Лекарство от одиночества в мире состояний
Новый русский на охоте пускает из лука стрелу. Бежит за ней, находит на болоте, а рядом лягушка сидит. И говорит лягушка:
– Возьми меня домой, посади на подушечку, поцелуй и я превращусь в красавицу!
– Домой я тебя возьму, на подушечку посажу, а целовать не буду, – отвечает ей новый русский.
– Почему? – спрашивает лягушка.
– Красавиц много, а говорящая лягушка прикольнее.
Итак, у героини наглей истории имеет место деформация свадхистаны на энергетическом уровне. Фон обиды и ненависти на уровне состояния. Как лечить этот запущенный случай?
Ревность, обида, ненависть – это прежде всего напряжение. Причем не только эмоциональное, но мыслительное и телесное не в меньшей степени. Напряжение уже проявляется во всю на телесном уровне: стиснутые зубы, напряженное лицо, кулаки сжаты, тело деревянное, особенно шея и плечи.
Поэтому вначале мы уделим внимание релаксации. Затем обратимся к практике развития и поддержания позитивного состояния. Детально она изложена в разделе ""Рецепты" беспроблемной жизни". Основная задача – создание позитивного эмоционального фона.
Началом движения к позитивности становится новая жизненная позиция. Вы не позволяете ненависти и обиде жить в вашем внутреннем пространстве.
Все начинается с позволения. Большинство людей считает, что обижаться и ненавидеть нормально, если для этого есть причина. Все дело только в этом позволении. Попробуйте понять, что ненависть – проявление, недостойное человека, в любом случае, независимо от того, справедливо с вами поступили или нет. И вы сразу начнете освобождаться от негативных эмоций. Они не смогут больше управлять вами. Затем вы начинаете взращивать в себе радость и доброе отношений к себе и другим.
Радость жизни и позитивность не зависят от внешних обстоятельств. Вы поддерживаете их изнутри своим желанием и внутренним действием. Вы изнутри становитесь позитивным существом, свободным от страданий, а затем изменяете свою жизнь. Отсюда всего лишь один небольшой шаг до изменения судьбы.
Жизнь выше пупка
Когда Банкей проводил свои недели в медитации, с разных концов Японии собирались ученики, чтобы учиться у него. Во время одного из таких собраний поймали ученика-воришку. Об этом сообщили Банкею и попросили его прогнать преступника. Бан-кей не обратил на этот случай внимания. Позднее этого ученика снова поймали за таким же занятием, и снова Банкей не стал рассматривать дело. Это рассердило остальных учеников и они написали прошение, в котором просили удалить воришку, в противном случае они покинут его в полном составе.
Когда Банкей прочел прошение, он собрал всех и сказал: – Вы – мудрые братья. Вы знаете, что хорошо, а что плохо. Вы можете идти куда хотите и учиться там. Но этот заблудший брат не может отличить хорошего от плохого. Кто же научит его, если не я? Он останется здесь, если даже вы все уйдете. Слезы потекли по лицу воришки. Все желание красть у него пропало.
Хорошо и плохо. Дзенская притча
Вы, несомненно, обратили внимание на одну странность. В книге приводится структура энергетического тела из семи центров и говорится о том, что каждый из семи центров создает определенный диапазон отношений. Но описываем и разбираем мы жизнь и отношения только на уровне трех нижних центров: муладхары, свадхистаны и манипуры. С чем связано такое внимание к одним центрам и пренебрежение к другим?
Вспомним еще раз устройство энергетического тела.
• Муладхара – центр, отвечающий за здоровье, движение и выживание.
• Свадхистана – центр, отвечающий за сексуальность, образование семьи и благополучие.
• Манипрура – центр управления, власти, создания структуры и логического мышления.
• Анахата – источник любви.
• Вишудха – источник творчества, понимания красоты и совершенства.
• Аджна – источник мудрости, гармонии и ясновиденья.
• Сахасрара – сосредоточие идеалов и связи с высшим.
Жизнь и отношения человека с доминантой одного из трех нижних центров легко себе представить. Здесь все вызывает отклик и понимание. Пойдем выше.
