Продолжение контрольной работы №2.
Задача №1.
Имеются следующие данные о реализации молочной продукции в магазинах города по месяцам с 1987 — 1990 г.г. (тыс.т.):
Месяц | ||||
январь | 5,3 | 8,3 | 10,4 | 5,3 |
февраль | 5,0 | 7,6 | 10,2 | 5,2 |
март | 8,8 | 11,0 | 11,8 | 8,0 |
апрель | 9,8 | 11,5 | 14,1 | 8,2 |
май | 15,4 | 16,1 | 17,8 | 9,8 |
июнь | 18,3 | 24,8 | 27,6 | 14,9 |
июль | 17,1 | 23,8 | 25,0 | 11,8 |
август | 15,4 | 19,4 | 19,8 | 10,3 |
сентябрь | 12,9 | 15,7 | 17,4 | 8,0 |
октябрь | 9,5 | 11,8 | 12,7 | 6,5 |
ноябрь | 9,0 | 10,2 | 11,0 | 5,4 |
декабрь | 7,5 | 10,1 | 8,6 | 5,6 |
Для изучения общей тенденции реализации данной продукции:
1) произведите преобразование исходных данных путём укрупнения периодов времени: а) в квартальные уровни, б) в годовые уровни;
2) нанесите на линейный график полученные квартальные уровни;
3) произведите сглаживание квартальных уровней с применением пятизвенной скользящей средней;
4) нанесите полученные при сглаживании данные на график с квартальными уровнями;
5) сделайте выводы о характере общей тенденции изучаемого явления.
Задача №2.
Имеются следующие данные о розничном товарообороте за 1984 — 1990 г.г. (тыс. руб.):
483,5 | 500,7 | 546,1 | 570,2 | 580,7 | 590,1 | 611,2 |
Для изучения общей тенденции развития розничного товарооборота:
1) изобразите ряд динамики в виде линейного графика;
2) произведите аналитическое выравнивание уровней ряда по прямой и выразите общую тенденцию роста соответствующим математическим уравнением;
3) определите выровненные (теоретические) уровни ряда динамики и нанесите их на график с исходными (эмпирическими) данными;
4) сделайте выводы.
Задача №3.
Имеются следующие данные по городу о числе родившихся детей по месяцам 1986 — 1988 гг. (чел.):
Месяц | |||
январь | |||
февраль | |||
март | |||
апрель | |||
май | |||
июнь | |||
июль | |||
август | |||
сентябрь | |||
октябрь | |||
ноябрь | |||
декабрь |
Для анализа внутригодовой динамики:
1) определите индексы сезонности, считая, что в ряду динамики отсутствует тенденция развития;
2) представьте в виде линейного графика сезонную волну;
3) сделайте соответствующие выводы.
Лекция №8
Индексный метод.
Статистические индексы.
Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.
Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики.
Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.
Например, ассортимент продовольственных товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учет которых на производстве и в оптовой торговле ведется в натуральных единицах измерения: молоко — в литрах, мясо — в центнерах, яйцо — в штуках, консервы — в условных банках и т.д. Для определения общего объема производства и реализации продовольственных товаров суммировать данные учета разнородных товарных масс в натуральных измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному суммированию и данные о количестве произведенных и реализованных различных видов непродовольственных товаров. Было бы, например, бессмысленно для получения общего объема реализации суммировать данные о продаже тканей (в метрах), костюмов (в штуках), обуви (в парах) и т.д.
В этих сложных статистических совокупностях единицами наблюдения являются товары с различными потребительскими свойствами. Данные о натурально — вещественной форме реализации отдельных товарных разновидностей непосредственному суммированию не подлежат. Для получения в сложных статистических совокупностях обобщающих (суммарных) величин прибегают к индексному методу.
Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально — вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительских стоимостей и достигается единство.