Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

Задания к зачёту

по дисциплине

«Естественнонаучная картина мира»

Обязательно указать номер варианта (номер варианта должен совпадать с двумя последними цифрами зачётной книжки), номер задания и привести его полное условие.

Ответ на вопрос должен быть четким, конкретным и полностью соответствовать условию. В конце работы обязательно следует привести список литературы.

Работа, выполненная студентом по другому варианту, не принимается.

Формулировка вопроса
№ вопроса
Ответ на поставленный вопрос
Перечень источников, используемых при подготовке ответа
Форма записи ответов

Номера вариантов и заданий

№ варианта Номера заданий № варианта Номера заданий № варианта Номера заданий
1 51 80 101 35 70 4 114 69 38 21 110
2 52 81 102 36 71 5 115 70 39 20 111
3 53 82 103 37 72 6 116 71 40 19 112
4 54 83 104 38 73 7 117 72 41 18 113
5 55 84 105 39 74 8 101 73 42 17 114
6 56 85 106 40 75 9 102 74 43 16 115
7 57 86 107 41 76 10 103 75 44 15 116
8 58 87 108 42 77 11 104 76 45 14 117
9 59 88 109 43 78 12 101 77 46 13 101
10 60 89 110 44 79 13 105 78 47 12 102
11 61 90 111 45 80 14 106 79 48 11 103
12 62 91 112 46 81 15 107 80 49 10 104
13 63 92 113 47 82 16 108 81 50 39 105
14 64 93 114 48 83 17 109 82 51 38 106
15 65 94 115 49 84 18 110 83 52 37 107
16 66 95 108 50 85 19 111 84 53 36 112
17 67 96 109 51 86 20 112 85 54 35 113
18 68 97 110 52 87 21 113 86 55 34 114
19 69 98 111 53 88 22 114 87 56 33 115
20 70 99 112 54 89 23 115 88 57 32 116
21 71 10 113 55 90 24 116 89 58 31 117
22 40 72 114 56 91 25 117 90 59 30 101
23 41 73 115 57 92 26 110 91 60 49 102
24 42 74 116 58 93 27 101 92 61 48 103
25 43 75 117 59 94 28 102 93 62 47 104
26 44 76 101 60 95 29 103 94 63 46 105
27 45 77 102 61 96 30 104 95 64 45 106
28 46 78 103 62 97 31 105 96 65 44 107
29 47 79 104 63 98 32 106 97 66 43 108
30 48 80 105 64 99 33 107 98 67 42 109
31 49 81 106 65 100 34 108 99 68 41 110
32 50 82 107 66 1 35 109 10 69 40 111
33 51 83 108 67 2 36 110
34 52 84 109 68 3 37 111  



Задания

1. Естествознание как целое. Трансдисциплинарные идеи естествознания.

2. Естественнонаучная и гуманитарные культуры. Характерные черты науки.

3. Эмпирическое познание. Методы эмпирического познания. Роль эксперимента в науке.

4. Теоретическое познание. Методы теоретического уровня познания (примеры использования методов теоретического познания учеными).

5. Основа принципиального единства и относительной самостоятельности основных разделов естествознания.

6. Соотношение основных естественных наук друг с другом.

7. Роль математики и системного подхода в естествознании.

8. Связь математики и естествознания. Взгляды выдающихся философов, физиков, математиков.

9. Античная наука. Картина мира Аристотеля.

10. Научная революция XVI-XVIII веков. Картина мира И. Ньютона.

11. Наука XVIII-XIX – основные открытия. Кризис классического естествознания.

12. Научная революция конца XIX – начала XX века. Основные открытия. Картина мира А.Эйнштейна.

13. Предмет физики. Перечислите фундаментальные физические теории. Приведите примеры динамических и статистических законов.

14. Понятие симметрии. Законы сохранения и их связь с симметрией.

15. Системность материи, системы живой и неживой природы.

