Актуализация в учебном процессе потенциальной целостности человека и мира: подгрупповой принцип

Учебный процесс

...Ты – время по своей текучей сути

И будешь им в любой его минуте...

(Х.Л.Борхес)

Сейчас все чаще можно услышать о том, что новое время требует от современного человека все больших скоростей и ритмов, знаний и навыков. Нужно, дескать, как можно больше успеть, быстрее научиться и т.п. Такие настроения появляются не только в мире индустрии и бизнеса, но и в медицине, психологии, педагогике, а зачастую и среди людей, ориентированных на самопознание.

Для авторов этой книги время все-таки не является некой сущностью, которая ставит какие – бы то ни было условия и чего-то требует. Для нас время – это длящееся бытие, проявленное восприятием, как непрерывный процесс.

И статья эта – о процессе. О процессе постижения себя и мира, в котором присутствует возможность однажды осознать то, что ты как раз самим этим процессом и являешься.

Ту грань жизни, которая позволяет эту возможность проявить и актуализировать, мы будем далее называть обучением или учебным процессом. Подобное определение может показаться слишком абстрактным, ведь в общественном сознании прочно укоренилось представление об обучении, как о совершенно конкретном накоплении знаний и навыков, которые можно использовать для достижения тех или иных целей. Однако переход от этого представления к данному нами определению очень прост – достаточно несколько раз задать вопрос “Зачем?”:

- Зачем тебе учиться математике?

- Чтобы решать сложные задачи.

- Зачем?

- Чтобы написать диссертацию, получить

высокий статус, больше денег и возможностей.

- Зачем ?.....

И тут возможно, скорее всего, два варианта: либо после очередного вопроса “Зачем?” человек окажется “припертым к стене”, недоуменно пожмет плечами и пустится во второй раз по тому же замкнутому кругу объяснений, либо подойдет к невыразимому словесно переживанию самодостаточности своих действий, наполненных совершенно очевидным для него смыслом, независимо от того, направлены эти действия на достижение некой цели или нет. В приведенном выше примере, на вопрос “Зачем тебе учиться математике?” человек, для которого занятия этой наукой наполнены смыслом, может ответить примерно так: – "Да живу я этим!!!”, и прозвучит это так, что и для отвечающего и для спрашивающего будет очевидно, что дальнейшие вопросы “Зачем?” не нужны. Спросите, например, горнолыжника, – зачем он с таким азартом вновь и вновь спускается по крутому склону?

С горнолыжником, пожалуй, понятно, но как же все это применить ко всей жизни в целом? Многие люди бояться даже помыслить, что можно жить не ориентируясь на результат: – "Как же так? А откуда тогда возьмутся энтузиазм и вдохновение? Да человек, у которого нет цели – он ведь и делать то ничего не будет – завалится на диванчик и будет в потолок поплевывать, а то и вовсе превратится в какого – нибудь “бомжа” !...

Но что является результатом всей жизни человека? Чем ее измерить? Числом написанных книг, выращенных детей и посаженных деревьев? Должностью замминистра, количеством добрых или не совсем добрых дел, счетом в банке? Пожалуй, нет, – нельзя измерить жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого ее мгновения. И все мгновения равнозначимы. Вот когда удается человеку это осознать (не умом понять, а жить так начать), тогда жизнь и переживается, как процесс, где каждая минута наполнена до краев. И конкретные свершения в такой жизни происходят и дела до конца доводятся, и книги пишутся, и дети вырастают, даже счет в банке может быть весьма неплохим. Важно то, что человек, ориентированный на процесс жизни, не привязан к плодам своих действий, не зависит от них. Для него главным может быть переживание жизни во всей ее полноте и возможность действовать – совершать поступки.

А по большому счету между процессом и результатом, между смыслом и целью нет особых противоречий: если есть смысл, то найдутся и цели, через которые этот смысл можно раскрывать.

