Рефлексогенные зоны эмоционально-волевой сферы
Итак, что же такое рефлексогенные зоны? Это -- участки на поверхности или внутри тела, специфическое воздействие на которые вызывает определенные двигательные, вегетативные или психические реакции (рефлексы).
Например, щекотание в носу вызывает чихание, щекотание подошвы ноги -- ее отдергивание, удар по сухожилию под коленной чашечкой -- вздрагивание ноги и т.д. Горчичники и медицинские банки тоже ставят на вполне определенные участки кожи; только в этом случае оказывается требуемое влияние на воспаленные внутренние органы. К рефлексогенным зонам причисляют также биологически активные участки кожи, воздействие на которые приемами иглоукалывания и другими сходными методами вызывает лечебный эффект на внутренних органах, удаленных от этой точки подчас на значительное расстояние. Но нас сейчас непосредственно будет интересовать еще одна группа рефлексогенных зон, называемых чакрами.
Чакры (по китайски тань-тьены или дань-тяны) - это структуры, существующие примерно на тех же планах внутреннего строения организма, что и меридианы акупунктуры. Одна из их главных фукций состоит в накапливании, преобразовании и распределиении энергии. Из чакр, по мере необходимости, энергия распределяется к органам тела.
Кроме того чакры являются "колодцами" в глубины многомерного пространства. Можно научиться "нырять" сознанием через чакры в другие пространственные мерности.
Чакр всего семь (некоторые авторы называют иное количество чакр; это вызвано или недоразумениями или причислением к чакрам некоторых других структур, несущих другие функции). Каждая чакра имеет в организме свое назначение, о котором расскажем чуть ниже. Сейчас же важно подчеркнуть, что концентрация сознания в каждой из чакр вызывает определенные изменения в эмоциональной сфере человека. Это позволяет исключително плодотворно использовать работу с чакрами для овладения приемами психической саморегуляции.
Пространственно чакры расположены следующим образом:
Сахасрара -- чакра, подобная лежащему диску, находящемуся под теменной костью. Ее диаметр около 12 см, высота около 4 см. (Приводятся размеры именно развитых чакр). Это -- область полушарий переднего мозга.
аджня -- расположенная в середине головы крупная чакра. Ей пространственно соответствуют центральные отделы головного мозга (средний, промежуточный, мост).
вишудха -- чакра, расположенная в нижней части шеи (охватывающая пространство почти по всему ее диаметру), и на уровне ключиц.
анахата -- чакра грудного отдела тела. Хорошо развитая анахата занимает большую часть грудной клетки.
манипура -- чакра верхней половины живота.
свадхистана -- чакра нижней половины живота.
муладхара -- последняя, седьмая чакра, расположенная в нижней части таза от копчика до лобковой кости.
Степень развитости отдельных чакр совпадает с психилогическими особенностями конкретного человека. Так, при хорошо развитых:
сахасраре -- наблюдается выраженная способность к стратегическому мышлению, т.е. мысленному охвату всей ситуации в целом "единым взглядом", "сверху", что позволяет таким людям быть широкомыслящими руководителями;
аджне -- способность к "тактическому" мышлению, позволяющему успешно справляться с решением "узких", частных вопросов в науке, производстве, быту;
вишудхе -- способность к эстетическому восприятию; хорошие художники, музыканты и другие служители искусства -- люди с развитой вишудхой;
анахате -- способность к эмоциональной любви (любовь нe "от ума", а "от сердца");
манипуре -- способность к энергичным действиям, но также часто отмечается склонность к устойчивому доминированию отрицательных эмоций типа раздражения и других проявлений гнева;
свадхистане -- хорошо выраженная репродуктивная функция;
муладхаре -- психическая устойчивость в разнообразных жизненных ситуациях;
Каждый из нас имел возможность ощущать те или иные проявления активности своих чакр.
Так, при умственном переутомлении чувствуется тяжесть в области аджни или сахасрары.
А при восприятии чего-то очень гармоничного иногда "перехватывает дыхание" от счастья -- это проявляет себя вишудха. Вспомним слова из басни И.А.Крылова: "...в зобу от радости дыханье сперло...". Или строки из известной туристской песни: "И счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги...". Но бывают и противоположные ситуации, когда "ком подступает к горлу" -- это реакция той же чакры на негармоничность обстановки (например, обида на несправедливость или собственная ошибка, приведшая к состоянию "я не знаю, что теперь делать").
