пошел прочь, сам не зная куда. Истекая кровью, он присел возле ручья, чтобы омыться и обдумать своё жалкое и незавидное положение. Хотя он и являлся мудрым человеком и умел переносить двойственность радости и горя, обида переполнила его сердце, и он стал громко взывать к Господу о том, чтобы Тот помог ему найти ответ на мучивший его вопрос.

– О мой дорогой Господь, – взмолился он, – я всю свою жизнь правдой служил Тебе, не прося ничего взамен. Я нисколько не виню Тебя в том, что со мной случилось. Но, молю Тебя, пожалуйста, раскрой мне причину, по которой мне пришлось столько пережить. Чтобы моя вера не ослабла и чтобы я мог сохранить к тебе былую любовь и преданность, мне хотелось бы узнать, в чем я провинился в своих прошлых жизнях и какую глупость совершил, отчего, искалеченный, сейчас взываю к Тебе.

Рассуждая так и молясь Господу снова и снова, вскоре от большой потери крови и недостатка сил он лег на землю и уснул. И ему вдруг приснился сон, будто он сидит в каком-то тихом прекрасном месте на берегу мелководной реки. При этом он был глубоко погружен в медитацию. Совершенно неожиданно на противоположном берегу реки из леса вдруг выскочила одержимая страхом корова. Переплыв реку и пробежав мимо него, она скрылась в близлежащей растительности. Через минуту вслед за коровой выскочил всадник на лошади, похожий на охотника. Подъехав к медитирующему йогу, тот спросил, не видел ли он, в какую сторону убежала корова.

Йог, на доли секунды замешался, не зная, что ответить, но прекрасно понимал, что не имеет права обманывать, поскольку был правдивым брахманом. Хотя, корову ему тоже было жаль. Однако, решив, что корова получит лишь последствие своей прошлой кармы, йог все же решил показать направление, куда убежала корова. Так как правой рукой он держал брахманический шнур, жест в направление убежавшей коровы он сделал левой рукой. Всадник поскакал по указанному направлению, и через какое время йог вдруг услышал предсмертное мычание умирающей коровы.

В тот же момент молодой санньяси резко проснулся и, изумленный загадочным сном, стал прокручивать в памяти все, что только что увидел. Когда он вспомнил про свою указавшую направление левую руку, он вдруг в ужасе осознал и сразу понял причину всех своих нынешних страданий. «О мой Господь, – думал он, – спасибо Тебе за показанный мне сон. Теперь я понял: оказывается, той женщиной была та самая корова, которую в прошлой жизни убил всадник и который в этой жизни стал ее мужем. Теперь настала ее очередь убить его, и она сделала это той самой ночью. Но так как причиной ее смерти в прошлом воплощении был и я, показав рукой направление убегавшей коровы, то и мне отрубили ту самую руку, которой я его показал. Поистине законы воздаяния неподвластны нашему пониманию, и если бы я в прошлой жизни был бы чуть-чуть опытней, я бы мог избежать сегодняшней участи. В тот момент когда из леса появился охотник, мне нужно было всего-навсего передвинуться на небольшое расстояние от того места, где я сидел и наблюдал за происходящим. Тогда без всякого угрызения совести я бы мог ему правдиво ответить: «С тех пор как я сижу на этом месте, мне, кроме вас, никто на глаза не попадался». Тогда я бы точно избежал обмана и наверняка спас бы жизнь корове. Как жаль, что я не догадался об этом тогда».

Таким образом, размышляя об этом мистическом сне, он еще раз искренне поблагодарил Господа за Его ответ на молитву, за мудрую справедливость и проявленную снисходительность к нему. Отбросив всякое сомнение и обиду, он снова отправился в путь, проповедуя славу безгранично милостивого, справедливого и всеведущего Господа. Теперь он отчетливо понимал: «Не сделай Господь этого со мной, Он не был бы Всеблагим!»

Выводом к этой истории можно сделать утверждение, что, так как мы не можем выйти за рамки своей короткой жизни, нам трудно судить о происходящем в правильном свете. Но если бы Господь поднял нас над любой противоречащей нашим взглядам ситуацией, то мы все увидели бы совершенно в другом свете.

(Дальнейшее размышление на эту тему продолжит следующий афоризм.)

1.6. Сокрушаясь о несправедливости к себе, мы отрицаем высшую справедливость Бога.

(Поскольку обида – очень большая проблема в духовной жизни, мы решили подробней осветить эту тему и продолжить описание ее пагубного влияния, как дополнение к предыдущему афоризму.)

