Методика выполнения полета на самолете
ЯК-40
(издание второе)
MOCKBA «ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ» 1983
Второе издание «Методики выполнения полета на самолете Як-40» разработано на основе Воздушного кодекса СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, Руководства по летной эксплуатации самолета Як-40 и других руководящих документов МГА.
В настоящем издании Методики учтены замечания и предложения командно-инструкторского и летного состава к первому изданию, а также передовой опыт работы подразделений гражданской авиации и результаты методических полетов. Методика отражает результаты исследований в области авиационной эргономики, выводы из анализов летных происшествий и предпосылок к ним, опыт летной работы некоторых зарубежных авиакомпаний.
Работа предназначена для командно-инструкторского и летного состава предприятий и учебных заведений гражданской авиации.
С выходом настоящей Методики первое издание «Методики выполнения полета на самолете Як-40» (изд-во «Воздушный транспорт», 1978 г.) использовать как справочный материал.
В разработке Методики приняли участие: Ю. А. Артамонов, Э. В. Болотное (ответственный исполнитель), С. И. Горчилин, В. Г. Изюмский, А. В. Капранов, А. Л. Микинелов, А. В. Назин, Н. Ф. Никулин, В. В. Поляков (ответственный исполнитель), Е. Г. Прокофьев, В. П. Слезкин (ответственный исполнитель).
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Краткая характеристика летной деятельности экипажей
воздушных судов и некоторые рекомендации по выполнению полетов 5
Глава 2. Некоторые сведения о летных ограничениях и влиянии различных эксплуатационных факторов на взлетно-посадочные характеристики 10
Общие положения 10
Ограничения максимальной скорости 10
Ограничения по числу М полета 13
Ограничения минимальной скорости полета 13
Ограничения перегрузки 16
Ограничения центровки 19
Ограничения высоты полета 21
Влияние условий эксплуатации на взлетные характеристики самолета 22 Влияние условий эксплуатации на посадочные характеристики самолета 24
Сдвиг ветра — скрытая опасность при взлете и посадке самолетов 27
Глава 3. Предполетная подготовка 29
Общие положения 29
Организация предполетной подготовки в службах аэропорта 29
Организация предполетной подготовки на самолете 37
Буксировка воздушного судна 65
Запуск двигателей 66
Глава 4. Выполнение полета 71
Принципы распределения обязанностей и взаимодействия членов экипажа
самолета Як-40 71
Руление 75
Предварительный старт 82
Исполнительный старт 83
Взлет и начальный набор высоты 84
Набор высоты 94
Крейсерский полет 99
Предпосадочная подготовка 131
Снижение с эшелона 136
Предпосадочный маневр 138
Заход на посадку 145
Посадка 179
Уход на второй круг 191
Заруливание на стоянку и выключение двигателей 193
Послеполетный разбор в экипаже 194
Глава 5. Особые случаи полета 196
Отказ двигателя на взлете 196
Отказ двигателя в наборе высоты в горизонтальном полете и на снижении 200
Заход на посадку и посадка с одним отказавшим двигателем 202
Отказ двигателя на предпосадочном снижении 203
Уход на второй круг с одним отказавшим двигателем 203
Полет с двумя отказавшими двигателями 204
Заход на посадку и посадка с двумя отказавшими двигателями 205
Экстренное снижение 206
Действия экипажа при пожаре в отсеках мотогондол и двигателей в
пассажирской кабине и кабине экипажа 207
Отказы авиагоризонтов 210
Отказ систем питания приборов полного и статического давления и
действия экипажа при отказах этих систем 216
Самопроизвольная перекладка стабилизатора в крайние положения:
на пикирование + 3° или на кабрирование —6° 221
Полет в условиях обледенения 222
Полет в условиях атмосферной турбулентности и сильной болтанки 224
Особые случаи посадки 226
ГЛАВА 1
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОЛЕТОВ
Летный труд является одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Его относят к типу труда оператора. Летную деятельность характеризуют такие специфические черты, как:
— работа в необычных для человека условиях отрыва от земли;
— принудительно высокий темп и обязательная непрерывность деятельности;
— сочетание напряженной умственной работы со сложнокоор-динированными и точными движениями по управлению воздушным судном;
— ярко выраженный эмоциональный фон;
— работа в условиях ускорений, шумов, вибрации, перепадов атмосферного давления, колебаний температуры, переменной освещенности и т. п.;
— высокое чувство ответственности за жизнь пассажиров и сохранность техники.