Анахата проявляет себя в минуты лишенной эгоизма любви. А есть люди, излучающие любовь своим сердцем (анахатой) постоянно на всех окружающих и в любой ситуации. Про таких говорят: "человек большой души" или "сердечный человек". Вот такими должны стать и все мы.
Манипура ощущается обычно лишь при испытывании отрицательных эмоций, создавая противное "сосущее", "ноющее" чувство или даже ощущение крутящихся и клокочущих в ней неприятных энергий.
А возможность ощутить свадхистану появляется особенно четко при неудовлетворенном половом возбуждении. Эти неприятные ощущения в нижней половине живота и соответствующем сегменте позвоночника (они отмечаются далеко не у всех) -- результат переполнеия чакры энергией, которая должна была изливаться из чакры, вызвав оргазм.
По признаку доминирования той или иной чакры можно разделить всех людей на психотипы (напр. анахатный, сахасрарный, аджнический и др.).
С момента начала работы с чакрами все обучающиеся должны быть еще раз строго предупреждены о необходимости полного отказа от употребления напитков, содержащих алкоголь. Прием алкоголя на фоне проводимой работы с чакрами и после нее приводит к тяжелым болезненным состояниям. Практически все занимающиеся, уже прочувствовавшие "вкус" работы и получившие первые плоды, охотно принимают это условие.
Еше об одной группе рефлексогенных зон эмоционально-волевой сферы -- некоторых меридианах -- мы рассказываем непосредственно перед началом работы с ними.
Все тело человека, как и тела животных и даже растений, пронизано тысячами невидимых обычным зрением каналов, проводящих по организму энергии различной степени тонкости. Эти каналы, называемые меридианами, были открыты и использованы в древней китайской медицине (чжень-цзю-терапия), а ныне эти и сходные приемы все шире применяются во многих странах, включая нашу.
Меридианы обнаруживают себя по повышенной -- по сравнению с окружающими тканями тела -- электропроводности (но надо помнить, что электричский ток, даже самый слабый, для них неадекватен, и методы точечной электродиагностики и электропунктуры могут применяться только в исключительных случаях).
Меридианы становятся видны при естественном или вызванном движениям по ним энергии или при забитости контрастной черной энергией. Их могут видеть те люди, которые добились расширения диапазона своего восприятия через системы тренировки, сходные с нашей.
Вследствие воспалительных процессов в тканях тела или неправильного, загрязняющего питания, или внешних неблагоприятных энергетических воздействий -- меридианы могут утрачивать свою проводимость. Тогда могут начаться длительные заболевания тех органов, которые лишились адекватного энергообеспечения. Такие заболевания обычно не поддаются полному медикаментозному лечению. Вот в этих то случаях и оказываются эффективными методы иглотерапии и сходные терапевтические приемы: лазерное, вибрационное и другие воздействия "через биологически активные точки" покровов тела. При этом происходит восстановление проводимости меридианов за счет посылаемых по ним энергопотоков.
Поговорим теперь о нескольких меридианах, которые могут быть с успехом использованы в практике психической саморегуляции.
Все чакры соединены несколькими крупными меридианами, проходящими по позвоночнику, также вдоль передней стенки тела и по его середине.
По позвоночнику от муладхары до сахасрары проходит широкий канал, называемый сушумной (по-китайски ту-мо или ду-мо). Одна из его функций состоит в распределении по чакрам накапливаемой в муладхаре энергии, называемой кундалини. Этот энергетический потенциал формируется в основном за счет свадхистанной энергии уданы, если последняя не растрачивается на неумеренную сексуальнию активность или на другие нужды организма (через сублимацию, т.е. преобразование уданы в энергию других чакр).
В пределах сушумны, в ее задней области, обособляется значительно более узкий канал (диаметром около 2 см) -- ваджрини, по которому к другим чакрам проходит удана.
Третий из позвоночниковых каналов -- читрини -- начинается от задней стенки сахасрары, проходит вниз под затылочной костью, опускается по задней части шеи и далее по самой задней части позвоночника, совпадая с остистыми отростками позвонков и кожей. Читрини -- исключительно важная для нас структура. Она будет служить нам эталоном тончайшего состояния, по которому в дальнейшем мы будем проводить настройку своей эмоциональной сферы. По "шкале водородов" Г.И.Гурджиева состояние читрини оценивается как Н-3. Это -- уровень тонкости Брахмана или, в христианской традиции, Святого Духа. Другое название читрини -- брахманиди, т.е. "канал Брахмана" или "канал в Брахман". Научившись концентрироваться в читрини, можно через этот канал "нырять" своим сознанием в мерность Брахмана. Именно благодаря упражнениям с читрини человек может впервые ощутить реальность Святого Духа, соприкоснуться с Сознанием Брахмана. Вот так -- практически -- для человека религиозные истины из абстракций становятся реальностью.
