Импульс силы. Количество движения. Кинетическая энергия
Любое взаимодействие тел, приводящее к какому-либо изменению движения, длится некоторое время. Векторная мера действия силы , равная произведению силы на элементарный промежуток времени ее действия, называется элементарным импульсом силы. Направление вектора импульса совпадает с направлением вектора силы. Единица импульса в СИ – Н ∙ с:
Векторная мера механического движения точки , равная произведению массы точки на ее скорость в данный момент времени, называетсяколичеством движения. Направление вектора количества движения совпадает с направлением вектора скорости. Единица количества движения в СИ – . Как видим, единицы импульса силы и количества движения одинаковы.
Скалярная мера механического движения точки , равная половине произведения массы точки на квадрат ее скорости, называется кинетической энергией. Единица кинетической энергии – джоуль (Дж):
Сопротивление материалов изучает процессы деформирования и разрушения тел находящихся под действием сил с целью установления методов расчета на ПЧ (прочность);Ж (жёсткость); У (устойчивость).
Прочность - способность тела выдерживать нагрузки не разрушаясь
Жёсткость - способность тела сопротивляться упругой деформации в заданных пределах ( когда деталь не разрушается, но сильно деформируется)
Устойчивость – способность тела сохранять прямолинейную форму равновесия (винт домкрата, шток клапана).
Основная задача сопротивления материалов находить внутренние силы упругости(силы межмолекулярного взаимодействия). Это силы, возникающие в теле при изменении его формы и уравновешивающие действие внешних сил. Определяются методом сечений. В конструкции проводиться сечение, разбивая её на две части. Часть конструкции, на которую действует больше нагрузок отбрасывают. Часть конструкции, на которую действует меньше внешних нагрузок оставляют и рассматривают её равновесие, добавив внутренние силы упругости (которые являются силами межмолекулярного взаимодействия между первой и второй частями конструкции). Внутренние силы упругости вычисляют исходя из условия равновесия для пространственной системы сил, которое состоит из шести уравнений равновесия (сумма проекций моментов на оси декартовой системы координат и сумма проекций действующих сил на координатные оси).
Внутренние силы упругости классифицируют на шесть внутренних силовых факторов (ВСФ):
NZ – продольная сила вызывает деформацию растяжения-сжатия.
Qх и Qу - поперечные или перерезывающие силы вызывают сдвиг, срез, поперечный изгиб.
МZ - крутящий момент вызывает кручение.
Мх и Му – изгибающие моменты вызывают чистый изгиб.
Муфта – устройство, основное назначение которого соединение валов и передача вращающего момента с одного вала на
другой без изменения его величины и направления.
Соединение валов является общим, но не единственным назначением муфт.
Некоторые типы муфт дополнительно:
● Компенсируют монтажные неточности.
● Разъединяют и соединяют валы без остановки двигателя.
● Предохраняют машину от поломок в аварийных режимах.
● Поглощают толчки и вибрации.
6.2. Как классифицируют муфты?
● Постоянные (нерасцепляемые) муфты, обеспечивающие постоянное соединение валов.
● Муфты сцепления, обеспечивающие соединение (сцепление) или разъединение валов во время работы машины.
Управляемые муфты сцепления соединяют (разъединяют) валы по команде.
Самоуправляемые муфты сцепления срабатывают автоматически, соединяя и разъединяя валы в зависимости от специфики работы машины и принципа действия муфты.
Общие сведения
Зубчатая передача – это механизм, который с помощью зубчатого зацепления передает или преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов. Зубчатая передача состоит из колес с зубьями, которые сцепляются между собой, образуя ряд последовательно работающих кулачковых механизмов.
Зубчатые передачи применяют для преобразования и передачи вращательного движения между валами с параллельными, пересекающимися или перекрещивающимися осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.
Достоинства зубчатых передач:
1.Постоянство передаточного отношения i.
2.Надежность и долговечность работы.
3.Компактность.
4.Большой диапазон передаваемых скоростей.
5.Небольшое давление на валы.
6.Высокий КПД.
7.Простота обслуживания.
Недостатки зубчатых передач:
1.Необходимость высокой точности изготовления и монтажа.
2.Шум при работе со значительными скоростями.
3.Невозможность бесступенчатого регулирования передаточного отно-
шения i.
Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис.9.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой (на рисунке — пружиной), так что сила трения в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы .
Рис.9.1. Цилиндрическая фрикционная передача: