Время - дитя бесплодной женщины
Глава 1
Чем был я до зачатия?
***
Посетитель: Остаётся ли у человека эго после самореализации?
Махарадж: У него нет никаких ассоциаций с эго. Пока некто отождествляется с формой, эго присутствует. Поскольку Самореализованный более не имеет какой-либо связи с телесной формой, этот вопрос просто не возникает. И более того: он даже не осведомлён о собственном существовании как отделённой личности. Это означает, что самореализованный Принцип свидетельствует всё проявленное, а именно - жизненную силу вместе с Бытием.
П: Когда некто не имеет формы, у него никаких больше проблем?
М: Ни одна линия тела не касается его. Та самореализованная Сущность наблюдает всё проявленное, включая мир, а также Бытие.
П: В случае того, кто реализовал себя, все телесные функции выполняются автоматически? М: Все действия спонтанны. Когда Бытие было зачато, формирование тела вокруг него сложилось спонтанно, не было самого вопроса о сотворении тела кем-либо.
П: В случае Джняни, того, кто установился в Абсолюте, каким образом складываются обстоятельства, чтобы он мог прокормиться? В случае ребёнка природа предоставляет родителей, чтобы он мог развиваться с их помощью, но в случае Джняни нет никого рядом с ним.
М: Когда Бытие было ещё в утробе, тело вокруг него сформировалось автоматически, разве нет? Таким же образом и в случае Джняни, так как он един с природой, так как он сам есть природа, это забота природы присматривать за ним. Никакие действующие лица здесь не требуются, всё просто случается вокруг него.
П: Вот есть все эти великие йоги, пытающиеся дожить до тысячи лет. Они висят головой вниз, питаются воздухом или только водой. Что мотивирует их? Почему они живут так долго, проходя через столько страданий?
М: Они получают от этого какого-то рода удовлетворение, якобы они делают нечто очень духовное, выполняют эпитимии. Они хотят увековечить это и чувствуют некий долг в продлевании своих жизней в поле духовности. Но на чём основывается это Бытие? Из-за чего вы живы до сих пор? Эта жизнь непродолжительна. Почему? Когда что-то идёт не так с телом, жизнь приходит к концу. Вы убеждены, что вы есть, но на чём это основывается? И по какой причине эта убеждённость, это Бытие, пропадает? В этом процессе Бытие становится не-Бытием. И не-Бытие в свою очередь оборачивается Бытием, совершенно спонтанно.
Теперь, к кому же мы должны обратиться с вопросом почему так происходит?
Каждый должен исследовать себя. У вас есть убеждённость "Я Есть" - на чём она основывается? Никто никогда не исследует это. Почему это Бытие? Каким образом "Я Есть"? Почему "Я Есть"? От чего оно зависит? Никто никогда не смотрит с такого ракурса, люди лишь рассматривают относительные факторы, касающиеся тела и ума, а в область за их пределами они никогда не заглядывают.
Что вы имеете в виду под "смертью", под этим общепринятым выражением? Вера что "Я Есть" исчезла, убеждённость "Я Есть" ушла - вот она смерть.
П: Некоторые хотят продлить свою жизнь, а значит, у них есть эта любовь к себе. Значит ли это, что они в пределах границ Майи (иллюзии), или же они превзошли её?
М: Однажды превзойдя идею тела, вам нет разницы проживёт оно долго или нет. В своём существовании вы не зависите ни от чего. Попробуйте найти для себя - что вы есть сами, вне зависимости ни от кого и ни от чего.
Над чем бы вы ни задумались, вы всегда думаете о чём-то ином, нежели о "вас". Вы всегда размышляете только лишь о том, чем сами не являетесь! Тогда как же подумать о себе? Этого вы не сможете сделать. Ясно поняв этот момент, вы остаётесь без мыслей. Что бы вы ни делали, вы можете думать лишь о чём-то, что не есть вы, даже если это благородные мысли вроде Ишвары (Бога), который всё ещё концептуален и, следовательно, отделён от вас.
Теперь, возможно ли мыслить о собственной Самости? Вот вопрос.
П: Вы говорите, мы должны быть независимы от нашего функционального Бытия (существования тела-ума), что я пытаюсь делать, однако каким-то образом я не могу быть независимым от моего здоровья.
М: Задавайте вопросы по теме, которую мы обсуждаем. Не задавайте эти грубые и несущественные вопросы. Наш текущий предмет обсуждения касается размышления о себе, здесь нет простора для слов (концепций). А когда нет слов, нет и мыслей.
Чем вы занимались за восемь дней перед зачатием в утробе вашей матери, знаете ли вы? Или я? Разъясните мне ситуацию перед вхождением в утробу, каким было ваше состояние? Только вы можете сказать что-либо об этом состоянии.
П: Я не помню, но... я был Бытием?
Переводчик: Бытие появляется в утробе. Бытие - это дремлющее состояние в зародыше в утробе матери.
М: Кто знает о Бытии перед зачатием? Если бы вы осознавали Бытие до зачатия, вы бы явно предпочли не входить в утробу.
П: Я не помню.
М: Это и невозможно, потому как это состояние, лишённое внимания. Итак, где вопрос о том, чтобы помнить? Внимание начинается после прихода Бытия. Бытие зарождается в матке в дремлющем состоянии. Эта граница между Бытием и не-Бытием - Мулмайя (коренная иллюзия). Ей дают славные имена. Сначала нет внимания, и тут внезапно оно начинается.
Вот есть вещь [Махарадж показывает свою зажигалку]. Перед тем как она вошла в Бытие, каким было её название? Переход из не-Бытия в состояние Бытия - каким образом он наблюдался? Вы просто ощутили это касание. Перед тем как наблюдать что-либо, сперва мы чувствуем это касание "Я Есть".
Распознать то состояние до зачатия, то вечное состояние, чем бы оно ни было, пребывать в нём - вот Высшее. Теперь, для вашего же блага, я приложу к ему имя - Парабрахман, Абсолют.
П: До зачатия?
М: До зачатия, каким бы ни было то состояние, то есть ваше наиболее естественное совершенное состояние, оно всегда господствует. Когда это Бытие уйдёт, то состояние будет здесь, оно всегда остаётся.
Состояние, в котором вы были за восемь дней до зачатия и за миллионы лет также, чем бы оно ни было, это состояние господствует и сейчас также, и даже после ухода самого существования - оно преобладает!
Из-за моего нынешнего состояния здоровья я не склонен много говорить. Я буду иметь дело лишь с этой темой, лишь редкий человек поймёт то, на что я указываю. Когда кто-либо задаёт мне грубые вопросы, не ожидает ли он, что я спущусь на тот уровень и буду объяснять всё с начала и в деталях, как в детском саду?
У меня, однако, есть очень странные вопросы! Перед моим рождением, перед моим зачатием, кто втянул меня в утробу? Мой отец? Моя мать? И в качестве чего? Это было бы возможно, имей я тогда определённую форму, цвет, дизайн, тогда меня можно было бы втянуть. Тот, кто решил эту загадку, пришёл к заключению, что это Бытие и весь этот проявленный мир нереальны.
Не было нужды в знании когда этого Бытия не было. Даже великие боги Брахма или Вишну, столкнувшись с этой головоломкой, закрыли свои глаза, вошли в самадхи и просто растворились.
П: Они ничего не делали?
М: А что они могли? Сейчас вы чувствуете, что "Я Есть" из-за ассоциации с жизненным дыханием. Потому как жизненная сила функционирует, вы знаете "Я Есть". Когда нет этой ассоциации, что вы можете? Можете ли вы что-нибудь сделать?
П: Что я могу сделать, чтобы получить Знание?
М: Не делайте ничего, только держитесь себя, просто будьте в том Бытии, тогда оно
расскажет вам как не-Бытие обернулось Бытием. Я могу сказать вам только это: поймайте и удерживайте это касание "Я-Естьности", это Бытие, пребывайте в нём, размышляйте только о нём.
П: Лучшее, что можно сделать, - это быть там, в состоянии "Я Есть"? Быть в медитации?
М: Не нужно "быть там", просто будьте.
П: Целый день? Или это какая-то специальная медитация?
М: Кто говорит о целом дне? Кто ещё может это сказать, как не Бытие? Оно может охватить всё в своих размышлениях, но себя поймать не может.
П: Карма - это проблема, которую мы создаём?
М: То, что создало вас, создало и карму, и проблемы кармы, так, чтобы вы могли втянуть себя в неё. Кто создал вас? Что вы имеете в виду под кармой? Это же движение, активность.
П: Пока человек является субъектом кармы, он сталкивается с ней, и она кажется реальной. Но разве это не иллюзия?
М: Я пытаюсь удерживать вас так, как будто вы ещё в утробе. Если вы послушаете меня внимательно и тихо, всё разрешится. Это распространённая ошибка, заблуждение, то, что мы отождествляем себя с телесной формой.
П: Последняя ошибка?