Система чакр также коммутируется передним каналом жень-мо. Он начинается от верхнего конца сушумны, огибает сахасрару с боков двумя ветками, которые соединяются в области лба, затем, снова разделившись на несколько канальцев, опускается по лицу и объединяется в районе вишудхи. Еще одна ветвь канала опускается сквозь сердину головы, через небо выходит к подбородку и на шее присоединяется к другим ответвлениям. Затем канал широкой лентой опускается по передней стороне тела, давая ответвления ко всем чакрам, проходит сквозь лобковую кость и направляется к копчику.
Нас особенно будет интересовать верхняя часть канала, соединяющая в функциональный блок четыре чакры так называемого "эмоционального центра": анахату, вишудху, манипуру и аджню. В этом комлексе ведушую роль играют, конечно, анахата и вишудха. От манипуры в определенной степени зависит энтенсивность эмоций, а через аджню осуществляется в том числе взаимодействие с гипоталамо-гипофизным комплексом, играющим важнейшую роль в координации через эндокринную систему эмоциональных и поведенческих реакций целого организма.
Только те, кто имеет развитый передний канал, кто также умеет им пользоваться, испытал поистине высокие положительные эмоции от общения с другими людьми, с природой. Но таких людей чрезвычайно мало: их единицы из тысяч. Передний канал очень редко оказывается развитым без специальных усилий.
Система из позвоночниковых и передних меридианов называется, по китайской традиции, "микрокосмической орбитой". Циркуляцией по микрокосмической орбите осуществляется один из этапов преобразования энергий в организме. Его цель -- создание и накопление в организме "золотого эликсира" -- так в древней алхимии называли получаемую путем преобразований тончайшую энргию. Предшествующий же этап осуществляется при опускании энергии, получаемой от пищи, -- саманы из манипуры в активную свадхистану.
Выполнение упражнеий с "микрокосмической орбитой" дает сильный эмоциональный эффект, изменяя всего человека, делая его жизнерадостным, дарящим людям свою искренную, сердечную любовь.
Система чакр на одном из самых тонких планов коммутируется также еще одним меридианом -- срединным. Этот широкий меридиан соединяет развитые чакры, проходя вертикально по середине всего тела. По-видимому канал формируется одновременно с развитием чакр; у людей с неразвитыми чакрами он не прослеживается. Ширина этого канала примерно соответствует диаметру чакр. Это -- также очень важная энергоструктура организма.
Имеется также особая энергоструктура, известная под названием хара. Она существует на основе трех нижних чакр, представляя собой основной "блок питания" в организме. Хара включает в себя также особые меридианы, сходящиеся от этих чакр в районе пупка. Возможно, что указанные меридианы играют важную роль в период внутриутробного развития, соединяя через пуповину энергосистемы плода и матери. Существует возможность "воскресить" их к активной жизни во взрослом состоянии для развития аспекта воли.
Высшая, тончайшая пространственная мерность представлена в организме Атманом. Атман -- это часть Ишвары (Бога-Отца), находящаяся в пределах тела. Апостол Павел называл Атман "Духом Божиим, который живет в нас" (1 Кор.3,16). По шкале водородов состояние Атмана оценивается как Н-1.
Положительное эмоциональное состояние, возникающее при соприкосновении сознания с Атманом, называется Самадхи. Самадхи достигается в чакре анахате. В этой чакре сознание, утонченное до Божественного уровня тонкости, погружается в сияющий Атман... Так -- внутри своего организма -- впервые можно познать Бога.
Практическая часть
Занятие 1
Каждое занятие начинается с вводной медитации. Сядем с прямой спиной на пятки, носки ног - назад. Закроем глаза. Руки свободно лежат на бедрах. Пошлем как бы волны своей доброжелательности, любви из грудной клетки вперед в пространство с формулой:"Да будут все существа мирны! Да будут все существа спокойны! Да будут все существа блаженны!" Каждое из этих трех состояний сначала сознаем в себе и затем "излучаем" вовне вперед. Потом все повторяем направо, назад, налево, вверх и вниз. Это - мощный прием гармонизации эмоционального состояния каждого члена группы и группы в целом.
