ЧЕТВЕРТЫЙ СТОЛП — СОБРАННОСТЬ
СОБPAHHOCTЬ — собранность принцип порядка. Он исключает какой бы то ни было беспорядок. Во Вселенной все имеет свое строго определенное место, и управление ею производится более слаженно, чем работа самого совершенного механизма, созданного руками человека.
Возникновение беспорядка в космосе означало бы разрушение Вселенной — точно так же беспорядок в делах отдельного человека разрушает его труд и препятствует процветанию.
Все сложные организации строятся на основе определенной упорядоченной системы. Ни один бизнес, ни одно человеческое общество не могло бы расти и расширяться в отрыве от принципа упорядоченности; и этот принцип является главным «инструментом труда» для каждого бизнесмена или любого человека, кто хочет создать какую-либо организацию. Есть много сфер, в которых несобранный человек может достичь успеха, — хотя если бы он соблюдал порядок во всем, то добился бы гораздо большего, — но он никогда не преуспеет в бизнесе, разве что передаст ведение дел в руки менеджера, который восполнил бы этот его недостаток.
Все крупные компании развивались согласно четко разработанным планам, любое нарушение которых оказало бы самое негативное воздействие на эффективность работы и доходы данного бизнеса. Крупные компании и организации похожи на сложные природные организмы — их строение должно быть продумано до мелочей, что требует крайне скрупулезного отношения к деталям. Несобранный человек думает, что он может относиться ко всему спустя рукава, что главное — конечный результат, но, придерживаясь такой позиции, он рискует не получить результата. Отсутствие порядка в отдельных элементах губит организм в целом, и точно так же пренебрежение мелкими деталями делает невозможным качественное выполнение работы или рост любой компании.
Несобранные люди тратят впустую массу времени и энергии. Если бы то время, которое растрачивается по мелочам, было сохранено благодаря упорядоченному ведению дел, его вполне могло бы хватить для достижения любого успеха. Но у несобранных, неряшливых людей никогда ничего не лежит на месте, и они вынуждены искать, часто подолгу, какую-нибудь нужную вещь. Раздражение, злость и досада, которые вызывают эти ежедневные поиски, отнимают столько энергии, что ее могло бы хватить на создание мощного бизнеса или достижение немалых высот в любой сфере деятельности.
А люди организованные сберегают как свое время, так и энергию. Они никогда ничего не теряют, и поэтому им не нужно отвлекаться на бесконечные поиски. Все
находится на своем месте, под рукой, и они могут легко найти любую вещь даже в темноте. Они всегда хладнокровны и внимательны и могут использовать свою умственную энергию на что-нибудь более полезное, чем досада, раздражение и обвинение других людей в том, в чем повинны сами, — в несобранности. Собранность — тоже в каком-то смысле качество гения, которое позволяет человеку с легкостью выполнить то, что другие считают чудом. Собранный человек способен сделать столько работы и за такое короткое время, не истощая своих сил, что на первый взгляд это может показаться чем-то невероятным. Он достигает большого успеха, в то время как его несобранный конкурент беспомощно барахтается в трясине беспорядка.
Строгое следование закону порядка позволяет человеку быстро и без помех достигать своих целей, не испытывая никакого напряжения и не теряя времени понапрасну.
Жесткие требования относительно порядка во всех сферах бизнеса являются такими же обязательными, как молитва для праведника. Их нельзя нарушать даже в самых незначительных мелочах. В мире финансов собранность и порядок абсолютно необходимы, и тот, кто их неукоснительно соблюдает, сберегает время, нервы и деньги.
Каждое достижение в человеческом обществе опирается на организованность и порядок. Если бы люди пренебрегали законом порядка, всякое движение вперед стало бы невозможным. Подумайте, например, о великих достижениях в области литературы, о том, как создавались знаменитые поэмы, многочисленные произведения в прозе, монументальные исторические труды, вдохновляющие речи выдающихся ораторов. Подумайте также о социальной структуре человеческого общества, о религии, о системе законов и огромном фонде знаний, собранных в книгах. Подумайте обо всех удивительных достижениях и огромных возможностях нашего языка, а затем посмотрите на это под тем углом зрения, что создание, развитие и сохранение всего этого богатства зависит от упорядоченного использования всего 26 букв алфавита — системы, имеющей неограниченные возможности исключительно благодаря тому факту, что она основывается на жестких правилах.