16. Структурность материи. Структурные уровни организации материи в живой и неживой природе. Микро-, макро-, мега- миры.

17. Макромир – объект классической механики И.Ньютона. Классические концепции пространства и времени.

18. Микромир – объект квантовой механики. Гипотеза де Бройля, волновая функция и принцип неопределенности В.Гейзенберга.

19. Мегамир – объект релятивистской механики СТО. Важнейшие выводы СТО. Законы сохранения массы, энергии.

20. Открытие элементарных частиц. Их характеристика (масса, заряд, время жизни) и их классификация.

21. Корпускулярно-волновые свойства света. Квантование энергии. Фотоэффект и его объяснение.

22. Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов. Принцип дополнительности Н. Бора и соотношение неопределенностей Гейзенберга.

23. Основные положения обшей и специальной теории относительности, четырехмерная реальность.

24. Модель расширяющейся Вселенной. Доказательства расширения Вселенной.

25. Теория Большого взрыва. Этапы эволюции Вселенной.

26. Возникновение и эволюция звезд. Происхождение химических элементов.

27. Солнечная система. Характеристика планет солнечной системы.

28. Происхождение Земли и планет.

29. Геосферы Земли и их краткая характеристика.

30. Предмет познания химической науки, ее основные задачи.

31. Основная проблема химии. Перечислите и охарактеризуйте факторы от которых зависят свойства вещества.

32. Система химии, логика ее развития и построения.

33. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете развития концепций химического элемента.

34. Закон постоянства химического состава и его роль в химии.

35. Развитие учение о структуре вещества. Работы А. М. Бутлерова.

36. Развитие учения о химических процессах. Химическая кинетика.

37. Принцип обратимости химических реакций. Понятие химического равновесия. Термодинамические методы управления химическими процессами.

38. Основные законы химии: закон сохранения массы, закон постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева.

39. Понятие «химический элемент». Изотопы. Радиоактивные изотопы и их использование.

40. Предмет биологии. Концепции структурных уровней в биологии.

41. Концепции традиционной или натуралистской биологии.

42. Характеристика молекулярно-генетического уровня жизни.

43. Клеточный уровень организации живой материи. Концепции прокариотной и эукариотной клеточной организации и ее общебиологическое значение.

44. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

45. Популяционно-биоценетический уровень организации живой материи.

46. Биосферный уровень организации живой материи. Многообразие живых организмов как основа устойчивости биосферы.

47. Физико-химические методы познания в современной биологии (метод меченых атомов, метод рентгеноструктурного анализа и электронной спектроскопии, методы фракционирования, методы прижизненного анализа).

48. Проблема происхождения жизни на Земле. Основные концепции.

49. Биосфера и космические циклы. Человек как часть биосферы.

50. Связь Космоса с Землей по концепции А.Л. Чижевского.

51. Понятие биосферы. Состав биосферы. Естественные границы жизни в биосфере.

52. Ключевые идеи учения о ноосфере В.И. Вернадского. Основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу.

53. Биосфера и экология. Физические принципы ухудшения экологии и необходимость экологического образования.

54. Социально-биологические и техногенные параметры экологического кризиса.

55. Биосфера как глобальная экосистема. Отличие экосистемы от физических, химических и биологических систем.

56. Структура биотической и абиотической компоненты Биосферы. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов, как проявление геохимической функции живого вещества.

57. Иерархическое строение биосферы и трофические уровни.

58. Организация и самоорганизация в живой природе.

59. Основные положения эволюционной теории происхождения человека.

60. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека.

61. Особенности внутривидовой структуры человека. Адаптивные типы и этнос.

62. Биологическое и социальное в развитии личности. Конфликт социальной и биологической природы человека.

63. Концепция эволюции этносов Л. Н. Гумилева. Корреляция вспышек творческой и солнечной активности.

64. Особенности экологической и биомедицинской этики. Этика ответственности.

65. Строение Земли. Методы получения знания о строении Земли.