Анахата – жизнь, посвященная любви.Любви бескорыстной и возвышенной. Полное бескорыстие. Бесконечное сострадание, жертвенность и самоотдача. Человек полностью и без остатка отдает себя служению Богу и другим людям. Все его усилия посвящены только одному: каждое мгновение жизни переживать как полноту любовного слияния с миром, Богом и человеком.
Вопрос: много ли вы встречали таких людей на работе, дома, в общественном транспорте? Думаю, что нет. О таких людях мы знаем больше из описаний. Иоанн Крондшдтский, Мать Тереза, Рамакришна, Шри Романа Махарши. Я специально называю имена почти современников. Такие люди живут рядом с нами. Но посмотрите на масштаб такой личности. Это святые люди и духовные учителя[8].
Вишудха – жизнь, посвященная совершенству. Для художника и поэта на этом уровне бытия не имеют значения ни деньги, ни слава, ни признание. Его интересует только совершенное творение. За постижение совершенства он может отдать жизнь. Таков гений Микеланджело, Андрея Рублева… Они в отношениях не с человеческой славой и деньгами, но с вечностью и совершенством. Яркий пример – сексуальные отношения человека с доминантой вишудхи. Это не просто получение удовольствия и инстинкт продолжение рода. Это совершенное произведение искусства, подобное Божественному танцу. Переживание, в котором в нечеловеческой красоте и гармонии сливаются потоки экстаза и света. Познание природы любви и своего истинного "Я" в соединении мужского и женского. Учение тантры, йоги, даосизма.
Чем выше мы поднимаемся по ступеням сознания, тем труднее для понимания содержание жизни и поступков таких людей. Они живут в другом измерении, другими смыслами. Для них ценно иное.
Для человека аджны сохранение гармонии окружающего пространства может быть делом жизни. И тогда рядом с таким человеком, кем бы он ни был, дворником или президентом, все окружающие обретают ясность и покой, осязают непосредственно гармонию Вселенной. Сам человек тратит на это все свои силы совершенно бескорыстно. Он может быть очень обеспеченным или бедным. В том и в другом случае для него имеет значение не личное благосостояние, но мудрость и равновесие мира.
Человек сахасрары очень прост и естествен. Но именно таких людей в духовных традициях называют просветленными и святыми. Они постоянно в единстве, слиянии с миром. Они говорят и совершают поступки, выражая волю мирозданья, но делают это просто и понятно каждому. Человек ищущий увидит в любом их поступке присутствие истины. Обыватель просто найдет, что это приятный собеседник.
Я думаю, читатель простит мне эту страничку и то, что она об отвлеченных от обыденной жизни вещах. Но мы же не можем оставить без внимания большую часть себя.
Новое знание рождает новые вопросы и сравнения.
Посмотрите! Наш современный человеческий мир существует почти исключительно на энергии трех нижних центров.
Подумайте сами, для безопасности, здоровья, благополучия и создания семьи больше ничего не нужно. Если хочется больше денег и власти, трех центров тоже достаточно. Большинство художников, писателей и артистов также не выходят за эти границы. Весь наш привычный мир здесь. Все желания, все отношения и события. Или почти все?
Социум – это машина, и для ее эффективной работы достаточно уровней выживания, благополучия и управления. Деньги – основная энергия современного общества – отражают этот факт. Энергия денег базируется на соединенной энергии трех нижних центров с некоторой доминирующей активностью манипуры.
Все жизненные задачи независимо от масштаба в социальной среде решаются на уровне этой тройки. Можно быть среднестатистическим служащим, можно – президентом или олигархом. Результат будет зависеть скорее от качества и интенсивности работы этих центров.
В описании людей с доминантой четырех верхних центров я использовал, конечно же, максимальные проявления. Те случаи, когда энергия центра реализована полностью и человек живет в этом состоянии постоянно. Нельзя сказать, что в нашей жизни и отношениях этих энергий нет совсем. В особые моменты жизни человек может подняться до мгновений высокой и бескорыстной любви. В отношения к детям мы способны вкладывать эту энергию… частично.