Понятно, что у каждого читателя, особенно у профессионала (психолога, педагога и др.), принадлежащего к той или иной мировоззренческой школе, уже сформировалась своя позиция относительно того, на что ориентироваться – на цель или на процесс. В настоящей статье мы бы не хотели вступать в длительную дискуссию по этому вопросу, для нас важно было заявить свою позицию. Тем, кто заинтересован в подробном разборе данной темы, можно порекомендовать работы [И.Калинаускас “Жить надо !” 1995] и [К.Роджерс “Взгляд на Психотерапию. Становление человека” 1995].

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Довольно просто объявить – “Я буду теперь ориентироваться на процесс!” и предельно сложно жить так. Для того чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас, нужно быть Целостным. О том, что это такое, речь пойдет в следующем параграфе, а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к определению учебного процесса. Итак: Обучение – это то, что дает человеку возможность стать самим собой, проживать каждый момент своей жизни целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами – сущность учебного процесса – актуализация Целостности Человека и Мира.

Любое другое обучение – зачем?...

Целостность.

Шар, расширенный до размеров точки,

Может быть всем: каплей, ночью,

Улыбкой ребенка, лучом света,

Просто точкой, которой нету...

(В. Зайцева)

Целостность человека и мира – вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос “Кто Я?”.

Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический[12] опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.

Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:

Да упадет завеса с глаз моих!

Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб вечное расслышать и взглянуть

В саму неисчезающую суть,

Священную основу всех сердец,

Где Я – Творение и Я – Творец!

Я есть Любовь. Безгласен, слеп и глух

Без образа творящий образ Дух.

От века сущий, он творит любя

Глаза и уши, чтоб познать себя.

Я слышу голос, вижу блеск зари

И рвусь к любимой, но она – внутри.

И внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,

Весь превратясь в безликую любовь...

... И там, внутри, как в зеркале немом

Я узнаю ее в себе самом.

В той глубине, где разделенья нет,

Весь сонм огней слился в единый свет.

И вот, лицо поднявши к небесам,

Увидел я, что и они – я сам.

И Дух постиг, освободясь от мук.

Что никого нет рядом и вокруг,

Нет никого “вдали” и в “вышине”

Все дали – я и все живет во мне!...

Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту подобных переживаний, единодушны в том, что передать их словами и сделать доступными для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо Целостность соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого опыта во всей полноте и неисчерпаемости, являясь при этом иным качеством, чем просто сумма этих граней,

Наиболее емкое определение Целостности, как переживания Бога, восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: “Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует.”

Стать Целостным потенциально может каждый человек, но это требует незаурядных усилий, а так же знания как и куда идти, т.к. часто отдельные грани все время ускользающего целого можно принять за само целое, которое непостижимо, не входит ни в какие мерки и определения. Любое описание, любая метафора всегда будут лишь частичным намеком, тем не менее, можно привести некоторые критерии продвижения к Целостности [Петр М. (Из бесед)], что субъективно переживается:

- как возрастающая полнота бытия;

- как соответствие Предназначению;

- как жизнь Здесь и Сейчас;

- как одномоментность осознания всего во

всем;

- как снятие дистанции между собой и миром

(поглощение любовью);

- как растворение, исчезновение в бытии без

потери сознания;

- как становление “прозрачным”, ”проницаемым”

(полное разотождествление со всем, c чем бы

человек себя не отождествлял);

- как нарастание творческих возможностей во

всех аспектах жизни.

Целостность не может быть целью, так как не является состоянием. Это и не разовое переживание. Мир меняется каждое мгновение и человек тоже должен непрерывно меняться, чтобы соответствовать себе самому и Миру. Стать целым, это совершенно не значит прекратить всякое движение. Человек, действительно живущий Целостно, каждое мгновение Целостность теряет и тут же, творческим актом обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.