Затем перейдем к разминке. Помимо общефизического значения разминочные упражнения используемого типа позволяют улучшить проводимость меридианов, а что еще более важно, дают обучающимся первые навыки концентрации.
Основное внимание в разминке надо уделять развитию способности произвольно расслаблять мышцы, а также повышению эластичности мышц и связок и гибкости позвоночника. Упражнения не должны быть утомительны. Каждое упражнение надо делать настолько долго, чтобы хорошо войти в его ритм и прочувствовать радость от его выполнения. При этом обязательно должен поддерживаться радостный эмоциональный фон. Залогом успеха в занятиях всей группы будет светлое, эмоционально положительное состояние всех участников. Каждый должен осознать, что если он приносит в коллектив свое дурное настроение, то этим он вредит другим. Пребывание в коллективе в дурном настроении - эгоизм. Обязанность каждого - создавать для других благоприятную положительноэмоциональную среду.
Возьмем правую руку за запястье сверху левой рукой. Поднимем ее над головой. Правая рука полностью расслаблена. Разожмем пальцы левой руки. Правая должна упасть совершенно свободно, без сопротивления ее мышц. Это - критерий полного расслабления. Повторим упражнение несколько раз, добиваясь полной релаксации (расслабления) мышц. Повторим это упражнение с другой рукой. Между психическим напряжением (стрессом) и непроизвольным напряжением мускулатуры существует определенная зависимость. Вслед за возникновением первого, появляется и второе. Но если приложить усилие к тому, чтобы снять излишний мускульный тонус, то таким путем можно ослабить и снять излишнее психическое напряжение.
Теперь встанем на одну ногу, а вторую согнем и притянем ступню к тазу. Сцепим пальцы под ступней и подвесим таким образом ногу. Расслабим ее. Разожмем пальцы. Нога должна совершенно свободно, без сопротивления мышц падать вниз. Освоим этот прием с обеими ногами.
Наклонимся чуть вправо - так, чтобы правая рука свисала, не касаясь тела. Пальцы слегка сожмем. Мышцы расслабим. Представим, что рука - это веревка с привязанным на конце камнем. Согнем слегка ноги и за счет пружинящих движений тела начнем раскачивать руку взад и вперед, увеличивая амплитуду качаний. Затем придадим руке вращательное движение. Причем, мышцы руки в этом упражнении активно не участвуют, оставаясь полностью расслабленными. Проделаем махи назад прямыми руками. Опустим голову к одному плечу и начнем перекатывать ее по кругу (вперед, к другому плечу, назад, и т.д.). Будем смещать остающуюся вертикальной голову (без поворота лица) в стороны и по кругу относительно неподвижных плеч. Мышцы при этом не напрягаем.
Поднимем руки с ладонями вовнутрь. Будем совершать наклоны в стороны за счет изгиба в грудном сегменте позвоночника (поясничный сегмент остается неподвижным). Теперь наклоняемся с изгибом тела в талии. Освоим упражнение со смещением в стороны таза при неподвижной области пупка и расслабленных мышцах туловища. Таз при этом не должен наклоняться, и ноги в коленях не сгибаем.
Сядем со скрещенными ногами. Подвесим на предплечье согнутой в локте правой руки (кисть от себя) правую ногу, подхватив ее под голень ближе к ступне. Расслабим мышцы ноги. Левой рукой будем интенсивно вращать стопу, добиваясь полного раскрепощения мышц голени и ступни и появления ощущения тепла в суставе. Как и при всех других упражнениях "смотрим" "внутренним взором" в сустав, направляем туда концентрацию слуха. Постараемся увидеть появляющийся в суставе белый свет. Положим стопу правой ноги на бедро левой. вывернув ее подошвой вверх. Руками покачиваем колено вниз, прижимая его к полу. (Если это упражнение вызывает болевые ощущения, делаем его очень аккуратно, чтобы не повредить связки суставов). То же проделаем с другой ногой.
Эти и сходные разминочные упражнения будем теперь делать на каждом занятии, а также ежедневно дома наряду со всеми другими разученными упражнениями. Очень большое внимание при разминочных упражнениях постараемся уделить концентрации в работающих суставах. Оптимальное время для проведения самостоятельных занятий дома - раннее утро. Ложиться спать лучше всего в 10 часов вечера, а вставать пораньше.
