Духовность в исскустве. Утончение эмоциональной сферы
Одна из особенностей творчества в любом направлении искусства состоит именно в самовыражении автора или исполнителя. При этом он делится с другими людьми своии чаяниями, эмоциями, переживаниями. Он может отдать другим свою боль, ненависть - или нежность, любовь. Может поделиться своим отчаянием в связи с непониманием смысла своей жизни или своими галюцинаторными и бредовыми переживаниями. Но также может увлечь за собой к свету духовного Совершенства миллионы людей. Любой, кто достиг успеха в привлечении внимания зрителей и завоевании симпатии аудитории, - не просто вяло отображает скучные сюжеты действительности, а имеет сильные эмоции, высокую энергичность самовыражения. Истинная духовность в исскустве заключается в активном ведении других людей за собой через методы искусства к духовному Совершенству.
В этой книги мы уже говорили и будем еще говорить, что такое духовное Совершенство. Сейчас лишь напомним, что его основа - в любви и доброжелательности. Не только к членам своей семьи, не только к товарищам по работе, по спортивной команде, не только к гражданам своей национальности или своей страны, не только ко всем людям на Земле - но ко всему живому во вселенной. Мы должны научиться любить животных и уважать их право на жизнь. Мы должны научиться любить растения, не убивая их напрасно. Вот так любовь становиться ополноценной и совершенной.
Пропаганда этих идей остается в центре внимания на протажении всех этапов программы обучения в нашей школе.
Для создания методики эстетической части нашей работы благоприятную основу заложили теоретические разработки всемирно известного психилога, работавшего в России в начале века, - Г.И. Гурджиева. В его творческом наследии некоторые положения в настоящее время могут представлять лишь теоретический интерес, но ряд конценпций сохраняют высокую актуальность и сегодня. Среди последних - так называемая шкала водородов, о которой мы рассказывали выше.
Г.И. Гурджиев постулировал, что все существующее во вселенной - все вещества, обьекты, состояния - можно расположить в единый ряд, определяя им место (в цифровом выражении) по степени их грубости - тонкости. Подробное описание шкалы с математическим обоснованием приводит один из известных учеников Гурджиева - математик и публицист П.Д. Успенский. Эти обоснования могут оспариваться, но мы вполне можем обойтись и без них, приняв на вооружение лишь саму идею оценки наблюдаемых явлений и эмоциональных состояний по степени их грубости - тонкости, причем, с использованием цифровых обозначений.
Г.И. Гурджиев указывал, в частности, что самым грубым из всех "центров" у человека явлвяется интеллектуальный. Он работает в режиме Н-48 (48-го "водорода" шкалы). "Водород" двигательного "центра" при активности последнего, не отягощенной отрицательными эмоциями, - 24. Переходя на нашу терминологию, Н-48 - это средний "водород" аджни, Н-24 - манипуры, Н-12 - свадхистаны. Н-12 - это самая тонкая энергия, генерируемая в организме большинства людей. Поэтому правильное функционирование свадхистаны имеет существенное значение для начального продвижения вверх по "шкале водородов".
Путь к Совершенству сопряжен с утончением внутренних энергий организма. Здесь определенную роль может сыграть и выбор социального окружения, и состав диеты (отказ от "убойной" пищи). Но на первом месте среди методов, обеспечивающих такое продвижение, находится контроль над работой своего эмоционального "центра", т.е. полный отказ от грубых эмоциональных состояний и культивирование тонких.
Среди положительных эмоций важное место занимают эмоции, связанные с репродукцией: умиление и нежность, обращенные к детям, сходные эмоциональные проявления по отношению к животным, к пробуждающейся весенней природе, сексуально окрашенная нежность и т.д.
Кстати, эмоциональный "центр" не имеет собственных источников энергии. Он "питается" или тонкой свадхистанной энергией, или манипурной, или, что самое плохое, энергией, оказавшейся в избытке в аджне.
Есть в природе одно удивительное явление, которое можно оценить по "шкале водородов", как Н-6. Это золотистый свет восходящего солнца, о котором мы много говорили на первом курсе.
"Шкала водородов" может быть расширена также и на голоса птиц. Так, песни дроздов, жаворонка - это Н-12, зорянки - Н-6.
Ориентируясь на некоторые эталоны, мы можем давать такую оценку всем окружающим нас явлениям, будь то эмоциональные проявления людей, или произведения искусства (живописи, музыки, танца и т.д.). Оценка дается после эмоциональной сонстройки с созецаемой ситуацией или объектом. Механизм этой сонастройки может быть до конца понят только теми, кто овладел программой первого курса, расширив возможности своей эмоциональной сферы в тонкую часть шкалы.
Практика показывает, что цифровые оценки, даваемые одному и тому же объекту многими созерцающими, совпадают, что доказывает объективность метода.
