Даже Высшее бесполезно для Высшего.
***
Посетитель: Как кажется мне, когда бы форма ни заселялась жизнью, в тот момент производится сознание, которое образуется отражением осознанности в материи. Разве не должно быть наоборот?
Махарадж: Всё, что вы говорите, верно с точки зрения тела-ума. Когда же чувство Бытия очищается от состояния тела-ума, тогда оно - вселенское. Это источник сотворения пяти элементов, трёх гун, и за этим следуют растительное и животное царства.
П: Прана, жизненная сила присутствует в растениях. Но есть ли также и сознание в них?
М: Всё видимое и воспринимаемое в пространстве - это творение сознания и потому слито с ним воедино. Весь сотворённый мир форм в конце концов сольётся с пространством. С телесной точки зрения все формы предстают разделёнными сущностями. Однако на уровне сознания они есть само сознание в его выражении и никак не разделены.
Продвигаясь духовно, вы понимаете в конце концов, что источник Вселенной - это только лишь ваше сознание. Сейчас вы в хватке отвлекающего интеллекта, из-за вашего самоотождествления с телом. Потому вы и не можете это ухватить. Какое бы знание вы сейчас ни получали, оно придёт от телесного отождествления, однако это не истинное знание. Но когда вы получите знание о том "что вы есть", вы поймёте, что сам ваш мир, сама ваша Вселенная заключается в крупице вашего сознания. В тот момент вы превзойдёте ваше чувство тела-ума. Но сегодня, какое бы знание вы ни получили, придёт через ваше твёрдое убеждение о самом себе как о теле.
Когда вы видите "внутренний" мир как нечто внешнее, вы говорите - это "сон". Но что по сути есть то, что воспринимается внутри? Оно содержится в этом чувстве, что "вы есть", в вашем сознании. В точности тот же процесс имеет место и в бодрствующем состоянии.
Ваше сознание, чувство присутствия, есть та самая оболочка, в которой процветают бодрствующий и сновидимый миры.
Вот реальное положение дел. Но вы принимаете всё, что вы видите, через чувства вашего тела. И потому всё, что вы воспринимаете, приходит к вам через неадекватные критерии связанного ограничениями интеллекта. Всё то, что видимо и воспринимаемо, есть продукт пространства. Когда всё пропадает, тогда вновь лишь пространство господствует. Когда ваш мир материализуется из пространства и в пространстве, вы назначаете всему этому различные имена и титулы для вашего удобства, чтобы вести свои повседневные дела. В реальности никаких имён и титулов нет. Ни что из подобных ментальных творений не обладает суверенной формой, собственным существованием.
Чтобы понять это, вы должны завершить джняна-йогу, что означает: я поглощается в Я. Ещё раз, джняна-йога означает исследование - как это "Я Есть" и мир вообще появились?
Познать, что "Я Есть" и мир - одно, - есть джняна-йога. Здесь, знание "Я Есть" должно стихнуть в самом себе.
Но то, что вы сейчас хотите в действительности, это сохранить ваше чувство тела-ума. Так не пойдёт. Однако понять, что "Я Есть" означает проявленный мир и Вселенную - это само по себе выполнение джняна-йоги.
Когда чувство Бытия только появляется, телесного чувства у него ещё нет. Из того чувства Бытия родился весь космос. В том творении у вас также есть форма, но вы принимаете тело как собственную суть и двигаетесь в мире с этой позиции. Принцип, мотивирующий и оживляющий тело - это лишь чувство существования, но оно не равняется телу. Вся эта игра в космос и функционирование мира - в Сознании, и в конце концов эта игра погрузится обратно в Сознание. Размышляйте над этим без отождествления с телом, и вы, Сознание, будете знать, что принимать форму как себя есть Майя, иллюзия. Так, Сознание - это само семя целого космоса. Оно включает в себя динамическую энергию жизни - гуну, которая есть свойство Бытия, а также прану, жизненное дыхание. Сознание дарует знание, что "вы есть".