М: Первая и последняя. Опять же вспомните, что я говорил ранее. То семя, что создало это тело и всё остальное, до тех пор пока оно живо, вы можете говорить все эти слова. Но как только оно уйдёт, вы вновь в своей вечности, в вашем вечном состоянии.
Из крошечного семечка вырастаёт огромное дерево. Точно так же, из этого маленького семечка Бытия - прикосновения "Я-Естьности" - рождается весь проявленный мир. С этого момента более нет силы в словах, невозможно разъяснить это вербально.
П: Моё эго, моё тело, другие тела других эго здесь в этой комнате, всё, что они слышат, - это всё концепции, колебания Бытия. Это так?
М: Да, и если вы хотите лучше понять это, возьмите пример сновидения, вашего сновидения. Так как я затрагиваю высшие аспекты Знания, я не в положении отвечать на грубые вопросы. Если кто-то задаёт такой вопрос, я не буду с ним бодаться, потому как для него, с его точки зрения, этот вопрос имеет смысл. Но прямо сейчас, если я и должен быть заинтересован в каком-либо состоянии, это то состояние за восемь дней до зачатия, состояние Парабрахмана. Вчера звучало слово "эго", и сегодня тоже. На каком уровне прикрепляется это "эго" и в какой конкретно момент?
Всё является святым и всё является грехом. Вопрос святости и греховности есть, покуда есть Бытие. Если Бытия нет, тогда где же вопрос о святости или греховности?
Вы встречаетесь со многими и считаете их мудрыми. Они говорят вам, что в следующей жизни вы будете великим царём, а в жизни после той будете ещё более великим царём. Когда дают такой совет, слушающий очень счастлив, очень доволен. Лежащая в основе этого любовь к себе - иллюзия, но никто не готов это признать. Никто не готов отдать это Бытие, знание "Я Есть".
Предположим, следующий вопрос адресован интеллигентному человеку: "До момента зачатия, как вы себя ощущали?" Человек ответит так: "Я пребывал в дремлющем состоянии в эссенциях моих родителей". Вот так ответит умный человек. Это, тем не менее, основано на обыденной точке зрения, и если вы проследите это дальше, к родителям родителей и т.д., вы получите на руки бесконечную регрессию. Следовательно, тот принцип без формы является лишь чистым знанием в дремлющем состоянии, если вы попытаетесь отследить его источник, он уведёт вас назад в вечность. Вот почему этот принцип вечен. Теперь я дам вам две подсказки для дальнейшего исследования. Первая - твёрдо установите себя в состоянии до зачатия, а вторая - вы обернули себя в традиционную концепцию родителей. Так вам не удастся хорошо ухватить свою истинную природу. Это обыденное понимание не уничтожается, однако в этом и нет нужды, потому как в основе своей оно нереально, неистинно. Что бы ни сказали невежественный младенец и совершенный мудрец - и то, и другое верно.
Я могу дать вам ещё одну идею: "Кто есть тот совершенный Принцип или Личность, что существовал до рождения кого бы то ни было?" И здесь опять эта параллель между ребёнком в колыбели и совершенным Джняни. Когда ребёнок ест, он без малейшего понятия ест он мочу или испражнения, еду или молоко, для него всё это одного вкуса.
Как осознаёт себя ребёнок в том состоянии? Только он знает. Итак, что вы можете сказать о ребёнке и Джняни?
П: Полагаю, важно стать ребёнком, отбросить все привязанности.
М: Где же вопрос о отбрасывании, отречении? Это всё пришло спонтанно, вам не нужно ничего отбрасывать. Нужно лишь понять. Вы приговорены страдать только лишь из-за возникновения этого Бытия. Вы что, пошли и выловили где-то это Бытие? Оно возникло спонтанно. Неужели ребёнок делал что-то специально, творил какие-либо концепции, идеи, эго? Джняни, поняв это состояние Бытия и всю его игру, превзошёл его и пребывает в состоянии до рождения. Он извечно обитает в том совершенном состоянии, появляется ли Бытие или исчезает.
В течение вашей жизни вы совершили так много всего, у вас было столько лиц, и все эти лица, как и всё знание рано или поздно покидали вас. Наконец, с каким лицом вы умрёте? Если вы поняли что "вы" такое в действительности, есть ли место для духовных целей?
П: В реальности нет. Я спрашиваю себя почему я здесь, что за причина? Я знаю только, что во мне есть невежество. Я думаю причина, почему я здесь, это получение помощи в уничтожении невежества.
М: Ваше невежество ушло. Теперь опишите, что вы имеете в виду под невежеством?
П: Я недостаточно чётко ощущаю что это, хотя и вижу множество разных вещей. Иногда у меня проблемы, мне кажется, что это из-за моего невежества.