Для сравнения приведем пример канатоходца, который бежит по двигающемуся канату, причем движения каната непредсказуемы и происходят во всех плоскостях. Можно себе представить, какие для подобного балансирования необходимы внимание, степень расслабления и алертности и самое главное – вдохновленность... Целостная жизнь требует никак не меньшего Мастерства, чем у такого канатоходца.

Один из сложных для понимания моментов заключается в том, что то, что Гермес Трисмегист назвал бесконечной Сферой – уже существует и задача человека, стремящегося к самопознанию – проявить ее в своем восприятии и, тем самым, через себя в Мире. Человек, становящийся целым, собой дополняет Мир до целого. Через такого человека Мир проявляет в данной точке пространства – времени ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас (актуальна – значит необходима для того, чтобы сохранялся динамический баланс в меняющейся ситуации). Иными словами, Целостный человек всегда вносит в Мир то качество, которого на данный момент не хватает.

Если соединить теперь рассуждения этого параграфа и п.1, то получится довольно простой вывод: Целостность существует как потенциальная возможность для любого человека, который самой своей жизнью может либо реализовать ее, проявив в Мире, либо нет – это вопрос свободы его выбора. Для того чтобы потенциальная возможность стала реальностью, человеку необходима информация, актуальная именно для него, т.е. позволяющая ему в каждый момент времени быть в процессе обретения Целостности. Предоставить ему такую информацию – это и есть задача обучения, учебного процесса.

Сам по себе данный вывод не является чем то принципиально новым в педагогической практике. Новизна появляется, если учесть, что реализация Целостности – задача предельной для человека степени сложности. Тем не менее, нам необходимо было обыграть определение учебного процесса с разных сторон, чтобы далее, опираясь на него, перейти к вопросам технологическим “Как?”.

Факторы учебного процесса.

В процессе движения от потенциальной возможности к реализованной Целостности участвует практически бесконечное число факторов. Фактором является все, что прямо или косвенно влияет на восприятие человека. Укус комара, прочитанная книга, фазы луны, политическая ситуация, направление ветра... Одни факторы могут находиться в фокусе внимания, другие за его горизонтом, тем не менее, влияя на нашу жизнь. Одни факторы могут препятствовать продвижению к Целостности, на другие наоборот можно опереться или использовать их как инструменты или этапы обучения. Несмотря на то, что факторов бесконечно много и все они переплетены и взаимосвязаны, в каждый момент времени существует, как правило, несколько ключевых для данной ситуации факторов. Одна из задач учебного процесса – научиться эти ключевые факторы распознавать и их использовать.

Для дальнейшего рассмотрения факторы можно расположить в следующие классы:

а) Общие – индивидуальные;

Общими (для всех людей или какой то группы) могут быть такие факторы, как: планетарные, природные, географические и климатические особенности, социальные и политические условия, особенности исторической эпохи и многие другие. К индивидуальным факторам относятся все особенности организма, восприятия, неповторимый жизненный опыт каждого человека, условия (работы, быта, семьи, досуга) в которых он живет и уникальность задачи, которую он решает своей жизнью...

б) Фоновые (глубинные) – ситуационные (поверхностные);

Фоновые факторы определяют некий постоянный уровень отклонения человека от Целостности (например, хроническая болезнь, неразрешаемая семейная ситуация или устойчивая жизненная позиция, раз за разом вовлекающая человека в один и тот же круг событий), а ситуационные факторы дают некое колебание относительно более устойчивого фонового состояния (например, ситуационная головная боль, вызванная чрезмерной усталостью). Очевидно, что фоновые и поверхностные факторы теснейшим образом взаимосвязаны, однако стратегии работы с ними принципиально отличаются. Для учебного процесса важно знание и тех и других.

в) Медленноменяющиеся – быстроменяющиеся;

Медленноменяющиеся – те факторы, которые почти неизменны в течение длительных периодов времени или даже всей жизни человека. К примеру – сила земного тяготения, политический строй в стабильных странах, место жительства... Быстроменяющимися будем считать факторы, изменяющиеся быстрее, чем за сутки: запах от пролитого одеколона, резкий звук за окном, встреча, разговор и т.д.