Обида – достаточно частое явление в духовной жизни, которое относится к проявлению состояния скрытой гордости. В ее основе лежит внутреннее несогласие с окружающей нас действительностью, чувство несправедливости со стороны других и слишком завышенное мнение о самом себе. Простить другого порой бывает действительно сложно, поскольку в этом случае нам приходится делать самое сложное в духовной жизни – отбросить свое ложное эго. Но когда мы поймем, что любая обида – это от начала и до конца наша личная проблема, т.е. чисто наше субъективное чувство и эмоция, нам будет гораздо легче справиться с ней. Это означает, что в решении этой проблемы последнее слово всегда остается не за извинением нашего обидчика, а именно за нами. Нет ни одного человека или обстоятельства, способных по-настоящему обидеть нас без нашего на то согласия.

Обида – это всегда самонаказание, тупик в решении проблем и

Но вдруг Акбар неожиданно задумался и обратился к своему другу с вопросом: «Но ответь мне теперь, Бирбал: если все, что ни делает Бог, к лучшему, то какая же польза была тебе сидеть в этой ужасной тюрьме?»

Бирбал широко улыбнулся и тут же ответил: «Разве это не очевидно, мой повелитель? Поразмышляйте сами: ведь если бы вы меня не посадили в тюрьму и я поехал бы на охоту с вами, то нас бы схватили обоих. Не сумев воспользоваться вами, бандит принес бы в жертву меня. Ведь у меня-то все части тела на месте!»

«Да! Поистине, неисповедимы пути Господни», – радостно произнес Акбар, поглаживая свою бороду и удивляясь тому, насколько Всезнающий Господь может быть мудр и непостижим.

Выводом к этой истории служит тот факт, что бессмысленно обижаться на Бога, людей и обстоятельства, когда мы так ограничены в своих суждениях о происходящем. Просто принимая Его мудрые уроки как способ избавить нас от ложной гордости, нам будет гораздо легче сохранять веру, спокойствие и силу духа, чтобы с нами ни происходило. Но, не сделав этого, мы так и не сможем избавиться от своей гордыни, которая всегда будет сопровождаться обидой, неспособностью расти и духовно очищаться.

И снова годы и годы трудились мудрецы, и наконец слуги внесли к императору поднос всего с пятьюдесятью книгами. Но царь к этому времени уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочитать эти книги, и попросил мудрецов составить книгу, в которой содержалось бы самое-самое главное.

И снова начали трудиться мудрецы, и спустя какое-то время они сумели-таки свести все в одну книгу. Но когда царю принесли ее, он уже лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. Тогда он попросил выразить все еще короче, прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. Мудрецы тут же посовещались и написали коротко: «Суть всего знания заключается в следующем: все мы смертны, за все поступки нам придется отвечать и все в этом мире полная иллюзия. Поэтому человек должен предаться Богу немедленно, пока еще жизнь и дыхание не покинули его тела». Услышав это, царь полностью сосредоточился на Боге и со спокойной душой ушел в мир иной.

Главный вывод этой истории в следующем: надо всегда помнить, что является сутью нашей жизни, и все время держать свою цель перед глазами, не обращая внимания на то, что мешает ее достижению.

3.2. Тот, кто хочет найти решение, его находит, а кто не хочет, находит оправдание.

Когда мы по-настоящему решительны и при этом полагаемся на помощь Господа, мы можем творить чудеса, которые обычному человеку могут показаться необъяснимыми и непостижимыми. Эта сила исходит от нашего сильного желания, решимости и благословения Господа. Когда у нас нет желания что-то осуществить, даже простое дело становится рутинным и трудновыполнимым. В таких случаях мы обычно оправдываем себя тем, что нам это не по силам или на это мы просто неспособны. Поэтому успех или неудача любого дела напрямую зависят от силы нашего желания сделать его. Житейская мудрость и опыт великих святых подтверждают эту истину снова и снова:

«Невозможно» – это слово из словаря дураков; было бы желание –

а способ найдется; решимость делает невозможное возможным.

Дальнейшим объяснением и хорошей иллюстрацией к данным высказываниям послужит история «Решимость служить величайшему».

Однажды простой и по-деревенски наивный человек вдруг осознал, что жизнь для собственного удовлетворения не приносит ему абсолютно никакого счастья. Собственное угнетение и неудовлетворенность начали просто разъедать его душу. Пересмотрев свой взгляд на жизнь, он пришел к выводу, что счастье, должно быть, приносит только служение другим. Не теряя времени, он решил найти величайшего и самого достойного, чтобы в служении ему обрести покой и умиротворение.

