Правила технической эксплуатации судового освещения.
При использовании средств электрического освещения всех назначений запрещается:
1) применение ламп большей мощности, чем это предусмотрено конструкцией светильника, и ламп с напаянным цоколем;
2) включение светильников без колпаков и сеток, если они входят в конструкцию светильника;
3) снятие со светильников аварийного и аварийного аккумуляторного освещения ламп хотя бы на самое короткое время;
4) включение стационарных взрывозащищенных светильников при неисправности труб или кабелей, идущих к ним, и с колпаками, имеющими трещины;
5) пребывание в помещении с работающими источниками ультрафиолетового излучения (бактерицидными лампами и т. п.) свыше времени, допускаемого инструкциями по эксплуатации;
6) устройство иллюминации на наливных судах.
При выполнении работ в помещениях первой и второй категорий по степени опасности, в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся веществами, где возможно образование взрывоопасных смесей (при окрасочных работах, в топливных танках и др.), переносное освещение должно осуществляться только аккумуляторными взрывозащищенными фонарями.
При использовании средств электрического освещения необходимо проверять исправность:
1) аварийного аккумуляторного освещения - не реже одного раза в неделю и перед выходом в рейс; при этом все лампы должны гореть с полным накалом;
2) средств дистанционного управления наружным освещением - не реже одного раза в неделю;
3) переносных светильников - не реже одного раза в месяц и непосредственно перед использованием;
4) аварийного освещения - не реже одного раза в 6 мес.
Лампы накаливания с темным налетом на колбе и люминесцентные лампы с потемневшими концами трубки рекомендуется заменять до выхода их из строя.
При замене лампы в прожекторе следует выполнить фокусировку, где это предусмотрено конструкцией.
Перед установкой новых люминесцентных ламп, особенно находившихся на длительном хранении или подвергавшихся вибрации и ударам, рекомендуется предварительно проверить их исправность в электромастерской.
Если люминесцентная лампа не зажигается, необходимо проверить исправности контактов лампы и светильника, проверить и заменить при необходимости стартер, а в бесстартерных схемах включения проверить исправность пускорегулирующего аппарата.
Если эти меры не дали результата, следует заменить лампу.
АККУМУЛЯТОРЫ
ВАХТЕННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Общие указания
5.1.1. Аккумуляторные батареи и их элементы должны быть надежно закреплены на своих местах.
5.1.2. Аккумуляторные стеллажи и ящики должны содержаться сухими и чистыми. Заливку электролита в аккумуляторы необходимо производить при помощи стеклянной, фарфоровой или эбонитовой воронки, не допуская выплескивания электролита.
5.1.3. В аккумуляторном помещении запрещается пользоваться открытым огнем и искрообразующим инструментом. В качестве переносных источников света допускается использование аккумуляторных переносных фонарей взрывозащищенного исполнения, предназначенных для применения в среде взрывоопасной смеси водорода.
5.1.4. Контактные соединения аккумуляторных батарей должны быть всегда хорошо обжаты. При работе с металлическими инструментами не допускать коротких замыканий во избежание появления искры.
5.1.5. Запрещается проверять заряд аккумуляторов "на искру" замыканием полюсов металлическими предметами.
5.1.6. Металлические сосуды, крышки и междуэлементные соединения аккумуляторов следует покрыть свободным от кислоты вазелином. Окисленные зажимы контактов тщательно зачищать и после подсоединения проводов смазывать снаружи вазелином.
Аккумуляторы с битумным покрытием и резиновые кольца пробок смазывать вазелином запрещается.
5.1.7. Каждый щелочной аккумулятор должен быть залит поверх электролита слоем вазелинового масла или керосина для предохранения от поглощения углекислоты из воздуха.
5.1.8. При появлении на щелочном аккумуляторе ржавчины ее следует удалять ветошью, смоченной в керосине. Применение для этой цели металлических инструментов, наждачной или стеклянной бумаги не разрешается.
Очищенное место покрыть вазелином, битумным покрытием или щелочестойким лаком.
5.1.9. Очистку наружных поверхностей от пыли и солей производить сухой ветошью.
5.1.10. На банках аккумуляторных батарей должны быть установлены пробки с газоотводными отверстиями, для систематической очистки которых следует применять тонкие стержни из диэлектрического материала. Использование вентильных пробок с поврежденными резиновыми кольцами не допускается.
5.1.11. Уровень электролита должен быть выше уровня пластин на величину, указанную в инструкции по эксплуатации (при отсутствии таковой рекомендуется: для щелочных аккумуляторов 5 - 12 мм, для кислотных - 12 - 15 мм).
5.1.12. Использование для щелочных аккумуляторов ареометров, кружек, мензурок и посуды для приготовления электролита, которые применялись для кислотных, не допускается.
5.1.13. Проверка величины напряжения аккумуляторов производится на зажимах отдельных элементов не раньше чем через 2 ч после снятия напряжения в зарядной цепи, при этом пробки должны быть ввернуты. Для измерения напряжения должны использоваться специальные аккумуляторные пробники с нагрузочным сопротивлением, соответствующим типу, емкости и зарядному току аккумулятора. Не разрешается держать кнопку пробника нажатой более 5 с.
5.1.14. Необходимо регулярно проверять, нет ли короткого замыкания элементов и соединения между стенками отдельных элементов; в последнем случае между стенками необходимо проложить изоляционную пластину.
5.1.15. Трещины на поверхности мастики в кислотной батарее должны ликвидироваться путем оплавления мастики нагретым металлическим стержнем только на разряженных батареях с вынутыми пробками. Производить эти работы в аккумуляторном помещении не разрешается.
5.1.16. При подготовке действующих аккумуляторов к зарядке необходимо:
а) измерить напряжение всей батареи в целом и отдельных ее элементов под нагрузкой (снижение напряжения на каждом элементе щелочного аккумулятора до 1,1 В, а кислотного - до 1,8 В указывает на необходимость подзарядки);
б) проверить действие естественной вентиляции, включить вытяжную искусственную вентиляцию;
в) открыть пробки всех элементов;
г) проверить и довести до нормы уровень и плотность электролита;
д) проверить затяжку гаек междуэлементных соединений;
е) выбрать режим заряда.
Для сохранения емкости щелочного аккумулятора заряд в жаркое время рекомендуется производить ночью.
5.1.17. Во время заряда необходимо вести наблюдение за:
а) напряжением и силой зарядного тока;
б) температурой электролита;
в) плотностью электролита;
г) работой системы вентиляции, не допуская засорения вентиляционных каналов.
Результаты измерений в начале и конце заряда необходимо заносить в журнал учета технического состояния.
5.1.18. После окончания заряда необходимо:
а) проверить уровень электролита;
б) протереть все зажимы и междуэлементные соединения ветошью, смазать их техническим вазелином;
в) закрыть все элементы пробками, прочистив отверстия в них (у кислотных аккумуляторов пробки закрыть через 3 - 4 ч после окончания заряда, дав остыть электролиту).
5.1.19. При ТО аккумуляторных батарей не реже одного раза в месяц рекомендуется очистить аккумуляторы от пыли, соли и ржавчины, обжав контактные соединения, проверить и восстановить необходимый уровень электролита, прочистить газоотводные отверстия в пробках, смазать зажимы и междуэлементные соединения техническим вазелином.