С. Два типа Momuha-Citta или смущенного или спутанного сознания

11. Сознание, связанное с безразличием и прочно связанное с растерянностью.

12. Сознание, связанное с безразличием и прочно связанное с отвлечением ума - эти два типа называются смущенным или спутанным или беспорядочным сознанием.

Но среди этих двенадцати типов внеморального сознания два типа сознания, прочно связанные с отвращением, абсолютно основываются или не основываются (на сердце); остальные, имеющие ту или иную основу среди шести типов объектов, т.е. Rūparammana, Saddarammana, Gandharammana, Rasarammana, Phottabarammana, Dhammarammana, возникают непосредственно после элемента ума-сознания или понимания и осознания впечатления.

На этом заканчивается обсуждение двенадцати типов внеморального сознания.

VI. Шестнадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Vipāka-Citta или бескорневого морального результирующего сознания сферы чувств

А. Восемь типов Kāmāvacara-Ahetuka (Kusala) Vipāka Citta

1. Сознание глаза или визуальное восприятие бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа зрения, имеющего благотворный видимый объект и получающего в качестве основы свет немедленно после обращения к элементу ума.

2. Сознание уха или слуховое познание бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа слуха, имеющего благотворный слышимый объект и получающего в качестве основы пространство немедленно после обращения к элементу ума.

3. Сознание носа или обонятельное познание бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа обоняния, имеющего благотворный обоняемый объект и получающего в качестве основы элемент движения немедленно после обращения к элементу ума.

4. Сознание языка или вкусовое познание бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа вкуса, имеющего благотворный вкусный объект и получающего в качестве основы воду немедленно после обращения к элементу ума.

5. Сознание тела или тактильное познание бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа прикосновения, имеющего благотворный осязаемый объект и получающего в качестве основы землю немедленно после обращения к элементу ума.

6. Воспринимающее сознание глаза или сознание бескорневого морального сознания сферы чувств с элементом понимания, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает опираясь на сердце-основу или пять типов морального сознания немедленно после восприятия его как объекта.

7. Исследующее сознание бескорневого морального сознания сферы чувств с элементом понимания, сопровождаемое радостью, возникает опираясь на сердце-основу в шести типах благотворных объектов, приняв относительно того или иного моральное сознание и элемент понимания, сопровождаемого гедонистическим безразличием, непосредствено после воспринимающего сознания с именем исследующего сознания, после познания "объекта-того".

8. Исследующее сознание бескорневого морального сознания сферы чувств с элементом понимания, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает опираясь на сердце-основу в шести типах благотворных объектов, приняв относительно того или иного моральное сознание и элемент понимания, сопровождаемого гедонистическим безразличием, непосредственно после воспринимающего сознания с именем исследующего сознания, после познания "объекта-того" и после объекта-того с именем "подсознательное состояние ума", при остановке подсознательного состояния ума с именем "прекращение", после сознания прекращения с именем "концепция перерождения", после концепции перерождения снова с именем "подсознательное состояние ума".

Эти восемь (типов сознания) называются бескорневым моральным результирующим сознанием сферы чувств.

В. Восемь типов Kāmāvacara Sahetuka-vipaka Citta

9. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

10. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

11. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

12. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

13. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и связанный со знанием.

14. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и связанный со знанием.

15. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

16. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

Эти восемь (типов сознания) называются результирующим сознанием сферы чувств с корнями.

Эти типы сознания, абсолютно опираясь на сердце-основу в шести типах благотворных объектов, возникают приняв то или иное после познания "объекта-того" и после объекта-того с именем "подсознательное состояние ума", при остановке подсознательного состояния ума с именем "прекращение", после сознания прекращения с именем "концепция перерождения", после концепции перерождения снова с именем "подсознательное состояние ума".

Таким образом, обсуждение окончено на восьми типах необусловленного и восьми типах обусловленного - всего шестнадцати типах морального сознания сферы чувств.

VII. Пять типов Rūpāvacara-Vipāka Citta или результирующего сознания сферы форм

17. Сознание сферы форм первой стадии медитации, соединенное с начальным применением, подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

18. Сознание сферы форм второй стадии медитации, соединенное с подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

19. Сознание сферы форм третьей стадии медитации, соединенное с приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

20. Моральное сознание (в сфере форм) четвертой стадии медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

21. Моральное сознание (в сфере форм) пятой стадии медитации, соединенное с гедонистическим безразличием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

Эти пять типов сознания называются сознанием на уровне Rūpāvacara или в сфере форм.

