Сущность построения малого прямоугольного маршрута
Самолет выводится на ДПРМ со скоростью по прибору 300 км/ч. После пролета ДПРМ продолжается полет с МК=ПМПУ в течение 10 с, в целях обеспечения вывода самолета на траверз ДПРМ.
После первого разворота продолжается полет с МК, перпендикулярным ПМПУ, в течение 20 с.
По истечении 20 с выполняется второй разворот.
На траверзе ДПРМ выпускается шасси и включается секундомер для определения момента начала третьего разворота. По истечении 75 с при КУР3 =130° (230°) выполняется третий разворот на МК, перпендикулярный ПМПУ.
При КУР4 = 77° (283°) выполняется четвертый разворот на посадочный курс. Скорость на развороте 250 км/ч, крен—15°.
По окончании четвертого разворота до ТВГ выпускаются закрылки на 35° и производится снижение до установленной глиссады с расчетной вертикальной скоростью, чтобы пройти ДПРМ и БПРМ на установленных высотах согласно схеме, определенной инструкцией по производству полетов.
После выхода под облака на высоте не ниже установленной высоты принятия решения расчет на посадку выполняется визуально.
Расчет элементов прямоугольного маршрута
Знание порядка расчета элементов прямоугольного маршрута необходимо для того, чтобы в случае нестандартного расположения ДПРМ, БПРМ и других элементов схемы захода на посадку командир ВС (второй пилот) мог определить штилевые данные схемы захода, которые будут положены в основу расчета элементов захода на посадку для аэродрома посадки (рис. 53).
Порядок определения элементов схемы следующий:
1. Определить радиус первого и второго разворотов и время разворота
(рис. 54,55).
2. Определить расстояние от конца первого до начала второго разворота (S2):
S2= V2·t2 (рис. 56).
3. Определить ширину прямоугольного маршрута (L):
L = 2·R1+S2 = 2·2640 + 1670 = 6950 м.
4. Определить α3:
α3 = КУР3 — 180° (левый круг);
α3= 180° — КУР3 (правый круг);
α3 = 180°—130° = 50°.
5. Определить расстояние от траверза ДПРМ до начала третьего разворота (S 3):
tgα3 = L / S 3 (рис. 57).
6. Определить время полета от траверза до начала третье разворота (t3):
t3 = S 3/ V2 (Рис. 58).
7. Определить радиус и время третьего разворота (по формуле п. 1):
R3 = 2300 м, tур = 47 с.
8. Определить радиус и время четвертого разворота (по формуле п. 1):
R4= 1830 м, tур = 42 с.
9. Определить α4:
(Рис. 59).
10. Определить КУР4:
КУР4 = 90° (270°) ± 13° = 77° (283°).
11. Определить расстояние от конца четвертого разворота до точки приземления:
Sобщ = 250 + S д+ S 3 + ΔR = 250 + 4000 + 5830 + 470 = 1050 м.
12. Определить расстояние горизонтального полета:
Sгп= Sобщ — S ТВГ = 10550 — 8600 = 1950 м.
13. Определить время горизонтального полета:
tгп = Sгп /Vгп (Рис. 60).
14. Определить время и вертикальную скорость снижения:
tсниж = S ТВГ / Vпл; Vв = НВГ /tсниж (Рис. 61).
Рис. 53. Расчет элементов захода на посадку
Рис. 54. Расчет радиуса разворота
Рис. 55. Расчет времени разворота
Рис. 56. Расчет расстояния S2
Рис. 57. Расчет расстояния S3
Рис. 58. Расчет времени T3
Рис. 59. Расчет угла α
Рис. 60. Расчет времени tгп
Рис. 61. Расчет времени и вертикальной скорости снижения
Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному
Маршруту при ветре
Основной задачей расчета является определение элементов для построения маневра, обеспечивающих полет самолета при любом ветре по установленной схеме прямоугольного маршрута для данного аэропорта с минимальным отклонением от нее.
С достаточной точностью обеспечивается определение элементов захода на посадку при ветре упрощенным способом по коэффициентам, которые подобраны на основании полного расчета.
Точность выполнения полета по установленной схеме зависит от правильности расчета элементов захода на посадку и точности выдерживания рассчитанных данных.
Примерный порядок расчета:
Условия:
ПМПУ = 156°, круг правый,
σм = 120°, КУР3 = 130°,
и = 12 м/с, схема стандартная.
Решение. : 1. Определить угол ветра посадочный:
УВпос = σм — ПМПУ = 120° — 156° = — 36°.
2. Определить боковую и встречную составляющие ветра:
иб = и · sinУВпос = 7 м/с,
ив= и · соsУВпос = 10 м/с (рис. 62).
Рис. 62. Расчет боковой и встречной составляющих ветра
Определение составляющих рекомендуется производить подсчетом в уме, используя следующие округленные значения синусов УВпос и (90° — УВпос): для углов 15°, 30°, 45°, 60° и 90° они составляют соответственно 0,3; 0,5; 0,7; 0,9 и 1,0.
3. Определить угол сноса по участкам прямоугольного маршрута:
УСпос = uб = + 7°;
УС2 = 0,7 uв = 0,7·10 = + 7°;
УС3 = 0,7 uб = 0,7·7 = —5°;
УС4 = 0,8 uв = 0,8·10 = —8°.
При посадке со встречным ветром знаки углов сноса определяются по следующему правилу:
— знак УС2 соответствует стороне круга (правый «+», левый «—»);
— знак УСпос — обратный знаку УВпос;
— знак УС4 — обратный знаку УС2;
— знак УС3 — обратный знаку УСпос.
4. Определить магнитный курс по участкам прямоугольного маршрута:
МКпос = ПМПУ — (± УСпос) = 156° — (+ 7°) = 149°;
МК2 = МК2 шт — (±УС2) = 246° —(+7°) = 239°;
МК3 = МК3 шт — (± УС3) = 336° — (— 5°) = 341°;
МК4 = МК4 шт — (± УС4) = 66° — (— 8°) = 74°.
5. Определить время полета по участкам прямоугольного маршрута и вертикальную скорость снижения по глиссаде:
t1 = t шт + 2 uв =10 + 2·10 = 30с;
t 2= t шт ± 1,5 uб =20—1,5·7= 10с;
t 3 = t шт± 2 uв = 75 — 2· 10= 55с;
t гп = t шт± 0,5 uв = 28,+ 0,5·10 = 33с;
t сниж = t шт ± 0,3 uв = 147 + 3·10 = 177 с;
Vв= Vв шт ± 0,05 uв = 2,7 — 0,05·10=2,2 м/с.
6. Определить КУРтр, КУР3, КУР4, КУРпос:
КУРтр = 90° (270°) + (± УС3) = 90° + (— 5°) = 85°;
КУР3 = КУРшт + (±УС3) + (± 0,5 УС4) =130° + (—5°)+ (—4°) = 121°;
КУР4 = КУРшт+ (± УС4) + (± 0,5 УСпос) = 77° + (— 8°) + (+ 4°) = 73°;
КУРпос = 360° + (± УСпос) = 360° + (± 7°) = 7°.