Мейланов Р. П. Энергетика человека и современное естествознание. Махачкала, Республика Дагестан, 1998, 152 с., тираж 1100
Мейланов Р. П. Энергетика человека и современное естествознание. Махачкала, Республика Дагестан, 1998, 152 с., тираж 1100
Предисловие
Тот уровень, на котором мы можем осознать жизнь человека, и определяет уровень развития цивилизации /289 с.10 1а/. Один из подходов заключается в детализации духовных знаний так, что все достижения современного естествознания находят своё обоснование в рамках духовного знания /289 с.10 2а/. Второй путь прямо противоположен и основан на обобщении и анализе ряда фундаментальных положений современного естествознания с целью найти твердое научное обоснование основных духовных постулатов, утверждающих, в первую очередь, энергетический характер единства материального и духовного, а также единство с этим и Сознания /289 с.10 3а/.
Анализ духовных начал человека с точки зрения естествознания проводится в рамках физики открытых систем, парапсихологии; параллелей современной физики с мистицизмом востока (Дао физики) /289 с.11 на/, понятие суперсилы (которое выводит за рамки современной физики) /289 с.12 1а/. Автор считает, что переменная, в которой "расписана" энергия духовного плана есть Сознание. Часть Сознания, которая соответствует проявленной части энергии духовного плана, обозначается как переменная "Мысль" /289 с.13 4а/. Особенностью профессии врача в том, что общество даёт ему право "доступа" к физическому телу человека. Если врач не имеет расширенных знаний, включающих воедино плотный и духовный план человека, то можно однозначно сказать, что ему чрезвычайно трудно справиться с его основной задачей диагноза и терапии, ибо любая болезнь – является прежде всего духовного плана и лишь затем – физического /289 с.14 4а/.
Материальное отождествляется в соответствии с фундаментальными законами физики с понятием энергии. Возможно отождествление духовного с энергией, при этом духовное, как форма энергии или особый вид Сознания "расписывается" в переменную "Мысль", а проявление в плотском мире энергии духовного плана человека, взятого в целом, рассматривается как совокупность Мыслей (проявленных фрагментов Сознания). Объединение в рамках понятия энергии материального и духовного создаёт возможность переноса естественнонаучного подхода в познании материального на духовный мир и, наоборот, распространение "духовного" подхода в познании человека на естествознание. Духовное и материальное рассматривается как разные формы проявления энергии. В рамках этой системы взглядов новое миропонимание означает новый уровень самоосознанности человека /289 с.16 1а/.
В широком смысле естествознание является наукой об энергии. Нет ни одного явления в природе всей Вселенной, в тос числе и в человеке, которое могло бы быть исчерпывающе осознано без понимания энергетической сущности происходящего. Дух им духовность – тоже энергия. Материя и дух – это два условно противоположных полюса энергетических проявлений всекленского разума, или сознания. Энергия и сознание – синонимы (всё есть не только энергия, но и сознание, не может быть энергии без сознания и сознания без энергии). В этом контексте Бог – это и сознание и энергия глобального масштаба /289 с.17 на/. Суть предлагаемой формулировки понятия энергии сводится, в отличии от таких общепризнанных переменных, какими является давление (Р), объем (V), температуры (Т) и энтропии (S), в которых расписаны "проявления" в плотных планах части энергии духовного плана, сводится к введению новых переменных, в том числе тонкого плана, являющихся отражением той или иной формы Сознания и обозначаемых термином "Мысль" (М). Поскольку существует много уровней иди форм Сознания, то для раскрытия сущности энергии вводится не одна, а множество переменных (М1, М2, … Мl) /289 с.18 2а/.
