Сравнительный анализ кармы, гьяны, бхакти
Уделим теперь внимание сравнительному анализу кармы, гьяны, бхакти.
Карми используют творение Господа, а то и Самого Бога, для своих чувственных наслаждений.
Гъяни отвергают любое многообразие, считая его иллюзией.
Но преданные (бхакты) используют все, что дал Господь – тело, ум, чувства, слова, собственность, семью – в служении Кришне. Поскольку они не питают материальных желаний, они полностью умиротворены. Напротив, карми, желающие материального счастья, и гъяни, желающие освобождения, никогда не смогут до конца обрести покой и счастье.
Плоды кармы и гьяны преходящи и на пути их достижения лежит множество препятствий. Но никто и никогда не может отнять у живого существа его права служить Кришне. Это его естественное и вечное положение. Даже когда оно этого не осознает. Чистый преданный, ум и сердце которого полностью заняты Кришной, автоматически отрешен от материального (БГ 10.11). В то время как гъяни из-за его неестественной для души практики, приходится прилагать серьезные усилия, чтобы сохранять свое отречение и обрести знание (БГ 3.4; 4.18; 6.35).
Особенность пути бхакти состоит в том, что, однажды встав на этот путь, нам больше не придется его оставить. Начиная служить Кришне под руководством других преданных, человек постепенно очищается и достигает совершенства – чистой любви к Богу. Таким образом, на начальной стадии бхакти выступает как метод, а на конечной – как результат.
Наличие других мотивов делает преданное служение смешанным (мишра) (ШБ 3.29.7-12).
Карма-йога. До сих пор мы рассматривали чистые карму, гъяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу, мы замечаем у себя и другие желания. Внешне наша деятельность может выглядеть так же, но мы знаем, что нами движут другие мотивы. Например, чистый преданный будет вкушать прасад для удовлетворения Кришны, начинающий же преданный – потому, что он вкусный.
Если к преданному служению примешана привязанность к плодам деятельности или к самой деятельности, то это называется карма-йогой (карма-мишра-бхакти).
Гьяна-йога. Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гъяна-йогой (гьяна-мишра-бхакти).
Важно понять, что такой философский поиск отличается от рассуждений гъяни. Преданный не стремится раствориться в безличном Абсолюте. Знание, к которому он стремится, это – Трансцендентное знание (дивья-гьяна). Это познание истинной природы материального мира, как энергии Господа, познание истинной природы души, как вечного слуги Кришны, и познание истинной природы Верховной Личности Бога и Его изначальной обители.
Сводная таблица «Карма. Гьяна. Бхакти»
Карма | Гьяна | Бхакти | |
Определения | Карма – деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов. Карма-йога – связь с Богом посредством деятельности. Когда склонность совершать кармическую деятельность направлена на восстановление этой утраченной связи. | Гьяна – философский поиск Абсолютной Истины. Это знание о своем истинном Я, отличном от ложного Я, то есть знание о том, что вечная душа отлична от тела. Гьяна-йога – связь с Богом посредством культивирования знания. | Бхакти – бескорыстное служение Личности Бога. Бхакти-йога – постепенное очищение преданного от других мотивов деятельности, кроме как доставить удовольствие Господу. |
Квалификация практикующего | Благочестие (пунья) | Отречение (санньяса) | Желание бескорыстно служить Господу |
Известные личности, следующие данным путём | Дакша | Шанкарачарья – великий духовный наставник, основоположник философии имперсонализма. | Нарада Муни – великий преданный, один из сыновей Брахмы. История его жизни описана в Первой песни ШБ. |
Последствия следования данным путём | греховная деятельность (викарма) – рождение на адских планетах и в животных формах жизни; благочестивая деятельность – получение чувственного наслаждения регулируемым образом, избежание последствий греховной деятельности. | Отождествление себя со Сверхдушой, может привести в ад; различие между собой и Сверхдушой может привести к освобождению в Брахмане; при общении с чистыми преданными можно обрести доступ к чистому преданному служению. | Развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. |