М: Бодрствование, сон и Бытие, весь этот опыт вместе - только невежество. Невежество, именуемое "рождением", означает эти три состояния. Как только вы поняли это, можете делать что угодно, вы свободны. Когда вы знаете ложное как ложное, вам не надо поклоняться божествам. Любые идеи о деятельности - о том, что вещи происходят потому, что вы делаете что-то - также уходят.
До возникновения этого Бытия вы пребывали как чистый Парабрахман, Абсолют.
Джняни не придаёт особого значения этим бодрствованию, сну и Бытию. Точно так же, как вы не боитесь резиновой змеи, так и Джняни не заинтересован в бодрствовании и Бытии. П: Всё одинаково?
М: Но какую пользу вы извлечёте из этого знания? Необходимо ли вам усилие, чтобы увидеть и подтвердить это как ложное?
П: Можно видеть всё и без усилий.
М: Однажды поняв невежество, для вас нет больше никаких усилий, потому как вы отпускаете это как ложное, и в дальнейшем больше к этому не обращаетесь.
За что вы переживаете и о чём страдаете? За имя этой формы тела, его отношения и это Бытие. Если вы хорошенько поразмыслите над этим, вы получите мгновенное решение. П: Вы говорили про состояние зачатия. А также про то, что мы в вечном состоянии Парабрахмана. Но что есть карма? Это некая вариация того вечного состояния?
М: Нет кармы в состоянии Парабрахмана. Где вопрос о карме?
П: Но вы говорили о зачатии, теле-уме.
М: Кто вошёл в форму тела-ума?
П: Я...? Мы...?
М: Вот пространство входит в эту комнату, пространство здесь. Как и почему пространство вошло в эту комнату?
П: Сначала не было ни пространства, ни времени?
М: Вот пространство снаружи и вот пространство также здесь. Нет никакого различия между внешним и внутренним пространством, есть лишь пространство! Итак, где вопрос о входе и выходе из него?
Глава 2 Возникновение Бытия
***
Посетитель: Я чувствую, что Христианство ведёт от тела-ума к сознанию, однако не выходит за его пределы.
Махарадж: Относительно Христа, Кришны или любого другого пророка, пожалуйста, поймите ясно одну вещь. Когда они воплощались, тот сырой материал и то оснащение, которые участвовали в процессе, - это только пять элементов. И Бытие, возникшее из этих телесных форм, было продуктом взаимодействия этих пяти элементов. Бытие выразило себя через три гуны и длилось ровно столько, сколько была доступна эссенция пищи, сотворённая из пяти элементов. И когда Бытие исчезло, эти спасители не знали более ни собственного существования, ни своего выступления в телесной форме в этом мире.
Когда и как некто впервые получает опыт мира? Опыт становится возможен только после возникновения Бытия из пяти-элементного тела пищи. Это Бытие в сущности как телескоп. Наблюдатель видит солнце, луну, звёзды и т.д. сквозь этот телескоп. Но сам наблюдатель не является ни телескопом, ни полем его наблюдения. Точно так же, свидетельствование проявленного мира пяти элементов и космоса случается с Абсолютом, Нерождённым Вечным Принципом, который мы зовём Парабрахман. Но сам Абсолют, Свидетель - вовсе не это Бытие, которое само лишь посредник свидетельствования, а также Он - не свидетельствуемый проявленный мир.
Теперь вопрос. За десять дней до вашего зачатия, чем вы занимались?
П: Только наблюдал.
М: Это неверный ответ. С какой позиции вы это говорите? Я хочу прижать вас к тому примеру с телескопом. Я подвожу вас к истокам Бытия, но вы отвлекаетесь. О каком телескопе идёт речь? Прямо сейчас, что это за телескоп? Он сделан из чего-то, возникает из чего-то. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, вы болтаете о том и сём, считаете себя знатоком. Разве не через такой телескоп вы получаете опыт мира? Но вы, Абсолют, вовсе не телескоп. Не так ли?
Лучше закрепитесь в этом, в этом Бытии. Но вы прыгаете туда-сюда. Так как же вам тогда достичь мира?
П: В этом вся суть игры жизни.
М: С вашим текущим отношением никакое знание не принесёт вам покой. Бытию дарованы бесчисленные имена и титулы. Потребовалось девять месяцев, чтобы создать этот телескоп - это Бытие - из пяти элементов. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Через этот телескоп всё переживается и видится, но Наблюдатель - не телескоп.
П: Исходя из утверждения Господа Кришны, не было времени, когда меня нет...
