Часть 2. Развивающая среда на улице
С чего начинается прогулка?
Для меня прогулка начинается с трех вещей. Во-первых, с понимания того, что детям для нормального развития необходимо гулять, дышать свежим воздухом. Во-вторых, с осознания тех поистине бескрайних возможностей, которые предоставляет ребенку улица. В-третьих, с моей любви к Природе.
Для меня самого прогулка в лесу, в парке или хотя бы по зеленым дворам – лучший отдых, сущностная потребность души. Другие люди, как я вижу, часто устроены иначе. Но для меня общение с Природой – один из важнейших источников душевных сил, творческого воодушевления и психологической устойчивости.
Гуляя со своими детьми, я следовал все тому же простому алгоритму, что и занимаясь с ними дома: помогать им исследовать окружающий мир, открывать его возможности, знакомиться с его тайнами. Я старался не мешать, а следовать естественной динамике интереса детишек. Я обычно спрашивал: «Куда пойдем гулять?» Но часто и сам что-то предлагал.
Если дети нуждались в моем участии, то я включался в их игры в песочнице, на горке, среди детских паровозиков и домиков… А если они хорошо играли сами, то бродил поблизости, любуясь небом и деревьями или размышляя о своих педагогических концепциях и о том, как нарисовать очередную картину. При этом, разумеется, внимательно приглядывал за чадами.
Я старался чутко использовать те простые, но весьма важные условия, которые есть на детских площадках, в лесопарке, по дороге… Одни лужи чего стоят! Некоторые из них лучше обойти. А через другие можно осторожно шагать (в резиновых сапогах), «измеряя глубину». А бывает, лужу можно перепрыгнуть – одним махом или в несколько последовательных прыжков, используя в качестве опоры небольшие островки.
Я, как и все родители, не люблю, когда дети падают в лужи, измазываются в грязи. Поэтому с самого начала учил их осторожности, собранности, внимательности. Бывали изредка и неудачи. Но что ж поделаешь?!
Надо сказать, что я по натуре человек достаточно предусмотрительный. Поэтому много лет ходил на прогулки с рюкзаком (особенно если мы уходили далеко от дома). Небольшая аптечка, зонтики (в Питере почти всегда необходимые), «подпопники» (из пенополиэтилена), теплые курточки (на случай похолодания), немного воды и еды, бумага и карандаши (на случай, если захочется поиграть в «крестики-нолики на бесконечном поле» или просто порисовать), складные ножи (чтобы строгать палки), уличные игрушки…
Однажды я даже взял запасные кеды – сам не знаю почему. И представьте, в тот же день они пригодились! Коля и Тима в парке обнаружили очень интересный ручей и затеялись около него играть. И в конце концов, кто-то из них, оступившись, влез в воду ногами. И как же мне было приятно утешить сынишку, спокойно достав сухие носки и запасные кеды! Ведь игра могла продолжаться!
Довольно часто я подсказывал детям на улице всякие интересные вещи – вспоминая свой детский опыт. Я сам когда-то был мальчишкой, а потому обычно мог хорошо понимать интересы маленьких Тимы и Коли. И вносить в процесс долю своей взрослой предусмотрительности, осторожности и организованности.
Например, идем мы гулять в расположенный недалеко поселок Мурино (мы живем на северном краю Петербурга). Там есть небольшой пруд, в который очень интересно кидать камушки. Но около пруда камушков мало. Значит, надо их запасти, собрав по дороге в небольшие полиэтиленовые мешки. От меня, стало быть, требуется взять из дома мешки и вовремя напомнить детишкам о предстоящем мероприятии у пруда – когда будем проходить место со множеством подходящих камушков.
И так – в каждой мелочи. Это, опять же, вопрос внутренней позиции взрослого. Насколько серьезно мы относимся к потребностям развития детей? Насколько важными считаем все их игры и занятия? Я относился ко всему этому как к своей работе – внимательно, ответственно, вдумчиво. Помогая детям, подстраховывая их, обучая их премудростям устройства окружающей среды, я и сам учился новому, сам открывал для себя новые горизонты.
Игры с огнем
Мужчина не должен бояться огня. Но должен и понимать его опасность. Тут заложены немалые возможности для тренировки физических и психических качеств.
Гуляя за чертой города, мы довольно часто разводили костер. Детям это всегда нравилось. Постепенно они научились сами складывать бумагу, растопку и более толстые палки и разжигать огонь. Ребята привыкали к огню, учились его остерегаться, учились ворошить костер палкой…
Но знаете ли вы, что через костер можно прыгать?! Страшно? Да. Опасно? Да. Папа может показать пример. И рядом стоит наготове – чтобы подхватить малыша, если он, не дай Бог, оступится и упадет в огонь. Да и костер ведь не обязательно сразу большой разводить, лучше его совсем-совсем маленьким для начала сделать.