Опять-таки, все удивительные достижения в области математики являются результатом упорядоченной расстановки 10 цифр. А самые сложные машины, состоящие из многих тысяч разнообразных деталей, выполняющих в совокупности работу, направленную на одну общую цель, — тоже были созданы путем четкого следования нескольким простым законам механики.
Как видите, соблюдение закона порядка упрощает то, что является сложным; делает легким то, что было трудным; связывает в единое целое бесконечное разнообразие деталей, превращая их работу в четко организованный процесс.
Ученый дает название и классифицирует множество мелких объектов, которые наблюдает во Вселенной, начиная от микроскопической красной водоросли и заканчивая огромной далекой звездой, которую можно увидеть только в телескоп, — опять же благодаря соблюдению принципа упорядоченности. В результате среди миллионов самых разных объектов он легко может найти описание любого из них, необходимого ему в данный момент, и сделать это всего за несколько минут. Эта возможность быстро находить нужный материал имеет колоссальное значение в любой области знаний и производства, а количество сэкономленного таким образом времени и сил просто невозможно подсчитать или измерить. Мы говорим не только о порядке в религиозных, политических системах и системе бизнеса, но также и о порядке в области образования, туризма, государственного управления и т. п. Все они тоже являются подтверждением того, что в нашем человеческом обществе все тесно взаимосвязано благодаря использованию общего принципа упорядоченности.
Действительно, порядок является одним из великих фундаментальных принципов, лежащих в основе прогресса. Он объединяет в единое целое миллионы людей всего мира, каждый из которых ведет борьбу за свое место под солнцем, выдвигая свои цели и интересы, противоположные целям и интересам других людей.
Таким образом, мы видим, насколько тесно порядок связан с самыми великими проявлениями человеческого гения.
Многих обычных людей, разум которых не способен к упорядоченной работе, на прежних местах удерживает организаторская сила тех сравнительно немногих лидеров, которые понимают настоятельную и неизбежную необходимость установления твердых и нерушимых правил, будь то в бизнесе, области права, религии, науке или политике — в сущности, во всех сферах человеческой деятельности. Ведь даже когда встречаются два человека, им прежде всего нужно найти точку соприкосновения, чтобы понять друг друга, так как непонимание может вызвать замешательство. И тут им на помощь приходит язык — порядок, который регулирует их действия.
Жизнь слишком коротка, чтобы допускать в ней беспорядок. Поэтому прогресс и накопление знаний во всех областях жизни идут по пути установленного порядка, который помогает избежать торможения и движения вспять. Так что тот, кто придерживается принципа порядка в сфере своих знаний или в бизнесе, значительно упрощает и облегчает работу своему последователю, предоставляя ему возможность не начинать с нуля, а продолжать то, на чем остановился он.
Каждый крупный бизнес имеет свой собственный порядок, систему, которая приводит в действие весь сложнейший механизм взаимосвязей и позволяет ему работать четко, подобно хорошо отлаженной машине.
Один выдающийся бизнесмен и мой друг как-то сказал мне, что мог бы оставить свой огромный бизнес на целых 12 месяцев и быть уверенным в том, что он будет работать без сбоев до его возвращения. И время от времени он действительно на несколько месяцев отправляется путешествовать. А по возвращении находит, что каждый человек, каждый подсобный парнишка и каждая девушка, каждый инструмент и каждый механизм — вплоть до самых незначительных вещей — находятся на своем месте и работают точно так же, как и до его отъезда. И не возникает никаких проблем, сбоев, никакого беспорядка.
Даже самый незначительный успех невозможен без любви к порядку и дисциплине. Порядок помогает обеспечить спокойную и эффективную работу разума. Люди, которые ненавидят дисциплину, чей разум неуправляем и пребывает в состоянии анархии, небрежные и непоследовательные в своих мыслях, привычках и управлении своими делами. Они не могут достичь значительных успехов и процветания; и их жизнь полна бесконечных проблем, трудностей, волнений и мелких раздражающих факторов, которые исчезли бы без следа, если бы она была правильно организована.