Понятие энтропия обобщено не только на меру проявления энергии плотного плана, но и на меру проявления энергии духовного плана в плотном плане. Энтропия характеризует организационную структуру энергии и поскольку она связана со вторым началом термодинамики, то позволяет расшифровать степень сложности системы, прогнозировать динамику её развития. Сложность структуры корреляций плотного и духовного /289 с.20 на/ планов человека является той причиной, которая обеспечивает естественное проявление в плотном плане универсальной силы, лежащей в основе многих феноменов, связанных с человеком. Достижение нового уровня самоосознания и расширенного взаимодействия энергий плотного и духовного планов через процесс осознания дополнительных каналов взаимодействия человека с самим собой и окружающей средой является важнейшим условием развития нашей цивилизации. Особый интерес представляет анализ духовно-материального дуализма с позиции физики открытых систем и проблемы соотношения хаоса и порядка. Это вскрывает новое понятие энтропии и открывает возможности детального анализа механизмов преобразования энергии между материальным и духовными планами человека /289 с.21 1а/.
Медитация в широком смысле слова является процессом самоосознания, процессом духовного становления человека и единственного способа самопознания ("просветления"), достигаемого благодаря и исключительно индивидуальному опыту /289 с.21 2а/.
Исторический обзор
Орфей создал психотехнику, основанную на священных танцах, пении гимнов, чтения молитв, голодной диете и специальном обряде ("мистерии Диониса") которая распространилась по всем греческим храмам Юпитера и Апполона [техника эта была создана не Орфеем, а шаманами, а возможно и задолго до них, а Орфей мог её только формализовать и донести до нас в сжатом виде, а не по принципу "делай как я". Таким образом формализованные знания отрываются от их носителя и становятся доступными через время и пространство. Нет необходимости иметь непрерывную цепь передачи этих знаний в виде навыков от отца к сыну и так далее по цепочке. Они перестают теряться и начинают накапливаться, что очевидно и создаёт критическую массу для ускоренного развития общества, в том числе и его производительных сил]. Орфей стал родоначальником греческой магии, поэзии, музыки, философии, астрологии, логики, физики, медицины. Заслуга Орфея в трансовой науке в том, что он первый ввел в технику транса искусство воздействия музыкой и поэзией и первым показал психотехнические возможности отрежисированного /289 с.25 на/ коллективного психотерапевтического сеанса с активным ролевым участием пациента /289 с.26 1а/.
Гермес жил в 4 тыс. до н. э. в Египте и был первым в истории Египта Верховным жрецом. Он превратил этот пост в высшую власть в государстве (трижды великий – в нем видели царя, философа-законодателя и Верховного жреца), что стало традицией на все последующие тысячелетия. Метод Гермеса заключался в трансе, диете, специальном образе жизни и искусстве драматического перевоплощения в образ-код (умение видеть выход своей души из физического тела в мир смерти и оттуда под действием "слова-света" проникать к огненному разумному началу) /289 с.26 2а/. Гермес мог материализовать силой мысли любой предмет или несколько предметов. Он первым обратил снимание на единство законов Вселенной и назвал человека "мирокосмосом" (хочешь пощзнать вселенную – познай себя) /289 с.27 8а/.
Пифагор был посвящён во все великие религии и тайны своего времени, имел посвящения от евреев, греков, руссов, египтян, вавилонян, халдеев, персов, индейцев, друидов. Он учился 22 года под личным руководством великого жреца Сопхиза и освоил искусство транса воли и тайную науку космического мироустройства в числах и символах /289 с.27 на/. Метод Пифагора – это научная религия, это способ посвящения людей, попытка создать новый вид государственного и социального устройства, основанного на всеобщей духовности и культуре. Пифагор считал медитацию матерью искусства размышления и не начинало учить своих учеников, пока те не осваивали искусство медитации /289 с.28 2а/. По Пифагору сущность Бога – это Монада, а Диада – его производительные свойства, которые вызывают к жизни Вселенную. Вселенная – это видимое раскрытие Бога в пространстве и во времени /289 с.28 4а/. Человек тройственен (тело, душа, дух), как и Вселенная, которая делится на три концентрические сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный /289 с.28 5а/. Человеческий дух в своей бессмертной, невидимой природе происходит от Бога. Дух есть то, что движется само по себе. Тело человека – это смертная, делимая, пассивная часть духа. Душа тесно связана с духом, он состоит из космического магнетического флюида, потому душа подобна эфирному телу, которое дух ткёт и образует для себя сам. Без эфирного тела физическое тело было бы инертной безжизненной массой. Душа обладает формой, сходной с телом, которое оно оживляет, переживая его после смерти и распада физического тела /289 с.28 на/. Пифагор впервые, как о научном факте утверждал, что все мысли, слова, эмоции и поступки человека отражаются в мировом магнитном океане-зеркале, запечатлеваясь там навечно. Развив с помощью транса духовное видение, человек, по Пифагору, приобретает способность считывать такую информацию, заглядывая в прошлое, настоящее и будущее /289 с.29 1а/.