Не долго думая он обратился к старейшине своей деревни и попросил взять его к себе на службу. Поработав у него какое-то время, он заметил, что тот строит свои отношения с ним только на личных интересах. Более того, он заметил, что управляющий деревней сам находится в зависимости и платит налоги какому-то вышестоящему чиновнику. Он спросил, что это был за человек, и главный управляющий ответил, что этим человеком является представитель губернатора. «Как, губернатор выше тебя?» - спросил человек. «О, да, конечно, он занимает более высокое положение!» - подтвердил тот. «Тогда я хочу служить ему», - с присущей ему наивностью воскликнул человек. Управляющий оценил его простоту и искренность и порекомендовал его губернатору. И тогда человек из деревни в надежде обрести счастье стал служить губернатору.

Однажды к губернатору прибыл один посетитель, сопровождаемый несколькими всадниками. Тот с почтением принял его и оказал ему теплый прием. Тогда человек засомневался и при удобном случае спросил губернатора, кто был этот посетитель.

- О, это не просто посетитель, это премьер-министр самого короля, - ответил тот.

- А кто такой король?

- Король является правителем всей страны.

- Он настолько велик, что даже выше вас?

- Да, конечно, я всего лишь его подчиненный.

- Тогда я предпочел бы служить ему, - нескромно признался человек.

Поскольку человек из деревни был мастером на все руки, чтобы удовлетворить царя и сделать ему приятное, губернатор тут же послал его к царю. Тогда человек стал служить у царя, и однажды царь попросил его смастерить прекрасную колесницу. Когда колесница была готова, ее отправили за каким-то почтенным гостем. Спустя некоторое время в царство прибыл величайший мудрец. Благочестивый царь, встретив его со всей пышностью и величайшим почтением, стал смиренно расспрашивать мудреца о том, как наиболее эффективно управлять царством. Человек тем временем внимательно наблюдал, как царь обращался к святому и выражал ему свое восхищение. Он также с удивлением смотрел, как внимательно и смиренно тот выслушивал речи мудреца. После того как царь на время оставил мудреца, человек обратился к святому и спросил, является ли он величайшей личностью. Блаженно улыбаясь и смиренно сложив руки, мудрец тут же ответил:

- Ни в коем случае, я всего лишь самый незначительный слуга.

- Я служил стольким господам и до сих пор несчастлив. Однако я хочу найти самого величайшего и достойного и ни за что не откажусь от своего решения сделать это. Я уверен, что только через служение можно обрести умиротворение. Поэтому, пожалуйста, скажи мне, кто же является по-настоящему величайшей и самой достойной для этого личностью?

- Чтобы найти такую личность, ты должен пойти в храм Господа Нараяны, - загадочно ответил человеку мудрец.

Не теряя времени, человек отправился в указанном направлении. Видя такое неподдельное желание услужить Господу, Господь Сам стал направлять его к намеченной цели. Когда он прибыл к назначенному месту, был уже вечер и дверь храма, к сожалению, оказалась закрытой. Человек стал отчаянно стучаться. Вдруг вышел священник храма и, выслушав человека, посоветовал ему пока отправляться домой и прийти завтра, поскольку время для посетителей давно вышло. Так как его желание и решимость встретиться с величайшим были очень сильны, он не стал никуда уходить. Он смиренно прилег прямо у ворот, несмотря на то что было достаточно холодно. В предвкушении встречи с величайшим (хотя толком он еще не знал о Господе ничего), он испытывал поистине неземную радость и, увлекшись мыслями о том, как он будет служить ему, незаметно для себя уснул.

Рано утром перед восходом солнца для совершения омовения мимо храма проходило несколько брахманов. Увидев спящего человека, они вдруг обнаружили, что он был укрыт одним из самых дорогих и теплых чадаров местных Божеств. «Неужели это вор? - подумали они. - Но почему он тогда спит и не убегает?» Они разбудили человека и спросили его, откуда он взял этот чадар. Проснувшись, человек сам пришел в полное недоумение и сказал, что первый раз его видит. Тогда брахманы попытались открыть дверь храма и выяснить это. Но двери были крепко заперты и никаких признаков ограбления не было. Они расспросили все подробности, произошедшие с деревенским человеком, и, рассмеявшись, поняли, что только Господь Нараяна, удовлетворенный его искренним стремлением служить, мог укрыть его Своим личным чадаром. «Поистине, даже простой смертный может так легко удовлетворить Господа одним лишь искренним желанием служить Ему», - так, восхищаясь качествами Господа, разговаривали они между собой. При этом человек сам долго недоумевал и, размышляя сам с собой, никак не мог понять: «Неужели Господь может все так удивительно устраивать, незаметно приходить и лично заботиться? Поистине, такое возможно только для величайшей личности. По всей видимости, поскольку Он так служит и заботиться о других, Он и испытывает то самое бесконечное счастье, к которому стремлюсь и я».

