Свойства хронотопа повести (замедление и убыстрение художественного времени, возвращение в прошлое, пространство «свое» и «чужое» и т.п.).

В повести, основанной на характерологическом принципе, тип взаимосвязи героя с обстоятельствами иной, чем в аналогично построенном романе. Здесь, в повести, прежде всего, ограничены общественные связи героя, он показан, как правило, в наиболее важный, часто пред-конфликтный период его жизни и дан без исследования истоков характера. Если роман стремится к панорамному изображению действительности, цельности и универсальной полноте ее воплощения, к показу самодвижения характеров, то в повести дается лишь ряд эпизодов, которые составляют какой-то период жизни героя.

Несмотря на то, что повесть "Привычное дело" имеет ослабленный событийный ряд, его сюжетно-композиционная структура отличается сложностью. Небольшая по объему повесть, состоящая из семи глав, включает в себя двадцать одну главку. При этом их количество в главах следующее: первая - 4, вторая - 4, третья -1, четвертая - 5, пятая - 3, шестая -1, седьмая - 3.

В композиции повести прослеживается достаточно четкий ритм. Он выражается, во-первых, в том, что в первой главе происходит чередование главок, изображаемый событийный ряд в которых отсутствует ( и они приближаются к зарисовкам, сценам), и главок, в которых он есть, но выражен очень слабо. Вторая глава содержит бесфабульные главки-зарисовки. Третья глава, не имеющая главок, содержит в себе чередование микросюжетов и зарисовок картин деревенской жизни. Уже с первой главки четвертой главы происходит постепенное, но достаточно быстрое нарастание трагических событий.

Наиболее динамична фабула в четвертой главе. Именно здесь описывается приезд шурина Митьки, неудачные попытки Ивана Африканови-ча запасти сено для коровы, эмоциональный срыв пьяного героя, устроившего настоящий дебош ( в первой главе он пьян, но благодушен, теперь же он агрессивен и его вынуждены даже связать) и арест Митьки. По сравнению е остальными главами эта глава наиболее богата событиями и поэтому содержит пять главок (это наибольшее их количество; в первой и второй главах по четыре главки, в пятой и седьмой - По три). В последующих пятой и седьмой главах напряженность действия постепенно ослабевает. В центре последней главы не столько внешнее событие как таковое, сколько событие психологическое - движение мысли героя, изменение его сознания. А последняя главка, "Сорочины", подводит итог тем внутренним изменениям, которые произошли в душе Ивана Африкановйча. Во-вторых, определенный ритм наблюдается в смене пространственных планов ("свой мир" - "чужой мир"). Если в главе первой (главка "Прямым ходом") Иван Африканович плутает в пространстве, хорошо ему знакомом, то в четвертой герой сначала не осознает пространство в пьяном угаре, а затем оказывается в "чужом" пространстве райцентра ( посещение арестованного Митьки в КПЗ); наконец, в главе седьмой Дрынов испытывает чувство потерянности в пространстве леса. Именно здесь происходит постепенное "узнавание" окружающего леса ( и мира) и как результат - "возвращение" в обычное для всех людей пространство. Потеря пространственной ориентации происходит и в главке "Три часа сроку" главы пятой. Но это косвенное описание, переданиые в разговоре с попутчиком ощущения Ивана Африкановича, "потерявшегося" в "чужом" пространстве вокзала, поезда,города, тогда как в трех предыдущих примерах потеря пространственных ориентиров происходит непосредственно на глазах читателя.

В повести композиционно выделяются два этапа развития действия: I этап - главы 1-4 - Иван Африканович с Катериной (даже когда она не рядом) и 2 этап - главы 5-7 - Иван Африканович без Катерины Здесь в главке "Вольный казак" формально герои еще вместе, но фактически Иван Африканович уже вне мира Катерины ( не случайно следующая главка "Последний прокос" начинается словами "Делать было нечего, надо было жить". 3 Слова звучат как итог, подчеркивают расставание героев навсегда, безвозвратность потери). Главка "Последний прокос" - это не полные сутки жизни Катерины без Ивана Африкановича.

Сюжетная линия Катерины, таким образом, почти полностью укладывается В несколько главок первых трех глав. Главка "Последний прокос" - это Итог ее жизни. Здесь происходит "разъединение" героев. Но как только каждый из них остается один - наступает крах. Сюжет набирает темп, когда Иван Африканович и Катерина остаются друг без друга. Для Катерины наступает смерть физическая, для Ивана Африкановича - духовная, он продолжает жить, но он совершенно другой. Происходит осознание смысла обычной человеческой жизни, ее конечности. Но это прозрение одновременно убивает в душе героя его поэтическое восприятие его восторженность, внутреннее горение. На смену им приходит опустошенность.

Наши рекомендации