Я нахожусь в состоянии незнания
25 декабря 1979 г.
Посетитель : Есть ли в жизни какой-то выбор?
Махарадж : Сознание приходит без вашего ведома, и вам приходится жить с ним. Самопознание помогает уменьшить страдание до минимума и затем освободиться от него.
П : Моё тело — это моя тюрьма.
М : Вы — не тело, как оно может удерживать вас? Для вас не может существовать ни несвободы, ни несчастья.
П : Я — Атма (Истинное Я)?
М : Да. Вы находились в обществе Джидду Кришнамурти. Как вы можете до сих пор оставаться в неведении?
П : Когда я просыпаюсь утром, в течение какого-то короткого промежутка времени я не являюсь своим телом.
М : Вы, безымянный и бесформенный, сначала замечаете сознание и затем другие вещи, включая тело. И затем вы начинаете действовать, принимая себя за это тело.
П : В чём различие между джняни и младенцем?
М : В джняни всё знание закончилось, а в младенце оно только начнётся.
П : Что такое шактипат ?
М : Я понимаю это как слабость после медитации или как ощущение лёгкости. Я не знаю, что другие имеют в виду под этим термином.
П : Является ли потеря отождествления с телом Самореализацией?
М : Это только начало Самореализации.
П : То, что применимо к вам, может также быть применимо ко мне?
М : Мы — одно. Нет никакого отличия. Источник, находящийся в вас, говорит с вами через меня. Вы забыли себя. Но Я, находящееся в вас, не забыло вас. Так же как Я любит себя, Я любит вас в равной степени. Когда вы реализуете себя, все духовные тексты польются из вас потоком, а вы будете просто слушать. Без знания своего Истинного Я кто будет владеть всем собранным вами в этом мире после вас? Из-за знания «я есть» вы беспокоитесь о других. Когда «вас не было», кто беспокоился? Разве не самое важное — найти причину «я есть» из вечного состояния «не-я-есть»? Второе имя бога Ганапати — Винаяка. Я называю его «Вина йека», то есть «без одного». Когда есть «один», за ним следует «два», «три» и так далее до бесконечности. Винаяка предшествует одному в недвойственном Абсолюте.
Наши вдохи и выдохи производят звуки. Один звук кажется вопросом о нашей природе, и за ним следует звук, дающий ответ. Давайте посмотрим, как это происходит. Вдох производит звук ко (кто) хам (есть я?). Выдох отвечает: Со (То) хам (я есть). Этот вопрос-ответ о нашей истинной природе происходит постоянно все двадцать четыре часа, и ищущему нужно просто обратить на него внимание.
П : Кажется, у вас богатый запас знаний.
М : Нет. Я нахожусь в состоянии незнания. На каждый вопрос приходит ответ из нирвикальпы (состояния отсутствия мыслей), а со мной происходит лишь его свидетельствование. Я здесь, чтобы помочь вам избавиться от ваших с трудом накопленных запасов.
П : Можно ли ошибиться, приняв своё «я» за Истинное Я?
М : Вполне. Это происходит повсеместно. Эти гуру больше обманывают себя, чем других. Их самая любимая концепция в том, что у них нет концепций. У каждого гуру множество последователей, и отношения между этими последователями далеки от дружеских. Они избегают даже встречаться друг с другом.
Истинный гуру — тот, у кого есть чистое знание Истинного Я.
Вечное — это Истина, и она открыта для всех. Истинный гуру не может предъявить свидетеля, поскольку в этом состоянии нет других.
П : В обществе мудреца ощущается лишь покой и умиротворение.
М : То, что вы есть на самом деле, настолько безмятежно, что не нуждается ни в каком успокоении. То, чем вы не являетесь, то есть тело, ум и сознание, настолько беспокойно, что не может быть успокоено никакими действиями. Все деяния этого мира направлены на обретение комфорта в ошибочном «я».
П : Люди держатся за свои религиозные практики и даже поклонение идолам.
М : Идол не может защитить себя. Он покрыт вороньим помётом. Сделанные людьми подношения съедают крысы. Несмотря на это, идол считается очень могущественным, и все хотят получить от него дары. Сама эта вера творит чудеса.
