Две последовательности триграмм
Восемь триграмм являются основой для 64 гексаграмм И цзин. Каждая триграмма представляет собой сочетание трех сплошных и прерывистых линий, наподобие точек и тире двоичного кода. Триграммы в целом олицетворяют единство трех основных сущностей: субъекта (человек), объекта (земля) и сущности (небо). Нижняя линия обозначает землю, средняя - человека и верхняя - небо. Основной особенностью триграмм является то, что они могут трансформироваться и таким образом приобретать новые характеристики. Вот почему существуют две последовательности триграмм - Прежденебесная и Поздненебеснзя, - образующие два ба гуа: инь ба гуа и ян ба гуа. В Прежденебесной последовательности такие трансформации именуются «небо и земля, определяющие направления» в отношении цянь и кунь; «гора и озеро, объединяющиеся друг с другом» (гэнь и дуй); «гром и ветер, пробуждающие друг друга» (чжэнь и сунь); и «вода и огонь, живущие в согласии друг с другом» (кань и ли). Такова вкратце суть взаимоотношений между триграммами в раннем небесном порядке. Эти характеристики применяются в инь фэн шуй, т.е. в местах захоронений.
В Поздненебесной последовательности триграммы отражают временные циклические взаимоотношения, поэтому их положение на ба гуа непостоянно. Для занятия фэн шуй очень важно понимать, каким образом триграммы меняют свое положение или направление. Перемещение триграмм отражает влияние, которое оказывают водные источники на жилище: от того, как течет вода (т.е. река), с какой стороны она подходит к дому, и в каком направлении уходит, зависит судьба обитателей дома. То же самое касается и дорог, находящихся вблизи от дома. Обычно, если вода или дорога подходят к дому из Прежденебесного направления (ПРН) и уходят в Поздненебесном направлении (ПОН), это означает удачу, приходящую с небес на землю, и является благоприятным знаком для домов ян. Движение в обратном направлении неблагоприятно и предвещает болезни, смерть и потери. Поэтому обратите внимание на следующее описание направлений ПРН и ПОН, основанное на трансформациях триграмм. Если дороги или реки около вашего дома движутся в следующих направлениях, они считаются благоприятными для дома.
• Триграмма цянь движется с юга (в Прежденебесной последовательности) на северо-запад (в Поздненебесной последовательности), т.е. если дорога или река подходят к дому с юга и уходят в северо-западном направлении, это считается благоприятным положением вещей и приносит удачу отцу семейства.
• Триграмма кунь движется с севера на юго-запад, т.е. если река или дорога под ходят к дому с севера и уходят на юго-запад, они благоприятны и приносят удачу матери.
• Триграмма чжэнь движется с северо-востока на восток, т.е. если река или дорога подходят к дому с северо-востока и уходят на восток, они благоприятны и приносят удачу старшему сыну.
• Триграмма сюнь движется с юго-запада на юго-восток, /.е. если река или дорога подходят к дому с юго-запада и уходят на юго-восток, они благоприятны и приносят удачу старшей дочери.
• Триграмма дуй движется с юго-востока на запад, т.е. если река или дорога подходят к дому с юго-востока и уходят на запад, они благоприятны и приносят удачу младшей дочери.
• Триграмма гэнь движется с северо-запада на северо-восток, т.е. если река или дорога подходят к дому с северо-запада и уходят на северо-восток, они благоприятны и приносят удачу младшему сыну.
• Триграмма кань движется с запада на север, т.е. если река или дорога подходят к дому с запада и уходят на север, они благоприятны и приносят удачу среднему сыну.
• Триграмма ли движется с востока на юг, т.е. если река или дорога подходят к дому с востока и уходят на юг, они благоприятны и приносят удачу средней дочери.
ИНЬ И ЯН БА ГУА
В инь ба гуа триграммы расположены в соответствии с ранним небесным порядком. В этой последовательности восемь триграмм объединяются в пары. Прежде-небесная последовательность иначе известна как Первоначальная. Ее создателем был легендарный Фу-Си. В этой последовательности две самые важные триграммы - цянь и кунь, Созидающая и Восприимчивая, небо и земля - находятся соответственно на юге и севере шкалы компаса. Цянь безраздельно принадлежит ян, а кунь - инь. В раннем небесном порядке они образуют ось «север»-«юг» применительно к любому пространству.
Далее следует ось гэнь - дуй, т.е. гора и озеро. Эти силы взаимодействуют между собой следующим образом: ветер, идущий с горы, дует на озеро, а облака и туманы, поднимаясь с озера, окутывают гору. Таким образом, их отношения имеют непрерывный циклический характер. В последовательности инь ось гэнь - дуй представлена направлениями северо-запад - юго-восток. Третья ось образована триграммами чжэнь и сунь, т.е. громом и ветром, которые усиливают друг друга. Эта ось проходит с северо-востока на юго-запад. Последнюю ось образуют триграммы ли и кань. Хотя, на первый взгляд, они кажутся непримиримыми противоположностями, тем не менее, как считал Фу-Си, в своем первоначальном, «первозданном» состоянии они уравновешивают друг друга, и в действительности - между ними не возникает никакого противоречия. Очень важно понимать специфические взаимоотношения, существующие между этими самыми мощными и разрушительными силами. Очевидные противники, обе триграммы обладают способностью к сдерживанию.
В раннем небесном порядке огонь и вода представляют восток и запад соответственно, и их цифры, 3 и 7, в сумме образуют 10 - число, считающееся очень благоприятным. Поэтому Прежденебесные взаимоотношения между этими триграммами предполагают огромную внутреннюю силу. Обратите внимание, что сумма цифр во всех четырех парах неизменно равна 10, что указывает на скрытые мощные резервы внутри каждой комбинации. Далее следует иметь в виду, что, когда триграммы начинают перемещаться, возникает движение, идущее одновременно в двух направлениях: с одной стороны, происходит перемещение по часовой стрелке, которое накапливается и развивается, растет и изменяется, так что, подобно течению времени, это поступательное движение вызывает явления, которые приходят и уходят; с другой стороны, происходит движение в обратном направлении, которое сжимается и сокращается, закладывая, таким образом, вопреки течению времени «семена» будущего. Объяснить это можно следующим образом: тот, кто проникнет в суть обратного движения, откроет для себя будущее. Таков смысл расположения триграмм в инь ба гуа - инструмента, с помощью которого определяется благоприятное место для захоронения предков, так как считается, что это приносит счастье и благополучие потомкам.
Основная последовательность также рассматривает силы природы как «пары противоположностей». Так, грому как силе, заряженной электричеством, противопоставлен ветер. Дождю, дающему влагу для прорастания семян, противопоставлено солнце, дающее тепло. Этот пример еще раз подтверждает, что «вода и огонь не враждуют между собой». Чтобы лучше понять отношения между противоположными сущностями, давайте рассмотрим триграмму гэнь, Хранящую покой. Она символизирует конец всякого движения и развития. Однако ее «противоположность», Веселая, дает «урожай». Или возьмем, к примеру, первозданные силы Созидающей и Восприимчивой, которые вместе олицетворяют основные законы Бытия. Кроме того, они символизируют единство противоположностей.
Предложенные выше пояснения к раннему небесному порядку подводят нас к понятию нарастающих и убывающих сил. Считается, что понимание сущности этих сил способно раскрыть перед человеком секреты будущего, а Первоначальная последовательность отражает божественные представления о жизни. К сожалению, до сих пор истинное понимание сути Первоначальной последовательности было доступно очень немногим.