В отсутствие отождествления с телом, где ум?
***
Махарадж: Нет деятеля, нет творца Вселенной и этого проявленного мира. Нет и того, кто им наслаждается. Всё это происходит спонтанно.
Посетитель: Делая джапу (рецетируя мантру), нужно ли нам привносить во внимание значение слов?
М: Вам не стоит нарочно пытаться разработаться в значении джапы. Значение само всплывёт в вас, должным образом вас насыщая, согласно вашим качествам. Проявление динамической шакти разнится от персоны к персоне, и эффект будет для каждого свой. Пожалуйста, содержите семью, соблюдайте свою ответственность в мире, со всем пылом выполняйте работу. Но хотя бы поймите и помните ваше собственное "Я", то, что "Вы" есть Сами. И постепенно вы осознаете, что как Знающий, вы пребываете без каких-либо признаков в отношении места и формы. Всё, что видится и ощущается во Вселенной творится спонтанно, без специальной на то причины. Всё функционирует, сияет, вращается, бурлит и гудит - бесцельно. Вы, однако, всегда остаётесь, даже без формы тела, имени или любых других иллюзорных данных. И чем ни была бы та прочая сущность, что соотносится с формой и определяется ей, та сущность сама себя создаёт, питает и поддерживает. Позже она уйдёт неизбежно. Понимание всей этой игры - Знание. Господь Кришна говорил в писаниях о Параматмане - Высшем - Только как о себе самом. Другие также пытались проповедовать высшее Знание, однако поймали себя в ловушку своими собственными идеями. Если вовсе я собираюсь размышлять, это будет относиться лишь к Проявлению и игре, естественной для него. Но я совершенно не думаю о том, как внести некие изменения где-либо в проявленном. Но как только вы впутаетесь в размышление, оно будет происходить лишь в рамках личности, о ваших персональных проблемах. Ничего не должно быть сделано, разыщите лишь каким образом касанье этого "Я Есть" возникло в вас.
П: Когда я говорю, совсем нет ощущения, что это я говорю.
М: Вы говорите от имени личности, какой бы сейчас она ни была. Но что есть опора той личности?
П: Слова просто выходят.
М: Когда говорите, полагаетесь вы на своё собственное Бытие или на чьё-либо чужое?
П: На моё собственное Бытие.
М: Бытие "я" весьма кратковременно, оно проживается лишь мгновение. Но тот, кто проживает Бытие, существует всегда, безвременно. Вы должны понять, что "Вы", Проживающий, есть Принцип, присутствующий всегда. Итак, с какой позиции вы собираетесь говорить теперь?
П: Поскольку говорить совсем нет желания совсем, речь идёт не от прежнего.
М: Я хочу от вас прямой ответ на свой вопрос. Почему вы мямлите? И снова вопрос повторяю: говорите вы с точки зрения этого краткого Бытия или же из позиции Вечности?" П: Нет персонального "я", которое говорит.
М: Вот не надо здесь этого! Я выдвигаю вам обвинение, что лишь вы здесь являетесь говорящим. Говорите вы с кратковременной позции или же с неизменной?
П: Не из временной позиции.
М: То, что вы говорите, неправда.
П: Но это и есть моё видение, что здесь нет "я"-говорящего.
Когда вы говорите, что "я", то есть личность, говорит - это неправда.
М: Неразумно для вас говорить таким образом, ведь истинное Знание ещё не открылось вам. Так вы собираетесь предоставить мне информацию с точки зрения временной фазы или той, другой?
Кажется, вопрос вы не поняли.
П: Это говорит мне, что то, что кажется временным, временным и является.
М: Так какую же информацию вы предоставите человеку о состоянии, которое никогда не меняется?
П: В том случае я буду настаивать, чтобы он повидался с Садгуру.
М: Но какую же ценность представляет тогда проводник?
П: Он будет гидом для тех, кто посетит его.