Когда сознание впервые появляется, оно свободно от отождествления себя любого рода - с "тем" или "этим". Даже несмотря на то, что оно есть динамически проявленный универсальный Принцип, из-за соотнесения себя с телом оно проживает боль и удовольствие. Сознание знает себя через себя. Очень редок тот, кто понял, что всё космическое Проявление произрастает из семени его сознания. Из атма-йоги - когда некто объединяется с самим собой, вытекает вишва-йога - единение с космосом. "Я", обитающее в Я, - есть джняна-йога, это безымянное и бесформенное состояние, но позже, когда нечто проявляется, оно принимает имя и форму. Лишь получив концептуальное знание, человек не может притязать быть Джняни. Джняна-йогину не требуется знать ничего, ибо он сам есть только Знание.
Джняна-йога - высшее духовное состояние. В этом состоянии нет индивидуальности, потому как это все-охватывающее состояние. Редко кто задаст вопрос с этой позиции, и ещё реже найдётся тот, кто ответит. Чувство индивидуальности и нужды чувствуются прежде обретения джняна-йоги. Но после её завершения, обретший полностью освобождается от нужд и индивидуальной личности. Эксперты кундалини-йоги упиваются своими видениями и силами, полученными через неё, однако источник энергии кундалини они не знают.
П: Я всецело соглашаюсь, что мы обязательно достигнем высочайшего уровня. Однако вы говорили, что из высшего внезапно возникает "Я-Естьность". И так мы у подножия неразрешимой загадки.
М: Что заставляет вас говорить об уровнях и думать о достижении высшего уровня? Уровень - это только идея. В результате разделения с Высшим, возникла первичная идея о "Я Есть" и как следствие развились прочие концепции. Разделение означает чувство другого, дуальность.
П: Мне кажется, я слышал, что вы говорили, что есть абсолютное не-различение, не- разделение на высочайшем уровне. Есть ли на том высочайшем уровне также и абсолютная "Я-Естьность"?
М: Из "не-знания" возникает знание, и это знание должно реализовать себя. Когда мы говорим, мы должны исследовать откуда берутся слова. Они возникаются из чувства "Я- Естьности", но что есть источник этой "Я-Естьности"?
В действительности, я вообще не говорю. Говорение происходит, только когда оно спонтанно случается. Но то, что случается первым - это напоминание о "Я Есть", из которого берутся говорение и слова. Итак, что это за "Я-Естьность"?
Помните, что в первичном напоминании "Я Есть" находятся целый космос и ваше тело. Все тела сотворяются и поддерживаются материальной (биологической) эссенцией, но чувство Бытия - это вся суть тела, Саттва-гуна. Кто и откуда это чувство Бытия? Это необходимо очень тщательно исследовать, пребывая в знании "Я Есть" - чувстве существования. Когда это будет выполнено, придёт потрясающее откровение, а именно то, что из вашего собственного Бытия-семени спроецирована вся проявленная Вселенная, включая ваше тело. Тот высший и всемогущий Принцип, сам по себе пребывая без формы и имени, впервые почувствовав "Я Есть", моментально охватывает тело и ошибочно принимает его за себя. Он сцепляется с телом так быстро, что факт собственного независимого существования легко упускается.
Сущность Бытия, гудящая "Я Есть, Я Есть" - необходимая предпосылка для любой активности тела. Когда человек болен и не отвечает, когда его зовут по имени, это чувство Бытия затуманено.
П: Должен ли человек засыпать столько раз, сколько это возможно, чтобы пережить на опыте "Я-Естьность", будучи в бодрствовании?
М: "Я-Естьность" не может быть пережита или распознана из ощущения тела-ума. Это "Я- Естьность" заставляет тело и чувства работать и переживать опыт.
Вот вы весьма умны, так поймите это: если вы думаете, что умираете, это означает, что вы всё ещё соотносите себя с телом, и ваше "Я Есть" ещё не погрузилось в себя, что также указывает, что вы не завершили джняна-йогу.
