Для реализовавшего Себя, вся деятельность в мире - бхаджан.
***
Посетитель: Что думает Махарадж о материализации и дематериализации физических объектов, как это демонстрировал Сатья Саи Баба? Однако, не хотелось бы ограничивать этот феномен лишь разговором о Саи Бабе.
Махарадж: Это просто представление. Оставьте это. Что "вы есть" и что "я есть" - это также просто концепции.
П: Без концепций мир функционировать не может.
М: Мир продолжается. Тем не менее, что бы ни возникло в мирской жизни - только иллюзия. Событие, которое уже случилось, может ли оно вернуться назад?
П: Никто не может знать.
М: Похожие вещи могут случаться, но они никогда не будут теми же самыми.
П: Можете ли вы рассказать мне о реинкарнации?
М: Согласно чьему-то убеждению, когда он умрёт, он увидит другой сон, где он родится вновь.
П: Что есть явная причина перерождения? Это из-за предыдущей кармы? Есть ли вообще такая вещь, как карма?
М: Карма заключает в себя вашу физическую и ментальную деятельность. Однако в действительности эта деятельность случается благодаря трём гунам: Саттве, Раджасу и Тамасу, другими словами, Бытию, качеству движения и притязанию на авторство действий, соответственно.
П: Как вообще некто отрывается от Себя? Большинство людей, похоже, застревают в шаблонах, оковах собственных идей.
М: Кто говорит это?
П: Моё наблюдение.
М: Пока вы знаете что "вы есть", оно всегда с вами и никогда не покидает вас.
П: Как можно освободить себя от концепций?
М: Сперва нужно прийти к знанию чем "вы являетесь".
П: Можете ли вы посоветовать некоторые методы?
М: Это тантра, мантра и янтра. Тантра - техника, мантра - фиксированные последовательности священных слов, а янтра - это механизм для духовного прогресса. Вы должны понять и усвоить то, что я разъясняю и отстаиваю здесь, а затем будьте собой и отпустите.
П: Я не могу так просто взять и перевести в действие всё то, что вы мне говорите.
М: А вы и не должны пытаться трансформировать себя. Вы, в действительности, уже превратили себя в нечто иное, нежели вы есть сами. Теперь вы должны вернуть себя в прежнее состояние, в ваше оригинальное Я. Закрепитесь в Себе.
Из-за того, что вы хотите "быть", вы занимаете себя разговорами и всем прочим. Чтобы поддержать это "вы есть", вы осуществляете различную деятельность, так вы держите свой ум постоянно занятым. Но для Джняни поток ума подобен выходу газов. Тот, кто стабилизировался в Себе, глядит сверху на болтовню ума так, как если бы она была грязной и нежелательной, как эти газы в животе.
Когда вы в состоянии неведения, поднимаются вопросы о хорошем и плохом, а также о выборе, о приятии или отторжении. Но в состоянии Знания, вещи случаются спонтанно и нет процесса выбирания или отбрасывания. Даже кажущиеся ритуалистическими действия Реализованного, такие, например, как бхаджаны, воспевание во славу богов и тому подобное, на самом деле лишь спонтанные выражения. Они не планируются, однако случаются. Для Джняни всё действие в мире есть бхаджан. Все события - это результат "вас", мотивирующей силы. Несмотря на то, что активности случаются спонтанно, вы хотите заявить о своём авторстве на них. Но подобное притязание возникает из вашего отождествления с телом-
умом.
Получив духовное Знание, что вы собираетесь делать для пользы мира?
П: Я просто буду.
М: Люди, которым нравится социальная работа, хотят делать добро. Они хотят трансформировать качество интеллекта прочих людей так, чтобы жить в гармонии друг с другом.
П: Мир - выражение истины, и людям необходимо помочь понять это.
М: Если таковое должно случиться, оно случится само по себе. То, что постоянно изменяется, нереально. Изменение можно вызвать только в том, что нереально. Никаких изменений не может быть в реальном, в истине. В мире вы можете совершенствовать концепции, однако не смейте называть концепции истиной.
Истина может понять ложное, но может ли ложное понять истину? Подобно тому, как вы меняете украшения, вы меняете свои концепции, а затем чувствуете себя удовлетворённым. Истину нельзя увидеть или воспринять, однако истина может наблюдать неистинное.
П: С концепциями я никогда не буду счастлив. Правильно?
М: Вы думаете, что с концепциями вы можете быть счастливым. Счастье или блаженство, которое открывает себя в "не-концептуальном" состоянии, не может быть воспринято.
П: В жизни есть моменты мира, когда мы получаем проблески истины, и вера, которая развивается как результат, влияет на наши жизни и ведёт их.
М: Это лишь слова, и никакие слова не содержат истину. Истина не нуждается в поддержке слов. Что бы вы ни сказали, есть опыт. Но вы есть переживающий опыт, и без опыта также "вы есть". Переживания приходят и уходят, однако переживающий остаётся. Вы переживаете мир, однако вы пребываете до мира. Мир переживаем, но "Вас", Абсолют, нельзя пережить. Сейчас чувство "Я-Естьности" ощущается, но это временное состояние, оно уйдёт. Сто лет назад, другими словами, до рождения, эта "Я-Естьность" не была связана с "Вами", Абсолютом. Этот опыт, что "вы есть", пришёл подобно болезни. Тому, как и почему пришла эта болезнь, нет ни объяснения, ни причины.