66. Геологические оболочки Земли. Характеристика химического состава и физических особенностей.

67. Литосфера. Экологические функции литосферы.

68. Гидросфера. Водный баланс планеты, биота континентальных водоемов и Мирового Океана (краткая характеристика).

69. Атмосфера. Основные физические и химические характеристики. Биота атмосферы.

70. Атмосфера. Термодинамически активные примеси и проблема «парникового» эффекта.

71. Биосфара как геологическая оболочка Земли. Концепции биосферы. Структура биосферы в рамках разных концепций.

72. Климат Земли и его связь с процессами в атмосфере, гидросфере, литосфере. Климат и жизнь.

73. Три начала термодинамики. Общенаучное значение понятия энтропии.

74. Энтропия и стрела времени. Эволюция химических, физических, биологических систем как последовательность бифуркаций, нарушений симметрии и критических отборов.

75. Синергетика. Синергетические представления о механизме самоорганизации и эволюции.

76. Идеи и модели эволюции Вселенной, Галактик и Звезд.

77. Идеи и модели эволюции Солнечной системы и Земли

78. Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?

79. Генная инженерия и ее потенциальные возможности.

80. Генетический код живого организма. Этапы развития генетики и ее значение для практики.

81. Признаки живого. Структурные уровни живой материи.

82. Возникновение информационного общества.

83. Цивилизация и синергетика.

84. Глобализация и синергетический прогноз развития человечества.

85. Клонирование: плюсы и минусы.

86. Глобальный экологический кризис.

87. Основные стадии антропогенеза.

88. Неолитическая революция и её последствия.

89. Социальная природа человека.

90. Метод Фибоначчи как фактор гармонической самоорганизации

91. Генетика и эволюция

92. Современная теория происхождения жизни.

93. Образование и строение материков и океанов.

94. Магнитосфера Земли.

95. Радиоактивность.

96. Нанотехнологии.

97. Человек как предмет современного естествознания.

98. Космология.

99. Антропный принцип и эволюция Вселенной.

100. Роль физических законов в понимании живого.

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант 101

1. В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла…

А) Цитология

Б) Органическая химия

В) Биохимия

Г) Генетика

2. Проведение многократных экспериментов для установления истинности выдвинутого предположения является примером применения в науки принципа…

А) Верификации

Б) Моделирования

В) Фальсификации

Г) Дополнения

3. Согласно представлениям механической картины мира, если бы из Вселенной можно было убрать все материальные тела, то …

А) Изменились бы свойства времени, а пространство осталось неизменным

Б) Одновременно исчезло бы и пространство, и время

В) Изменились бы свойства пространства, а время осталось неизменным

Г) Свойства пространства и времени остались бы неизменными

4. Одним из эмпирических доказательств справедливости общей теории относительности служит…

А) Эффект замедления времени при околосветовых скоростях

Б) Эффект сокращения длин при больших скоростях движения

В) Аномальное смещение перигелия орбиты Меркурия

Г) Постоянство скорости света, наблюдаемое в опыте Майкельсона – Морли

5. Главным элементом живого мира, образующим структурную основу всего многообразия органических соединений, является…

А) Водород

Б) Углерод

В) Кислород

Г) Кремний

6. Не относиться к числу известных в физике и вообще в естественных науках форм энергии …

А) Ядерная энергия

Б) Положительная и отрицательная психоэнергия

В) Тепловая энергия

Г) Потенциальная и кинетическая энергия

7. К принципу универсального эволюционизма относится положение о том, что …

А) Механизм биологической эволюции включает изменчивость, естественный отбор и наследственность.

Б) Эволюция – это характерная черта живой природы, а для неживой природы свойственна тенденция к постоянной деградации.

В) Вселенная в целом и все ее подсистемы существуют в постоянном развитии

Г) Преобладающей тенденцией во всех мировых процессах является тенденция во всех мировых процессах является тенденция к деградации и росту энтропии.