Ваше духовное знание, тем самым, несёт нечистый вкус. В то время как вы в действительности являетесь проявленным знанием "Я Есть", вы держитесь за тело как за себя. Это и есть нечистота. Мы говорили о смерти, что есть конечная точка жизни, но что насчёт начальной точки, рождения? До рождения вы присутствовали в утробе в течение девяти месяцев. В тот период, имели ли вы хумкару - это гудение Бытия? Сразу же после рождения, обитающее внутри Бытие себя ещё не ощущает. Распознание начинается лишь спустя несколько месяцев. Позже ребёнок познаёт различные объекты, такие как его тело и его мать, а также звуки и слова. На этой стадии через мать он узнаёт "своё" имя и прочие идеи.
Знали ли себя, будучи зародышем в утробе матери? П: Но ведь сознание не присутствовало в той форме. М: Знало ли оно себя те девять месяцев в утробе?
П: Нет, но оно было там...
М: Сознание присутствует повсюду, однако в зародыше оно остаётся в дремлющем состоянии, поскольку тело ещё не развилось достаточно.
П: Но ведь оно присутствовало в зародыше.
М: Где аргумент? Сознание повсюду, оно в цветах, вас, мне, всюду!
П: Хорошо, хорошо, я понял.
М: И что вы поняли?
П: Что нет ничего, кроме сознания.
М: Нет, не то. Правильным понимание будет тогда, когда вы поймёте, что всё, что вы поняли до сих пор, неправильно. С завершением джняна-йоги, всё, что было понято, оборачивается нереальным.
Так называемые мудрецы, кто упиваются полученными силами и славой, в действительности нереализованы, поскольку их пребывание в Я несовершенно. Ребёнок, кто был незапятнан и чист, был накормлен идеями, и теперь в точности как экран телевизора транслирует картинки извне. Принцип ребёнка, сознание, - продукт "химического процесса". Мне нравится говорить о сознании как о "химии". Но Вы, в высшем смысле, вовсе не эта химия, в которой происходит вся эта мировая драма. Предположим, вы - столетний старик, и вы держитесь за память, что вы - этот столетний старик. Это химия. К примеру, посмотрите на портрет моего гуру вон на той стене. Что в действительности содержит образ моего гуру? Это "химия" фотографии.
Теперь, эта "химия" в теле держит образ личности и несёт своё бремя через тело. Это я зову "механикой".
П: Но "химия" фотографии не смогла бы удержать образ вашего гуру, если бы гуру не было. М: Но кто этот гуру и где была бы память о "Я Есть", а также "химия", если бы не было Высшего, Абсолюта? Вечное существование Абсолюта одно делает возникновение сознания и всей игры космоса возможным, так что игра в мир - образ, созданный сознанием.
П: Космическое сознание приняло форму Махараджа?
М: Та крупица сознания приняла форму космического сознания. Его образ - вся Вселенная, что подобно тому, как в глубоком сне крошечка сознания разворачивается в мир сна.
П: Значит, вы в моём мире сна?
М: Прежде чем упоминать "меня", расследуйте сначала относительно "вас" самих, что "вы" есть такое. Также как бумеранг возвращается к человеку, который его бросил, так и ваш собственный вопрос возвращается к вам. Итак "вы" - что это такое? И более того, я не тело, и даже не та "химия".
Эта "химия", другими словами сознание, зовётся также Маха-таттва, Мул-майя, Хиранья- гарбха, Брахма-сутра и т.п., но сумма всего этого - атма-прем, любовь к Я. Тот, кто понимает и реализует Маха-таттву - "Махатма". Вы можете считать себя Джняни, но если вы думаете так, то вы лишь невежа.
П: Итак, Осознание - высочайший возможный термин, применимый к этому. Осознание, кажется, находится над "Я Есть".