П: В одно мгновение вы вышли из болезни "Я-Естьности". Есть ли надежда также и для меня пережить такой величайший момент?
М: Да, если вы поймёте и усвоите этот разговор. То, что есть сейчас, это чувство Бытия всех нас. Сперва необходимо пребывать в нём, и, в конце концов, его необходимо превзойти.
П: Этим утром в медитации я почувствовал, что я был не в теле-уме, но только лишь в Бытии.
М: Это сознание. Это состояние проявления, в котором нет ничего личностного, нет мужского или женского. Это знание "Я Есть".
П: Некоторое время не было и чувства Бытия также.
М: Это было состояние неподвижности и было лишь сознание.
П: Некоторые говорят, что чувство "Я Есть" находится справа в груди, на удалении примерно четыре пальца от центра.
М: Это будет зависить от индивидуального опыта. Конкретное место может меняться в зависимости от человека. Но не пытайтесь понять или обнаружить его в отношении с телом. [Индийский ищущий пришёл в дом Махараджа после долгих блужданий по кварталу в поиске его адреса.]
М: Вы знаете эту местность? Вы долго ходили вокруг, чтобы найти это место?
П: Да, сэр. Я однажды посещал этот район, несколько лет назад, чтобы встретиться с мудрецом-факиром.
М: Он обучал чему-нибудь?
П: Нет. Но у него были определённые силы. Несколько лет назад, был взрыв на корабле в порту в Бомбее. Этот факир, оказавшийся рядом незадолго до взрыва, имел предчувствие. Он кричал людям вокруг, чтобы они убирались оттуда немедленно.
Однажды он благословил меня, похлопав по голове, и я ощутил как моя энергия кундалини возросла вверх.
М: Это напоминает мне другого факира великих достижений, звали его Тикку-Баба. Он жил в районе Колаба. Хотя я и не виделся с ним лично, мы общались друг с другом посредством факира-вестника, кто часто посещал мой магазин биди. Тикку-Баба имел великие силы для совершения чудес. Однажды этот факир-вестник ушёл повидать Тикку-Бабу поздно ночью. К его ужасу, он нашел тело Тикку-Бабы расчленённым, а части сложенными в кучку. Опасаясь, что это могло быть убийство, он убежал из того места, где жил факир. Из любопытства он пришёл на следующее утро и к его великому удивлению обнаружил Тикку-Бабу в добром здравии.
Однажды этот вестник прибыл ко мне в магазин с посланием от Тикку-Бабы, что я должен прийти и встретиться с ним в самое ближайшее время, поскольку его конец был близок.
Далее, прежде чем он покинул бы тело, он хотел бы передать все свои силы мне. В ответ на это я сказал "спасибо, не надо", и сказал вестнику "пожалуйста скажи Тикку-Бабае, что подобная сделка заключается только единожды". Этим я хотел сказать, что истинный ученик принимает гуру лишь раз, и остаётся предан ему, и далее за гуру больше не бегает. Когда Тикку-Баба получил послание, он заметил "о, он достиг пункта назначения и теперь за пределами любой нужды".
Глава 20
Держитесь чувства Бытия
***
Махарадж: Вселенское Сознание все-объемлюще, оно не претерпевает никаких потерь или приобретений в результате взаимодействия пяти элементов. Однако, в процессе этого взаимодействия оно проявляется осязаемым образом. [Махарадж взял металическую цветочную вазу и бросил на пол, что выразилось в звенящем звуке.] Когда один объект соприкоснулся с другим, звук, который пребывал в потенциале, стал явным. [Махарадж взял полотенце и показал жестом, что огонь потенциально присутствует в ткани]. Огонь проявляется когда в полотенце присутствует действие (например, при приложении к нему пламени), и, как реакция на это действие, пламя проявляется и полотенце горит. Сознание здесь всё время. Жизнь здесь всё время, и жизнь проявляет себя, когда доступна форма.
Сознание приходит в действие (становится проявленным, воспринимаемым) таким же образом, как звучит звук или загорается ткань.
Нет определённой конкретной сущности для звука и огня, и, подобно тому, нет конкретной личности для сознания. Из-за неведения и отождествления себя с телом, вы испытываете удовольствие и боль, даже несмотря на то, что сознание является вселенским и тотальным и просто действует через тело. Столько людей умерло, стольких людей убили, но сознание всегда оставалось тем же самым. Оно ни уменьшилось, ни увеличилось ни каким образом, оно не пострадало вовсе. [Махарадж снова ударил по вазе и указал на звук, который произошёл в результате.] Нет ни боли, ни удовольствия для звука, он просто проявился. Так и сознание, для него нет ни удовольствия, ни боли. Для пяти элементов не существуют потери и приобретения. Все эти бедствия, что испытывает человек, не дадут удовольствия или боли не только пяти элементам, но также и различным качествам (гунам), воспринимаемым чувствами. Есть пять качеств: тактильное ощущение(прикосновение), визуальный образ(очертания), запах, вкус и звучание. Теперь, какова значимость этого "я" для вас? Только не втягивайтесь в свои желания. Куда вы вообще направляетесь? Подумайте между этих строк: пять элементов играют, в результате их взаимодействия создаются формы, формы наделяются пятью чувствами. Из объектов пяти элементов, а именно из растений и еды, форма берёт свои очертания. Далее, через эту форму сознание проявляет качества (гуны) пяти элементов. Поразмыслите над этим и найдите: что есть вы (во всём этом процессе)? И куда вы направляетесь?