Эти типы сознания, абсолютно опираясь на сердце-основу в шести типах благотворных объектов, возникают приняв как основу круги земли и т.д. и после познания с именем "подсознательное состояние ума", при остановке подсознательного состояния ума с именем "прекращение", после сознания прекращения с именем "концепция перерождения", после концепции снова с именем "подсознательное состояние ума".

VIII. Четыре типа Arūpacavara-Vipāka Citta или сознания в сфере без форм

22. Сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность пространства.

23. Сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность сознания.

24. Сознание (в сфере без форм), погруженное в Ничто.

25. Сознание (в сфере без форм), где нет ни восприятия, ни невосприятия.

Эти четыре типа называются сознанием на уровне Arūpavacara или в сфере без форм.

IX. Четыре типа Lokuttara-Phala (Vipāka?) или сверхмирского результирующего сознания

26. (Трансцендентальное или сверхмирское) сознание, принадлежащее плоду потока-достижения.

27. (Трансцендентальное или сверхмирское) сознание, принадлежащее плоду возвращения один раз.

28. (Трансцендентальное или сверхмирское) сознание, принадлежащее плоду невозвращения.

29. (Трансцендентальное или сверхмирское) сознание, принадлежащее плоду архатства.

Из этих четырех типов трансцендентального или сверхмирского сознания, сознание, принадлежащее плоду потока достижения возникает непосредственно после своего пути, абсолютно опираясь на сердце-основу; остальные три возникают, опираясь или не опираясь на сердце-основу; все уровни, принимающие нирвану как объект в момент первого появления, возникают, постепенно восходя по путям, именуемым "освобождение пустотности, беззвучное освобождение и освобождение без страсти". Здесь окончено обсуждение четырех типов, именуемых результирующим трансцендентальным или сверхмирским сознанием.

X. Семь типов Kāmāvacara-Ahetuka-Akusala-Vipāka Citta или бескорневого внеморального результирующего сознания сферы чувств

30. Сознание глаза или визуальное восприятие бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа зрения, имеющего благотворный видимый объект и получающего в качестве основы свет немедленно после обращения к элементу ума.

31. Сознание уха или слуховое познание бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа слуха, имеющего благотворный слышимый объект и получающего в качестве основы пространство немедленно после обращения к элементу ума.

32. Сознание носа или обонятельное познание бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа обоняния, имеющего благотворный обоняемый объект и получающего в качестве основы элемент движения немедленно после обращения к элементу ума.

33. Сознание языка или вкусовое познание бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа вкуса, имеющего благотворный вкусный объект и получающего в качестве основы воду немедленно после обращения к элементу ума.

34. Сознание тела или тактильное познание бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа прикосновения, имеющего благотворный осязаемый объект и получающего в качестве основы землю немедленно после обращения к элементу ума.

35. Воспринимающее сознание глаза или сознание бескорневого внеморального сознания сферы чувств с элементом понимания, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает опираясь на сердце-основу или пять типов внеморального сознания немедленно после восприятия его как объекта.

36. Исследующее сознание бескорневого внеморального сознания сферы чувств с элементом понимания, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает опираясь на сердце-основу в шести типах благотворных объектов, приняв относительно того или иного внеморальное сознание и элемент понимания, сопровождаемого гедонистическим безразличием, непосредственно после воспринимающего сознания с именем исследующего сознания, после познания "объекта-того" и после объекта-того с именем "подсознательное состояние ума", при остановке подсознательного состояния ума с именем "прекращение", после сознания прекращения с именем "концепция перерождения", после концепции перерождения снова с именем "подсознательное состояние ума".

Эти семь (типов сознания) называются бескорневым внеморальным сознанием сферы чувств.

Итак, эти тридцать шесть типов сознания называются результирующим сознанием.

XI. Одиннадцать типов Kāmāvacara-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств

A. Три типа Kāmāvacara-Ahetuka-Kriya-Citta или бескорневого бездеятельного сознания сферы чувств

1. (Сознание сферы чувств) возникает, сопровождаемое гедонистическим безразличием, будучи бескорневым, бездеятельным с элементом понимания и обращения к пяти дверям понимания, опираясь на сердце-основу после того, как подсознательное состояние ума в пяти объектах как предшественника, приняв то или иное из пятеричного сознания.

2. (Сознание сферы чувств) возникает, будучи бескорневым, бездеятельным с элементом понимания, сопровождаемое приятным чувством и возбуждением, абсолютно опираясь на сердце-основу, объектах как предшественника, приняв то или иное из шести объектов в дверях ума архата (с мудростью высшего или превосходнейшего пути) и проявляя благоволение, проявляющееся в выражении лица и сочувствии, после принятия элемента понимания-внимания.