В развитии анализа соотношения духовного и телесного различается два подхода – Западный и Восточный. Основы современного естествознания берут своё начало с мистических школ древней Греции /289 с.29 на/.
Восточная школа мистицизма
Восточные мистики смотрят на все чувствовоспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности, а разделение мира на материю и дух считают иллюзией, невежеством, подчёркивая принципиальную целостность Вселенной. Основной целью является осознание единства и взаимосвязи всех вещей, слияние с высшей реальностью, а разделение природы на отдельные предметы не считают изначальным /289 с.35 на/.
Развитие индийских религиозно-филососких традиций идет в основном под знаком индуизма, который сформировался к середине 1 тыс. до н. э. на основе более древней ведической религии и брахманизма. В основе индуизма лежат Веды (древнейшие священные книги, содержащие записанные в литературной форме ритуальные обряды и особенности практики жрецов древних арийских племён). В ведической литературе даётся систематический анализ различных методов познания, даётся детальное описание природы и происхождения Вселенной, описываются процессы эволюции, начинающиеся с возникновения тонких форм энергии, которые затем воплощаются в материю (обратная эволюция по отношению в Дарвину). Согласно Ведам душа человека вечна и неизменна, а чистое сознание является функцией души, воплощенной в теле человека и связанной с материальным миром. Самопознание рассматривается как высшая форма познания и достигается с помощью йоги /289 с.36 2а/. Слово йога происходит от санкритского корня "йуджи" и означает "связь, воссоединение, единение". Аналогом слова йога является латинское religare – религия /289 с.36 3а/.
В древнем Китае духовные знания в основном представлены Даосизмом и Буддизмом. В Даосизмен основой является концепция Дао – всеобщего закона, по которому развивается Вселенная. Дао везде и во всём, всегда и безгранично. Постигается оно чисто интуитивным образом и при соблюдении пяти заповедей: не убивай, не пей вина, не лги, не кради, не прелюбодействуй. Необходимо совершение добрых дел: почитание родителей, верность господину и наставнику, сострадание ко всем тварям, помощь страждущим даже во вред себе, освобождение на волю животных и птиц, возведение мостов, посадка деревьев, строительство жилищ и колодцев у дороги, наставление неразумных людей и пр. Высшей целью человечества считается познание Дао, следование ему и слияние с ним. Основной закон для человека на пути постижения Дао – недеяние, ненарушение естественного хода процессов, Вселенского порядка вещей, определяемого Дао /289 с.37 на/.
Основой Буддизма является учение о страдании ("четыре благородных истины") и главной целью является достижение состояния Нирваны (состояние несвязанности личности с внешним миром, полный душевный покой и блаженство). Понятие Нирваны включает и высший мир в космической беспредельности, попав куда после смерти, душа обретает вечное блаженство и не возрождается больше в других людях и таким образом не испытывает страдания в "колесе перерождений". "Четыре благородные истины" Буддизма сводятся к: жизнь есть страдание; желание – причина страданий; страдание мождно прекратить; существуют способы прекращения страданий, приводящие к Нирване. Путь к Нирване требует соблюдения восьми условий /289 с.38 1а/:
1. Правильные представления (принятие четырех истин) /289 с.38 2а/;
2. Правильные стремления (желание достигнуть Нирваны) /289 с.38 3а/;
3. Воздержание от лжи /289 с.38 4а/;
4. Воздержание от насилия по отношению к любым живым существам, отказ от зла в любой форме /289 с.38 5а/;
5. Праведный образ жизни, состоящий в добывании средств к существованию честным способом /289 с.38 6а/;
6. Правильные условия, которые состоят в преодолении соблазнов и плохих качеств; создание благ, которые ранее не существовало, увеличение благ, которые уже имелись /289 с.38 7а/;
7. Правильные мысли – не рассматривать тело, чувства и эмоции как "Я", не считать предметы, с которыми связана жизнь, своей вечной собственностью, не отождествлять книжные истины с теми, которые реально познаны на собственном опыте, понимание преходящего всего /289 с.38 8а/;
8. Правильное сосредоточение и медитация, т.е. размышление о пагубности страстей, источником которых является тело, о страданиях, которые порождаются чувствами, о непостоянстве наших представлений и условий существования, выработка отрешённости от всего того, что привязывает Человека к жизни, от привязанности к телу, уму и чувствам /289 с.38 на/.