По мере энергетического очищения организма и тренировки в концентрации, в поле "видения" "внутренним взором" будет появляться все больше белого света, который будет становиться все более интенсивным.
Отдохнем после разминки в позе (асане), которую в Индии называют "половинной позой черепахи". Сядем на пятки (носки ног назад) и раздвинем колени. Положим на пол лоб и вытянутые вперед со сложенными ладонями руки. Тело и ум полностью расслабим. Наблюдаем, как по мере углубления расслабления все больше и больше провисает живот. Это - великолепное упражнение для снятия физической и умственной усталости. Пробудем в этой позе минут 10.
И еще две асаны, в которых надо научиться сидеть без напряжения, свободно, что достигается только путем тренировки. Для выполнения первой из них - "позы ученика" - надо просто сесть на пятки с прямой спиной. Сидеть будет удобнее, если на пятки опираться не ягодичными мышцами, а участками между ними и задними мышцами бедер. Руки свободно положим на бедра. Вторая поза - "поза со скрещенными ногами". При ее выполнении спину также будем держать прямой.
Теперь освоим одно из упражнений для освобождения от порой мучительных "внутренних диалогов" с воображаемыми "противниками". В таких состояниях постоянно пребывает множество людей. И они часто оказываются неспособными прервать "диалог", даже если осознают порочность этой ситуации.
Ляжем на спину и задержим дыхание на вдохе. Концентрируемся на биении сердца или непроизвольно возникающих движениях грудной клетки. Внушаем себе: "Дышать не хочется! Дышать не хочется!...". Задохнуться не бойтесь: это произойти не может. Как только появится сильное желание дышать - вдохнем. После окончания упражнения чувствуем освобождение от доминировавших мыслей и сопровождавших их отрицательных эмоций. Появляется возможность переключить мышление на что- то действительно полезное. Это упражнение не надо практиковать систематически, а лишь когда в нем появляется необходимость. (Полное освобождение от нежелательных мыслительных доминант и "внутреннего диалога" будет достигнуто через овладение способностью переходить концентрацией из аджни в другие чакры).
У нас на очереди одно из важнейших упражнений начала курса - шавасана. Шавасана - это расслабление тела и ума в положении лежа на спине.
Ляжем на спину. Убедимся, что лежать удобно. Ничто не должно отвлекать. Расслабляем тело, начиная с пальцев ног. Представим перпендикулярную оси тела плоскость - как стеклянную стену - и проведем ее сквозь тело от пальцев ног к голове; позади плоскости не остается никаких напряжений. Теряется всякое ощущение тех частей тела, которые остались позади. Отчуждаем их, произнося мысленно: "Это не мое. это не мое!...". Если где-то на уже пройденном плоскостью участке ощущение возобновляется - проедем по нему еще раз. Когда плоскость пройдет голову, могут возникнуть следующие основные состояния:
Первое состояние: сознание (самоосознание) исчезает. Мы как бы проваливаемся в глубокий сон, но это не сон. Сознание возвращается обычно через 18-20 минут. Чувствуем себя полностью отдохнувшими, как после глубокого, долгого сна. Состояние - блаженное. Не будем резко вставать, насладимся этим блаженством. Второе состояние: сознание сохраняется, но наступает полный покой. Можно просмотреть свой организм "внутренним взором", Войдем им в пространство внутри тела. Видим светлые и темные участки. Серый и черный цвета - нарушения на одном из энергетических планов, соответствующие активным или пока еще скрытым стадиям заболеваний. Постараемся как бы граблями собрать все темное в кучи и выкинуть за пределы тела.
Могут возникать и другие интересные состояния. Возьмем себе за правило обязательно выполнять шавасану в конце комплекса упражнений. Этот прием позволяют не только дать полноценный отдых организму, но и снять возникающие в результате упражнений энергетические градиенты (последние могут оставаться вследствие еще недостаточной проводимости некоторых меридианов).
Тем, кто трудно засыпает ночью, - хорошо делать шавасану перед сном в постели. Но в другое время это упражнение лучше делать на коврике на полу.
Занятие 2
Вводная медитация.
Разминка.
Релаксация в "половинной позе черепахи".