8. Химическим (-ими) элементом (-ами), образующимся (-мися) помимо реакции ядерного синтеза в недрах звезд, является (-ются)…

А) Все элементы начала таблицы Менделеева, от водорода до железа.

Б) Только водород.

В) Водород и гелий

Г) Только гелий

9. Согласно современным концепциям биологической эволюции, первые живые организмы были анаэробными, то есть…

А) Не были способны производить органические вещества питания из неорганических.

Б) Производили органические вещества питания из неорганических

В) Были способны жить в отсутствии кислорода

Г) Были способны жить только в присутствии кислорода.

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант № 102

1. Историческая эволюция живых систем (филогенез) является…

А) Строго предсказуемой

Б) Ненаправленной

В) Не самопроизвольной

Г) Необратимой

2. Биогеографические методы исследования эволюции живой природы включают …

А) Исследование взаимной приспособленности видов друг к другу в природных сообществах.

Б) Сравнение организмов разных групп на стадии зародышевого развития.

В) Изучение сходства органов организмов сравниваемых форм.

Г) Сопоставления состава растительного и животного мира островов с историей их происхождения.

3. Примером модификационной изменчивости является изменение…

А) Окраски крыльев бабочек под влиянием условий внешней среды

Б) Структуры хромосом в процессе клеточного деления

В) Последовательности аминокислотных остатков в белке

Г) Числа хромосом в гаплоидном наборе

4. Паразитизм как форма биотических отношений связывает друг с другом…

А) Березу и подберезовик

Б) Белку и лося

В) Человека и вирус герпеса

Г) Цаплю и лягушку

5. Представление о пространстве-времени как полноправной, активной, сложно устроенной составляющей материального мира характерно для…

А) Натурфилосовской картины мира Аристотеля

Б) Натурфилосовских учений древнегреческих атомистов

В) Механической научной картины мира

Г) Современной научной картины мира

6. Установите соответствие между характерной чертой живых систем и одним из её проявлений:

1) Открытость

2) Молекулярная хиральность

3) Гомеостаз

А) Происходит постоянная смена поколений клеток в организме, организмов в популяции

Б) Живым системам свойственна одна из возможных пространственных форм того или иного химического соединения

В) Через живые системы постоянно проходят потоки веществ и энергии

Г) Существуют молекулярные механизмы поддержания постоянства среды живой системы

7. Результатом процесса дифференциации научного знания является…

А) Биофизика

Б) Биогеография

В) Биохимия

Г) Эмбриология

8. Гипотеза представляет собой…

А) Совокупность проверенных положений, объясняющих явления определенной области действительности

Б) Установленную и проверенную закономерность между свойствами изучаемых объектов

В) Теоретическое предположение о сущности непосредственно наблюдаемых явлений

Г) Набор новых фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории

9. В современной научной картине мира ______ не рассматривается как одна из форм материи.

А) Биополе

Б) Физический вакуум

В) Вещество

Г) Физическое поле

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант № 103

1. Относительно симметрий пространства справедливо утверждение, что пространство…

А) Анизатропно Б) Асимметрично В) Изотропно Г) Неоднородно

2. Интегративность – одно из характерных свойств природных систем – проявляется в том, что …

А) Системы низшего уровня организации входят в состав систем более высокого уровня

Б) Свойства системы представляют простую сумму соответствующих свойств составляющих её компонентов

В) Все свойства системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга

Г) У системы появляются новые свойства, отсутствующие у компонентов и возникающие в результате взаимодействия компонентов

3. Одним из критериев классификации элементарных частиц является…

А) Форма Б) Время жизни В) Размер Г) Численность

4. Состав простого вещества отображает формула…

А) CH4 Б) HCl В) O3 Г) H2O

5. Установите соответствие между характерной чертой систем и одним из ее проявлений:

1) Самовоспроизведение-

2) Обмен веществ и энергии

3) Гомеостаз-

А) Существуют молекулярные механизмы поддержания постоянства кислотно-основных свойств среды живой системы.