Новое направление Буддизма – Чань-Буддизм или в японском варианте дзэн акцентирует основное внимание на внезапном озарении в результате интуитивного толчка и объявляет обрядовость, храмы и культы святых канонического буддизма пустой тратой времени. Истинна и Будда всегда с нами и вокруг нас их только надо уметь найти, увидеть, узнать и понять. Истинна и Будда всегда вокруг – в пении птиц, в шелесте листвы, в тиши лесов. Кто этого не понимает, того не спасут статуи, храмы, рай, небо, он не сможет найти настоящего покоя ни сегодня, ни завтра, ни в отдалённом будущем. Истина состоит в озарении, возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчёк, его нельзя выразить или передать словами /289 с.39 1а/.
Тантризм (буквально – "тайная доктрина") своими истоками восходит к древним культам плодородия и соответствующим обрядам индо-тибетских племён и является самой неразгаданной из всех эзотерических школ древнего Востока. Тантризм совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Основной тезис тантризма – признание каждой части триады (мысль – слово – действие) нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Путями постижения Единого и слияния с Великой Пустотой является чтение тантр и размышления на темы тантр, произнесение мантр и воспроизведение жестов (т.е. "мудр", или символов). Последователи тантризма медитируют над мандалами (магические круги, схематично изображающие Вселенную), читают особые заклинания (Мантры), совершают многочисленные тайные обряды, которые понятны только очень узкому кругу посвященных. Основные положения тантризма подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса, которые унаследованы ещё от традиций ведийской йоги. Отсюда идут и приёмы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил. Звучание мантр вызывает вибрации, обуславливающие те или иные состояния сознания /289 с.39 на/. Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ними, причём, включенные в состав магические звуки "звуки-семена прорастают", вызывая особенно сильный эффект. Тем самым устанавливается единство мысли и слова. В практике тантризма большое внимание уделяется сверхъестественным способностям ("сиддхи"). Главная религия Тибета – ламаизм, связана с тантрическими философско-религиозными воззрениями /289 с.40 1а/.
Физика открытых систем
Подобно тому, как в своё время квантовая физика подвела базу под химию, так и физика неупорядоченных и открытых систем становится базовой наукой для биологических систем /289 с.51 2а/. Физика открытых систем возникла как междисциплинарная наука связанная с исследованием свойств термодинамических систем, находящихся далеко от равновесного состояния, что обуславливает наличие многочастичных корреляций. Если система изолирована, то многочастичные корреляционные функции распадаются (существует иерархия спектра времён релаксации) и в конечном итоге происходит "сокращение параметров" описания свойств системы. Для открытых систем многочастотные корреляционные функции не распадаются и динамика развития системы требует принципиально иного подхода, когда отсутствует иерархия времён релаксации. Нелинейный характер динамики развития открытых систем приводит к свойствам самоорганизации /289 с.51 на/.
При исследовании открытых систем используются различные подходы и определения из теории самоорганизации (или диссипативных систем); синергетики. Проблема необратимости процессов в таких системах продолжает оставаться предметом дискуссий. Попытки объяснить такие эффекты как память или самоорганизация результатом кооперативного поведения совокупности нескольких миллиардов клеток наталкиваются на принципиальные трудности при их количественном описании. Для открытых систем вместо известной "Н-теоремы" (тепло) Больцмана оказывается справедливой "S-теорема" (самоорганизация), которая определяет критерий относительной степени упорядоченности состояний открытой системы. При соответствующем определении энтропия турбулентное движение жидкости меньше, чем ламинарного движения и тем самым турбулентное движение более упорядоченно, чем ламинарное /289 с.52 на/, а апериодический кристалл более упорядочен чем периодический /289 с.53 1а/.