М: Через этот телескоп, Бытие, который сам по себе есть только выражение Наблюдателя, он свидетельствует проявленный мир. Но не думаете ли вы, что Наблюдатель также пропадает, когда пропадают телескоп и то, что в поле наблюдения?
Чтобы сказать, что некий объект существует, необходимо два условия. Первое - это сам объект, а второе - наблюдатель объекта, тот, кто говорит "объект есть". Первичное качество Бытия - это ощущение что "Я Есть". Позже возникает множественность различных качеств. Но Наблюдатель - Абсолют - полностью свободен от каких-либо качеств, следовательно, он зовётся ниргуна - "бес-качественный", "без аттрибутов".
П: Вы согласились, что Кришна не смог бы ничего заявить, если бы не был в телесной форме, поскольку не было бы никого, кто бы это сделал.
М: Абсолютно точно, потому как Кришна в состоянии Абсолюта не имеет инструмента, которым бы он делал подобные заявления... и кому?!
Как только вы понимаете, что всё происходящее есть продукт игры пяти элементов, в пределах сферы Бытия, вы остаётесь незатронутым ими и в стороне от них.
Моё внимание только на том, посредством чего я знаю "Я Есть", посредством чего я испытываю Вселенную. Я не обращаю никакого внимания на силы сиддхи или что-либо ещё,
что возникает. Единственный существенный вопрос - это как этот "посредник" вообще случился?
Посетители приходят сюда, полные приобретённого знания, и ожидают, что я буду как-то его комментировать. Как я могу? Они уже забили себя доверху этим знанием. Так что пусть сами о себе позаботятся.
Мертвец не вмешивается в дела живущего. Также и тот, кто понял и распознал Бытие, ни капли не заинтересован в том, что происходит в пределах сферы Бытия.
Здесь мы беседуем о знании, которое превосходит Бытие. Но в мире кто в действительности заинтересован таким Знанием?
На самом деле это великая привилегия, что вы были приглашены прослушать эти беседы. Многие совершенно не заинтересованы подобными беседами, несмотря на предоставленные возможности.
П: Есть история о мастере Дзен. Когда его посетил ученик, учитель воскликнул: "Почему ты пришёл? Ты что, ещё не мёртв?" Также Рамана Махарши говорил, что ум должен быть полностью убит.
М: Оставьте все эти ваши разговоры, концепции и слова! В конце концов, что есть ум? Это просто шум, который происходит внутри.
С пробуждением начинается болтовня, и это пустозвонство затем продолжается бесконечно. Это ваш ум, и вы бегаете за ним. Ваше дыхание само по себе речь. Если дыхание прекратится, никакой речи быть не может.
П: Как я это понимаю, любовь и истина - это одно и то же, и я также понимаю, что реализация любви - за пределами ума.
М: Вся эта болтовня идёт с уровня ума. Но я говорю не с позиции индивидуальности, а с позиции тотальности проявления. Индивид понимает себя через определённые идеи и соответственно им испытывает наслаждение и боль. Но в действительности это не так. Ум, интерпретирующий счастье и несчастье, предназначен вести дела в миру.
П: Ритуалы поклонения - такие как арати и пение бхаджанов - необходимы для поддержания нашей страсти к Богу, предотвращения тоски.
М: Как вы понимаете значение арати?
П: Особая любовь.
М: В языке маратхи арати означает "особую нужду". Эта особая нужда - любовь, которую каждое существо имеет к себе. Это любовь быть, которая заставляет каждое существо продолжать свою активность в мире. Это врождённое свойство каждого. Из-за отождествления представителей каждого биологического вида со своим родом, возникает идея о "другом", и в этой "другойности" корень боли и удовольствия. Любовь быть - это любовь к себе. Кто не любит себя? Сама эта любовь зовётся атма-прем, "Любовь к Я".
Так как человеческое существо считает себя индивидуальностью, оно подвержено боли и наслаждению. Только в состоянии сознания нет вопроса о счастье и несчастье - они испытываются только на уровне тела-ума. Я превзошёл это состояние тела-ума, то есть состояние индивида, и говорю с вами, будучи живым проявленным Сознанием. Сами идеи о добре и зле полностью искоренены из меня. И также я не держу идей насчёт смерти и рождения.
Моё физическое состояние так слабо. Любой другой в моём состоянии не смог бы даже встать.
Полная потеря гордости своей индивидуальностью - это моя нирвана, состояние не- отождествления. Вы занимаетесь всеми своими мирскими и духовными делами, будучи отождествленными. До тех пор, пока ваша индивидуальность сохраняется, вас будут беспокоить удовольствие и боль, прошлое и будущее, рождение и смерть и т.д.