М: Я собираюсь выставить вас отсюда. Никаких знаний я вам не дам. Мне что, начать обучать вас с самых основ? Прочтите сперва "Я Есть То" и подумайте. Каждый раз как новый товарищ приходит, мне что, начинать всё с нуля? Как был "Я" до прибытия в мир? Почему Бытие появилось? Внимания стоят только эти вопросы.
П: Я следую методу моего гуру: что бы я ни обрёл - нереально и связано временем.
М: Это каждый может сказать. Это тело и Бытие - как они появились? Вот то, что хотелось бы знать.
П: Я ещё не решил о чём мне говорить. То, что впиталось в меня, выразит себя.
М: Никто не способен предопределить о чём он будет говорить. Предположим, вы подготовили длинный доклад, чтобы выступить здесь, однако не можете ничего вспомнить. И что же тогда? Это вовсе не так, будто бы всё, что вы задумали, обязательно будет случаться.
Однако, чувство "Я Есть" - это важная вещь. Наиболее значимо то, что вы сперва знаете и помните это чувство, а затем уже всё остальное. Прежде о том чувстве памяти не было, но затем оно вдруг появилось.
Теперь же я излагаю духовную речь - нирупону. В маратхи слово нирупона происходит от слова нирупа, что означает "послание". Но для того, чтоб доставить это духовное послание - нирупону, должно быть сперва сообщение о том, что "Я Есть". Затем, всё, что из него следует, будет духовным посланием. И то духовное сообщение, в случае, если оно доставлено по назначению, даёт исчерпывающую информацию о том, кто его прослушает.
Для того, чтобы доставить это послание, Абсолютное Я допускает Бытие.
Теперь же рассмотрим случай на примере посла от правительства. Он лишь доставляет послание, у него нету власти, присущей правительству. Он лишь несёт свою службу как государственный служащий. Но "Я Есть" само по себе есть и посол, и государство. Пророки вовсю декларируют, что несут слово Божье. Но Кришна такое не ляпнул бы. Он заявляет решительно: "Из Меня снизошло всё Творение. Но Я - Абсолют - отделён от него.
Сотворенное из Меня относительно, ярко как фейерверк загорается, также быстро затем стихает. Но Я - Абсолют - остаюсь навсегда."
Существуют различные методы изложения духовного Знания. Однако я не учу, повторяя по памяти и бубня чужие высказывания. Главное - это понять как, почему и откуда возникнуло моё чувство существования, именуемое рождением; и как был Я до прибытия этого Бытия. Редок тот человек, кто поймёт это.
Столь много минуло инкарнаций, однако лишь Бхагаван Кришна сказал: "Всех аватар Я творец, а так же Я - Принцип, их знающий". И Рамана Махарши, и Шанкарачарья подробно объяснили этот момент. Как есть я вечное "Я"? И как есть я тот, относительный, существованием очерченный? Вот это стоит понять. Это всё.
Но велика та мулмайя, которая дурачит вас байками, якобы вы принимаете сто тысяч рождений. Но вы в своём невежестве не изучили это должным образом. Ведь до момента рождения формы о "Я Есть" вы и не слышали, о своих реинкарнациях - уж тем более. Разве возможно поверить в такое? Вы принимаете всерьёз то, что были рождены и перерождаетесь, не так ли? Однако что есть вы и как вы есть? Пока вы не обратите внимание и не схватите это полностью, до тех пор не будет свободы от подобных ментальных концепций. Эти мирские концепции также предоставляются четырьмя Ведами, что заставили многих плясать под свою дудку. Когда же я сконцентрировался на моменте своего пробуждения, Веды сложили ладони, полностью сдавшись, и погрузились в молчание.
Чтобы немного детальней понять это, рассмотрите Пурушу и Пракрити, два извечных принципа. В результате их взаимодействия явились три гуны и пять элементов. Вода, огонь, воздух и пространство, вместе с Раджасом, Тамасом и Саттвой сформировали Землю,
способствуя её готовности к дальнейшему развитию. На Земле выросли растения, и когда их соки приняли телесную форму, дремлющий принцип Бытия также проснулся в ней. У тех элементов нет понятия о собственном существовании. Бытие зародилось в теле в процессе игры пяти элементов. С той поры все эти ритуалы и правила могут иметь своё место. Теперь тот вечный Принцип, что не знал о своём пребывании, стал проявлен миллионами форм.