П : Как люди получают видения любимых богов?
М : Сознание подобно алмазу Кохинуру. Вы можете получить видения Вишну, Шивы, Ханумана, Ганапати и даже привидений, если пожелаете.
Мой гуру — парабрахман
26 декабря 1979 г.
Махарадж : Всё, что вы знаете, вы знаете благодаря вашему сознанию, но вы не знаете, как и почему возникло это сознание. Это необходимо знать.
Посетитель : Ответственна ли моя Атма (Истинное Я) за мои неправильные действия?
М : Ваша Атма не ответственна за те действия, которые вы совершаете исходя из своего отождествления с телом. Атма — всего лишь свидетель.
П : Можно ли медитировать, сохраняя отождествление с телом?
М : Оно никогда не даст вам покоя и умиротворения.
П : Вы никогда не даёте советов в наших повседневных делах.
М : Я веду вас к Источнику. Когда вы познаете его, все ваши дела упорядочатся. Никакая деятельность не может привести к знанию.
П : Для чего используется ум?
М : Ваш ум — это поток мыслей. Он беспокоит вас на духовном уровне. Он должен быть под контролем, так же как вы контролируете животное, продевая ему верёвку через ноздри.
П : Как идеи становятся реальностью?
М : Ваше внимание направляется на идею, пришедшую вам в голову. Вы были в Антверпене (Бельгия) и теперь вы здесь, в Бомбее (Мумбае). Как? Потому что идея посетить Бомбей пришла вам в голову после прочтения книги «Я есть То». Если бы вы не прочитали эту книгу, вы бы остались в Антверпене. Шах Джахан подумал о прекрасном мемориале в память своей умершей супруги Мумтадж Махал, и в Агре был построен Тадж-Махал.
П : Для некоторых быть гуру — это духовная профессия.
М : Но мой гуру — Парабрахман , и моя вера в Него абсолютна.
Я прежде всех концепций. Поэтому они не влияют на меня. Так же как вас не беспокоят плывущие по небу облака, я наблюдаю мысли, когда они время от времени возникают.
Параматма , очевидно, не нуждается ни в какой рекламе. Знание «я есть» — его реклама. Разнообразные воплощения — его реклама.
П : Без сознания мы — Параматма . А после совершения самоубийства будем ли мы также Параматмой ?
М : Нет. Самоубийство — это намеренное действие. Переход должен быть естественным.
П : Если у кого-то бывают проблески своей истиной природы, это реализация?
М : У вас должна быть полная убеждённость в собственной природе. В истинном состоянии Вечного не может быть свидетеля собственного состояния. В нём также не может быть никакой нужды. Пока есть необходимость подтвердить собственную реализацию, это не реализация. Можно доказать, что ложное есть истинное с помощью ложного.
В Истинном состоянии теряются все качества. В Вечном несознательном, лишённом качеств состоянии появляется «я есть» на такой относительно короткий промежуток, что его как бы никогда и не было.
Джняни никогда не беспокоится обо всём существовании, потому что оно иллюзорно. Во всяком случае, оно никак не влияет на Вечное.
П : Что первично — яйцо или курица?
М : Знание «я есть» — это яйцо вашего мира, значит, сначала идёт яйцо, а затем курица. Я независим от этого знания и не подвержен влиянию мира.
Где вы получили память о том, откуда вы?
П : В утробе матери.
М : Чего там не было и что появилось позднее?
П : Знание «я есть».
Что такое бодхисаттва?
27 декабря 1979 г.
Махарадж : Большое дерево вырастает над землёй благодаря корням. Где будет ваш мир, если не будет знания «я есть»? Ваш мир — это свет вашего Истинного Я (Атмапракаш ).
Посетитель : Каков смысл стиха на маратхи: «Младенец Хари описался в колыбельке, как будто его кольнул камень»?
М : Все живые формы — выражения бога Хари. Наше чувство бытия подобно уколу камня. Чтобы забыть о нём, мы погружаемся в различную деятельность. Здесь проливается не моча, а сперма. В этом мире полно несчастий, но население с каждым годом лишь растёт.