3. (Сознание сферы чувств) возникает, будучи бескорневым, бездеятельным с элементом понимания, сопровождаемое гедонистическим безразличием, а также вниманием, опираясь либо не опираясь на сердце-основу и тем самым после подсознательного состояния ума с именем внимание, после исследующего сознания с именем определяющее сознание как предшественника, приняв то или иное из шести объектов.

Эти три типа именуются бескорневым бездеятельным сознанием.

B. Восемь типов Kāmāvacara-Sahetuka-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств с корнями

4. Автоматический бездеятельный тип сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

5. Волевой бездеятельный тип сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.

6. Автоматический бездеятельный тип сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

7. Волевой бездеятельный тип сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.

8. Автоматический бездеятельный тип сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и связанный со знанием.

9. Волевой бездеятельный тип сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и связанный со знанием.

10. Автоматический бездеятельный тип сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

11. Волевой бездеятельный тип сознания, сопровождаемый гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

Эти восемь типов именуются бездеятельным сознанием сферы чувств с корнями.

Один из этих типов сознания, опираясь или не опираясь на сердце-основу, возникает приняв один из шести объектов после элемента понимания с упоминанием.

Итак, обсуждение одиннадцати типов бездеятельного сознания - трех бескорневых и восьми м корнями - окончено.

XII. Пять типов Rūpāvacara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы форм.

1. Бездеятельное сознание (в сфере форм) первой стадии медитации, соединенное с начальным применением, подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

2. Бездеятельное сознание (в сфере форм) второй стадии медитации, соединенное с подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

3. Бездеятельное сознание (в сфере форм) третьей стадии медитации, соединенное с приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

4. Бездеятельное сознание (в сфере форм) четвертой стадии медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

5. Бездеятельное сознание (в сфере форм) пятой стадии медитации, соединенное с гедонистическим безразличием и индивидуализацией или однонаправленностью ума.

Эти пять типов сознания называются бездеятельным сознанием на уровне Rūpāvacara (сферы форм).

Эти типы сознания, абсолютно опираясь на сердце-основу, возникают обычно после бездеятельного сознания, приняв как основу круги земли и т.д.

Но пятый тип принимает шесть объектов.

XIII. Четыре типа Arūpacavara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы без форм

1. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность пространства с достижением.

2. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность сознания с достижением.

3. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в Ничто с достижением.

4. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), где нет ни восприятия, ни достижения.

Эти четыре типа называются бездеятельным сознанием в сфере без форм.

Опираясь или не опираясь на сердце, после бездеятельного сознания, сопровождаемого гедонистическим безразличием и связанного со знанием, эти типы сознания постепенно возникают, отбросив основы круговорота (земли и т.д.) и пространство в отсутствии сферы без форм на первой стадии медитации, приняв сознание, пребывающее в Ничто.

На этом обсуждение четырех типов бездеятельного сознания в сфере без форм окончено.

Тем самым есть двадцать один тип морального сознания, двенадцать типов внеморального сознания, тридцать шесть типов результирующего сознания, двенадцать типов бездеятельного сознания - всего восемьдесят один тип сознания.

B. CETASIKA VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ

I. Тридцать один тип Kusala-Cetasika или моральных ментальных свойств

(a) Семь типов Sabba-Citta-Sadharana-Cetasika или ментальных свойств, общих для всех классов сознания Но ментальные свойства (ментальные факторы, ментальные состояния или ментальные способности) имеют пятьдесят два типа. Какие?

1. контакт
2. ощущение
3. восприятие
4. желание
5. индивидуальность объекта
6. психическая жизнь и
7. внимание.

Эти семь типов ментальных свойств называются ментальными свойствами, общими для каждого акта сознания.

(b) Двадцать типов Sobhana-Cetasika или прекрасных ментальных свойств

8. контролирующая способность веры или доверие
9. контролирующая способность внимательности
10. контролирующая способность рассудка или мудрость
11. сила благоразумия или морального стыда
12. сила осторожности или морального страха
13. незаинтересованность или непривязанность
14. дружественность или доброжелательность
15. хладнокровие ментальных свойств или спокойствие ментальных состояний
16. хладнокровие ума или спокойствие ума
17. жизнерадостность ментальных свойств или легкость ментальных состояний
18. жизнерадостность ума или легкость ума
19. гибкость ментальных свойств или гибкость ментальных состояний
20. гибкость сознания или гибкость ума
21. пригодность работы ментальных свойств или приспособляемость ментальных состояний
22. пригодность работы ума или приспособляемость ума
23. умелость ментальных свойств или ментальных состояний
24. умелость ума
25. честность ментальных свойств или ментальных состояний
26. честность ума и
27. баланс ума и равностности.