Пока он так размышлял, человека пригласили в храм, хорошо накормили, научили поклоняться Божествам и очень полюбили. С тех пор, служа Господу с любовью и преданностью, он наконец-то ощутил, то настоящее удовлетворение и счастье, которое так долго искал.

Вывод этой истории говорит сам за себя: «Кто ищет – тот всегда найдет!»и «Было бы желание – а способ найдется».

3.3. Мы сразу же натыкаемся на препятствия, как только упускаем из виду цель.

Препятствия и трудности на пути духовного познания неизбежны. Но к ним тоже можно отнестись по-разному. Можно их рассматривать как очередной урок или ступеньку для достижения цели, а можно увидеть в этом непреодолимую трудность и тут же опустить руки. Эти два разных отношения возникают от наличия или отсутствия четкого видения цели. Если цель становится размытой или, хуже того, начинает казаться недостижимой, то препятствия, как по мановению волшебной палочки, начинают вставать перед нами одно за другим. Это происходит вследствие того, что ум, не сосредоточенный на чем-то одном, становится распыленным и изменчивым, а от этого он становится нерешительным и праздным. В итоге праздный ум, становится не чем иным, как кузницей дьявола.

Для того, кто не знает, куда ему плыть, ни один

ветер не будет попутным.

Ум по своей природе всегда активен и не может остановиться даже на мгновение. Поэтому он всегда должен быть на чем-то сосредоточен. Однако, сосредотачиваясь только на материальных проблемах, мы не сможет решить их никогда, поскольку, решая одну, мы тут же будет создавать другую. Таков материальный мир: проблемы - это его неотъемлемая часть. Решение материальных проблем является лишь бесконечным хождением по кругу, конца которому просто не существует. Не имея или упуская из виду главную (духовную) цель, мы непроизвольно погружаемся в решения второстепенных (материальных) целей и проблем. Неспособные переключится на достижение высшей цели, мы лишь будет терять время и непроизвольно создавать себе все новые и новые проблемы. И результат этого всегда один: потеря драгоценного времени, расход умственной энергии, духовное опустошение и так и не достигнутая высшая цель. Важность сосредоточения на главной цели отражается в истории из «Махабхараты» «Только глаз птицы!».

Однажды один знаменитый учитель воинского искусства тренировал трех своих одаренных учеников стрельбе из лука. Указав на птицу, сидевшую на дереве, он объявил ее мишенью и сказал:

- Задание будет таким: нужно попасть в глаз этой птицы.

Когда он попросил прицелиться первого из учеников, то прежде спросил, что тот видит. Ученик не задумываясь ответил:

- Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе….

Тогда учитель сказал, что этого достаточно, и попросил его отложить лук. Попросив прицелиться второго, он задал ему тот же вопрос. Следующий из учеников ответил:

- Я вижу дерево, птицу и глаз птицы.

Тогда гуру сказал, чтобы и тот положил лук. Третий был самым любимым и особенно одаренным из учеников учителя. Кроме того, он был очень решительным и целеустремленным и поэтому намного превосходил других в данном искусстве. Зная это, учитель дал ему то же задание и также спросил:

- Что видишь ты?

- Я не вижу ничего, кроме глаза птицы!

- Может быть, ты видишь что-то еще?

- Я вижу только глаз птицы.

- Посмотри внимательней, может, вокруг есть еще что-то, кроме глаза?

- Нет, гурудев, только глаз птицы!

- Тогда чего же ты медлишь, стреляй…

Цель была поражена и, повернувшись к остальным ученикам, довольный учитель сказал:

- Этот воин будет всегда попадать в цель!

Вывод таков, что те, кто постоянно отвлекается от своей цели, не смогут ее достичь, ибо всегда будут натыкаться на препятствия, возникающие от собственной нерешительности и невнимательности.

Тест: Насколько вы целеустремленный и решительный человек?