Бестолковый разум — это нетренированный разум. Он не способен выстоять в жизненной борьбе и оказать противодействие дисциплинированному разуму — точно так же, как нетренированный спортсмен не может состязаться с хорошо подготовленным противником. Бестолковый разум, который думает: «Что-нибудь да получится», терпит поражение в борьбе с хорошо организованным разумом, убежденным, что все получится наилучшим образом, — независимо оттого, идет ли речь о победе в жизненной гонке или в материальной, умственной или моральной сфере. Человек, который приходит на работу и не может найти свои инструменты или ключи от рабочего стола, не может сконцентрироваться на своей работе, будет беспомощно биться в сетях, которые сам же себе расставил. А его собранный и методичный сосед в это время будет спокойно и радостно подниматься к новым вершинам успеха. Бизнесмен, у которого нет четких методов работы или который сильно отстает от последних достижений науки и техники, может винить в том, что его дела приходят в упадок, только себя. Ему следовало бы понять необходимость применения в своем бизнесе высокоэффективных методов работы. Ему следовало бы хвататься за любое новое изобретение и любую идею — за все, что могло бы помочь ему сэкономить время или трудовые ресурсы, а также более аккуратно, обдуманно и быстро вести свои дела.
Порядок — это закон, согласно которому строится все: каждый живой организм, бизнес, человек, нация, империя. Путем добавления упорядоченной последовательности звена к звену, одной отрасли к другой, одной мысли к другой, одного закона к другому и их систематизации происходит рост и развитие человеческого общества. Тот, кто непрерывно совершенствует свои методы работы, извлекает из этого пользу и наращивает силы. Поэтому деловому человеку надлежит проявлять находчивость и изобретательность в направлении улучшения своих методов работы.
Те, кто упорядоченно строят — неважно, собор, бизнес или новую религию, — это самые сильные люди на земле, создатели и защитники, а те, кто беспорядочны, несобранны, — расточители и разрушители. Нет предела возможностям человека, если только он умеет поддерживать дисциплину и порядок и следит за тем, чтобы все было на своих местах. Все должно быть подчинено определенной задаче, разграничено и классифицировано. Такая эффективная и постоянно совершенствующаяся система ведения дел позволит человеку в любой момент выявить неполадки и разобраться с любой, даже самой неприметной мелочью, имеющей отношение к его работе.
Порядок включает следующие четыре основных элемента.
1. Готовность. 2. Точность. 3. Практичность. 4. Обстоятельность.
Готовность — это действенность. Это дух бодрствования, когда человек постоянно начеку и готов тут же взяться за любую проблему и уладить ее. Соблюдение порядка укрепляет и развивает этот дух. Генерал, который не хочет потерпеть поражение, должен быть всегда готов ответить на любые новые и неожиданные движения со стороны врага. Точно так же и бизнесмен должен быть готов к любому неожиданному развитию событий, которые могут повлиять на уровень его продаж. Кроме того, он должен быть еще и мыслителем, чтобы суметь все предусмотреть и разобраться в мельчайших нюансах любой проблемы, которая может внезапно возникнуть. Откладывание своих действий — недостаток, фатальный для процветания, потому что он ведет к притуплению деловых способностей человека. Люди, сердце, разум и руки которых всегда готовы к действию, которые знают, что делают и делают это последовательно, умело и быстро, могут не беспокоиться относительно своего процветания, потому что оно обязательно к ним придет, независимо от того, ищут они его или нет. Успех неизменно следует за ними и всегда стучится в их дверь. Такие люди как бы подсознательно управляют им — благодаря своим способностям и продуманным методам работы.
Точность имеет исключительно важное значение для всех коммерческих структур и предприятий. Но точность невозможна там, где нет порядка; и если система в ка-
кой-то степени несовершенна, ее создатель будет наталкиваться на ошибки, которые влекут за собой серьезные неприятности, — пока эта система не будет приведена в порядок.