П : Куда все эти люди в конце концов уходят?
М : Предположим, что разгорелся большой костёр. Куда он в конце концов уйдёт?
П : Никуда.
М : Он погрузится сам в себя. Точно так же и мы появились из состояния небытия и в него же в конце концов вернёмся. Когда мы устали, мы засыпаем, но состояние небытия предшествует сну. Проявление восходит и заходит. Восход называется бодрствованием, а заход — сном. В состоянии небытия нет ни восхода, ни захода. Мы — единственное, что существует, и мы же — единственное, что исчезает.
П : Почему мы не можем продвигаться быстрее?
М : Если вы хотите задать вопрос, отложите в сторону своё отождествление с телом и тогда говорите. Если ваше отождествление с телом останется нетронутым, ни одна ваша проблема не разрешится. Человек пошёл искать тьму с факелом в руке, но не смог нигде её найти. Точно так же проявленное не может найти непроявленное. Непроявленное присутствует лишь в отсутствие проявленного.
П : Что я должен знать?
М : Вы должны знать своё сознание с такой же полнотой и ясностью, с какой вы видите ягоду у себя на ладони.
П : Каково моё главное препятствие?
М : Ваше отождествление с телом. От него не должно остаться ни следа. Вперёд продвигается лишь тот, чьё отождествление с телом полностью ушло.
П : У разных ищущих разные проблемы.
М : Хотя сознание одно и то же, его проявления меняются от формы (личности) к форме. Десять детей одной матери могут иметь десять различных качеств. Проявление коварно.
П : Верно ли, что джняни полон знания?
М : Знания нет, есть чистое бытие. Гора свойств возникает на лишённом свойств Вечном состоянии.
П : Почему люди так гонятся за удовольствиями?
М : Чувство бытия слишком мучительно. Чтобы забыться, люди ищут удовольствий или погружаются в какую-то деятельность. Наше «я есть» подобно укусу скорпиона. Приходится делать что-то, чтобы вынести его или забыть. Это или работа, или удовольствия. В глубоком сне у вас нет никаких проблем. Сто лет назад у вас тоже не было никаких проблем. Потому что не было «я есть».
П : Вы — воплощение Бога?
М : Нет. Я такой же, как вы. Все человеческие существа одинаковы и обладают способностью познать себя, но редко кто использует эту способность и становится свободным.
П : Есть ли какое-то средство для исправления врождённых дефектов?
М : Дефекты в пищевых соках родителей передаются в следующее поколение. Исправить их можно с помощью йоги, то есть йогических поз (асан ) и пранаямы . Это лучшее профилактическое средство, а также лечение.
Слово «семя» на маратхи звучит как «биджа». Оно также означает копирование. Поэтому отпрыски так похожи на родителей.
Бог Хари — это проявление Абсолюта. Он носит дхоти , цвет которого — смесь жёлтого и белого. На маратхи он называется питамбара , то есть жёлтый плюс белый. Жёлтый — это цвет пракрити , а белый — пуруши (Пандуранги).
П : Почему вы говорите, что рождения нет?
М : Я знаю, что было время, когда наше чувство бытия отсутствовало. Его появление — это рождение с моей точки зрения. В Абсолюте это единственное экстраординарное событие. Все живые существа действуют исходя из мыслей или идей, проистекающих изнутри.
Что самое основное, главное в каждом человеческом существе?
П : Чувство или мысль «я есть».
М : Все наши мысли и действия следуют за этой фундаментальной мыслью. Когда чувства бытия не было, разве были какие-то несчастья? Была ли нужда в счастье?
П : Нет.
М : Есть история об одном успешном человеке. Он сколотил миллиарды, помог тысячам и стал знаменитым на весь мир. Что лежало в корне его успеха? Это было его чувство бытия. Без него он не смог бы ничего сделать. Поэтому ваше чувство бытия — это для вас самое важное. Направьте на него внимание. Медитируйте на него, и оно расскажет вам все свои, то есть ваши, секреты. Это и есть познание своего Истинного Я, или Самореализация. С чувством бытия возникает наш мир и с ним — наша концепция Бога. В центре всего — наше «я есть».