Концепция фрактала в физике
В классической физике при описании систем с "сокращенными параметрами" предполагается существование иерархии временных масштабов и существует субординация между медленно и быстро меняющимися величинами благодаря возникновению особого рода корреляций между частицами. Эти корреляции приводят к тому, что параметры сокращенного описания системы начинают определять состояние системы и нет надобности каждый раз проводить усреднение микроскопических динамической системы. Для этого необходимо, чтобы характерные времена корреляций микроскопических переменных были значительно меньше характерных времён изменения макроскопических (параметров "сокращенного описания", или гидродинамических параметров) времён. Именно эти условия не выполняются для широкого класса неупорядоченных систем, которые могут быть объединены в класс систем с фрактальными структурами. Медленная релаксация быстрых процессов приводит к эффектам памяти, самоорганизации, нелинейности и т.д. Показано, что уравнения в дробных производных по времени описывают эволюцию системы с потерями, причём, дробный показатель производной указывает на долю состояний системы, сохраняющихся неизменными за время эволюции (системы с остаточной памятью) /289 с.54 на/.
Физика и парапсихология
В качестве "приборов" исследования феномена человека необходимо использовать самого человека /289 с.57 1а/.
Понятие об энергии
О структуре знаний
То, что мы называем знаниями, фактически есть наше понимание энергии, а исходной точкой классификации знаний являются "параметры" взаимодействия человека как с окружающей средой, так и с самим собой. Спектр характерных времён релаксаций различных процессов в организме человека меняется в широком интервале, начиная от характерных времён релаксации диффузионных процессов 10–1 сек., кончая характерными временами квантовомеханических процессов 10–16 сек. /289 с.58 на/. Процесс взаимодействия человека с окружающей средой есть, в конечном итоге, взаимодействие духовного и материального /289 с.59 2а/.
Физика – наука об энергии
Структура теоретической физики классифицируется на основании следующих параметров /289 с.60 1а/: существует функция, содержащая всю информацию о системе (на философском уровне это соответствует утверждению о познаваемости мира) /289 с.60 2а/; существует уравнение, решением которого и является эта функция /289 с.60 3а/; структура уравнения определяется энергией системы /289 с.60 4а/. Таким образом, достаточно знать энергию системы и от неё строятся все остальные понятия /289 с.60 5а/.
К классической механике вся информация о движении частицы определяется функцией R(t), где R – координата частицы, t – время. Функция R(t) определяется решением уравнения Гамильтона /289 с.60 6а/: и (1) /289 с.60 7а/, где – импульс частицы; – обобщенная координата Н=Т+U; Т – кинетическая энергия; U – энергия взаимодействия /289 с.60 8а/. Если известна энергия системы (H=T+U), то известно уравнение, решая которое определяется вид функции R(t) /289 с.60 на/ и определяются координаты и скорости материального тела в любой наперёд заданный момент времени по их значениям в некоторый начальный момент времени /289 с.61 1а/.
Для квантово-механических систем вся информация о системе содержится в волновой функции , которая в отличии от R(t) ненаблюдаема, поскольку имеет масштаб L – 10–8 см. Физическим величинам в квантовой физике сопоставляются операторы, а наблюдаемые величины представляют собой функционалы от волновой функции и соответствующего оператора физической величины. Волновая функция является результатом решения уравнения Шредингера /289 с.61 2а/: (2) /289 с.61 3а/, где – оператор энергии системы; i – мнимая единица; h – постоянная Планка /289 с.61 4а/. И в этом случае, если известен оператор энергии ( ) системы, то решая уравнение (2) определяется волновая функция и тем самым получается вся квантово-механическая информация о системе /289 с.61 5а/.