С этим тестом можно отслеживать свой духовный прогресс, степень своей решимости и желание продвигаться к намеченной цели. Это также показывает силу энтузиазма и дает возможность определить, насколько велика вероятность достижения для нас заданной цели.

Определите для себя то утверждение, которое больше всего соответствует вашему настроению (стремлению). Будьте предельно внимательны и честны с самим собой.

1. Я не хочу: 0% успеха

2. Я, может, и хочу, но чувствую, что не могу: 10%

3. Я пробую, но часто сомневаюсь в себе и думаю, что не смогу: 20%

4. Я пытаюсь, но при срывах склонен отказываться от дальнейших попыток: 30%

5. Я просто стараюсь прилагать усилия, даже если у меня ничего не получается: 40%

6. Я стараюсь, несмотря ни на что, и очень надеюсь, что у меня обязательно получится: 50%

7. Я верю в себя, прилагаю усилия, очень надеюсь, что смогу, но все же склонен расслабляться: 60%

8. Я убежден, что хочу, и даже при неудачах пытаюсь не сдаваться и не расслабляться: 70%

9. Я всем сердцем пытаюсь делать все, что в моих силах, без всяких компромиссов: 80%

10. Я, во что бы то ни стало, обязан сделать это, несмотря ни на что: 90%

11. Я СДЕЛАЮ ЭТО, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ!!! 100% успеха

Оценка степени нашего намерения и тип человека, к которому мы приблизительно относимся.

1. Весьма слабовольный человек, у которого фактически нет шансов на успех.

2. Очень неуверенный в себе человек и, вероятно, весьма мнительный и слабохарактерный.

3. Возможно, это искренний человек, но очень склонный к сомнениям, оправданиям и самообману.

4. Такому человеку не хватает веры: ему страшно расставаться со своими материальными слабостями.

5. Человек оправдывает себя тем, что якобы не способен, но, видимо, просто не очень хочет этого сам.

6. Целеустремленный человек, но зачастую сомневается в своих силах и часто оглядывается назад.

7. Сохраняет склонность откладывать свой максимум усилий на будущее.

8. Человеку лишь не хватает стабильности для того, чтобы всегда быть сильным и решительным.

9. По всей видимости, такой человек «бережет» у себя в сердце какую-то маленькую, скрытую слабость.

10. Цель близка, но человеку очень хочется оглянуться назад и сказать себе: «Может, не так быстро?»

11. Это самый удачливый и разумный человек во всех отношениях, ему гарантирован 100%-ный успех.

3.4. Если мы не становимся сильнее, то обязательно начнем слабеть.

Говорится: «Если с решимостью проявить все свои силы и достоинства – все слабости уходят сами собой». К сожалению, у этого высказывания есть и другая сторона: если мы позволяем себе относиться к чему-то поверхностно и пренебрежительно, то результатом будет уменьшение интереса к деятельности, а возрастание. Другими словами, если мы соглашаемся просто заниматься духовной практикой, не наращивая усилий и не упорствуя в этом, то упорствовать начнет другая сила – наши внутренние материальные желания. Насколько мы находимся в духовном сознании, ровно настолько мы отстранены от материального. Это подобно постоянно колеблющим весам: если одна сторона выше, другая – ниже, и третьего здесь не дано. Такая внутренняя борьба (ума и разума) происходит постоянно, и разум, не подкрепленный духовной силой, как правило становится проигравшим. В связи с этим говорится: «Если мы не нападаем на противника сами, то противник начнет нападать на нас!» К этому случаю есть притча о двух собаках, живущих в нашем сердце.

Мудрый старик учил своего внука:

- В каждом человека идет постоянная борьба двух собак. Черная собака – это вожделение, гнев, жадность, зависть, гордыня и т.д. Белая собака – это любовь, доброта, верность, сострадание, смирение…

- А какая же из собак в конце концов побеждает? – спросил любопытный внук.

- Какую собаку в своем сердце мы кормим, та и будет набирать силы и побеждать.

В этом смысле в духовной жизни ум и чувства должны быть постоянно заняты разнообразной духовной деятельностью. В противном случае они будут искать себе занятия для собственного удовлетворения. Подобно тому, как слабеет тело, если ему перестать давать пищу, так же будет слабеть и душа, когда не будет получать достаточно духовной пищи. Вслед за этим слабеет вера как в Господа, так и в самого себя, что приводит к заметно заниженной самооценке и саморазрушению (см. афоризм выше «Самое страшное безверие – это неверие в самого себя»).