За всё это время имели место тысячи войн. Но какой эффект оказали они на пять элементов? Эти пять элементов воспринимаются пятью телесными чувствами. Из-за сошествия пяти элементов из Высшего, возникла эта гуна - сознание.
Допустим, кого-то убили. Что в действительности произошло? Сознание, живущее в убитом теле, пришло в забвение, и функционирование пяти чувств прекратилось. Миллионы людей убиты и сгинули, пришли ли их чувства и их сознание к вам, чтобы это обсудить? С телом предоставляются пять чувств восприятия и пять органов действия. С возрастом это тело изнашивается, и органы с чувствами работают уже не так эффективно. Следовательно, с этим постепенным отказом органов и чувств по причине "старения", гуна (сознание) также идёт на спад (другими словами, проявление сознания как таковое ослабевает). Во всех этих действиях тела, чувствах, конечностях и сознании - где же место "вам" как таковому? И куда же вы всё продолжаете двигаться? Различные процессы и события происходят благодаря телу пищи и Пране. Где же ваша позиция внутри этого всего?
Посетитель: Является ли сознание независимым от тела, другими словами, не затрагивается им?
М: Как такое может быть? Оно - продукт тела пищи и зовётся Саттва-гуной. Подобно тому, ребёнок тоже продукт сущности родительских тел. Если ребёнок изуродован, то причина тому дефект в качестве материала, то есть в теле пищи.
Мирская деятельность, а также духовная, выполняемая умом, - просто забавы,
времяпрепровождение в состоянии невежества. Они начинаются когда чувство Бытия приходит в движение посредством цикла сна и пробуждения.
Если некто считает, что, практикуя духовность, он получит для себя нечто ценное, тогда я хотел бы сперва узнать конкретный образ и сущность этого некто. Духовные ищущие, вместо того, чтобы непосредственно исследовать свою собственную природу в пределах собственного сознания, роются в поисках знания в духовных книжках.
П: Должны ли мы тогда оставить все концепции и идеи, что бы собрали до сего момента? М: Ничего подобного делать не надо. Просто держитесь своего чувства Бытия, знания, что "вы есть", будьте только в том состоянии. Не беспокойтесь о том, что оно уйдёт.
П: Должны ли мы держаться за память о том, что мы есть? Но это ведь означает усилие.
М: Где вопрос об усилии с вашей стороны? Сознание пришло спонтанно. Сознание само направляет внимание. Будьте там, не пытайтесь ничего поменять или улучшить. Чем бы "то" ни было, оно находится там, и оно есть любовь к Я, Атма-прем. Если вы находите, что можете извлекать удовольствие, читая литературу и следуя традиционным так называемым духовным путям, тогда пожалуйста, делайте это.
П: Но Махарадж говорит, что мы должны достигнуть цели.
М: Где вопрос о самом движении к цели и "кто" собирается это делать? [Махарадж ударил по металлу.] Вот этот звук - куда он ушёл? Джняни тотально в стороне ото всех концепций. В той точке ничего нет.
П: Вчера вы говорили о Гуру и сат-гуручаран - стопах Сатгуру.
М: Да, говорил. Сат-гуручаран озачает спонтанное возникновение сознания, когда вы узнаёте, что "вы есть". Всё пребывает в этом знании что "вы есть", и оно бесконечно и все- охватывающе. Это состояние представляет священные стопы Сатгуру.
П: Пожалуйста, не поймите меня неправильно, я задам глупый вопрос. Почему так много фотографий на этих стенах? По-моему, это противоречит вашему учению.
М: Это пережитки периода невежества. Чтобы развеять неведение, подобные средства необходимы. Когда же цель достигнута, они более не нужны. Это тело, которое я использую, также продукт невежественного состояния, но оно всё ещё используется, несмотря на то, что я превзошёл состояние невежества. Так что пусть фотографии останутся украшать стены, нет никакого вреда в этом. Вместо того, чтобы менять вещи снаружи, почему бы не обратить внимание и привнести перемены внутри, удаляя ваши ложные личности?
Вы говорите так, будто имеете мудрость, но какое знание в действительности есть у вас? Ваш текущий капитал - это цикл бодрствования, глубокого сна и осведомлённости "Я Есть". Что ещё есть у вас? Этот круговорот возник сам по себе без вашего на то спроса, всё прочее вы выучили и подобрали позже. Абсолютно все, кто приходят сюда, подобны невежественным детям, несмотря на всё так называемое "знание", полученное снаружи.
Глава 21