А сейчас разучим первое упражнение из серии пранаям. Встанем. Слегка наклонимся вправо так, чтобы правая рука свисала, не касаясь тела. Хорошо ощутим ее от плечевого сустава до кисти. Представим, что в груди раздувается и спадает при каждом дыхании камера насоса, к которому воздух-свет подается через руку-шланг. Особое внимание - выдоху. Добьемся четкости ощущений. "Шланг" должен быть диаметром во всю руку, и ничто не должно препятствовать движению по нему воздуха-света. Дышим бесшумно.
То же упражнение проделаем с другой рукой, затем с каждой ногой. К каждой ноге "шланг" от грудной клетки идет по соответствующей стороне тела.
Друзей вариант упражнения: на каждом выдохе конечность как бы удлиняется, на вдохе вбирается обратно.
Берем солнышко рукой над головой. Оно излучает интенсивную нежность. Держим его над головой и наблюдаем за потоком его лучей. Оно вдруг растекается, становится жидким, втекает в руку, переливается в туловище. Проводим его поток сквозь тело. Пусть он выльется через противоположную ногу, расплавив на своем пути все темное и нечистое. То же повторим симметрично.
Ноги ставим в два разных сосуда. Один из них пустой, другой - полон белого жидкого света. Перекачиваем этот свет в пустой сосуд через тело-насос. С каждым вдохом внутренняя камера насоса внутри туловища и головы расширяется, втягивая свет из полного сосуда через ногу. С каждым выдохом камера спадает, свет изливается через другую ногу в пустую бочку. Свет промывает все тело внутри.
Когда бочка со светом опорожнится - наполним ее снова, а другую бочку опрокинем в огонь чтобы вся излившаяся грязь сгорела. Поворачиваем тело, меняя ноги над бочками. Повторяем упражнение.
Затем делаем все то же, ставя бочки под руки. Добиваемся таким образом полной заполненности тела ярким белым светом.
Утреннее солнышко опускаем в грудную клетку. Из нее жидкий солнечный свет устремляется по четырем шлангам конечностям. От напора потоков света шланги начинают извиваться. Получается танец со струями света.
Тело ощущаем как цилиндр с поршнем. Вместе с поршнем опускаемся вниз, а через руки-шланги втягивается свет из окружающего пространства. Затем поднимаемся с поршнем вверх, изливая свет с растворенной в нем грязью через голову.
Данные упражнения не только позволяют развить навыки концентрации, но также эффективно прочищают меридианы и весь организм.
Шавасана.
Медитация "Круг". Встанем все в круг. Обнимем друг друга за плечи. Почувствуем симпатию друг к другу. Нас объединяет общая цель - поиск духовного Совершенства. Только в состоянии искренней любви друг к другу будет возможна наша совместная работа. Пожелаем мысленно каждому из присутствующих счастья, радости, успехов. Постараемся, чтобы это чувство рождалось в груди и оттуда изливалось светлой, чистой волной. Распространим это чувство на всех людей Земли. Ощутим себя членами огромной семьи, живущей на планете Земля. Только доброжелательность, любовь, а не сила оружия, обвинения и угрозы могут объединить, сплотить людей планеты, уменьшить количество страданий, увеличить количество счастья. Чтобы помочь другим, установим мир сначала в своих сердцах, пусть его будет больше..., больше..., начнем с преображения самих себя, только тогда мы сможем и другим помогать успешно... Еще раз изольем волну своей любви на всех людей, на все живые существа... (Эту медитацию можно практиковать в конце занятий и дальше. По мере освоения новых упражнений ее эмоциональная насыщенность будет все возрастать).
Занятие 3
Вводная медитация.
Разминка.
Разминку дополним следующим упражнением: сидя на пятках с плавными ритмичными движениями будем смещать вперед-назад, из стороны в сторону и по кругу вертикальную верхнюю часть тела относительно неподвижной нижней. Это - прекрасное упражнение для поясничного отдела позвоночника и области таза.
Релаксация в "половинной позе черепахи".
Ложимся под фонтан, ногами к нему. Его струи вверху смешиваются с солнечным светом. Вода падает на наши тела, промывая их, делая их прозрачными. Грязь стекает в землю, удобряя ее.
Повторим пранаямы прошлого занятия.