Эти двадцать типов ментальных свойств не возникают в двенадцати типах внеморального сознания, а также в восемнадцати типах непричинного сознания - т.е. в тридцати типах сознания.

Но мудрость или разум не получается из двенадцати типов сознания, отделенных от знания, тем самым она не возникает сорока двух (30+12) упомянутых типов сознания (89-42=47).

(c) Два типа Appamanna-Cetasika или неограниченных ментальных свойств

28. Но сострадание или жалость и
29. восприимчивая или сочувствующая радость или понимание

иногда возникают особо в четырех типах сознания сферы форм исключая пятую стадию медитации, восьми типах морального сознания сферы чувств, сопровождаемого приятным чувством с возбуждением и в восьми типах причинного бездеятельного сознания, сопровождаемого приятным чувством с возбуждением - всего двадцати типах сознания (4+8+8=20).

(d) Три типа Viratiyo или умеренности

30. Правильная речь
31. правильное действие и
32. правильные средства

возникают таким образом в трансцендентальном или сверхмирском сознании (8+8=16). Но они иногда возникают в мирских типах сознания, имея разнообоазие всех видов или различаясь в типах морального сознания сферы чувств.

(e) Шесть типов Pakinnaka-Cetasika или деталей, рассеянных среди ментальных свойств

Из следующих шести типов деталей

33. начальное применение ума
34. подкрепленное применение ума
35. приятный интерес или радость
36. контролирующая способность или усилие
37. волевая способность или желание делать и
38. решимость или решение - начальное применение и подкрепленное применение

таким образом не возникают в дважды пятеричном чувстве-сознании (сферы чувств, 54-10-44) и на вершине сознания сферы форм (три типа, Kusala, Vipāka, Kriya) и во всех двенадцати типах сознания сферы без форм - всего в тридцать одном типе сознания (2+2+3x3+12=31).

Приятный интерес или радость не возникает в пятидесяти четырех типах сферы чувств: сознании, сопровождаемом печалью и гедонистическим безразличием, сознании тела и сознании, обращенном к дверям ума на четвертой стадии медитации - всего в пятидесяти четырех типах сознания.

Усилие не возникает в непричинном результирующем сознании и сознании, обращенном к схватыванию элементов - всего в шестнадцати типах сознания (Kāmāvacara Akusala Vipāka 7 + Kāmāvacara Kusala Vipāka 8 + 1 = 16).

Волевая способность или желание делать не возникает в дважды пятеричном чувстве-сознании и троичной способности схватывания, т.е. в уме, обращенном к стимулам (Panacadvaravajjana) и двух типах получающего сознания (Sampaticchana), исследующем сознании, благоволящем приятным чувством и определяющем сознании - итого в восемнадцати типах непричинного сознания (5+5+3+2+1+1+1=18) и двух типах смущенно сознания (18+2=20).

Решимость или решение не возникает в дважды пятеричном чувстве-сознании и в ошеломленном сознании - всего в одиннадцати типах сознания (10+1=11). Здесь окончено обсуждение моральных типов ментальных свойств (7+19+1+2+3+6=38).

II. Четырнадцать типов Akusala-Cetasika или внеморальных ментальных свойств

(a) Четыре типа Sabba-Akusala-Sadharana-Cetasika или внеморальных ментальных свойств, общих для всех внеморальных классов сознания.

Эти типы ментальных свойств должны быть известны исключительно как внеморальные ментальные свойства:

39. тупость или заблуждение
40. неблагоразумие или бесстыдство
41. безрассудство сознания или отсутствие боязни последствий дурных поступков
42. рассеянность или беспокойство -

это четыре типа внеморальных ментальных свойств, общих для всех внеморальных классов сознания.

(b) Десять типов Akusala-Cetasika или внеморальных свойств

43. Жадность или привязанность возникает в восьми типах сознания, сопровождаемых жадностью.

44. Ложное воззрение или ошибка или заблуждение возникает в четырех типах сознания, связанных с ложным воззрением.

45. Самонадеянность иногда возникает в четырех типах сознания, отделенных от ложного воззрения.

46-47. Лень и оцепенение возникают в пяти типах волевого сознания.

48. Ненависть возникает в двух типах сознания отвращения или нерасположения.

49-51. Зависть или ревность; эгоизм или алчность и тревога иногда возникают отдельно в двух типах сознания, сопровождаемого печалью.

52. Смущение или сомнение возникают в сознании, сопровождаемом смущением.

Эти четырнадцать типов ментальных свойств исключительно внеморальны.

Итак, здесь коротко пятьдесят два типа ментальных свойств, которые нужно знать (38+14=52).

Наши рекомендации