П : Вы никогда не посещаете никаких мудрецов или махатм .
М : Всё наше знание, включая знание мудрецов и махатм , зависит от знания «я есть», которое подчинено времени и иллюзорно. Поэтому я никого не посещаю.
П : Вчера вы сказали, что не хотите передавать это знание никому. Почему?
М : Когда я исследовал это знание «я есть», оно обернулось против меня, разрушив все мои убеждения. Зачем мне раздражать других этим знанием? Людям достаточно комфортно и без этого знания. Что вы будете делать в состоянии, в котором нет ни вспоминания, ни забвения?
П : Но наше обычное состояние не даёт нам покоя и счастья.
М : Это правда. Всё ваше знание основано на знании «я есть», которое возникло спонтанно. Вы не знаете ни зачем, ни почему. Но для покоя и счастья необходимо это узнать.
Человек может быть великим и знаменитым, но всё его величие зависит от знания «я есть», которое возникло спонтанно и может исчезнуть в любой момент. Когда оно уйдёт, куда денется всё его величие?
Счастье и покой возможны только после того, как раскрыта тайна «я есть». Тогда оно перестаёт быть просто знанием и становится божественным.
П : Чего тогда достигают те люди, которые ежедневно воспевают бхаджаны и регулярно посещают храм Витхобы в Пандхарпуре?
М : Эти люди погружаются в бхаджаны и в Витхобу. Они видят Его даже в снах и видениях. Это помогает им забыть все невзгоды и не бояться в день своего ухода. Жизненное дыхание этих преданных уходит в великой радости. Видя их в их последний день, вы можете понять, как они прожили свои жизни.
Остальным людям даже сама мысль о смерти приносит ужас. Они видят посланников бога Ямы и умирают мучительной смертью.
Нет ни рая, ни ада. Важно лишь то, как вы умрёте — радостно или в страхе. Строительство любого здания начинается с одного камня. Как он называется?
П : Первый камень.
М : Ваше знание «я есть» — это первый камень вашей вселенной. «Я есть» — это стопы Бога Вселенной (Вишвамбхара ). Медитируйте на «я есть» без слов, чтобы умилостивить его. И оно расскажет вам все свои (то есть ваши) секреты. Вам станет ясно, что вы не являетесь ни телом, ни умом. В вас произойдёт трансформация. Поток ваших мыслей продолжится, но их будет меньше и они будут другого качества. Это будут мысли Брахмана . Ваши потребности сократятся и будут удовлетворяться спонтанно, без усилий. Деятельность тела, ума и жизненного дыхания продолжится, но вы будете лишь её свидетелем.
П : Как я увижу свою смерть?
М : Уход жизненного дыхания и ума будет наблюдаться вами. Вы увидите неподвижное тело на кровати, и сознание станет несознанием. Это всё равно что наблюдать мочеиспускание или испражнение. Окружающие скажут, что вы мертвы, но вы этого не почувствуете.
Я жду глубоких вопросов. У кого-нибудь есть такие?
(Молчание.)
Вы знаете, что «вы есть» (свавишая ), и это содержит в себе всё. Что ещё вы знаете?
П : Это уже есть всё.
М : Если вы есть всё, у вас не может быть никаких проблем. Ваша величайшая ошибка — это ваше отождествление с телом. Ваше телесное «я» неполное. Когда вы узнаете это, и оно уйдёт, вы станете целостными.
П : Что уникального в нашем сознании?
М : Солнце — великое, но оно не может видеть тьму. Так же как и тьма не может видеть Солнце. Но вы (сознание) можете видеть и то и другое. В этом ваше величие.
П : Нам повезло, что мы родились.
М : Сто лет назад вы были совершенны во всех отношениях. Так называемое рождение принесло несовершенство.
П : Что такое бодхисаттва?
М : У вас есть бодхи (знание) того, что «вы есть», благодаря саттве тела. Поэтому вы — бодхисаттва .
П : Полезна ли долгая жизнь?
М : Некто жил двести лет. Зачем? Это всё равно что пи́сать, забившись в дальний угол.