Существует возможность познать через практику работы с рефлексогенными зонами эмоцонально-волевой сферы и еще более высокие состояния: Н-3 - через освоение плана читрини и Н-1 через отождествление сознания с энергетическим планом Атмана.
Итак, поселимся в мире прекрасного! Высшее состояние всех "центров" - это и есть сейчас идеал. Пусть жизнь заполнится светом и музыкой Природы, Гармонии, Солнца и Любви! Необходимо уже сейчас закрепиться в тонких и высоких состояниях. Это - ступень саттвы - чистоты, тонкости, гармонии. Только после этого будет возможно дальнейшее продвижение. Во всех взаимоотношениях с людьми будем осваивать язык любви - любви на эмоциональном плане.
Практическая часть
Главной задачей второго курса является закрепление достигнутого на первом курсе. Это - закрепление в максимальной тонкости, "обживание" тончайших состояний. Для этого используются как многочисленные модификации упражнений первого курса, так и новые упражнения.
Для освоения программы второго курса может потребоваться от 10 до 20 занятий. Это зависит от медитативных возможностей конкретной группы. Так, если занимающиеся легко усваивают материал, то занятия можно "уплотнять", насыщая их большим количеством новых упражнений.
Кроме ежедневного повторения упражнений дома, ученикам рекомендуется выполнять многие упражнения и в самой разнообразной обстановке - в транспорте, в магазине, во время ходьбы и т.п.
Приводим типовую схему занятия в зале:
· Вводная часть: а) вводная медитация, б) психофизические упражнения, в) "спонтанный танец" на фоне различных медитаций.
· Динамический комплекс "Сурья намаскар".
· Асаны хатха-йоги.
· Шавасана.
· Упражнения 1-го курса с чакрами и меридианами.
· Медитации 2-го курса.
· Заключительная часть.
Каждая часть занятия (кроме заключительной) завершается релаксацией.
Рассмотрим конкретные упражнения: Вводную медитацию будем теперь выполнять в различных вариантах:
Каждым направленным из анахаты лучом выписываем в пространстве мягкую волну, как в упражнении "Примирение".
Посылаем из анахаты лучи в несколько сторон одновременно. Делаем вводную медитацию на фоне медитации "латихан".
Некоторые варианты психофизических упражнений: Выполняем "Примирение" на фоне медитации "латихан". Выполняем "Примирение" в восходящем потоке света, идущем через срединный меридиан снизу вверх. Рука (руки) при этом движутся также снизу- вверх, описывая плавные волны.
В упражнении "Отдавание" добиваемся ощущения себя как одной лишь анахаты, парящей, как капелька света, в прозрачном и бездонном Океане Божественной Любви. Вокруг - такие же анахаты.
Переход к упражнению "Пробуждение": анахату на тончайшем плане удлиняем далеко вверх и придаем ей форму рук. "Запускаем" эти "руки" как можно глубже в нежный золотой свет, разлитый вверху. "Привлекаем" этот свет на себя, в себя. Повторяем несколько раз.
"Спонтанный танец" можно выполнять на фоне медитаций "латихан", "Пранава", с восходящим потоком света, протекающим по срединному меридиану снизу вверх и с мантрой "Баба нам кевалам!", а также с концентрацией в каждой из чакр.
На каждом занятии второго курса перед статическими асанами хатха- йоги выполняется динамический комплекс "Сурья намаскар" ("Встреча Солнца"), представляющий собой последовательное чередование 12 положений тела (описание комплекса можно прочитать в руководствах по хатха-йоге). Комплекс можно повторять 2 - 3 раза. во время его выполнения ощущаем, как анахата непрерывно пьет" густой солнечный свет, переполняясь им.
"Сурья намаскар" можно выполнять и на фоне медитации "латихан".
Также этот комплекс можно делать, добиваясь ощущения парения в неподвижно висящем золотом тумане.
Асаны хатха-йоги, используемые на втором курсе, разбиваются на три группы. В первой трети второго курса применяются асаны с концентрацией в вишудхе, анахате и свадхистане. Во второй трети используются асаны для каналов - сушумны, ваджрини, читрини и срединного меридиана. Третья группа асан, выполняемых в конце второго курса, - это асаны с концентрацией в манипуре. Такая последовательность позволяет наилучшим образом закрепить требуемые тонкие состояния. Асаны разучиваются в течении нескольких занятий, по 3-5 асан за одно занятие. Каждая асана выполняется 2-3 раза с небольшими (около 1 минуты) перерывами для отдыха. Отдых делается тогда, когда усталость уже мешает удерживать нужную концентрацию и тонкость. Во время отдыха добиваемся максимальной релаксации и возобновляем требуемые концентрацию и тонкость. Тонкость должна удерживаться на уровне не ниже Н-6 по "шкале водородов" Г.И.Гурджиева.