Эту закономерность можно проиллюстрировать другой похожей аналогией: если мы готовимся к какому-то ответственному выступлению на 100%, то как правило, волнующая обстановка, снижает эффект подготовки на 20-25% как минимум. Но если мы и без того пренебрегали подготовкой и готовились только на 50%, то наши шансы снизятся еще наполовину. В момент смерти нам также предстоит сдавать экзамен по урокам нашей прожитой жизни. И то, насколько серьезно мы стараемся помнить о Господе сейчас, настолько успешно мы сможем вспомнить о Нем и в момент смерти. Именно в этот момент нам труднее всего будет это сделать. Нарушение функций ума и тела, а также страх расставания с этим миром и всем, что с ним было связано, очень усложнят эту задачу. Поэтому к этому моменту надо готовится особенно серьезно, и тогда у нас появятся все шансы, чтобы этот главный экзамен мы могли сдать на «отлично». В жизни каждого из нас не должно быть ничего важнее этого, ибо все находится в наших руках. Это подтверждает мудрая история «Все в твоих руках».

Давным-давно жил мудрец, который славился тем, что знал ответ фактический на любой вопрос. У него было много учеников и последователей, и один из них однажды задумался: «Интересно, а есть ли вопрос, на который мой учитель не смог бы дать ответ?» Он долго думал и решил это проверить, прибегнув к маленькой хитрости. Он отправился на цветущий луг, поймал там бабочку и спрятал ее между ладонями. Когда он подошел к учителю, то тут же спросил:

- Учитель, будьте так милостивы, ответьте на один простой вопрос: какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?

Он крепко держал в руках бабочку, чтобы в зависимости от ответа, либо крепко сжать их, либо оставить бабочку в живых. Ради подтверждения своей истины он готов был сделать так, чтобы это не совпало с правильным ответом учителя.

Не глядя на руки ученика, но прекрасно понимая его намерения, мудрый учитель ответил:

- Жизнь бабочки, а также и твоя духовная жизнь – в твоих руках…

Важным выводом является то, что все зависит от нас и все в наших руках. В духовной жизни ни в коем случае нельзя допускать застоя или пренебрежения, ибо это нас будет только ослаблять.

Далее описываются 5 последствий недостатка усилий в духовной практике.

5 последствий недостатка усилий в духовной практике

1. Начинает уходить вкус к духовной жизни.

2. Начинает уходить вера, возникают сомнения.

3. Возвращаются материальные привязанности.

4. Пропадают силы следовать садхане (духовному образу жизни).

5. Приходят разные формы гордыни.

3.5. Не верьте в молодость, откладывая высшую цель на потом, ибо мы старики уже сейчас.

Веды настоятельно рекомендуют каждому из нас не пребывать в иллюзии, рассчитывая на долгую жизнь. По законам кармы срок жизни каждого живого существа определен с самого рождения. Поэтому мы не можем знать, сколько она продлится и когда закончится. Мы можем ее только прервать раньше времени, но не увеличить, ибо это подвластно только Богу. Следовательно, как ребенку никто не может дать гарантии, что он будет жить очень долго, так и про старика нельзя сказать, что якобы в ближайшее время он точно умрет. И ребенок, и старик могут покинуть этот мир одновременно, и в этом смысле все мы - старики уже сейчас. Это означает, что важна не продолжительность жизни, а именно ее предназначение. И важно совсем не то, сколько мы проживем, а то, как мы это сделаем и к чему готовим себя для следующей жизни. «О Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую». (Б-г. 3.16).

Длина жизни, совершенно ни о чем не говорит и ничего не значит. Все мы умрем (и автор, и уважаемый читатель этой книги), кто-то раньше, кто-то позже. Но не в этом суть! Гораздо важнее то, что человек успел сделать для блага других и своего собственного очищения за это время. Например, некоторые деревья или люди живут от ста до тысячи лет, но какой в этом толк? В то время как большинство святых прожили очень короткую жизнь, но за это время успели сделать то, что мы не можем сделать всем миром и за несколько жизней своего существования в нем. Величайший тому пример Господь Иисус Христос, который прожил всего 33 года. Однако прожил он такую жизнь и оставил после себя то, чем мы восхищаемся и превозносим на протяжении уже более 2000 лет. Только в подобном понимании мы сможем относиться к своей жизни серьезно.

Для тех, кто хочет быть реалистам до конца, священные писания говоря

Наши рекомендации