М: Да, при условии что Осознание не чувствует "Я Есть". Знание всей Вселенной сливается в том высочайшем состоянии. Любое проявление, обладающее качествами, зовётся Бхагаван.
Но все титулы и статусы, предполагаемые этими титулами, как и всё остальное, сливается в Ничто. Ишвара, ставший вишва-вишайей - вселенским Проявлением, становится нир- вишайей - тем, кто лишён даже субъективности. Это поймут лишь те, кто страстно стремится узнать свою собственную природу. Вся информация, что я даю, относится к той искре, той крупице сознания, породившей всю проявленную Вселенную. Далее, Я, Абсолют, не являюсь этой искрой! Но я не могу дать никакой информации о Себе, Абсолюте. Столь много было тотальных растворений Вселенных, Вечности сменяли друг друга, однако Я, Абсолют, остаюсь незатронут, и Моё царствие всегда спокойно. Предположим, вас спрашивают, что вы делали сто лет назад? Вы говорите: "Меня не было". Это означает, что я был не такой, как нынешнее "Я Есть". Кто и как мог бы сказать "Я был не такой"? Тот, кто сказал бы это, разве не присутствовал бы он тогда? Тот, кто был за сто лет до нынешнего "Я Есть", не является этим "Я Есть", однако он был тогда и он есть сейчас.
П: Он - Я, Абсолют.
М: Хорошо, используйте любые слова и концепции, чтобы тешить себя. Когда я зову кого-то "жуликом", это тешит меня, и когда я зову кого-то "Махатмой", это тоже тешит меня. Но чем вы были сто лет назад? Просто погрузитесь в это.
Почему вы не исследуете точку зачатия и последующее её развитие? Вместо того, вы заняты получением духовных и мирских благ. Это не поможет.
В соках растений и субстанции пищи эта швараса, чувство сознательности, а также прарабдха, судьба, уже присутсвуют в дремлющем состоянии. И воплощением этих соков и субстанции является чувство Бытия, знание что "Я Есть".
П: Но может ли тот Принцип быть без праны?
М: Кто конкретно должен быть без праны?
П: Есть ли этот Принцип в цветке?
М: Не только в цветке, но даже в цвете. Он везде. После прослушивания знания, что я истолковываю здесь, что произойдёт? Тот, кто поймёт и впитает знание, придёт к заключению, что всё, что может быть услышано, увидено или получено, является абсолютно бесполезным и лишним. В конце концов никто не останется, лишь нишкама Парабрахман, лишённое желаний вечное состояние Абсолюта. Мы следуем духовным дисциплинам вроде служения Богу, аскезы, джапы и др., чтобы получить нечто духовное. И в случае, если цель достигнута, это будет нишкама Парабрахман, который засвидетельствует, что всё это было бесполезно. Даже Высшее бесполезно для Высшего. Это состояние зовётся также Пурна- Брахман, Парамантман, Парамешвара. Теперь вернитесь назад, на один день до вашего зачатия. Это - также Пурна-Брахман. Тогда не было никакой нужды в чём-либо.
П: Я пытаюсь следовать моим мыслям и чувствам, однако нахожу, что они всё время подвергаются изменениям. Я знаю, что эти изменения происходят на фоне чего-то неизменного во мне. Будет ли польза от подобных размышлений?
М: Да, польза будет, но... Интеллектуально всё это хорошо, однако мышление нереально. Что вы подразумеваете под неизменным? Когда может быть неизменное? Только когда вы не знаете "вы есть"... когда чувство Бытия тотально поглощено самим собой. Разве не были вы в том неизменном состоянии за день до вашего зачатия? Из вашего чувства тела-ума вы наблюдаете всё как отделённые от вас сущности, такие как например "я", "вы", "мы", "они" и др. Но для неизменного Абсолюта вся эта игра космоса случается в пределах клеточки Бытия. Какая ваша личина осталась неизменной с детства до ваших сегодняшних дней? Нет вещи в мире, которая могла бы оставаться той же самой и не меняться!