Необходимо иметь ввиду, что в классической механике влияние процесса измерения на наблюдаемый объект настолько незначительно, что можно говорить об абсолютизации физического процесса, что и лежит в основе Лапласовского детерминизма. В квантовой механике влияние измерительного процесса на сам процесс значительно, и говорить о Лапласовском детерминизме не имеет смысла /289 с.61 на/. Характер процесса измерения является определяющим в процессе познания /289 с.62 1а/.
В случае статистической физики всю статистико-механическую информацию о системе состоящей из N частиц содержит N-частичная функция распределения fN(P,q,t) ( – импульсы и – координаты частиц). Уравнение движения для определения функции fN известно как кинетическое уравнение /289 с.62 2а/: /289 с.62 3а/, где Н – функция Гамильтона системы, или энергия системы; {…} – скобки Пуассона /289 с.62 4а/.
В случае квантовой статистики аналогичное уравнение имеет вид /289 с.62 6а/: /289 с.62 7а/ и известно как уравнение Неймана /289 с.62 8а/.
Если какие-то явления, например, психологические, социальные не описываются количественно, то вопрос в нашем непонимании энергии этих явлений. Именно наш уровень понимания (осознания) энергии лежит в основе разделения знаний на естествознание, религию и искусство. Глубина понимания энергии зависит от структуры "каналов" взаимодействия человека с окружающей средой и с самим собой /289 с.62 на/. Число этих каналов неизвестно, но их больше, чем нами сейчас осознаётся и человечество вплотную подошло к необходимости расширения числа осознанных каналов взаимодействия с окружающей средой и самим собой. По существу – это вопрос о глубине нашего осознания энергии /289 с.62 1а/.
Термодинамический анализ энергии духовного плана
Энергия является величиной скалярной. В пределе скалярность энергии фактически означает её абсолютность /289 с.63 3а/. Энергия обладает организационной структурой, что в узком смысле оценивается как число и классификация степеней свободы системы. Практическая количественная оценка энергии сводится к установлению числа степеней свободы системы /289 с.63 4а/. Энергия в "свободной" форме не существует и "проявляет" себя лишь через взаимодействие, что непосредственно нашло отражение в законе сохранения и преобразования энергии /289 с.63 5а/.
В случае системы из одной частицы изменение энергии определяется величиной совершенной работы /289 с.63 7а/: (5) /289 с.63 на/, где – сила, действующая на частицу; – её перемещение. При переходе к многочастичной системе выражение (5) трансформируется к виду /289 с.64 1а/: /289 с.64 2а/, где δЕ – изменение внутренней энергии; Р и V – параметры системы (соответственно давление и объем) /289 с.64 3а/. При переходе от одночастичной к многочастичной системе, в ней наблюдаются качественные изменения. Качественный скачок с точки зрения энергии сводится к тому, что для количественной оценки системы одних переменных Р и V недостаточно и необходимы новые переменные, не имеющие аналогов в одночастичной системе. Ими оказались температура (Т) и энтропия (S) и общее изменение энергии системы стало иметь вид /289 с.64 4а/: dE= – PdV+TdS (6) /289 с.64 5а/, что является математической записью второго начала термодинамики и распространяет закон сохранения и взаимопревравщения энергии и на тепловые явления (при переходе от многочастичной (6) к одночастичной системе (5) понятия T и S для одной частицы теряют свой смысл). В общем случае полное выражение для Е должно включать слагаемые из произведения химического потенциала на изменение числа частиц в системе /289 с.64 на/. Для многочастичного случая одно и тоже значение энергии может быть распределено бесчисленным числом способов между всеми степенями свободы системы и это следует из факта принадлежности энергии к группе скалярных величин /289 с.65 5а/.
Человек на 75% состоит из воды, в нём 1,5 килограмма Са, 0,1 килограмма Fe и так далее. В теле человека имеются элементы всей таблицы Менделеева. Если все эти элементы загнать в сосуд, то с точки зрения понятия энергия разница будет существенная (нет организованности, нет духовной составляющей) и количественным показателем может служить число связей между исходными элементами и по мере роста числа связей (при переходе от сосуда к человеку) /289 с.65 на/ система испытывает качественный скачок, типа перехода от одночастичной системы к многочастичной (необходимы новые, дополнительные переменные) /289 с.66 1а/ и становится принципиально открытой /289 с.66 4а/. Переход от структурно не организованного состояния (состояния хаоса) к структурно организованному (состояние наличия определённой упорядоченности) можно количественно описать с помощью понятия энтропия /289 с.67 2а/.