Думали ли вы когда-нибудь подобным образом? Кто спрашивает вас об этом? Я, бесформенное, живое, проявленное Сознание спрашиваю вас.
Почему вы испытываете боль? Вы сжали себя в форму, отождествились с ней, и потому страдаете. Вы подступаете к духовности с той же самой ограниченной и обусловленной
позиции, и потому не можете ничего добиться в этой гонке. В какую бы тему вы ни погружались, вы делаете это с позиции персонифицированного существа, а не с позиции проявленного живого Сознания. Знание что "вы есть" охватывает всё. Оно чище и тоньше, чем свет, следовательно, оно способно сознавать свет. Пока вы держитесь за индивидуальную память, вы не способны переварить это Знание и для вас не будет мира. Велико число хатха-йогинов, а также людей, рецитирующих святые имена (совершающих джапу), и тех, кто практикует аскетизм (тапас). Якобы они на духовном пути. Но они преследуют силы сиддхи, чтобы участвовать в разного рода чудесах. Они не способны продвинуться в направлении действительного духовного Знания, они гордятся своими методиками, полученными силами и индивидуальностями. Это вовсе не духовное Знание. Служащий человек должен либо быть удовлетворён своей скудной зарплатой, либо сменить работу. Также и Джняни должен быть удовлетворён состояниями бодрствования, сна и "Я Есть", либо выйти из них. В качестве Джняни я рассказываю вам свою историю. В чём польза цикла сна и бодрствования для меня? Я этого не хочу. Воспринимаемая Вселенная безгранична и бесконечна. Оберегая её, что я получу?
Так как реализованный мудрец пребывает в совершенстве, у него нет нужды что-либо получать. Не смотря на это, ищущий получает благо миллионом способов, просто вспоминая и изучая жизнь мудреца, настолько велик её потенциал. Обычный человек не может даже получить намёка на Абсолютное состояние Джняни. Ему следует довольствоваться поведением и физическим выражением Джняни, свидетельствующими его Бытие. Такой мудрец, однако, сам не является ни физическим выражением, ни Бытием. К примеру, военный офицер носит униформу с аксессуарами, свидетельствующими его военный ранг.
Всё это составляет офицера, но форма и погоны это всё же не офицер. Ваше тело, что по сути мешок с едой, также не есть вы, однако обитающий внутри принцип "Я-Естьности" - вот в сущности "вы".
Вы не можете отбросить своё отождествление с телом. Это великая Майя - иллюзия. Следовательно, вы и не впитываете по-настоящему то, что я говорю.
П: Каким образом Джняни узнаёт, что он реализован?
М: Когда он распознаёт свою сознательность, своё чувство "Я Есть". Прямо здесь и сейчас вы в реализованном состоянии. Но вы пытаетесь оценивать его через желания и идеи ума, таким образом не имея возможности постигнуть его и пребывать в нём.
В состоянии Джняни нет нужды ни в чём, даже в том, чтобы знать себя. Вы так привязаны к телесным чувствам. И потому, даже если вы доживёте до ста лет, вы будете хотеть пожить ещё.
П: Сэр, вы никак не сочувствуете нам и не переживаете за нас, невежественных ищущих, что приходят к вам?
М: Почему я должен? Я само солнце Знания и смотрю на вас как на таковых.
П: Каково значение астрологии, звёзд, удачи и неудачи?
М: Всё важно на своём месте. Тот, кто не распознал свою подлинную природу, естественным образом будет преследовать "значение" звёзд, удачи и т.д. Но для того, кто утвердился в Самости, ничего не важно и ничего не значимо. Такой не обеспокоен ничем.
П: О состоянии Абсолюта говорят как о вечном. Как случилось так, что из такого состояния вечности возникло нечто такое эфемерное и временное, как это Бытие?
М: Для возникновения такого ограниченного временем состояния должна быть причина. К примеру, два близких друга были в гармонии друг с другом, и тут внезапно начинается ссора. Должна быть причина: какое-то разногласие или непонимание. Похожим образом, должна быть какая-то причина, по которой пять элементов и проявленная вселенная вышли из Абсолюта. Эта первичная причина - за гранью понимания.
Так же как друзей разделили их разногласия и трения, так и первичные элементы - пространство, воздух, огонь, вода и земля - были сформированы из Высшего, как результат трения и взаимодействия. Процесс продолжался, и многообразие форм разросталось, что привело к возникновению царства растений и царства животных.
