Четыре неограниченных чувства.
Неограниченное чувство любви, неограниченное чувство сострадания, неограниченное чувство сорадости, неограниченное чувство беспристрастия.
Неограниченная любовь.
Любовь – это чувство готовности сотни раз поднести свое тело и собственность без всякого чувства сожаления всем созданиям, приносящим вред, как бывшим родителям, для того, чтобы вернуть кармический долг. "Все существа, создающие мне препятствия, страдания, клевещущие, все они без остатка, подобны моим нынешним родителям. Я желаю очистить их страдания и принести им пользу и для этого готов пожертвовать всем. Да буду вершить благо до окончания сансары. Пусть все живущие обладают причиной блаженства – добродетелью". Устанавливай и направляй ум в этом ключе. Это называется ключом неограниченной любви, направленной ко всем живым существам. Хотя все живые существа в абсолютном состоянии не имеют реальности, но в относительном состоянии очень хорошо опираться на это чувство для обретения озаренности (тиб.: byang chub) и помощи живым существам.
Живые существа не осознают нереальность всех явлений воспринимаемого мира, его сноподобность и иллюзорность. Они, привязываясь к истинности обманчивых видений, совершают ошибочные действия и в результате получают страдания. Если этим живым существам, подобным нашим матерям, помочь отделиться от неведения и цепляния за эго и указать им изначальную мудрость самопознания, то это поставит их на путь озарения. Это называется чувством неограниченной любви, направленной на Дхарму.
Живущие в сансаре объекты любви, созерцающий любовь практик и само чувство любви не имеют истинной реальности и сущность каждого из этих трех – шуньята. Открытость шуньяты не прекращается, любящий ум, свободный от всех крайностей мышления, спонтанно приносит благо всем живым существам. Любящий ум подобен небу, за пределами двойственности и является чистым потоком самопознания. Это называют состоянием Великой Любви. Нужно долго создавать привычку к этому состоянию и слить затем свой ум с этим неограниченным чувством любви.
Неограниченное сострадание.
Сострадание – это чувство печали от видения живых существ, создающих причины страдания и затем получающих результат. Это чувство печали от их неведения и неискусности в методах подавления страданий, от их неумения создать условия для самосовершенствования. Это чувство печали от их неспособности опереться на совершенного учителя и похожести их на слепых без поводыря, от отсутствия у них контроля над своим сознанием, от полной их спутанности клешами.
Это чувство печали от сансары вообще, как результата деяний всех живых существ Вселенной, и, в частности, от трёх низших миров, в которых поток страдания непрерывен, как река, без всякой надежды на спасение. Развивай чувство сострадания к таким существам, вкушающим плоды собственных деяний. Эти существа не понимают истины о страдании и истины об уничтожении страданий. Они привязали свой ум к эго, как к чему-то реально существующему. Они привязаны к непостоянному, как к постоянному, привязаны к страданию, как к счастью, и испытывают привязанность и страсть к богатству и желанным вещам этой жизни, которые подобны сну. Развивайте чувство сострадания к ним. Пусть они освободятся от всех форм страданий и неудовлетворенности. Это сострадание, направленное на живых существ.
Живые существа, не освободившиеся от страданий, обладают чувством самовлюбленности и всячески угождают самим себе. Осознание непостоянства и неминуемой смерти не мелькает даже на миг в их умах. Даже когда они хотят практиковать учение, это желание смешивается у них с самовлюбленностью, проявляясь в привязанности к истинности окружающего мира. Они не могут идти по пути практики, ибо переполнены эгоизмом и тем самым создают себе снова и снова причину повторных рождений в сансаре. Какая жалость, дети мои! Этих существ, цепляющихся за истинность своего мира, нужно привести к освобождению через чистое понимание (тиб.: rtogs pa) иллюзорности всех явлений, обучая практике прозрения пустоты (праджня). Осознав все нюансы уникальности дхарм, составляющих реальность, необходимо отсекать путы, освобождаясь от причин страданий и двигаться к состоянию Пробуждения. Это сострадание, направленное на Дхарму.
Объект сострадания – живые существа, субъект – практикующий это чувство и само сострадание не имеют реальной природы и пусты. В открытости шуньяты непрерывно проявляется чувство недвойственного сострадания, подобное пространству, свободное от крайностей. Это называют невообразимым (тиб.: dmigs med) (не направленным на конкретное) состраданием. Это называют также сущностью сострадательной пустоты. Всё это является проявлениями неограниченного сострадания.
Неограниченная сорадость (сопереживание).
Если в потоке сознания не родились такие чувства неограниченной любви и сострадания, то это условие, на котором основывается наше непонимание того, что все живые существа являются нашими матерями. Не осознавая этот факт, мы привязаны к ним, как к врагам и близким, а они полностью захвачены силой кармы, порожденной их ошибочными взглядами и действиями. Неограниченная сорадость – это желание принять на себя груз их страданий, радость от разделения с ними своего блаженства и свободы и желание привести их в состояние блаженства, бесконечная работа по освобождению их от всех оков. Это работа по доведению их до созревания и неограниченная сорадость, когда цель достигается практикующими. Это желание полностью посвятить себя этому делу, подношение всего личного для этой цели.
Не жалея ни себя, ни тела, ни жизни, не думая о достижении покоя и блаженства в одиночестве, необходимо вершить благо для всех живущих. "Пусть они будут вечно пребывать в блаженстве", – развивайте такое чувство сорадости. Какие бы болезни и страдания ни встречались на этом пути, пусть в вашем уме не будет страха. Это страдания всех живых существ созревают через вас и это страдание есть великая сорадость (сопереживание). Когда живое существо освобождается от страданий и пребывает в блаженстве, разве это не великая сорадость? Это особое состояние сознания. Очень важно не иметь ограничений в этом чувстве и цепляния за истинность. Необходимо осознавать все как сновидение и мираж. Это называют неограниченным чувством сорадости.
Через эти три неограниченных чувства любви, сострадания и сорадости необходимо приносить благо живым существам своим любящим умом. Это состояние сознания, питающее великую привязанность к живым существам, но не имеющее конкретной ограниченности, является сущностью великого намерения Махаяны. Это чувство любви и сущность того, кто испытывает неограниченную любовь, пусты. В этой пустоте нет различия между непривязанностью и привязанностью к чему-то. Что бы ни являлось уму, его сущность неизменна и пребывает сама в себе, спонтанно проявляя великую заботу о живых существах. Но сущность его пребывает в покое и объединяется со всем встречающимся, как с матерью дхарматой – это именуется состоянием неограниченной беспристрастности.
Желание и способность в одиночестве нести великий груз освобождения живущих от страданий сансарического существования именуют сверхнамерением бодхисаттвы (тиб.: lhag bsam).
У обычных людей и у других существ ум резко разделяет близких и далеких, своих и чужих, но сверхнамерение бодхисаттвы не видит отдельной реальности ни объектов, ни субъектов, ни самого акта восприятия. Оно видит их пустоту и взаимозависимое происхождение, не имея обусловленности ничем. Это полностью проявленное состояние великого освобождения духа.
Привязанность и отвращение спонтанно освобождаются в этом состоянии сознания и все имеет единый вкус в необъятной безграничности дхарматы. Поэтому это называют великой беспристрастностью, свободной от привязанности и отвращения. Осознайте смысл сказанного и практикуйте его, дети мои! Это называют также неограниченной беспристрастностью. Совершенствуйте сознание через эти четыре великих чувства. Очищайте свою омраченность и помогайте другим.