Неточность — одна из обычных причин наших неудач, потому что такое качество, как точность, тесно связано с самодисциплиной, а самодисциплина, наряду с готовностью подчиниться общепринятой дисциплине, является показателем высокой моральной культуры, которая у большинства людей еще недостаточно развита. Если человек, не обладающий точностью, не будет добровольно подчиняться дисциплине, установленной его нанимателем или руководителем, а наоборот, считать, что сам все знает лучше, то он никогда не избавится от ошибок и таким образом обречет себя на самое низкое положение в мире бизнеса. А если он работает в интеллектуальной сфере, то никогда не сможет достичь высокого уровня знаний.
Неточность, этот часто встречающийся недостаток (а по тяжести последствий ее можно назвать пороком, хотя, возможно, одним из наименьших), можно наблюдать везде и всюду. Неточность обычно проявляется, когда люди пересказывают какие-то услышанные случайно подробности или повторяют кем-то приведенный факт. Эти данные почти всегда не соответствует действительности из-за многочисленных неправильно понятых мелочей. Пожалуй, лишь очень немногие люди (в данном случае в расчет не принимаются те, которые лгут преднамеренно) привыкли быть точными при передаче информации или говорят с большой осторожностью, осознавая свою ответственность за возможную ошибку, — а ведь из-за этого обыкновения допускать неточности возникает столько путаницы и непонимания!
Многие люди стараются быть более точными в том, что они делают, чем в том, что говорят. Но и в этом случае неточность приводит к некомпетентности, вследствие чего становится ясно, что эти люди не подходят для такого дела, где требуется напряженная и непрерывная умственная работа. Человек, который привык тратить часть своего собственного времени или времени своего работодателя на исправление допущенных ошибок (или для этой цели нанимает кого-то со стороны), не может удержаться в деловом мире, а тем более занять место среди преуспевающих людей.
На земле не было еще такого человека, который не совершал бы ошибок на пути к успеху, но разумные люди осознают свои ошибки и быстро исправляют их. Более того, они радуются, если на них указывают другие. Но постоянно допускаемые неточности уже становятся пороком; и тот человек, который не видит или не признает своих ошибок и обижается, когда ему говорят о них, не способен успешно вести дело.
Разумный человек учится на собственных ошибках и ошибках других. Он всегда готов принять хороший совет и проверить его на практике; он старается постоянно оттачивать свои методы работы, основанные на принципе точности, достигая все большего совершенства. Потому что точность — это и есть совершенство.
Практичность, или умение решать проблемы, является прямым результатом применяемых методов работы. Труд бывает плодотворным и приносит прибыль, когда все делается последовательно и системно. Если садовник хочет собрать богатый урожай со своего сада, он должен не просто сеять или высаживать растения, а делать это в подходящее время. То же самое можно сказать и о любой работе: для того чтобы она принесла хорошие результаты, ее следует делать своевременно, без задержек.
Практичность — это умение направлять свою деятельность на практический результат и использовать наиболее эффективные средства для его достижения. Это дает возможность избежать побочных проблем, не тратить время на проработку пустых теорий и сосредоточиваться только на тех вещах, которые способствуют экономии времени и усилий.
Непрактичные люди забивают себе голову неприменимыми или непроверенными теориями и сами обрекают себя на неудачу, хватаясь за, казалось бы, заманчивые, но на самом деле спекулятивные предложения, которые уже по самой своей сути не подходят для практического применения. Человек, чья сообразительность проявляется в том, что он делает, а не в одних только разговорах и спорах, всегда избегает метафизических софизмов и головоломок и направляет все свое внимание на достижение ясной и вполне реальной цели.
Не следует обременять свой разум тем, что нельзя Проверить на практике. Все это следует отбросить в сторону и полностью игнорировать. Недавно один человек сказал мне, что, если даже будет доказано, что его теория не может иметь никакого практического применения, он все равно будет держаться за нее, потому что это превосходная теория. Тому, кто тяготеет к так называемым «превосходным теориям», которые уже доказали свою полную бесполезность с практической точки зрения и никак не связаны с реальностью, не следует удивляться, если он потерпит неудачу в своих земных делах, потому что он непрактичный человек.
Когда все силы разума человека направлены не на теоретические проекты, а на практические дела, он растет как в материальном, так и в моральном отношении, развивает свои навыки, повышает знания и добивается процветания. Уровень процветания определяется той пользой, которую человек приносит обществу, а это зависит исключительно от того, что он делает, а вовсе не от теорий, которыми он попусту тешит свое самолюбие.