До рождения ни родители, ни тот Принцип не знали друг друга. В жидкой форме Принцип был посажен, подобно семечку, в утробе матери. В течение следующих девяти месяцев он развился до формы младенца, что в латентной форме является семенем всего дальнейшего опыта. Бытие-семя - чистая Саттва, квинтессенция тела пищи. Семя то из себя представляет целиком только лишь невежество. Тот зачаток грядущего опыта определяет собой прарабдху, которая есть все события, подлежащие проживанию. Бедняга ребёнок, что был до момента того без сознания, был одарён всей гаммой страдания. И в тот самый момент зачатия было запечатлено в точности фото всей тотальности космоса, включая портреты родителей, положение планет, звёзд в созвездиях, и было отштамповано на ребёнка. Что есть тот принцип, что снял тогда фотографию? Тот высший принцип известен под титулами атма- прем, маха-таттва, мулмайя, брахма-сутра и хиранья-гарбха. Маха-таттвой он зовётся потому, что значение его - наивысшее. Маха-таттва нам также известна как Христос, Кришна, Шива и Вишну. Она также зовётся парабдхи, что в переводе - океан жизни, миллионами форм бурлящий. Помните, что сказал Господь Кришна? Что "посредством той йогамайи, Я веду свою деятельность в мире, в то время как собственно Я, Абсолют, остаюсь в стороне."
Вся Вселенная внутренне связана и заряжена энергией посредством той йогамайи, йогашакти. Это Бытие ещё не было полностью проявлено, будучи в матке. Следовательно, вы помните, что ваше "Я Есть", то есть ваша судьба, возникло спонтанно и по собственной инициативе. Это Бытие, что в расцвете сейчас, долго ли будет оно продолжаться? Вместе с собою оно принесло дату собственной смерти, оно связано временем. В утробе оно себя не знает.
Джняни(Знающий) зовётся так потому, что знает исток Бытия. А также и то, что всё это - продукт невнимательности. Он не втянулся в игру Бытия и потому превосходит его. Он наблюдает рождение, затем поддержание и угасание, и он знает: всё это - не Он. Он - очевидец Бытия, свидетель прарабдхи.
То Бытие, что находится в дремлющей стадии в матке, осознаёт своё Бытие спустя небольшое время после прихода в мир, и сразу же поспешно и легкомысленно принимает эту телесную форму как самого себя. Путём кормления форма расширяется мало-помалу до образа формы родителей, чьё фото тогда отпечаталось на форме в минуту зачатия. Тот контейнер еды, то есть тело, поглощается Бытием день и ночь. Но та сущность, что еду поглощает, отлична от тела, она в стороне от тела. Принцип того Бытия обитает в теле, состоящем из еды. Подобно дитю, сосущему материнскую грудь, Бытие поглощает тело.
Вы хотите знать Себя, не так ли? Однако это совсем не игрушки. Если хотите быть Джняни, поймите как возникло "Я Есть" и что это такое. Какова ваша суть, до прибытия сюда? Что есть то ваше исконное состояние? Только Господь Кришна выразил это прямо: "Раз "Я Есть" появившись, уходит, тогда Я не могу быть всем этим. Я, Абсолют, без конца пребываю." Мой Сатгуру поведал мне ясно: "Несмотря на мирскую активность, ты вдали от всего, нерождённый." Так, любой человек станет Джняни, ясно схватив суть в нижеследующем:
Бытие к нам пришло в результате зарождения тела из пищи, функционирует оно автономно и стихает в отсутствие пищи. И в процессе того понимания, он знает - он Бытию не тождественнен. Теперь Он в состоянии Джняны.