П: Я думаю, принцип "Я" не меняется, не так ли?
М: Ваш принцип "Я" ещё не понял. Это - результат игры пяти элементов, которая всегда в течении. Так как вы можете присваивать "Я-Естьность" Абсолютному состоянию? В том состоянии нет никакого места вообще для игры пяти элементов! Это состояние вообще без каких-либо аттрибутов.
Предположим, у Абсолюта было немножечко чувства "Я-Естьности", стал бы он входить в утробу тогда?
П: В моей медитации внимание находится на самом сознании. Я понимаю, что я осознаю это чистое сознание и что я не являюсь им.
М: Ваше духовное прошлое хорошее. Вы говорите о чистом сознании, которое есть все- объемлющее проявление и функционирование. И в том состоянии случается свидетельствование. Завершение медитации состоит в полном искоренении как памяти, так и не-памяти всего проявленного, а также чувства Бытия. До тех пор пока гуна, чувство Бытия, присутствует, свидетельствование происходит. Пребывание в состоянии не- свидетельствования - это Адвайта, Высшее. Следовательно, весь опыт должен быть поглощён, включая это ощущение чувства Бытия, этот самый первый опыт.
П: Как я и сказал ранее, когда я осознаю это чистое сознание, в тот момент я вполне независим от тела и обстоятельств. Я ощущаю Себя, Абсолют, как Источник того сознания. И позади этого сознания, "Я" как Абсолют остаётся в тихом покое.
М: Вы говорите о сознании, теперь скажите мне: "Что есть причина этого сознания? Это результат чего, продукт чего?"
Другой посетитель: Сознание - продукт пищи.
М: Да, в еде, в этом её качестве, гуне, живёт чувство "Я Есть". Но поймите правильно, Вы или Я не являемся той гуной с Абсолютной точки зрения. Мы, Абсолют, лишь прикидываемся "Я-Естьностью". Как Абсолют мы не являемся той химией "Я Есть".
Первый посетитель: Позже в моей медитации я, кажется, отодвигаюсь от состояния осознания чистого сознания, и соскальзываю обратно в своё телесное и ментальное существование. Я ищу вашей помощи на данном этапе.
М: Не делайте ничего, абсолютно ничего! Просто будьте, будьте только этим "Я Есть" и обитайте там.
Чтобы впитать это, медитируйте только на Бытие. Поймайте это знание "Я Есть" в медитации. В этом процессе возникнет понимание, что Я, Абсолют, не могу быть гуной "Я Есть", следовательно, из медитации ничего не следует выносить и заключать в память. Тем не менее, если что-либо возникает на экране памяти, не придавайте этому значение, просто будьте, ничего не делайте. Удерживайте себя от хватания чего-либо в медитации, ибо в тот момент, когда вы это сделаете, тут же возникает чувство чего-то "другого", дуальность.
Ничего не должно быть сделано. Тогда все ваши загадки решатся и растворятся. Мулмайя - главная иллюзия - ослабит свою хватку вас и уйдёт.
В духовности нет ни выгоды, ни потерь, а также не будет и вопроса о рождении и смерти. Фактически, у вас нет прямого опыта рождения! Это подобно тому, как если бы в Калькутте украли что-то, а я, будучи в Бомбее и никогда не бывав в Калькутте, был бы в этом обвинён. Точно так же, мне выдвинули обвинение не только в этом рождении, но также и в тысячах предыдущих. Однако я не в курсе ни одного рождения, лишь мои "родители", кого я никогда не знал прежде, обвиняют меня в этом рождении.
При таком положении дел, разве вам не стыдно принимать обвинение в рождении? Я был избавлен от всех этих воображаемых обвинений, когда встретил моего Садгуру, кто зажёг светоч мудрости и показал мне мою истинную суть - как Нерождённого. В сфере Нерождённого нет места для ни "Я Есть", ни для солнца, ни для луны, ни для звёзд, ни для космоса.
Глава 12