Нет другой такой профессии, где пространственные представления и ориентировка играли бы столь значительную роль, как в деятельности пилота. С другой стороны, нет такой другой профессии, где пространственная ориентировка была бы столь сложна и необычна, как в процессе полета. Оценить пространственное положение без зрительного контроля в полете практически невозможно, хотя роль других анализаторов при этом не исключается. Так, на резкий крен воздушного судна пилот прежде всего реагирует по сигналу вестибулярного анализатора и лишь потом зрительно определяет величину крена и точность его парирования.
В полете часто возникают условия, при которых затруднено нормальное функционирование одного или нескольких анализаторов. В результате органы чувств человека могут давать искаженную информацию, что приводит к возникновению иллюзий. Так как зрение было и остается важнейшим каналом получения информации в процессе управления воздушным судном, вероятность ошибок зрительного восприятия не должна игнорироваться ни в визуальном полете, ни в полете по приборам. Возниковение и характер проявления иллюзий в одних и тех же условиях полета зависят от психологических особенностей пилота, его настроения, работоспособности в данный момент. Только знание пилотом вероятности иллюзорного восприятия различной информации во время полета, высокий уровень профессиональной, психологической и физической подготовки помогают успешно справиться с возникшими в полете иллюзиями.
На земле ритм жизни и деятельности человека хорошо приспособлен к оптимальному темпу его психических процессов и может регулироваться самим человеком. В полете же восприятие обстановки, ее оценка, принятие решений и выполнение нужных действий жестко обусловлены сменой ситуаций и этапов, причем счет времени может идти на секунды или даже доли секунды. Темп деятельности на современном воздушном судне на наиболее сложных этапах полета начинает достигать предельных возможностей человека. Например, при заходе на посадку для контроля показаний приборов пилоту приходится переключать внимание до 200 раз в минуту. Увеличение темпа деятельности усиливает напряжение внимания, памяти, мышления, требует автоматизации навыков. Высокая степень автоматизации навыков позволяет объединять отдельные действия и избегать лишних движений, уменьшая при этом нервно-психическое напряжение.
Современная авиационная техника предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности всех членов экипажа. Основная часть умственной работы пилота приходится на восприятие и переработку информации, поступающей от приборов. При этом пилот не воспринимает показания приборов как новую информацию. Зная параметры полета (высоту, скорость, курс, режим работы двигателей, наличие или отсутствие крена и т. д.), пилот - мысленно представляет характерное для нормальных условий расположение стрелок на шкалах приборов. Переводя взгляд на нужный прибор, он смотрит только на отдельный участок шкалы, сопоставляя ожидаемые показания прибора с действительными, и, при наличии совпадения, переводит взгляд на другой прибор. В сознании этот момент может отражаться даже не оценкой конкретной величины, а общим понятием «все в норме».
Аналогично осуществляется и пилотирование в целом. Пилот заранее знает последовательность этапов полета, представляет порядок выполнения и особенности своих действий. Любое действие по управлению воздушным судном основано на мысленном представлении как о самом действии, так и о его результатах, на представлении об изменении и сохранении положения воздушного судна, о соответствии показаний приборов собственным ощущениям, сопровождающим данное действие. Эти представления (концептуальнаямодель) пилот сопоставляет с фактической информацией (информационная модель), определяя степень совпадения ожидаемого и действительного, и на основе этого осуществляет процесс управления воздушным судном.
В некоторых случаях в ходе полета у членов экипажа может возникать чрезмерное нервно-психическое напряжение. Оно связано с недостаточной профессиональной подготовкой командира ВС и всего экипажа. Недостаточное знание руководящих документов, наставлений и Руководства по летной эксплуатации вызывают неуверенность в исходе полета, нечеткость действий, волнение. Возникновение повышенного психического напряжения приводит к снижению работоспособности членов экипажа, в результате чего нарушается автоматизм действий, появляется общая скованность, затрудненность восприятия и осмысливания поступающей информации, а также забывчивость, рассеянность, не свойственные членам экипажа в спокойной обстановке. Эффективными средствами снижения нервно-психического напряжения являются:
— систематическое повышение уровня теоретической подготовки летного состава;
— твердое знание и соблюдение требований руководящих документов;
— широкое использование тренировок летного состава на тренажерах с целью отработки до автоматизма действий экипажа на различных этапах полета;
— аутогенная тренировка.