Плотник изготавливает стул, механик собирает машину, а мудрый человек работает над совершенствованием своего характера. Солью земли являются не схизматики, теоретики и любители парадоксов, а труженики, люди действия.
Пора покончить с миражами интеллектуальных спекуляций и начать что-то делать, направив именно в это русло все свои силы. Только так можно получить особые знания, овладеть особыми навыками и занять особое положение среди своих собратьев — тогда придет и процветание.
Обстоятельность — это такое свойство разума, которое позволяет человеку иметь дело с большим объемом мелких деталей, относящихся к его работе, и при этом охватывать их во всей полноте, руководствуясь принципом, который их объединяет. Это великолепное качество, которое дает человеку силу организатора и руководителя, развивается благодаря систематическому вниманию к деталям. Процветающий коммерсант держит в уме все мельчайшие нюансы, касающиеся его бизнеса, и контролирует их с помощью системы, специально разработанной для его формы коммерции. Изобретатель держит в уме все детали устройства, которое он изобрел, в их связи с теми общими принципами механики, согласно которым действует это устройство, благодаря чему вносит усовершенствования в свое изобретение. Автор великой поэмы или романа умеет связать воедино все сюжетные линии и объединить их вокруг одной идеи, благодаря чему достигает единства формы и содержания своего литературного произведения. Обстоятельность — это способность разума одновременно анализировать и синтезировать. Обстоятельный и хорошо организованный разум, который способен хранить в своих глубинах массу разных деталей — причем в надлежащем порядке и в любой момент готовых к применению, — близок к тому, что мы называем гением, а может быть, уже является им. Каждый человек не может быть гением, этого и не требуется, но любой из нас может постоянно и неуклонно развивать свои умственные способности, обращая особенно пристальное внимание на порядок в своих мыслях и делах; и по мере того, как его интеллект будет углубляться и расширяться, уровень его навыков и возможностей будет повышаться, и все короче будет дорога К процветанию.
Таковы четыре столпа в Храме Процветания — и они достаточно прочны, чтобы поддерживать его без остальных четырех. Человек, который развил в себе такие качества, как энергичность, бережливость, честность и собранность, способен достигнуть выдающихся успехов в деле, которое выбрал для себя, независимо от характера этого дела. Тот, кто полон энергии, бережлив в отношении своего времени и денег и умеет правильно распорядиться своими жизненными силами; кто следует принципу неподкупной честности и соблюдает порядок в своих делах и мыслях, не может потерпеть поражения.
Усилия такого человека будут направлены в нужное русло, а значит, и результаты этих усилий будут плодотворными. Кроме того, ему свойственны мужество и чувство собственного достоинства, что невольно притягивает к нему успех и уважение людей; и само его присутствие будет придавать силы тем слабым людям, которые попадают в сферу его влияния. «Возведи очи свои на человека, сильного в делах своих; он должен стоять пред лицем царей, а не мужей заурядных», — говорится в Священном Писании. Такой человек не будет клянчить, побираться, сетовать, жаловаться или цинично чернить других. Нет, он будет чувствовать себя слишком сильным, чистым и честным, чтобы так низко пасть. И таким образом, высоко неся свое благородство и честность, он сможет занять высокое место в мире и в мнении людей. Его успех будет прочным, процветание долговременным. «Он выстоит и не будет повержен в битве жизни».
ПЯТЫЙ СТОЛП — СОСТРАДАНИЕ
В ЦЕНТРЕ Храма Процветания стоят еще четыре столпа. Они придают Храму большую прочность и силу, а также служат его украшением, потому что относятся к высшей сфере морали, а значит, к самому благородному и прекрасному, что есть в характере человека, что возвышает его и ставит рядом с немногими обладателями необыкновенного, удивительного разума, распространяющего вокруг сияние чистого и яркого интеллекта.