Освоим еще одно релаксационное упражнение, хорошо снимающее психическую и физическую усталость. Это - один из вариантов "позы крокодила". Ляжем на живот. Поставим локти на пол вперед от головы, выдвинув их подальше, а голову положим подбородком на ладони. Расслабим все мышцы. Представим, что мы лежим на пляже. Ласковые, теплые лучи солнца прогревают спину. Ощутим их тепло в позвоночнике, увидим, как позвоночник заполняется солнечным светом. Пробудем в этом состоянии 10 - 15 минут.
Сядем. Проведем очередное упражнение для тренировки способности к образному представлению. Закроем глаза. "Мысленно" ощупаем рукой стены, потолок, пол зала, хорошо прочувствуем его объем. Будем "упираться" "мысленно" в стены и другие предметы взглядом, трогать их "мысленно" рукой. Добьемся полной реальности этих ощущений. Это пригодится в будущем. У кого не получится сразу, тренируйтесь дома: дотрагивайтесь до предметов реально, затем то же повторяйте "мысленно". Таким же образом манипулируйте с предметами. Например, представим спичечный коробок, достанем из него спичку, зажжем ее, повернем ручку газовой плиты, зажжем газ... И так далее.
А теперь пройдем "мысленным" лучом сквозь потолок в бесконечную даль космоса. Очутимся в бесконечной просторе в безмолвии бескрайнего пространства... Разольется по нему сознанием... Насытимся его покоем.
Шавасана.
Встанем. Проведем медитацию: Перенесемся в весну. Представим себе яркий солнечный день, тающий снег, бегущие, журчащие ручьи, первые проталины... И птицы поют.
Вот на веке сидит птица и поет. Вслушаемся! Всмотримся!
Как у нее раздувается горлышко! Как переливаются в лучах радостного солнца ее перья! Как она вздрагивает крылышками в такт своей песне! Слушаем! Смотрим! О чем она поет?
Она поет о той всеобщей радости живой природы, которая охватывает всю просыпающуюся весной жизнь.
Постараемся определить ощущение, которое возникло при этой медитации в области щитовидной железы (чакра вишудха). Будем практиковать и далее самые приятные для нас воспоминания и представления о весне, о восходах и закатах солнца, о нежности распускающейся зелени и аромате цветов. Будем думать о Природе так, чтобы "аж дух захватывало!" Это - мощное средство регуляции своей эмоциональной сферы.
Руководитель групповых занятий должен не просто зачитывать текст медитаций, но вызывать в себе с максимальной яркостью все соответствующие переживания. Это обеспечит успех работы всей группы.
А теперь давайте "мысленно" пробежимся легким, радостным бегом, запрокинув голову в счастливой улыбке.
Представим над собой яркое солнце, голубое небо... Легкий ветерок освежает грудь.
Занятие 4
Вводная медитация.
Перед началом разминочного комплекса разучим упражнение, которое предназначено не для всех.
Среди нас есть люди, которые все время вялы, сонливы, чувствуют постоянное утомление. Это состояние можно легко снимать. Но данное упражнение будет резко противопоказано тем, кому, наоборот, недостает спокойствия или у кого еще доминируют отрицательные эмоции при взаимоотношениях с другими людьми.
Итак, встанем, наберем побольше воздуха в легкие, "запрем" его выход и сделаем несколько сжатий его за счет мускулатуры грудной клетки и брюшного пресс. Мы сразу чувствуем тепло во всем теле, прилив бодрости и желание двигаться. Ощущение тепла возникает за счет выдавливания крови из внутренних органов к коже всего тела, к голове и конечностям. А бодрость появляется благодаря активированию расположенной в области солнечного сплетения чакры манипуры.
Разминка.
Пранаямы.
Релаксация.
Начнем разучивание серии психофизических упражнений, особенность которых состоит в том, что их физический компонент исключительно благоприятствует возникновению искомого психического эффекта.
Первое из них называется "Пробуждение". Человек просыпается после долгого сна самоизоляции от гармонии, красоты, внешнего мира. (Стоя поднимаем руки вверх и потягиваемся, как после сна). Впускаем в себя все чистое, светлое, жизненное, что есть вне нас. Ощущаем, как сверху проливается целый водопад удивительно прозрачных, светлых, тонких и нежных эмоций, утренней свежести. Наполняемся этими волнами, переполняем ими себя. (Руки опускаются к плечам, как бы помогая этому заполнению, затем снова поднимаются и опускаются, и так несколько раз). Достигаем максимально высокого и тонкого эмоционального состояния.