В царстве растений, обозначаемом термином ванаспати, мы находим кусты, траву, деревья и т.п., которые растут в одном месте и не двигаются. Следующая ступень эволюции - вачаспати, животное царство, а именно бактерии, черви, животные и люди. Это особи обзавелись средствами к передвижению и коммуникации.
Человеческие существа, будучи биологически животными, являются высшими существами и обозначаются термином брихаспати. Благодаря высокоразвитому сознанию, человеческое существо способно интуитивно получить Знание и выйти за пределы себя в Высшее. В течение этого процесса его сознание, вначале обусловленное умом, развивается до универсального сознания, оправдывая титул брихаспати. Это означает "Господь Бескрайнего Величия", подразумевая всеохватывающий принцип. В конце концов, универсальное сознание успокаивается в Абсолюте.
П: Когда жизненное дыхание покидает тело, это больно?
М: Тот, кто ввязался в концепции, страдает во время смерти. Сила страдания соответствует концепциям, которых он держится. Тот, кто посвятил себя Богу и свободен от идей, умирает счастливо и мирно, как бы погружаясь в сон. Разве вы страдаете когда идёте спать?
Мудрец-поэт Тукарам упомянул в одной из своих поэм, что растения - наши родные и близкие, а так же наши предки. И как это может не быть так, если растения абсолютно необходимы для создания животного царства, и, следовательно, человечества?
Богам на небесах приходится принимать рождение в человеческой форме, чтобы проявиться на земле, и их тела вскармливаются и поддерживаются соком растений. Чтобы достичь божественности, нужно человеческое тело и сознание.
Чтобы укрепиться в высшем состоянии, вам не нужно делать ничего, кроме как внимательно выслушать эти беседы, и тогда всё случится должным образом, приведя к вашему духовному успеху.
Итак, я рассказавал вам о вашем Бытии, являющимся продуктом пяти-элементарной игры и результатом тела пищи. Но "вы" как Абсолют - ни тело, ни даже обитающее там Бытие. Тогда к чему вам беспокоиться о его уходе?
П: Поскольку мы родились, мы умрём...
М: Джняни не рождался, и он не умрёт. Но когда тело джняни отпадает, люди вокруг могут плакать в печали, потому как отождествляют себя со своими телами. Потому и Джняни они считают телом, которым, впрочем, он не является.
П: Тогда каким образом Джняни, пребывая в состоянии "не-знания", способен с нами общаться?
М: Джняни так зовётся, потому что обладает Джняной - Бытием - которое поддерживается телом. Обладая Джняной, сам Джняни - "не-знающий" Абсолют. Бытие и тело - средства общения для Джняни. Но сам он не выражается словами.
Также и вы можете быть в состоянии Джняни, если отречётесь и закрепитесь в состоянии, предшествующем возникновению слов в вас. Это состояние обнаруживает себя на границе между глубоким сном и бодрствованием, где само сознание начинает своё существование. Это состояние известно как пара-шакти или пара-вани, источник слов и языка. Из этого источника, который есть стадия номер один, до момента когда звуки наконец вырываются изо рта, слова должны пройти ещё три стадии - таким образом, всего четыре стадии. Вторая - пашьянти, зарождающая стадия, где происходит невещественное, неосязаемое образование слова. Третья - мадхьяма, срединная стадия, где слово обретает форму в области ума.
Четвертая и последняя стадия - это вайкари, когда дыхание заставляет слово выходить изо рта в виде слышимого звука.
Пара-вани - тончайшая форма языка. У этого термина есть и более глубокий оттенок. Пара значит "другой", что указывает на отделённое от Абсолюта состояние, но всё же наиболее близкое к нему.
Джняни или Господь Кришна говорит: "Я не пара-вани", потому как они обитают в Высшем. Когда я говорю о Кришне, не принимайте его за личность, ибо он есть Абсолют.
Некто думает, что он "понял", когда предлагается некая концепция, титул или имя вроде
"Кришна", но это не выход. Необходимо быть Кришной, чтобы действительно понять его. Пара-вани - не язык Абсолюта, так как всё ещё является продуктом Бытия. После того, как слово проходит различные стадии развития, оно в конце концов выражает вокально некую концепцию, которая через наше восприятие захватывает нас. В этом процессе мы тотально соотносим себя с этой концепцией и теряем нашу подлинную сущность.
П: Однажды в медитации, я укрепился в состоянии пара-вани, до ума, и имел видения прошлого и будущего.
М: В состоянии пара-вани возможно получить силы сиддхи и читать прошлое и будущее. А также оно ведёт к пробуждению энергии кундалини.