Однако нельзя считать нервно-психическое напряжение в полете только отрицательным фактором. Состояние умеренной напряженности — это нормальное рабочее состояние, характеризующееся мобилизующим влиянием процесса трудовой деятельности на психику человека. Такое состояние психической активности — необходимое условие успешного выполнения полета. Кроме того, оно вырабатывает физическую и психическую выносливость, готовность к большим эмоциональным нагрузкам, способствует формированию психических качеств, отличающих пилотов, таких как мужество, хладнокровие, выдержка, быстрота принятия решения.
Принятие командиром ВС решения в полете является одним из наиболее сложных процессов, требующих высокой активности и силы нервных процессов. Опыт показывает, что особенно трудным является принятие решения о вынужденном уходе на второй круг при заходе на посадку. В момент посадки или вынужденного ухода на второй круг частота пульса пилота увеличивается за короткое время до 150 ударов в минуту, частота дыхания — до 50 вдохов в минуту, артериальное давление повышается до 150—180/110— 120 мм рт. ст.
Такое психо - эмоциональное напряжение (стресс) не является безразличным для организма пилота. Если умеренное возбуждение несколько улучшает нервно-психические возможности человека, то перевозбуждение отрицательно сказывается на его психическом состоянии и приводит к снижению и даже к потере работоспособности.
Под потерей работоспособности понимается внезапная болезнь или состояние сильного эмоционального напряжения, затрудняющее мыслительную деятельность и ухудшающее координацию движений в степени, угрожающей безопасности полетов. Своевременное обнаружение потери работоспособности одним из членов экипажа имеет важное значение для безопасности полета и обеспечивается, при соблюдении экипажем следующих условий:
— выполнение установленного порядка взаимодействия;
— контроль за своевременностью ответов при служебных переговорах;
— непрерывное ведение контроля за выдерживанием режима полета, показаниями контролирующих приборов;
— непрерывная оценка и анализ причин отклонений от установленных норм и условий полетного задания.
Следует предполагать частичную потерю работоспособности одним из членов экипажа в том случае, если он не отреагировал на однократный доклад, запрос или распоряжение.
Отрицательное влияние на качество выполнения полетного задания оказывает излишняя поспешность в действиях членов экипажа, обусловленная недостаточной подготовкой к полету, а также несобранностью в ходе предполетной подготовки и во время выполнения полета. Дефицит времени, вынужденное ускорение привычного темпа могут привести к пропуску некоторых операций или ошибочному их выполнению, а также к излишней эмоциональной напряженности. Спешка, стремление сэкономить время приводят к неправильным действиям, нарушениям установленных правил полетов, создают непосредственную угрозу безопасности полетов.
Залог успеха любого полета — тщательная психологическая подготовка членов экипажа к выполнению задания.
Среди разнообразных путей достижения высокой психологической подготовки экипажа наибольшее практическое значение имеют следующие:
— высокий уровень профессиональной подготовки, результатом чего является уверенность в своих силах и возможностях у каждого члена экипажа. Большую роль в повышении уровня профессиональной подготовки играет тренировка в сложных метеоусловиях и на тренажерах;
— проигрыш в уме различных ситуаций, которые могут возникнуть в полете, и выполняемых при этом действий. Он оставляет глубокие следы в памяти, закрепляет подготовленные решения и навыки. Ситуация, возникшая в реальном полете, воспринимается, как ранее встречавшееся и пережитое событие. Это значительно ослабляет и снимает воздействие главного неблагоприятного фактора любой усложненной ситуации — фактора неожиданности;
— правильное и четкое взаимодействие в экипаже, постоянный взаимный контроль и атмосфера доверия между членами экипажа;
— привитие членам экипажа навыков анализа и самоанализа действий в каждом полете, воспитание самокритичности.
Летный состав должен учитывать, что успешное выполнение многих полетов подчас ослабляет внимание членов экипажа и может привести к потере бдительности в полете. Кроме того, показатели работы членов летных экипажей часто ухудшаются при ожидании окончания полета, наступает так называемая «деградация в конце работы».
Летный состав должен помнить, что успех работы экипажа определяется чувством долга и ответственности за порученное дело. Постоянная мобилизация всех членов экипажа на качественное выполнение полетного задания, глубокое знание и неукоснительное соблюдение правил полетов и требований руководящих документов МГА, высокое профессиональное мастерство — основа безопасности полетов.
ГЛАВА 2