Задачи статистических группировок, их виды
Содержание и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок: образование социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.
Для решения этих задач соответственно применяют типологические, структурные и комбинированные группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.
Типологические группировки. Важнейшим их содержанием является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные. Типологические группировки широко применяются в экономических социальных и других исследованиях.
При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли - по формам собственности и т.д.
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом значений (величины) изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.
Пример типологической группировки (табл.1).
Таблица 1. Распределение промышленной продукции, произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период
Группы предприятий по формам хозяйствования | Объем промышленной продукции, млрд. руб. | В % к итогу |
Государственные с традиционными методами управления | 405,0 | 89,20 |
Арендные | 19,0 | 4,19 |
Кооперативные | 30,0 | 6,61 |
Всего | 454,0 | 100,0 |
Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования.
Структурные группировки.
Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.
Таблица 2. Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к итогу)
Группа магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. | Число магазинов | Розничный товарооборот | Торговая площадь |
А | |||
До 1700 | 21,87 | 11,04 | 18,05 |
1700-2000 | 28,13 | 19,04 | 21,38 |
2000-3000 | 21,87 | 20,00 | 19,08 |
3000-4200 | 15,63 | 22,23 | 19,47 |
Свыше 4200 | 12,50 | 27,51 | 22,02 |
Всего | 1000,0 | 100,0 | 100,0 |
С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть - по специализации; работники торговли - по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т. д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных табл. 2.
Приведенная в табл. 2 группировка, содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укрупнении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволила выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто.
Комбинированные группировки.
Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
Применение комбинированных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т. д.).