Глава 3
Глава 4
Глава 5
По ту сторону Упанишад
***
Махарадж: Я заинтересован не чудесами, творящимися снаружи, но только теми, которые происходят внутри меня.
В моём исходном состоянии не-знания я не знал чувства моего Бытия. Но внезапно Бытие спонтанно ощутилось, это - первое чудо. Затем в мгновение ока я познал весь этот грандиозный проявленный мир, а также моё тело. Позже я постиг то, что вся эта Вселенная проявилась лишь в крупинке моего Бытия.
Почему бы не обратить внимание на эти чудеса? Случается много чудес, одно больше другого. Но, я повторяю, что насчёт этих чудес? Сперва не было знания "Я Есть", также не было и мира. Затем мгновенно послание "Я Есть" и этот великолепный мир материализуются из ничего! Изумительно!
Это послание "Я Есть" - ни что иное, как рекламное объявление Вечной Истины. Подобным образом, имена, титулы и формы мудрецов, провидцев, махатм - всего лишь анонс того же Принципа. К примеру, когда вы готовите различные блюда из зерна, им даются различные имена, но зерно - основа всех этих блюд.
Чтобы утвердить меня в этом Вечном Принципе мой гуру инициировал меня, произнеся сакральные слова "тат твам аси", что значит "Я Есть То". С того момента я потерял весь интерес к мирским делам.
Эти священные слова зовутся маха-вакья, что есть абсолютное изречение, наполненное глубинным смыслом.
Посетитель: Что значит "Я Есть То"?
М: Слово "То" в этом утверждении относится ко всему, что есть в Тотальности.
П: Можно ли опробовать вечное состояние через опыт, полученный посредством тела и мира?
М: Совершенно точно нет. Это состояние не основывается на опыте. До начала переживания, каково моё состояние? Кто был там, чтобы ответить на это? Это необходимо понять.
В том исконном состоянии я не имел никакой информации о себе. Теперь же форма вместе с информацией "Я Есть" внедряются в меня. Вы хотите, чтобы вам рассказали об этом состоянии и хотите имя для него. Если так, то называйте это Парамбрахман или Параматман. Но кому даётся это имя? Тому "Мне", кто был и без формы и информации о себе что "Я Есть".
Вы думаете вы мудрый и Джняни, гордитесь этим. Но вы когда-нибудь задумывались, как и почему вы оказались в этом состоянии познания?
Просто поразмыслите над этим. Вот безжизненный маленький муравей лежал на земле, почти невидимый. Когда я посмотрел на него, он начал показывать признаки жизни, и тут внезапно грозный лев выскочил из него! Как я могу принять такого льва за реального?
Подобно тому, как могу я принять этот мир как реальный?
Всему этому творению и тому, что зовётся Богом, поклоняются, но с каких пор? Тот Бог возник из нестабильной энергии и принял форму. Хотя он почитается и уважается, по сути он продукт плевка. Разве нет?
До того как я принял форму тела, я не имел информации о том что я, когда я и где я. Но в тот момент когда мой гуру пробудил меня своим зовом, всё открылось.
Это Бытие меня - состояние познания - убого, низко и презренно. Крошечный муравей, упоминавшийся ранее, был почти мёртв. Он имел неустойчивую форму, результат выделений. Из его влаги и текучей энергии взял своё начало лев. Эта жидкость была весьма похожа на плевок.
Из той же нестабильной энергии тело приняло свои очертания и обратилось местом пребывания Бытия, это состояние "люблю быть". Собственно говоря, что бы ни было сотворено, смочено этой само-любовью, этим "люблю быть". Сама эта влажность способна
проявлять себя в качестве всего движимого и недвижимого мира. В теле обитает текучая энергия и в этой энергии обитает потенциальное тело. Эта энергия эфира, она тонка и наиболее мощна.
Если у вас есть какие-либо вопросы по этой теме, пожалуйста, задавайте.
П: Как мне выйти из состояния свидетельствования?
М: Ваш вопрос не относится к теме. Что я вам говорил? Из плевка любовь к себе возымела место. В пространстве любви к себе проявилась вся Вселенная, которая волнуется и пульсирует тем же принципом.
Я целиком раскрыл эту тему, и теперь вы задаёте совершенно не подходящий вопрос. Я изъяснял вам что вы есть, а вы перескочили на свидетельствование!
Постигли ли вы то, что этот источник Бытия - плевок, и как он жалок на самом деле?
П: Да.
М: Знаете ли вы, что ваше Бытие нереально, недостойно, низко и вообще по сути своей обман? Это Бытие, кото<