Сострадание не следует путать с плаксивой сентиментальностью, подобной красивому, но лишенному корней цветку, который быстро увядает, не оставляя после себя ни плодов, ни семян. Впадать в истерические рыдания, сочувствуя другу или услышав о том, как где-то кто-то страдает, еще не значит проявлять сострадание. То же можно сказать и о взрывах яростного негодования по поводу жестокости или несправедливости, проявляемой другими людьми. Если человек невыносим, если он изводит жену, бьет детей или придирается к подчиненным на работе, если он отпускает ядовитые, саркастические замечания в адрес соседей, то его громкие заявления о том, что он сочувствует людям, которые страдают где-то там, за горизонтом, и которым он ничем не может помочь, то это не что иное, как лицемерие! Эти взрывы негодования против несправедливости и жестокосердия, которые завладели миром, говорят лишь о мелкой душонке, которой чужды истинные чувства!
Относительно этого Эмерсон говорил так: «Приласкайте своего малыша; любите труженика; будьте добродушными, скромными и любезными, и тогда ваше сердце не затвердеет под лакированной коркой зачерствелых амбиций, проявляющихся в невероятной любви к каким-нибудь неграм, живущим за тысячи миль отсюда. Ваша любовь к тем, кто далеко, часто оборачивается ненавистью к тем, кто рядом». Чувства человека можно проверить, наблюдая за тем, что он делает здесь и сейчас, а не созерцая показное проявление чрезмерного сострадания. И если все его поступки говорят только об эгоизме и душевной черствости, если члены семьи со страхом прислушиваются к его шагам на лестнице, когда он возвращается с работы, и испытывают радостное облегчение, когда он куда-то уезжает, то каким же пустым является его выражение сочувствия к страждущим и угнетенным! И каким лживым — его участие в обществе филантропов!
Хотя сострадание и может вызывать потоки слез, очень часто в этих потоках изливаются темные воды эгоизма.
Сострадание — это глубокая, тихая, невыразимая нежность, которая заключается в том, что человек забывает о себе и уделяет внимание другому. Сострадательные люди не проявляют это чувство бурно, в виде какого-то судорожного взрыва эмоций. Сострадание проявляется в постоянном, сдержанном, спокойном и благожелательном отношении одного человека к другому. Непоколебимое самообладание таких людей, когда рядом кто-то страдает, часто люди недалекие принимают за равнодушие, но проницательный взгляд сразу же распознает в этой спокойной силе и готовности прийти на помощь — в то время как другие рыдают и заламывают руки — глубокое, искреннее сострадание.
Неспособность сострадать проявляется в цинизме, злобном сарказме, ядовитых шутках, колкостях и насмешках, а также в гневных нападках и осуждении. Все это может сочетаться с напускной, фальшивой сентиментальностью, выражающейся в виде словесного и притворного сочувствия, никак не проявляющегося в поступках человека.
Неспособность к состраданию является порождением эгоизма; сострадание же — порождение любви. Эгоизм — это своего рода проявление невежества; а любовь граничит с мудростью. Людям свойственно отделять себя от других, оценивать всех и все с позиции собственных целей и интересов; считать себя всегда правыми, а других — всегда неправыми. Сострадание же поднимает человека над этой обособленной сосредоточенностью только на себе; это способность проникать в сердца своих собратьев, мыслить их мыслями и разделять их чувства. Такой человек всегда ставит себя на место другого и в этот момент духовно сливается с ним. Уолт Уитмен, который лечил раненых солдат, лежавших в госпитале, выразил это так: «Я не спрашиваю раненого, как он себя чувствует, — я чувствую в себе его рану». Это жестоко — спрашивать того, кто страдает, действительно ли он страдает. Страдание взывает о помощи и нежности, а не является предметом любопытства. Сочувствующий человек тоже испытывает страдание и поэтому делает все возможное, чтобы облегчить эту боль.
Сострадание не имеет ничего общего с хвастовством, и когда на первый план выходит самовосхваление, здесь не может быть и речи о сострадании. Если человек говорит о том, как много он сделал добрых дел, и при этом жалуется, каким злом ему за это отплатили, это значит, что он не сделал ничего доброго и что ему еще предстоит научиться скромности, основанной на самоотречении, в которой и заключено подлинное сострадание.