В каждый момент существует некое (большее или меньшее) отклонение данного человека от Целостности. Набор ключевых факторов, которые затрудняют на данный момент достижение более Целостного состояния, или наоборот, которых не хватает для его достижения (ситуации, соответственно, избытка и недостатка по определенным параметрам) будем называть актуальной диагностикой (ДА).

ДА позволяет определить отправную точку для движения к Целостности. После того как мы провели ДА, необходимо выбрать действие или последовательность действий, которые позволяют “достроить” восприятие до целого. Выбор той или иной стратегии действий должен учитывать все актуальные факторы (всех трех групп а) – в)) и исходить совсем не обязательно только из условий быстроты и минимума затрат. Например, человек, стремящийся к самопознанию, определил на данный момент ДА – головную боль. У него есть выбор из нескольких действий, например, – ограничить интенсивность умственной работы или сделать ряд психофизических упражнений, позволяющих “разгрузить” голову или же обратиться к психотерапевту, чтобы раз и навсегда устранить “причину” частых головных болей. Последний путь вроде бы наиболее заманчив, т.к. позволяет как бы решить проблему в корне, но, с другой стороны, такой путь лишит его тренировки навыков саморегуляции. Для того чтобы сделать выбор, здесь необходимо учесть все дополнительные факторы так, чтобы выбранная стратегия действий на самом деле вела в сторону Целостности, а не к иллюзорной беспроблемности.

Действие, которое помогает стать более целым, выбирается из огромного множества факторов: это может быть и изучение некой учебной информации, и различные формы физических нагрузок, движений, дыхания, концентрации внимания, все формы взаимодействия с другими людьми, поступок, игровая или жизненная ситуация, изменения условий жизни, образа жизни, работы и т.д. и т.п.

После совершения подобного действия или их последовательности, проводится новая ДА и исходя из нее определяется новая стратегия действий и так далее.

Предположим, у меня болит плечо. Этот фактор захватывает все мое внимание и является для меня ДА. Серией специальных массажных движений я снимаю боль и выравниваю свое физическое состояние. На фоне уже выровненных и успокоенных ощущений тела я замечаю, что я раздражен на своего приятеля. Теперь уже это является для меня ДА. В качестве стратегии действий, я выбираю пересмотр моих взаимоотношений с приятелем, приводящий к позитивизации моих эмоций. Теперь тело и эмоции спокойны и на этом ровном фоне проявляется более тонкая ДА, например, избыточная бесцельная работа интеллекта – безостановочная внутренняя болтовня с самим собой. Я проделываю серию медитативных упражнений, позволяющих снизить эту бесполезную работу ума и прийти в еще более гармоничное, сосредоточенное состояние. И тут, на фоне этого благополучия, вокруг меня начинают случаться события, которые, на самом деле, являются следствием глубокого конфликта в моей системе ценностей – проявляется следующий “слой” ДА...

В результате многократного повторения подобного процесса, у учащегося все время углубляется и “утончается” опыт переживания Целостности и формируется (вернее осознается) потребность в ней. Появляется также опыт ориентации в различных состояниях своего организма и умение самостоятельно “достраивать” себя до целого во все более и более сложных ситуациях.

Разумеется, кроме упомянутых, существует огромное многообразие граней данного опыта и технологических особенностей обучения, выходящих за рамки этой статьи. Нам важно было еще раз показать в этом параграфе, что процесс обучения – это не решение каких-то проблем или достижение неких результатов, а постоянно длящаяся попытка человека осознать себя самим процессом проявления все новых аспектов Бытия через самые различные факторы. (Что касается проблем, то они постепенно решаются, а цели достигаются по мере этого процесса и заострять на этом внимание просто нет необходимости.)

Наши рекомендации