Б) В живой системе многие биоорганические молекулы существуют в одной из двух возможных пространственных форм.

В) Процессы жизнедеятельности протекают при постоянном использовании энергии питательных веществ.

Г) Происходит постоянная смена поколений клеток в организме, организмов в популяции.

6. Установите соответствие между названием стадии в концепции биохимической эволюции и примером изменений, происходящих на этой стадии:

1) Абиогенез

2) Коацервация

3) Биоэволюция

А) Образование восстановительной атмосферы молодой Земли

Б) Возникновение автотрофов

В) Синтез органических молекул из неорганических газов

Г) Концентрирование органических молекул и образование много молекулярных комплексов

7. Одним из фундаментальных вопросов, на которые отвечает любая научная или натурфилософская картина мира, - из чего все состоит? Установите соответствие между участником симпозиума и понятиями, которые он употреблял, выражая свою точку зрения по этому вопросу:

1) Демокрит

2) Максвелл

3) Фейман

А) поле, заряд, непрерывность

Б) пустота, атом, неделимость

В) поле, элементарная частица, атом

8. Понимание пространства и времени как некоторых субстанции, обладающих самостоятельным существованием и не связанных с материальными телами, характерно для…

А) современной научной картины мира

Б) механической научной картины мира

В) натурфилософской картины мира Аристотеля

Г) специальной теории относительности Эйнштейна

9. Установите соответствие между уровнями организации биологических систем и их примерами…

1) органелла

2) биополимерами

3) клетка

А) РНК

Б) нейрон

В) рибосомами

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант № 104

1. Установите соответствие между понятием и его определением…

1) генобиоз

2) голобиоз

3) абиогенез

А) гипотеза, согласно которой первичными были белковые структуры с ферментативной активностью

Б) концепция, согласно которой жизнь на земле возникла в результате самоорганизиции неживой материи

В) гипотеза, согласно которой первичными были молекулярные системы со свойствами генетического кода

2. Установите соответствие между функциональной группой организмов экосистемы и примерами организмов…

1) Консументы

2) Продуценты

3) Редуценты

А) гетеротрофные бактерии и грибы

Б) лоси и бурые медведи

В) водоросли и фотосинтезирующие бактерии

Г) растения и почвенные организмы

3. В ходе дискуссий о фундаментальных взаимодействий между Ньютоном, Максвеллом и Фейнманем никто из участников не заявил, что количество известных ему фундаментальных взаимодействий равно…

А) 3 Б) 2 В) 1 Г) 4

4.Установите соответствие между участником симпозиума и его аргументами по вопросу о том, почему пространства без материи не бывает…

1) Аристотель

2) Эйнштейн

3) Хокинг

А) можно удалить из какой-то области все реальные частицы, но виртуальные частицы в ней все равно будут

Б) природа не терпит пустота, поэтому материя должна быть вездесуща

В) пространство, время и материя настолько тесно взаимосвязаны, что невозможно даже представить одно без другого.

5. Свойство, которое отражает процесс получения научного знания путём логических доказательств и проверки экспериментом, называется ...

А) объективностью Б) достоверностью В) универсальностью Г) системностью

6. Относительно симметрий пространства справедливо утверждение, что пространство ...

А) асимметрично Б) неоднородно В) анизотропно Г) изотропно

7. Ньютон ввел понятие "Абсолютное время". Время является Абсолютным, поскольку ...

А) отсчитывается от момента сотворения мира, до которого времени просто не было

Б) его течение совершенно не зависит от материальных тел и того, что с ними происходит

В) оно является первоначальной причиной всех явлений , безусловным и совершенным началом бытия

Г) оно течёт быстрее, чем время в любой системе отсчёта, связанной с реальным телом отсчёта

8. Среди теоретических методов исследования отсутствует:

а)экспериментальные

б) исторические

в) дедуктивные

г) логические

9. Открытие какого элемента подтвердило правильность периодической системы Менделеева:

а) кислород;

б) натрий;

в) магний;

г) калий;

д) галлий.