Сострадание в его истинном смысле — это чувство единства с другим человеком в его стремлениях и страданиях. Сочувствующий человек становится единым целым с тем, кому он сострадает. Он сливается со множеством людей и смотрит на мир с разных точек зрения, а не только со своей собственной. Он смотрит глазами других людей, слушает их ушами, думает их мыслями, и его сердце бьется в унисон с их сердцами. Таким образом, он обретает способность понимать людей, которые полностью отличаются от него, постигать, в чем смысл их жизни; и тогда между ними возникает объединяющий их дух доброжелательности. Бальзак писал: «Когда я пишу о бедняках, я полностью погружаюсь в их мир. Их голод — это мой голод; я живу с ними в лачугах; страдаю вместе с ними от нужды; я ощущаю на своей спине лохмотья нищего; и на это время я тоже становлюсь бедным и презираемым человеком». И тут же в голову приходит высказывание одного, гораздо более великого, чем Бальзак, человека, который сказал: «Кто подает сим страждущим малым, подает Мне».
Итак, сострадание — это то, что побуждает нас заглянуть в сердца других людей и стать с ними единым целым. Когда страдают они, мы тоже чувствуем боль; когда они радуются, мы радуемся вместе с ними; когда их презирают и преследуют, мы духовно опускаемся с ними на самое дно общества, и наше сердце отзывается болью на их беды и унижения. И тот, в ком есть этот дух сострадания, никогда не будет циничным и не станет осуждать, высказывать необдуманные и жестокие слова в адрес своих ближних, потому что его сердце всегда отзывается на их боль.
Но, чтобы подняться до уровня подлинного сострадания, человек сам должен много любить, много страдать и изведать горе. Это приходит, когда он обретает богатый жизненный опыт, который вытесняет из его сердца тщеславие, легкомыслие и эгоизм. Тот не может испытывать настоящее сострадание, кто в той или иной степени не изведал горя и печали. Но это еще не все — горе и печаль должны пройти процесс преобразования в его сердце, превратясь в неизменное стремление к добру И непоколебимое спокойствие.
Когда человек много страдал по какой-то причине и этому страданию пришел конец, остается особая мудрость, которая дает возможность, сталкиваясь со страданием такого рода, увидеть его, понять и справиться с ним с помощью одного только сострадания. А когда человек «совершенствуется в страданиях» разного рода, он становится «прибежищем отдохновения и исцеления» для людей опечаленных, с разбитым сердцем, кого поразили те же несчастья, которые испытал он сам и преодолел. Как мать чувствует страдание своего ребенка, так и сочувствующий человек переживает страдание других людей.
Вот что значит сострадание в самой высшей форме. Но сострадание может выражаться и в менее совершенной форме, но при этом оно все равно остается могучей силой, направленной на добро; оно проявляется всегда и везде. В то время как мы радуемся тому факту, что повсюду можно найти людей, которые способны искренне сострадать, каждый из нас также понимает, что в мире еще слишком много черствости, враждебности и жестокости. Эти отрицательные качества приносят страдание не только окружающим людям, но и тем, кому они присущи.
Есть немало людей, которые терпят крах в бизнесе или в каком-либо другом виде деятельности исключительно из-за своего характера. Человек, склонный к гневу и недовольству или черств, холоден, расчетлив, в котором иссяк родник сострадания, даже если во всем остальном он является человеком, наделенным большими способностями, в конечном счете едва ли сможет избежать краха в своих делах. Его бушующая ярость в одной ситуации и холодная жестокость в другой постепенно отдаляют его от товарищей и от тех, кто связан с ним деловыми отношениями; и в конце концов этот человек окажется изолированным от общества и останется наедине со своими неудачами, а возможно, и в состоянии безнадежного отчаяния.
Даже в обычных сделках, связанных с бизнесом, сочувствие является важным фактором, потому что людей всегда будут привлекать те, кто любезен и приветлив, предпочитая иметь дело с ними, а не с теми, кто черств И неприступен. Во всех сферах жизни, где важную роль играет личный контакт между людьми, сострадательный человек — пусть даже со средними способностями — всегда будет добиваться большего успеха, чем очень способный, но черствый человек.
Если человек, будучи священником или пастором, позволяет себе отпускать жестокие шутки или злобные высказывания в адрес кого бы то ни было, это может очень серьезно повредить его репутации и помешать ему оказывать влияние на окружающих. Потому что даже те люди, которые восхищаются его хорошими качествами, начнут подсознательно испытывать к нему негативные чувства из-за его злого нрава.