В 3-4 года ребенок вполне может уже перескочить через небольшой костерок. Я все время следил, чтобы уровень внимательности у ребят не уменьшался по мере того, как данное занятие делалось все более и более привычным. Смотрел, чтобы место перед огнем и место приземления были свободны от палок и прочих мешающих вещей, чтобы не было скользко, чтобы обувь и одежда соответствовали ситуации. Инструктируя малышей перед прыжками, я доходчиво объяснял, как себя вести, если все же упал в огонь: моментально откатываться в сторону из костра.
Прыжки через костер были у нас весьма любимой забавой много лет. Когда сыновья подросли, огонь мы уже разводили большой – даже мне было чуток страшновато прыгать. Но приходилось участвовать.
Есть и другой вариант тренировки: развести недалеко друг от друга два костра и пробегать между ними. Вроде бы, что тут особенного? Но психологически ситуация не очень простая. Ведь огонь оказывается как бы со всех сторон. Это непривычно и страшно. В армии так тренируют солдат – на учениях они бегут между горящими сооружениями, перепрыгивают через ямы с огнем и даже пробегают внутри длинного горящего шалаша. Я и сам так бегал (в защитном костюме) на сборах после институтской военной кафедры.
Мы не только должны привыкнуть к стихии огня. Мы обязательно должны научиться его тушить! И вот мы зимой разводим большой костер и ждем, когда он разгорится. А потом маленькие Тима и Коля получают задание тушить огонь. Они быстро-быстро закидывают его снегом, орудуя детскими лопатками.
Для всех подобных мероприятий я дома собирал бумагу, картон, ненужные палки и доски… Даже новогодняя елка после окончания срока службы пилилась на части. В ход шли и ее мелкие веточки. Далеко не всегда на улице легко найти достаточно топлива для костра (особенно в сырую погоду). Я ходил на прогулку с мешком дров в рюкзаке. Всего пару килограмм лишних, а зато удобно.
Надо сказать, что дома я тоже немного разрешал играть с огнем – под строгим моим контролем. Для этих целей на кухне открывалась форточка, устанавливались кувшины с водой, вставал наготове папа. На решетку газовой плиты ставились пустые консервные банки, в которых детишки разводили небольшие костерки, используя специально приготовленные тонкие палочки, щепочки и полоски картона. Причем стояли у плиты они на табуретках (по причине малого возраста).
Тяга человека к огню – одна из фундаментальных психологических потребностей. Она есть почти в каждом ребенке. Я предпочитал организованно сотрудничать с данной потребностью, учить своих детей разумному обращению с огнем. Да и самому ведь интересно.
Мини-туризм
Само слово «поход» несет в себе какую-то магию. Тут уже речь не просто о прогулке, а о путешествии, о приключении. И пусть наш поход – лишь в расположенный неподалеку лесопарк Сосновку. Мы идем по маршруту. Мы осваиваем новые места.
Дошкольники в день могут проходить без особых проблем 10-15 км (разумеется, с отдыхом и при достаточно регулярных тренировках). Небольшие рюкзаки (пусть даже почти чисто символические по весу) не помешают – надо ведь с ранних лет приучаться носить грузы в далеком пути. Запасы еды и питья подбодрят и укрепят.
Мои сыновья, как и я, любили путешествовать. В данном вопросе у нас было полное единство. Старшая дочка редко ходила с нами, ее больше привлекали другие дела. А Машеньку мы таскали с собой с самого раннего возраста. Где-то она шла сама, но основную часть пути проделывала, сидя у папы на руках или на плечах. Или же на закорках у старших братьев.
Некоторые путешествия запомнились всем нам очень ярко. Например, поездка за брусникой на далекое болото. Дело происходило в конце августа. Я до сих пор вижу перед собой трехлетнего Колю и пятилетнего Тиму с рюкзачками, в ярких кожаных курточках, полных интереса к необычной поездке, полных твердой решимости не ныть, а мужественно идти через лес и болото. Метро, электричка, автобус, попутка. Офицер, командовавший двумя военными машинами, решил посодействовать нам – 6 километров пути по бетонной дороге в глубину болот мы проехали, а не прошагали (как собирались). Да еще добрый дяденька приколол Тиме и Коле на курточки по артиллерийскому значку (две скрещенные пушки).
По болоту мои парни шли с энтузиазмом, пробираясь между кочек, кустов и невысоких редких деревьев. Колю и Тиму не смущало то, что местами кочки были выше их роста. А я тащил тяжелый рюкзак с припасами и старательно разглядывал дорогу – дабы не заблудиться на обратном пути.
Дойдя до места, мы стали собирать бруснику. Коля набрал в свое ведерко пол-литра, а более взрослый Тима – около двух литров. Затем я построил ребятам вигвам (использовав плащи и накидки от дождя), обустроил их там, а сам продолжил сбор ягод. Еды у нас с собой было много, погода стояла чудесная – все сложилось замечательно.