Человека отличает от животного мира его ментальная способность, ум. Принцип ума – это такая способность, которая отличает человека от животного и такой способностью является умение мыслить /289 с.68 на/. В эзотерической литературе под мыслью понимается часть сознания, называемая менталитетом. Под переменной "Мысль" можно подразумевать не только ментальную часть сознания, но и все остальные составляющие проявления в плотном мире энергии духовного плана /289 с.69 1а/.
Энергия духовной составляющей присутствует вне пространственно-временной метрики и нет приборов для её фиксации, кроме как физическое тело человека /289 с.70 1а/. Энергия духовного плана расписана в переменных Мысль /289 с.70 2а/.
Классификация энергии духовного плана
Переменная, в которой "расписана" энергия духовного плана человека представляет собой Мысль. Под множеством Мыслей подразумевается вся совокупность желаний, чувств, эмоций, интересов, т.е. весь духовный план человека. Наиболее адекватным понятием для выражения энергии духовного плана является понятие Сознания. Под Мыслью понимается лишь часть Сознания, связанная с проявленной в плотном плане энергией духовного плана /289 с.72 1а/.
Особенность энергии духовного плана
Энергия духовного плана имеет структуру ("число степеней свободы"), которое не "вмещается" в четырехмерную пространственно-временную метрику. Множество степеней свободы энергии духовного плана имеет мощность большую, чем четырехмерный континиум /289 с.74 2а/. В основе классификации энергии всех планов лежит понятие симметрии как выражение организационной структуры энергии. Класс симметрий энергии духовного плана шире, чем известно современной теоретической физике и наиболее полно может быть представлено в рамках концепции фрактала /289 с.75 2а/.
Наличие взаимодействия между духовным и плотным планами формирует структуру обоих планов. Закон сохранения и преобразования энергии сохраняется и в духовной области. При потере физического тела духовный палан сохраняется. Если энергия духовного плана достаточно "чиста" , то при её дальнейшей трансформации необходимость /289 с.75 на/ в физическом теле не остаётся. Если энергетика достаточно "грязна", то в плотном плане энергия духовного плана проявляется в форме физического тела низшей (например животного или растения и т.д.), чем структура физического тела человека. Все эти преобразования известны как Законы Кармы, которые являются одним из проявлений закона сохранения и преобразования энергии в духовном плане /289 с.76 1а/.
О пространстве и времени
Фундаментальное свойство пространства выражается через понятие расстояния между двумя точками пространства (метрика пространства). Математический объект, который определяет метрические свойства пространства, называется метрическим тензором пространства. Метрика нашего трехмерного пространства Евклидова. Четырехмерное пространство-время, в котором протекают физические процессы, имеет псевдоевклидову геометрию /289 с.77 1а/. Если расширить пространство до пяти измерений (четыре пространственных и одно временное), то в нем будет существовать лишь гравитационное поле, а электромагнитное будет всего лишь частью гравитационного, которое действует в пятом измерении и которое человек не в состоянии наглядно себе представить. Математически гравитационное поле Эйнштейна в пятимерном пространстве-времени полностью эквивалентно обычной гравитации плюс электромагнетизм в пространстве четырёх измерений. Четырехмерное пространство мы не замечаем, т.к. оно "свёрнуто" до очень малых размеров. В современных теориях Великого объединения приходится допускать одиннадцатимерное пространство-время (каждая точка четырехмерного пространства-времени представляет из себя семимерную гиперсферу диаметром 10–32 см.). Для проникновения в такие масштабы необходима энергия, эквивалентная 1019 масс протона /289 с.77 на/.