Если бизнесмен исповедует какую-то определенную религию, люди вправе ожидать, что это религия окажет положительное влияние на его поведение, и это проявится в ходе обычных взаимоотношений в бизнесе. Демонстрировать по воскресеньям в церкви свою преданность милосердному Иисусу Христу, а всю оставшуюся неделю не проявлять ничего кроме черствости и жестокости, верно служа Маммоне, — значит подрывать свой авторитет и препятствовать собственному процветанию.
Сострадание — это универсальный духовный язык, Который понимают и ценят все. Даже животные инстинктивно понимают его, потому что все живое на земле Может страдать; и этот общий опыт ведет к возникновению чувства единения, которое мы и называем сочувствием или состраданием.
Эгоизм побуждает человека обеспечивать собственную защиту за счет других, а сострадание, напротив, порождает стремление помогать другим людям, жертвуя своими интересами. Но такого рода жертва ничего у нас реально не отнимает, потому что, в то время как удовлетворение, которое может доставить эгоистическое поведение, незначительно и преходяще, благословение, которое приносит сострадание, велико и неистощимо.
Естественно, возникает вопрос: «Как может практиковать самопожертвование бизнесмен, цель которого — способствовать собственной торговле?» Каждый человек может пойти на самопожертвование в определенном месте и в той мере, в какой он это понимает. Если каждый станет утверждать, что не может поступать добродетельно вследствие сложившихся обстоятельств, то он никогда так не поступит, потому что, даже если обстоятельства сложатся иначе, у него будет то же самое оправдание. Само понятие «бизнес» не является чем-то несовместимым с самопожертвованием, потому что преданность своему делу, даже если это дело — коммерция, не является эгоизмом, а скорее бескорыстным служением людям.
Я знал одного бизнесмена, который — когда один из конкурентов попробовал «вытеснить» его из бизнеса — «вытеснил» сам себя и потерпел крах, чтобы дать возможность этому конкуренту удержаться в мире коммерции. Поистине прекрасный акт самопожертвования! И надо сказать, что человек, который это сделал, теперь стал одним из самых преуспевающих людей в своей сфере бизнеса.
Самый преуспевающий коммивояжер, которого я когда-либо знал, был буквально олицетворением доброты и сердечности. Он ничего не знал об «уловках торговца» и был наивен, как младенец. Но его большое сердце и удивительная честность быстро завоевывали доверие покупателей; куда бы он ни ехал, у него тут же появлялись друзья. Люди испытывали радость, когда он просто входил в офис, в магазин или на фабрику, — и не только из-за той бодрящей и теплой ауры, которая его окружала, но и потому, что его предложения всегда были абсолютно честными и выгодными для клиентов. Этот человек процветал благодаря тому, что выражал свое сочувствие тем, с кем имел дело, и настолько искренне, без какого-либо расчета, что сам он, вероятно, стал бы отрицать, что его успех можно приписать такому поведению. Сострадание не может помешать успеху. А вот эгоизм губит его и разрушает. По мере того как человек становится все более доброжелательно настроенным к людям, растет и его успех. Когда все делается на основе взаимности, когда все взлеты и падения люди переживают вместе и когда сочувствие открывает сердца, это приводит к расширению круга влияния и ниспосылает благословение, как духовного, так и материального характера — причем в изобилии.
Есть четыре качества, которые формируют великую добродетель по имени сострадание, а именно:
1. Доброта. 2. Великодушие.3.Вежливость.4.Понимание.
Доброта — не какой-то сиюминутный импульс, а качество, которое является неотъемлемой частью характера человека. Поведение, определяемое временным и неустойчивым побуждением, не является добротой, хотя часто люди называют это именно так. Нет ничего доброго в похвале, если за ней следует брань. Чего стоит любовь, которая побуждает к неожиданному поцелую, если за ним следует столь же неожиданный приступ ярости? Подарок, казавшийся проявлением прекрасного чувства, потеряет свою ценность, если тот, кто его сделал, тут же потребует за него награду. И чувства человека побуждают его сделать какое-нибудь доброе дело под воздействием внешнего стимула, доставляющего удовольствие самому этому человеку, а вскоре после этого он бросается в другую крайн<