Обратный путь оказался труден. Выбравшись из леса на военную дорогу, мы не обнаружили желающих нас взять попуток. Время было уже достаточно позднее, хотя солнышко еще не село. Впереди – 6 километров до большого шоссе. Я тащил тяжеленный рюкзак (добавились собранные ягоды) и нес по очереди Колю и Тиму на руках. А второго маленького путешественника при этом держал за руку – чтобы не отставал и чтобы было ему веселее. Сыны не ныли, хотя шагали из последних сил. И рюкзачки свои маленькие несли. Так мы прошли километра полтора.
В конце концов нас взяла попутка. Мы втиснулись втроем с рюкзаками на одно место на заднем сидении – рядом с девушкой и весьма удивленным, но вполне доброжелательным огромным догом. Нас довезли до большого шоссе, а там мы легко поймали попутку до железнодорожной станции. Домой мы добрались поздно – уже совсем стемнело. А весь следующий день не выходили из квартиры – восстанавливали силы после путешествия.
Прошло 15 лет, но мы хорошо помним все детали того похода. Холодными зимними вечерами мы вспоминали, как шагали по болоту, как ловили попутки, как играли в вигваме… Мы рассказывали маме и Алене, родственникам и знакомым о нашем приключении. Мы чувствовали себя мужчинами.
Были и другие походы: загород, в поле, по городским паркам… Степень трудности дозировалась в соответствии с возрастом ребят. Они приучались к состоянию путешествия, учились укладывать рюкзаки, привыкали распределять свои силы, осваивали навыки ориентирования на местности.
Одно время мы много путешествовали автостопом. Меня часто подвозили с двумя-тремя, а то и с четырьмя детьми. Так мы ездили в расположенный недалеко от Петербурга поселок Юкки, где есть хорошее озеро, много интересных мест для прогулок и малинники со вкусной малиной. Я учил детей быстро и спокойно садиться в остановившуюся машину, быть вежливыми с подвозившими нас людьми, соблюдать осторожность у дороги. И так ведь интересно покататься на разных машинах: на шикарных иномарках, на стареньких автомобилях советских времен, на грузовиках, на микроавтобусах, на подъемных кранах… Да и люди все разные, со всеми интересно пообщаться.
Когда сыновья подросли, дедушка купил им два хороших подростковых рюкзака. Дело было зимой, сезон далеких путешествий у нас еще не начался. Но Тима и Коля так воодушевились, что решили сразу же начать тренировки. Они загружали в рюкзаки кое-какие вещи, добавляли для весу гантели, брали еду и ходили по квартире часами. На привалах ребята строили «шалаш» или делали «палатку», сооружали «костер» (из деревяшек и красной тряпки) и ели «походную еду». А я их морально поддерживал.
Те рюкзаки верой и правдой служили в наших походах, в дальних прогулках, в поездках на дачу. Они оказались удивительно удачной конструкции и удивительно прочные. Чрезвычайно важные и полезные элементы развивающей среды.
Потом пришло время и настоящего туризма – когда Коле было 12 лет, а Тиме – 14 лет. Нас всей семьей пригласили в стационарный палаточный лагерь на реке Смородинке. Там ребята познакомились с туристским бытом, с дисциплиной в большом отряде подростков, с тяжелой работой по хозяйству. Не так-то просто свалить сушину, распилить ее двуручной пилой на части, втащить эти части в гору по тропе, нарубить чурбаны на поленья… А то ведь и дождь бывает, и комары… Но Тима и Коля оказались хорошо подготовленными к таким трудностям. А я со стороны приглядывал за сыновьями, заботился о маленькой Маше и проводил прямо на лесной поляне студию по рисованию. Даже наш любимый крысенок Шусик был с нами там – жил в своей клетке, поставленной в палатке.
Дальше мальчишки развивались в туризме уже без нас с Машей. Они в то же лето отправились в сложный трехнедельный лодочный поход по Вуоксе. Затем были у них и байдарочные походы, и соревнования по линии МЧС… А ведь когда-то все начиналось с детских далеких прогулок с крошечными рюкзачками и с самодельными «подпопниками», вырезанными из добытого папой на заводской свалке пенополиэтилена.
С моей точки зрения, мини-туризм с малышами – прекрасная развивающая штука. Не когда тебя с комфортом привезли на машине, выгрузили у озера и завалили едой и игрушками. А когда ты сам идешь, несешь рюкзак, преодолеваешь усталость, справляешься с трудностями, открываешь новые тропы и новые пространства… Пусть тебе всего несколько лет, но ты делаешь это сам, ты расширяешь свои возможности.
Переправиться через канаву по бревну. Пробраться через заросли густого кустарника. Влезть на крутую гору. Сориентироваться среди тропинок в лесу. Поджарить хлеб на костре. Идти по незнакомой дороге. Заблудиться и найти дорогу вновь. Вернуться домой усталым, но полным впечатлений. Ощутить вкус путешествия…
Мое детство было крайне бедно подобными переживаниями. Воспитывая своих детей, я в изрядной мере удовлетворил свою нереализованную в детстве тягу к дальним прогулкам и походам. Удачно так получилось, что мои сыновья любили это дело. Оно, конечно, хлопотливое и не совсем простое. Но стоит того!