В теории Великого Объединения различают три порога: порог Вайнберга-Салама (эквивалентен 90 массам протона), выше которого элетромагнитные и слабые взаимодействия объединяются в единые электрослабые взаимодействия. Второй порог соответствует энергии 1014 масс протона, когда электрослабые взаимодействия объединяются с сильными взаимодействиями. Предельная энергия, соответствующая 1019 масс протона, соответствует полному объединению всех взаимодействий (гравитации, электромагнетизма, слабых и сильных) /289 с.78 1а/. Пространство-время как "условие" проявление материального мира в отсутствии последнего само исчезает /289 с.78 на/. Пространство-время, таким образом, представляет исходное проявление энергии духовного плана с целью дальнейшего проявления целиком плотного плана. Поскольку пространство-время само есть определённый уровень Сознания, человек как носитель Сознания, в котором "расписана" энергия духовного плана, может иметь свою, локальную систему пространства-времени, обусловленную законами взаимодействия энергии духовного плана. Поскольку структура Мыслей (как часть Сознания) у каждого человека своя, то у каждого человека своя собственная пространственно-временная метрика. В чём-то это напоминает обобщение общей теории относительности на биосистемы. Многие указывают на существование различных локальных пространственно-временных метрик для живого и неживого. Метрический тензор пространства-времени определяется на многообразии, где каждый материальный объект, включая и биосистемы, имеет свою собственную систему координат, где локально и определяется метрический тензор. В случае биосистем локальный метрический тензор носит динамический характер, определяемый энергией духовного плана человека /289 с.79 2а/.
Зрение
Ценность того или иного произведения (рисунка) определяется именно воздействием на соответствующие энергетические центры. Зрительный образ, несущий целенаправленное воздействие на энергию духовного плана человека называется Мандалой /289 с.92 2а/. Энергетика человека фрактальна таким образом, что проявленная часть энергии духовного плана подобна Вселенной, не говоря о непроявленной части и с этих позиций концепция фрактала наиболее подходит для описания таких процессов. Например, интересно совпадение по форме фрактала Мандельброта и мандалы "Медитация" (рис. 4) /289 с.93 2а/.
Рис. 4. а – мандала медитации; б – фрактал Мандельброта /289 с.95/
Исключительную роль в преобразовании энергии между плотным и духовным планами имеет зрительное восприятие цвета. Широкое распространение в буддизме имеет концепция цветовых кругов (желтого, белого, красного, синего и черного). Поскольку энергетическая структура чакр человека классифицируется в цветах, то цвет осуществляет направленное преобразование энергии с участием соответствующих цвету энергетических центров. Например, в восприятии белого цвета участвуют все энергетические чакры человека /289 с.93 3а/.
Звук
Чтение Мантр, как источник трансцендентных знаний, широко используется практически во всех видах религий и йоге /289 с.96 1а/.
О связях между различными механизмами преобразования энергии
Все три вида преобразования энергии (движение, зрение, звук) между духовным и материальным планами человека взаимосвязаны и являются единым механизмом преобразования энергии. Взаимосвязь между Словом и цветом широко известна. Например выявлено соответствие между гласными и цветом: А – густо-красный; Я – ярко-красный; О – светло-жёлтый или белый; Е – зелёный; Е – желто-зелёный; Э – зеленоватый; И – синий /289 с.96 на/.; Й – синеватый; У – темно-синий, сине-зелёный, лиловый; Ю – голубоватый, синеватый; Ы – темно-коричневый (мрачный или черный /289 с.133 2а/). С согласными дело обстоит значительно сложнее, из-за многих звуков, участвующих в образовании согласных букв, но букве Р соответствует тёмено-красный цвет. "Цветовая" расшифровка звука, с одной стороны, и энергетических центров – с другой может лечь в основу целенаправленного преобразования энергии между духовным и плотным планами человека и здесь интерес представляют некоторые разделы лингвистики /289 с.97 1а/.
В лингвистике вопросы связи между звуками поэзии и красками живописи занимается фонолингвистика; фоносемантический анализ поэтических произведений (компьютерный анализ и синтез звукоцвета или киберлингвистика) приводит к вскрытию природы таланта поэта. Ощущение гармонии между слово