Порой нам становятся доступны осколки мудрости или способность служить красоте. Но это – всегда эпизоды и все всегда не полно. Это временная активность, а доминанта всегда ниже.
Встает вопрос: еслидля нормальной жизни достаточно трех нижних центров, зачем нам даны еще четыре? В устройстве человека ничего не бывает просто так.
Что наверху – то внизу
Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада. Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись и воцарилась тишина. Лин-чи сказал:
– Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мертв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.
Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть с ними. Шорох листьев – и сад ожил! Мастер сказал:
– Теперь все в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен. Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.
Сухие листья. Дзенская притча
Люди со стратегической доминантой выше пупка практически не рождаются. Подняться выше – это задача индивидуальной эволюции.
Посмотрите на содержание верхних центров: любовь, совершенство и красота, гармония и мудрость, соединение с Богом, целостность и свобода. Раз в нас есть такие источники, значит, есть и такие потребности.Пусть они и дремлют до поры до времени. У каждого человека есть высшие потребности: в любви, гармонии, связи с высшими силами. Все это, конечно, на бутерброд вместо масла не намажешь. Но неудовлетворенные потребности создают напряжение, постоянную тревогу, печаль.
Многим знакома необъяснимая тоска, когда хочется бежать от обыденности, когда вроде бы в благополучном и успешном мирке тебе вдруг становится нечем дышать. Множество успешных и неодиноких людей годами живут в состоянии глубокой неудовлетворенности. Как будто они потеряли что-то очень важное и никак не могут найти.
Высшие центры являются источником смысла и сценария нашей судьбы.Опять же смысл – штука нематериальная. Но если человек его теряет, его уже ничем не заменить. Ни деньгами, ни развлечениями, ни домами, ни машинами, ни веселой компанией.
Если смысла нет, нечем жить и нечем дышать. Человеку просто плохо – и все, чтобы не происходило. Вплоть до суицида. Смысл жизни ничем не заменишь, кроме смысла! Он оказывается для нас необходимым, как воздух. Им дышать нужно каждую секунду. Иначе жить незачем.
А что такое смысл? Мы привыкли двигаться к цели: купить машину, получить новую должность, создать семью. Советую обратить внимание: цель – это выражение смысла! А смысл – это состояние.
Человек создает семью, потому что хочет любви и счастья. Покупает машину, потому что хочет быть свободным. Свободно распоряжаться своим временем и пространством. Захотел, поехал сюда, захотел – туда. Захотел ночью, захотел за город. (Получается, правда, не так просто и свободно, но это уже другой вопрос.)
Человек хочет больше всего счастья, свободы, любви, покоя, особого настроения наполненности жизни.Чтобы было легко, празднично, как в сказке. И все это живет преимущественно в верхних центрах.Точнее, в согласованной работе верхних и нижних центров.
То, что внизу, существует так, как оно есть наверху, а то, что наверху, существует так, как оно есть внизу, чтобы воплотить собой явленность единого сущего.
Изумрудная скрижаль. Тайное слово Гермеса Трисмегиста
Настоящая любовь – это когда согласованно работает анахата и свадхистана. Это когда любовь дороже денег, дороже жизни и одновременно – эротическое, чувственное, живое слияние, потеря себя в другом. Это отношения, которых все желают по большому счету, которые делают человека по-настоящему счастливым.
Нам дана возможность вступать в такие отношения, когда все центры активны и находятся в резонансе.Они все будут окрашены общим чувством любви или взаимного дарения. Эта полная включенность в общее пространство дает ни с чем не сравнимое счастье, ни с чем не сравнимое переживание полноты момента. Это то, что нам дано, и то, чего мы не знаем и чем не пользуемся.
В самом начале жизни, в миг своего рождения, мы переживаем нечто подобное, а потом забываем это переживание. Но память об этом особенном состоянии таится внутри и заставляет всю жизнь искать его. Подсознательно мы знаем эту возможность, и неспособность вернуться туда делает нас несчастными и неудовлетворенными.
• Путь к полноте переживаний и отношений не закрыт, не труден. Он просто неизвестен.