Второе упражнение - "Отдавание". Руки широким жестом расходятся от груди вперед и в стороны: то, что мы получили, мы должны отдать другим людям; мерой духовности человека является его способность отдавать. Да и чтобы наполнить сосуд свежей, чистой водой, его надо сначала опорожнить. Застоявшаяся вода протухает. Кто не опорожняет себя, отдавая, что имеет - тот не обновляется, не растет духовно сам. Повторим упражнение еще и еще, разливая, отдавая щедро, даром, без желания получить вознаграждение, все доброе, что накопили сами. Посылаем далеко вперед тончайшие и сильные волны струящейся свежей и нежной любви. Ощущаем, как грудь распирает от прибывающей сзади густой энергии любви. В груди раскрывается цветок, источающий нежное благоухание. Посылаем эти светлые вибрации вперед. Это - благоухание самой любви.
Третье упражнение - "Примирение". Поднимем правую руку над головой, сконцентрируемся в ладони и непосредственно окружающем ее пространстве. Плавно опуская руку перед собой, рисуем ею в пространстве синусоиду с полупериодом около 30 см. Ладонь направляем ребром вперед по ходу движения руки. Ощущаем пространство, в котором движется рука, как некое энергетическое поле, которому мы задаем новую характеристику: мир, гармонию, покой. "Продлеваем" руку в даль. (Представим себе различные варианты движения танца: резкие, быстрые, угловатые, или наоборот, мягкие, плавные, изящные. Каждый такой вид танца соответствующим образом настраивает и зрителя, и исполнителя). И этот простой и мощный жест, символизирующий гармонию, по овладении упражнением (его надо хорошо прочувствовать) будет эффективно помогать каждому в любой ситуации, даже если его выполнять "мысленно".
Приводимые психофизические упражнения представляют модификацию приемов, разработанных и практиковавшихся в начале века в Болгарии в школе П.Донова.
Релаксация.
Сядем. Обратим свой внутренний взор в пространство внутри тела так, как мы это делали при шавасане. Представим, что оболочка тела состоит из легко растяжимой очень прочной пленки. Начнем ее раздувать, как воздушный шар. Все тело увеличилось в два..., в три раза... Вот - величиной с комнату..., с дом. Продолжаем раздувать оболочку до бесконечности, охватывая собою все пространство космоса... Ощущаем свою единосущность со всем... Наслаждаемся этим состоянием, осознаем его значимость. Проведем релаксацию на спине минут на десять.
Сядем. Закроем глаза. Пусть каждый представит себя стоящим и быстро вращающимся на месте. Возникает легкое головокружение, но не доводим себя до тошноты. Посидим с закрытыми глазами, изучая тот план пространства, в котором мы оказались. Если не получилось - покружимся не "мысленно", а реально (или просто покрутим головой), с тем чтобы научиться делать это "мысленно". Это упражнение подготовит нас к предстоящей работе с рефлексогенными зонами.
Отдохнем в "позе крокодила".
Сядем на пол напротив друг друга на расстоянии метров трех. Запомним местоположение партнера. Закроем глаза. Теперь задача каждого - "мысленно" обойти вокруг партнера, ясно ощутить себя позади него, ласково погладить его, потом вернуться на свое место.
Дотронемся "мысленно" рукой до своего носа, потреплем себя за ухо, почешем затылок...
Представим себе ярко светящийся белый круг, такой же треугольник, квадрат, яблоко, грушу...
Если эти упражнения получаются плохо - обязательно тренируйтесь дома. Способность к созданию четких образных представлений путем усердной тренировки развивается за одну, две недели.
Встанем. Представим солнце над головой, яркое синее небо. Конец мая. Только что прошел ливень. Воздух прозрачен и переполнен свежестью. Мы счастливо смотрим на небо, солнце, на ветки деревьев над нами с молодыми листочками. На ветвях еще висят капли от дождя. Дотрагиваемся губами до этих капель, ощущаем их вкус.
Как хочется раскинуть руки, запрокинуть голову и, оттолкнувшись от земли, со смехом радости и счастья взлететь над мокрым лугом! Взлетаем!... И купаемся в ласковом свете солнца...
Приземлимся. Встанем прямо.
Над нами - сгущающийся солнечный свет, облако искрящейся, золотистой солнечной энергии, очень тонкой, нежной, любящей.
Пусть она еще больше сгустится над головой... Ощущаем ее стремление влиться в нас, ощущаем ее напор ... Раскроем