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант № 105

1. Естественные науки характеризуются ...

А) интересом к индивидуальным свойствам изучаемых объектов

Б) преобладанием качественных оценок над количественными

В) использованием нестрого образного языка

Г) обязательной опытной проверкой полученных знаний

2. Свойство, которое отражает процесс получения научного знания путём логических доказательств и проверки экспериментом, называется ...

А) объективностью

Б) достоверностью

В) универсальностью

Г) системностью

3. Относительно симметрий пространства справедливо утверждение, что пространство ...

А) асимметрично

Б) неоднородно

В) анизотропно

Г) изотропно

4. Ньютон ввел понятие «Абсолютное время». Время является Абсолютным, поскольку ...

А) отсчитывается от момента сотворения мира, до которого времени просто не было

Б) его течение совершенно не зависит от материальных тел и того, что с ними происходит

В) оно является первоначальной причиной всех явлений , безусловным и совершенным началом бытия

Г) оно течёт быстрее, чем время в любой системе отсчёта, связанной с реальным телом отсчёта

5. Структурами микромира являются ...

А) молекулы ДНК

Б) молекулы воды

В) бактерии

Г) хромосомы

6. Роль для живой природы аномальной плотности льда - твёрдого состояния воды - проявляется в том, что возможно ...

А) передвижение питательных веществ по сосудам живых систем

Б) сохранение жизни в замерзающих водоёмах

В) существование жизни на поверхности водоёмов

Г) поддержание постоянства температурного режима внутренней среды живой клетки

7. В соответствии с принципом дополнительности Н. Бора для полного понимания природы микрообъекта ...

А) требуется многократное повторение одного и того же эксперимента

Б) необходимо, чтобы его квантовое описание дополнялось классическим

В) достаточно представить его либо в виде волны, либо в виде частицы

Г) требуется изучение как корпускулярных, так и волновых свойств, проявляющихся в разных экспериментах

8. Согласно одной из формулировок второго закона термодинамики, в ходе процесса, протекающего в изолированной системе, ...

А) энтропия возрастает

Б) возникает более упорядоченные структуры

В) энтропия уменьшается

Г) энтропия не изменяется

9. Состояние системы, приближающейся к точке бифуркации, характеризуется ...

А) полным отсутствием флуктуаций

Б) стабильностью

В) неустойчивостью

Г) полной определённостью пути дальнейшего развития

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант № 106

1. Дальше нашего Солнца по пути звёздной эволюции ушли ...

А) планеты Б) белые карлики В) протозвёзды Г) голубые гиганты

2. Согласно одной из исторических концепций происхождения жизни - гипотезе панспермии, жизнь ...

А) постоянно зарождается из неживого вещества, содержащего "активное начало"

Б) является вечной, как и Земля

В) занесена на Землю из космоса

Г) есть результат божественного творения

3. Эволюционным фактором, благодаря которому эволюция приобретает направленный характер, является (-ются) ...

А) естественный отбор Б) изоляция В) популяционные волны Г) мутационный процесс

4. Ароморфозом, возникшим в ходе эволюции органического мира, является ...

А) появления приспособлений к опылению

Б) возникновение фотосинтеза

В) изменение формы листа

Г) появление защитных игл и колючек

5. Продуцентами в наземной экосистеме являются ...

А) микроорганизмы Б) грибы В) животные Г) растения

6. Парой рецессивных генов, определяющих развитие одного признака, будет набор ...

А) ав

Б) АА

В) аа

Г) Аа

7. В развитии сознания и речи - признаков, отличающих человека от животного мира, решающее значение имели ...

А) социальные факторы эволюции

Б) формы естественного отбора

В) генетические факторы эволюции

Г) биологические факторы эволюции

Вариант № 107

1. Вселенная в больших масштабах ...