Сколько было святых инкарнаций, утверждающих свой высший статус, но ведь все поголовно погрязли в мыслях, что набрали снаружи - слушая других и читая духовные книги. Для всех действий мирских и духовных необходимы слова. Однако поскольку Джняни превосходит ментальный уровень, он свободен от слов и концепций. В спокойном молчании Джняни все слова ушли в тишину. Даже Веды, сказав "нети-нети", то есть что "Я не то, Я не это", полностью исчерпали свои слова и замолкли, с того момента они стали Ведантой, что
есть "окончание Вед".
Я сказал вам достаточно о прарабдхе, присущих ей опытах, и о том, как они создаются. Теперь, где же вы во всём этом? Каково ваше местожительство? Что из себя представляет та личность, что вы хотели бы сохранить? Что за личность с самого детства по сей день вам исправно служила? Сперва личность ребёнка, затем юного взрослого, затем человека средних лет, и наконец, старика. Средь всех них - где та, настоящая? К тому же, по сути, нет также прямого свидетельства что вы вообще были рождены.
П: О личности я не думаю подобным образом. Временами я вижу на практике, что это "я" становится меньше. Дело только в работе внимания. Когда внимание входит в "Я Есть", тогда "Я Есть" становится меньше.
М: Когда вы направляете ваше внимание на мысль-чувство "Я Есть", чувствуете ли вы нечто новое физически?
П: Когда внимание не на "Я Есть", тогда оно пропадает. Однако когда внимание очень сильно, воспринимаются объекты.
М: Ваше внимание - каково оно? Стабильное, постоянное?
П: Да.
М: Если так, опишите это. Вы утверждаете, что у вас есть этот опыт?
П: Да.
М: Так зачем вы пришли сюда?
П: Этот опыт не непрерывен.
М: Если вы укрепились в нём твёрдо, тогда он всегда непрерывен, навечно.
П: Он крепок лишь на мгновение.
М: Кто знает те две стадии - внимания чистого, а также нечистого?
П: Наверное, знающий. Может, внимание. Возможно, кто-то и знал о внимании, но Я пребываю в молчании.
М: Кто управляет вниманием - вы или некто другой?
П: Истина знает.
М: Расследуйте это тщательно. Медитируйте так часто, насколько возможно, сидите в самадхи часами.
П: Мой ум тих, но внимателен также, я гляжу на "Я Есть".
М: Вы подошли к стадии знания, но достичь цель вам ещё предстоит. Это возможно в случае если внимание сольётся с вниманием. Если бы внимание изжило себя, вы бы сюда не пришли.
П: О, понимаю, я должен был внимание разгрызть окончательно.
М: Да, так и есть. И сейчас вы застаиваетесь в стадии танцев с вниманием. Для достижения цели, однако, внимание должно быть утрачено и поглощено окончательно. Сейчас вы говорите от имени "Я Есть", что связано временем.
Другой Посетитель: Внимание без объекта внимания - быть может, это то?
М: Может ли быть внимание в отсутствие всяких объектов? Внимание приходит с объектом, оно существует лишь в связи с объектом.
П: Лишь когда объект и внимание его уходят на покой, возможно самадхи?
М: И кто знающий это?
П: Вы что, мне наживку подкладываете?
М: Говори за себя!
Другой Посетитель: Мой ум очень тих, и не движется ни к какому объекту вообще. Кажется, есть неподвижность ума, тишина. Это результат моих опытов здесь.
М: Что он сказал?
П: Когда нечто приходит вкусить то внимание, мой покой нарушается, и возникает чувство "Я Есть". Тогда ум мой глядит наружу на тот объект. Таким образом, очевидно, что объект и "Я Есть" появляются одновременно.
М: Кажется, вы говорите с позиции тела-ума. Однако я говорю из не-ума. Ум сохраняется лишь до тех пор пока есть телесная личность. Когда этого нет, где тогда ум? Бодрствование,
сон, Бытие - эти три носят титул "рождение", и всё это связано временем.
П: Но разве не должен я изучить сперва тело-ум из того состояния, чтобы получить о нём представление?
М: Я что, нянька в детском саду? Должен начать с букваря? Я начинаю беседы свои с прарабдхи и Бытия. С телом-умом же я дел не имею.
Глава 9