А) вращается вокруг мировой оси

Б) стационарна

В) анизотропна

Г) однородна

2. Ньютон ввел понятие «Абсолютное время». Время является Абсолютным, поскольку ...

А) отсчитывается от момента сотворения мира, до которого времени просто не было

Б) его течение совершенно не зависит от материальных тел и того, что с ними происходит

В) оно является первоначальной причиной всех явлений , безусловным и совершенным началом бытия

Г) оно течёт быстрее, чем время в любой системе отсчёта, связанной с реальным телом отсчёта

3. Роль для живой природы аномальной плотности льда - твёрдого состояния воды - проявляется в том, что возможно ...

А) передвижение питательных веществ по сосудам живых систем

Б) сохранение жизни в замерзающих водоёмах

В) существование жизни на поверхности водоёмов

Г) поддержание постоянства температурного режима внутренней среды живой клетки

4. В соответствии с принципом дополнительности Н. Бора для полного понимания природы микрообъекта ...

А) требуется многократное повторение одного и того же эксперимента

Б) необходимо, чтобы его квантовое описание дополнялось классическим

В) достаточно представить его либо в виде волны, либо в виде частицы

Г) требуется изучение как корпускулярных так и волновых свойств, проявляющихся в разных экспериментах

5. Согласно одной из формулировок второго закона термодинамики, в ходе процесса, протекающего в изолированной системе, ...

А) энтропия возрастает

Б) возникает более упорядоченные структуры

В) энтропия уменьшается

Г) энтропия не изменяется

6. Состояние системы, приближающейся к точке бифуркации, характеризуется ...

А) полным отсутствием флуктуаций

Б) стабильностью

В) неустойчивостью

Г) полной определённостью пути дальнейшего развития

7. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием.

1) креационизм

2) панспермия

3) стационарное состояние

Варианты ответов :

а) создание жизни Творцом в определенное время

б) возникновение жизни является проявлением старения Вселенной

в) занесение живого вещества на Землю из Космоса.

г) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно.

8. Вселенная в первые мгновения своего существования была:

А) сверхплотной и сверхгорячей;

Б) абсолютно пустой и холодной;

В) бесконечной, но имеющей границы;

Г) бесконечно малой и бесплотной.

9. Положение – «материя состоит из дискретного вещества», характерно для….

А) электромагнитной картины мира

Б) механической картины мира

В) исследовательской программы Левкиппа-Демокрита

Г) квантово-полевой картины мира

Тестовые задания для контрольной работы

Вариант №108

1. Как называется фундаментальное взаимодействие в природе, имеющее универсальный характер:

А) гравитационное;

Б) сильное ядерное;

В) слабое;

Г) межмолекулярное;

2. В основе какого физического обобщения лежит утверждение, что корпускулярно-волновой дуализм присущ не только оптическим явлениям, но и всем микрочастицам:

А) принципа соответствия;

Б) гипотезы де Бройля;

В) законов Кеплера;

Г) принципа эквивалентности;

Д) теоремы Карно?

3. Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются:

А) редуценты

Б) фитофаги

В) продуценты

Г) консументы

Вариант №109

1. Соответствие между участником симпозиума и его аргументами по вопросу о том, почему пространства без материи не бывает:

1) Аристотель

2) Эйнштейн

3) Хокинг

1. можно удалить из какой-то области все реальные частицы, но виртуальные частицы в ней все равно будут рождаться и исчезать

2. природа не терпит пустоты, поэтому материя должна быть вездесуща и должна заполнить все уголки Вселенной

3. пространство-время и материя настолько тесно взаимосвязаны, что невозможно даже представить пусть пространства без материи

2. Установите соответствие между химическим элементом и его основной ролью в живой клетке:

1) Кислород

2) Углерод

3) Кобальт

1. микроэлемен

Наши рекомендации